Законность установки дорожных знаков

Полная информация в статье на тему: "Законность установки дорожных знаков" с объяснением от специалистов. По всем вопросам обращайтесь к дежурному специалисту.

Законность установки дорожных знаков

Законность установки дорожных знаков

Правила по ГОСТу

Чтобы минимизировать риск возникновения ДТП, по всей стране используются единые принципы установки дорожных знаков. Перечислим основные из них:

  • Они должны быть одинаково хорошо видны как автомобилистам, так и пешеходам;
  • Никакие предметы (рекламные баннеры, архитектурные излишества, строения и т.д.) не должны закрывать собой щит;
  • В нашей стране, где действует правило правостороннего движения, дорожные знаки надлежит ставить только с правой стороны;
  • Требования к высоте более расплывчаты: от 1,5 до 6 метров;
  • Если произвести работы с соблюдением всех стандартов, то в хорошую погоду человек со здоровым зрением сможет распознать предупреждающий символ за 100 метров;
  • При необходимости можно ставить один щит над другим на одной штанге, между ними должно быть выдержано расстояние от 5 см до 20 см. Очередность расположения должна соответствовать приоритету.

Помимо соблюдения общих законных требований, необходимо учитывать такие нюансы:

  • Направление падения отраженного от поверхности щита света;
  • Визуальная обзорность в окрестностях данного пункта;
  • Средняя скорость и плотность потока.

Законно ли штрафовать за отсутствие знака «Шипы»?

Климатические условия в России крайне неблагоприятны. Зимний период отличается как повышенным уровнем осадков, так и крайне низкими в сравнении с Европой температурами. Сцепление с покрытием в такую годину минимально, что неминуемо приводит к ДТП.

Эти факторы толкают водителей использовать шины с шипами, которые делают управление машиной более предсказуемым.

Однако для прочих участников потока такое решение не столь выгодно:

[2]

  • Автомобиль с шипованной резиной тормозит гораздо лучше, чем с обычной. Если первая машина идет впереди второй, то столкновение практически неизбежно;
  • Во время вращения шипованных колес от транспортного средства отлетают грязь и камни, которые попадают на лобовое стекло позади следующего авто.

Чтобы избежать возможных негативных эффектов, владелец машины должен наклеивать на заднее стекло предупреждающий знак в виде литеры «Ш» («шипы»). Необходимость размещения указана в ПДД.

Согласно постановлению Правительства РФ от 24.03.2017, сотрудники ГИБДД вправе наложить запрет на эксплуатацию транспортного средства при отсутствии наклейки. В реальности нерадивый водитель может отделаться всего лишь предупреждением.

Советы для водителей

Юридическая неграмотность водителей в значительной мере компенсируется некомпетентностью отечественных дорожных служб. Вкупе эти две силы делают российские автомагистрали одними из опасных в мире.

Типичная безалаберность касается и такого необходимого помощника в движении, как дорожные знаки. Не так редко можно стать свидетелем неправильного и даже грубого нарушения ГОСТа при монтаже.

Последовательность действий для законопослушных граждан следующая:

  1. Не следует намеренно нарушать правила движения, дабы наказать систему. Факт ошибки дорожников нужно еще доказать, а за нарушение можно поплатиться жизнью;
  2. При первом обнаружении неправильной установки необходимо зафиксировать ее в виде фотографии или видео. Кадры должны иметь маркировку даты съемки, иначе в суде возникнут большие проблемы с доказательствами;
  3. В заявлении нужно сослаться на конкретные пункты в ныне действующем законодательстве, которые были нарушены;
  4. После этого остается ждать решения судебных органов. Согласно наиболее распространенной практике, подобная самодеятельность мало когда увенчивается справедливыми мерами в отношении нарушителей.

Как проверить, законно ли установлен дорожный знак?

Автоподставы – одно из специфических явлений российской жизни. Причем виновниками в них могут быть как ушлые водители с криминальным прошлым, так и предприимчивые сотрудники ГИБДД. Последние в жажде наживы могут использовать фальшивые дорзнаки, основное назначение которых – сбор денег с ничего не подозревающих обывателей.

Чтобы не попасться на уловки мошенников, нужно руководствоваться следующими принципами:

  • Внимательно изучить государственные стандарты и правила дорожного движения. Предъявить ложное нарушение грамотному водителю практически невозможно;
  • Обратиться с жалобой в соответствующие органы: Центр организации дорожного движения, ГИБДД, орган местного самоуправления и т.д.;
  • В большинстве крупных городов работают онлайн-приемные, которые позволяют отправить жалобу не выходя из дома;
  • По возможности зафиксировать фотоаппаратом факт нарушения;
  • Чиновники рассматривают жалобу в течение максимум 30 дней;
  • При положительном разрешении вопроса знак будет демонтирован.

При сомнениях относительно законности монтажа можно обратиться к планам ЦОДД данного населенного пункта (для Москвы). Там должны быть отражены все ныне установленные знаки и законные основания для этого.

Ответственность за нарушение

Согласно ПДД, с техническими средствами организации движения (дорожными знаками) запрещено производить такие самовольные манипуляции:

  • Убирать;
  • Преграждать доступ;
  • Наносить повреждения;
  • Устанавливать собственные без резолюции со стороны властей.

При незаконной установке к нарушителю применяются положения Кодекса об административных правонарушениях.

Суровость наказания зависит от категории граждан:

  • Физические лица: 5-10 тысяч рублей;
  • Чиновники: до 25 тысяч рублей;
  • Компании: до 300 тысяч рублей.

В случае если правонарушитель уничтожил или повредил дорожный знак, то уровень ответственности будет несоизмеримо выше.

Уголовный кодекс так трактует возможное наказание:

  • Штраф до 40 тысяч рублей;
  • Исправительные или принудительные работы;
  • Заключение в тюрьму на срок до 2 лет.

Если самовольный демонтаж стал причиной гибели человека в ДТП, то хулигану придется распрощаться со свободой на срок до 5 лет. На такой же период возможно заключение при различных антиобщественных выходках: взрыв, поджог и т. д.

Нарушение правил дорожного движения случались с каждым водителем и даже пешеходом. Ведь кто не перебегал на красный свет светофора или в месте, где установленного дорожного знака перехода дороги просто нет? Однако в случае с водителем некоторые виды нарушений чреваты серьезными последствиями, вплоть до лишения прав или даже свободы человека. Поэтому в момент, когда инспектор выписывает штраф за нарушение правил под знаком, которого раньше не было в этом месте, рождается вопрос о том, как проверить законность установки дорожного знака. О тонкостях процесса расскажет статья.

Место установки дорожных знаков

Требования, которые выдвигаются к местам установки дорожных знаков, оговариваются вполне конкретно.

  • Во-первых, установка должна обеспечивать хорошую видимость знака, если точнее, то не далее, чем два метра от дорожного полотна. При этом в случае наличия преград для установки могут возводиться дополнительные крепления, которые обеспечат нахождение знака на необходимом месте.
  • Во-вторых, каждый знак не должен мешать передвижению ни пешеходов, ни автомобилей. Поэтому если установка неудобна для кого-то, ее законность можно оспорить в судебном порядке.
  • И в-третьих, если место установки не обеспечивает необходимой видимости, знак крепится на специальных опорах или окружающие условия меняются для обеспечения видимости.
Читайте так же:  Кого не имеют права лишать наследства

Последний пункт вызывает наибольшее количество споров, так как в крупных городах нередко знаки закрываются уличной рекламой, различными укреплениями, что способствует нарушению правил передвижения.

Важно! Из-за большого числа случаев, в которых водитель был лишен прав или оштрафован из-за знака, установленного незаконно или не соответствующего нормам установки, юристы рекомендуют сразу же фиксировать на подручные средства фактическое нахождение знака.

Это нужно по той причине, что уже через несколько дней знак может быть незаметно перенесен и замаскирован так, как будто его установка вполне законна. Поэтому проверить информацию будет уже невозможно.

Общие требования к дорожным знакам

Как и у любого предмета, выпуск которого начинался на территории распавшейся ныне СССР, у дорожных знаков есть так называемые ГОСТы — требования, разработанные и многократно проверенные соответствующими службами по ряду требований. В частности, каждый установленный дорожный знак должен быть выполнен определенной высоты и величины, которая обеспечивает хорошую видимость и читаемость объекта. Лакокрасочное покрытие, снабженное водоотталкивающими и светоотражающими частицами, также служит этой задаче.

Законность подобных требований закреплена на государственном уровне. При этом в случае, если по каким-либо причинам дорожный знак потерял необходимые свойства, его должны проверить и заменить. Узнать об этом в первую очередь должны проверяющие службы, водители же могут помочь в этом процессе. Если установленный дорожный знак не соответствует стандартам, водитель может направить обращение, в том числе, в электронном виде, в котором будет указано точное место расположения и вид. Это значительно упростит работу проверяющих служб.

Важно! Если при проверке знака на соответствие нормам выявлено, что в определенной ситуации на дороге водитель мог не увидеть его значения, можно попытаться оспорить законность выписанного штрафа или лишения.

Однако, во-первых, подобная практика распространена не широко. А во-вторых, в небольших городах далеко не каждый юрист возьмется за подобное дело.

Сообщества › DRIVE2 и ГАИ › Блог › Законно ли установлен знак?

ситуация такая, поставили знак парковка запрещена на одном участке улицы, так просто с нечего за 100 лет взяли и поставили, как можно узнать законно ли его поставили? рядом ресторан куда постоянно приезжают люди, тачки весьма дорогие паркуются, местным жителям негде ставить теперь из за знака и от того что клиенты в ресторан приезжают пожрать, подумал может этот ресторан для своих клиентов место отгораживает?

Смотрите также

Комментарии 32

Вы удивляетесь одному знаку, а на центральных улицах возле жилых домов знаков понаставили через каждые 5 метров — голова кругом идёт от них, то налево, то направо смотришь, так и яму не заметишь… Помешались наши власти (сами знаете хто) по установке разных знаков в Москве.

да согласен… вот и из центра пошли на мкад ставят возле домов что машину не запаркуешь

[1]

есть ГОСТы по установке знаков и правила их установки, запроси в ГАИ

парковка запрещена эвакуатор работает

уже проходил процедуру такую. Можно делать одновременно:
1. Запрос в ЦОДД
2. Запрос в Префектуру данного округа (если дорога относится к дворовой территории)
через 30 дней будет ответ, но рекомендую указывать и электронный адрес в контактах, возможно получите ответ раньше в электронном виде.

в ЦОДД отправить вопрос. На портале мос.ру можно

как знак парковка запрещена связан с клиентами ресторана ?! :-/ звонишь в цодд и выяснешь корректность и реальность установки знака

ну мало ли сами поставили отгонять местных а своих парковать) без последствия)

если остановка запрещена, то минимум местные лучше всех должны знать так ли это… кто паркуется, штрафуют ли… вообще… если есть знак фото-видеофиксация, то ездит паркон… если есть знак Эвакуация, то работает эвакуатор… я подумал — а если просто знак остановка запрещена — кто что сделает то ?! 🙂 за остановкой стоякной следит МАДИ… не гибдд…

взял да спилил и в металлолом отволок

У нас тоже лепят на глухих улицах, только начальник глаза круглые не делает .

иди в ЦОДД у нас так же влепили знак на глухой улице.
начальник отдела выпучил глаза когда узнал и сказал будет разбираться.
знаки они от вольного лепят. руки бы им оторвать

Может в движение «Синие Ведёрки» Петру Шкуматову написать? Он, думаю поможет.) А там фиг знает. По радио красиво поёт, когда его приглашают на эфир.

просто вбей в поиске на ютубе: стопхам ресторан сделал парковку и сам всё увидишь

при каждом горсовете (района) есть комиссия по безопасности ДД. Она по предписанию из ГАИ или совместно с ним заседают, выносят решение, утверждают и дают указание дорожникам установить дор. знаки, лежащие полицейские, светофоры! Туда же могут обращаться граждане с предложениями и вопросами.
Вот такая процедура должна быть!

оо чет мне весьма знакомое))вот объясню суть ))есть ресторан и участок дороги, учитывая что скорее всего ходят туда люди знатные и у ресторана банально нет денег чтобы сделать себе парковку, они в большинстве случаев ставят самовольно знак а люди близ лежащих домов потом незнают куда поставить своё авто!Есть много видео на ютубе стопхамовских на эту тему.Советую ознакомится и тогда можно будет узнать на сколько действия установки данного знака в данном месте законны!

скорей всего рядом есть платная парковка. Вот чтоб туда загнать всех ставят на близрасположенных проездах. Вот у нас Казани понатыкали везде в центре платные, даже на трехполосной односторонней, где потока транспорта такого то и никогда не было (Муштари, Толстого, …), а заполненность платных около 30 процентов счаз. Вот и сгоняют подобным образом туда.

Выучить ПДД и ГОСТ на установку знаков, если не соответствует — написать грамотную коллективную жалобу в ЦОДД и ГИБДД — это их вопрос.

Читайте так же:  Назначение судебно психиатрической экспертизы

причем тут гост и пдд? вопрос читали?

ОООо у вас все запущено… с логикой Если вы хотите знать законно ли его поставили, то надо знать самому ГОСТ и ПДД. Знаки устанавливают в соответствии с их требованиями. Если знак установлен в соответствии с ГОСТ и не противоречит ПДД, то он законен на все 100%, если не соответствует, то пишите заявление о демонтаже.

странный вы) то есть если я захочу поставить знак сам лично, возле своего дома, что бы никто не парковался, по госту все поставлю и он будет официальным?

Странный это вы. Вы полный бред пишете. Ваш знак вы себе на спину только можете повесить.
Знаки все отмечены на планах ЦОДД, на каждый есть соответствующие документы в связи с чем и для чего повесили. Сам знак делается и вешается по технологии — она в ГОСТ. А причина размещения — ПДД.
Например: дорога в две полосы со сплошной и там постоянно паркуются (это запрещено), а до сплошной меньше 3-х м. потому знак и повесили, что б одни не парковались, а другие на встречку из-за них не вылазили. Или жалобы бабулек из соседних домов на выхлопные газы с парковки у ресторана — вот и повесили. Теперь бабкам скажут в префектуре — звоните в МАДИ иди ГИБДД — пусть они с нарушителями борются, а управа свое дело сделала.

ладно все понятно спасибо разберемся)

Видео (кликните для воспроизведения).

Странный это вы. Вы полный бред пишете. Ваш знак вы себе на спину только можете повесить.
Знаки все отмечены на планах ЦОДД, на каждый есть соответствующие документы в связи с чем и для чего повесили. Сам знак делается и вешается по технологии — она в ГОСТ. А причина размещения — ПДД.
Например: дорога в две полосы со сплошной и там постоянно паркуются (это запрещено), а до сплошной меньше 3-х м. потому знак и повесили, что б одни не парковались, а другие на встречку из-за них не вылазили. Или жалобы бабулек из соседних домов на выхлопные газы с парковки у ресторана — вот и повесили. Теперь бабкам скажут в префектуре — звоните в МАДИ иди ГИБДД — пусть они с нарушителями борются, а управа свое дело сделала.

не так — совсем не все знаки отмечены на планах цодд, есть много самовольно установленных, которые сносят нафик после проверки…

ОООо у вас все запущено… с логикой Если вы хотите знать законно ли его поставили, то надо знать самому ГОСТ и ПДД. Знаки устанавливают в соответствии с их требованиями. Если знак установлен в соответствии с ГОСТ и не противоречит ПДД, то он законен на все 100%, если не соответствует, то пишите заявление о демонтаже.

Выучить ПДД и ГОСТ на установку знаков, если не соответствует — написать грамотную коллективную жалобу в ЦОДД и ГИБДД — это их вопрос.

Да вы батенька ересь несете))) выходит знак установленный по ГОСТу априори законен?

Вы дальше переписку почитайте, а потом комментируйте.
Ну и ознакомьтесь с нормативными документами кто вешает и на основании чего.
И если вы такой умный, то напишите свои аргументы по данному вопросу — просвятите нас всех здесь.

Сделать официальный запрос

Сделать официальный запрос

начальнику гибдд позвони. или телефон доверия

Не виден дорожный знак, но вас штрафуют? Как избежать штрафа при неправильно установленном знаке ПДД + ГОСТ по установке дорожных знаков

Как показывает практика, нарушителем ПДД можно стать не только по собственной невнимательности, но и по невнимательности или откровенном пофигизме тех людей, которые занимаются безопасностью дорожного движения. Одни (сотрудники администрации муниципального образования) устанавливают знаки в кусты, ветки деревьев, на непрочные “опоры”, которые в скором времени просто падают, и на другие позиции, где они будут невидимы невооруженным взглядом, вторые (сотрудники ГИБДД) выполняют свою работу, штрафуя нарушителей правил дорожного движения, и им абсолютно все равно на то, что знак объективно не виден. Нарушение есть? Пройдемте!

Что делать, если сотрудники ГИБДД штрафуют за нарушение требований дорожного знака, который не видно

Допустим, вы услышали золотую фразу всех наших блюстителей закона “Пройдемте…”, чтобы получить “честно заслуженный” штраф за нарушение требований знака дорожного движения, который не видно. Не нужно спешить.

Первым делом необходимо достать свой мобильный телефон и включить видеокамеру. Сделать это нужно именно в тот момент, когда вас остановили и отчитали за нарушение требований знака дорожного движения, который висит не по ГОСТу. Медленно (чтобы можно было понять где вообще происходят события) снимите всю окружающую обстановку, будет здорово, если в кадр попадут магазины, кафе, чтобы можно было четко идентифицировать где вообще происходит действие.

Важное правило: Внимание! Съемка не должна прерываться, чтобы ни у кого не было причин сказать вам, что это был монтаж или еще что-то

В самом начале съемки нужно четко продиктовать место (адрес), где вы находитесь, дату и время. Сняв окружающую обстановку, нужно обязательно показать расположение знака и объекты, которые делают его невидимым или малозаметным. Желательно снять знак с той точки, с которой вы бы смотрели на него как бы из машины, чтобы было отчетливо видно, что разглядеть его весьма непросто. Сделайте еще несколько фото (общая панорама + привязка к объектам обстановки, сам знак и причину его невидимости), которые можно будет потом распечатать и приложить к жалобе на обжалование постановления об административном правонарушении в суд или вышестоящему руководителю.

Маловероятно, но возможно, что такая четкость действий смутит сотрудников ГИБДД, и они решат с вами не связываться. Если же на вас решили составить протокол об административном правонарушении, то обязательно укажите там свидетелей, можно просто любых водителей, которые проезжают мимо, либо пассажиров вашего авто (требуйте от инспектора, чтобы он все вписал). В графе “объяснение лица” укажите, что с протоколом не согласны, укажите откуда вы двигались и почему знака дорожного движения не было видно.

Если нарушение было незначительным, вам сразу же выдадут постановление о привлечении вас к ответственности, с которым вы должны не согласиться (о чем в нем обязательно нужно указать, если вы хотите его оспорить). Если же вы “не увидели” знак “движение запрещено” (кирпич) или “обгон запрещен”, то дело о вашем наказании будет рассматривать суд, там-то и пригодятся ваши фото (которые нужно будет распечатать) и видео, которое нужно скинуть на флеш-карту. Стоит отметить, что сроки обжалования постановления – 10 дней, порядок обжалования постановления мы разберем в одной из следующих статей.

[3]

Если машину эвакуировали из-под знака “остановка запрещена”, который не было видно

Так тоже часто бывает. Водитель выезжал со второстепенной дороги, а “установщики” знаков не заметили, что с этой позиции знак “остановка запрещена” будет не виден. И решили благополучно его поставить. Вы выехали, остановились, покинули авто, а по возвращении обнаружили, что его нет.

Читайте так же:  На какие бесплатные услуги от государства мы можем рассчитывать

По сути порядок действий по съемке тот же самый, что описан в самом начале статьи. Не забудьте зафиксировать откуда вы двигались и факт “невидимости” знака именно с той позиции. Далее убеждаетесь, что ваш авто действительно был эвакуирован, забираете в ГИБДД все документы (заполняете их так же, как указано выше) и готовитесь к обжалованию эвакуации авто из-под знака “остановка запрещена”, которого не было видно.

ГОСТ по установке дорожных знаков

А это самое интересное. Чем же вообще регламентируется установка дорожных знаков?

Дорожные знаки устанавливаются в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004. Этот ГОСТ подробно прописывает на каком расстоянии должно быть видны знаки, под каким углом, какого они должны быть размера и как они должны располагаться. Глава №5 ГОСТ Р 52289-2004 полностью посвящена вопросу того, как применяются и где устанавливаются дорожные знаки. Ссылки на этот ГОСТ можно найти в свободном доступе в интернете, там есть довольно много интересных моментов, которые откровенно игнорируют при установке знаков дорожного движения наши чудесные государственные (и не только) органы.

Кто отвечает за установку дорожных знаков

Ну и напоследок не менее интересный вопрос – кто вообще отвечает за установку знаков ПДД? Многие подумают, что ГИБДД. А вот и нет! За установку дорожных знаков отвечает либо администрация муниципального образования, либо субъект, в ведении которого находится участок местности, где установлен знак. Естественно, что все дорожные знаки устанавливаются по согласованию с ГИБДД и еще целым рядом государственных органов, но за неправильно установленный знак по шапке получит именно тот, в чьей зоне ответственности он будет находится.

Кстати, установить дорожный знак самостоятельно и без разрешения нельзя. За это предусмотрена административная ответственность, а знак такой будет вне закона, следовательно, требования, предписанные им, не имеют под собой совершенно никаких оснований (ст. 12.33 КоАП РФ).

В Верховном суде поспорили о произвольной установке дорожных знаков

Партнер «ФБК-Право» Александр Ермоленко продолжил оспаривать в Верховном суде пункты ПДД, которые позволяют городским властям произвольно ставить дорожные знаки «Остановка запрещена». По мнению заявителя, причины установки таких обозначений сейчас нигде не указаны. Первая инстанция отказала ему в иске, отметив, что обжалуемые нормы не регулируют установку запрещающих дорожных знаков и дублируют те положения, которые уже есть в ГОСТах.

На сегодняшнем заседании в апелляции ВС представитель истца Александра Герасимова, ведущий юрисконсульт «ФБК Право», пояснила, что правила дорожного движения не должны просто воспроизводить ГОСТы: «В ПДД устанавливается определенное регулирование дорожного движения». Юрист отметила, что по закону ограничивать движение машин можно лишь, исходя из программы целевого подхода. По ее словам, оспариваемые знаки регулируются только двумя абзацами в ПДД, и органы исполнительной власти устанавливают эти ограничения абсолютно произвольно.

Речь идет о правовом пробеле, который нужно устранить, подчеркнула Герасимова: «Необходимо указать, когда эти знаки можно устанавливать. Например, если есть помехи и угроза безопасности дорожного движения». Сам Ермоленко добавил, что ВС стоит дать дополнительное толкование, когда спорная ситуация не урегулирована законом: «Есть запрещающие знаки, а в каких ситуациях их можно и нужно ставить – непонятно. Надо бы разъяснить этот момент».

Представитель МВД Юлия Песковая в ответ обратила внимание на то, что истцы изначально просили вовсе признать недействующими дорожные знаки «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена». Она подчеркнула, что оспариваемые пункты ПДД применяются в системном единстве с другими законодательными положениями о безопасности дорожного движения

– Какие НПА регламентируют условия и порядок установки этих знаков? – поинтересовался судья-докладчик Владимир Зайцев.

– Часть 2 ст. 21 закона о безопасности дорожного движения и приказ Минтранса от 17 марта 2015 года № 43 «Об утверждении Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения», – ответила Песковая.

Вообще, нельзя выработать единые нормы для установки знаков на всю страну, добавил начальник отдела нормативно-правового регулирования и международного сотрудничества ГУОБДД МВД России Дмитрий Митрошин. По его словам, только владелец дороги может четко понимать, какой знак, когда и где нужно поставить: «Как пример, власти могут запретить обгон, если на каком-то участке конкретной трассы слишком часто случаются аварии».

– Но у госорганов есть обязанность регламентировать вопрос установки этих знаков? – уточнил судья Вячеслав Горшков.

– По сути, ограничений нет, они накладываются только здравым смыслом, – рассказал Митрошин.

– Так на какие критерии ориентироваться владельцу дороги при установке знаков? – спросила председательствующая Галина Манохина.

– На безопасность движения, повышение пропускной способности. Это общие нормы, – ответил представитель МВД.

Прокурор Лариса Масалова тоже поддержала позицию ответчика и попросила оставить в силе решение первой инстанции. Определить все возможные случаи для установки знаков невозможно, добавила она.

Выслушав все доводы сторон, «тройка» судей удалилась в совещательную комнату и спустя 15 минут огласила решение: в удовлетворении жалобы отказать. Таким образом, запрещающие знаки признали законными. Уже после заседания Ермоленко высказал надежду, что ВС в мотивировочной части даст толкование вопросу, в каких случаях эти знаки можно ставить.

Читайте так же:  Субсидии на приобретение жилья бюджетникам

История спора

Партнер «ФБК-Право» обратился в ВС с требованием отменить дорожные знаки «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена» (п. 3.27, 3.28 Приложения № 1 к ПДД). По словам юриста, сейчас такие обозначения городские власти устанавливают произвольно: «Из-за этого ограничиваются права граждан». Ермоленко лично столкнулся с такой проблемой. Он припарковал свою машину недалеко от супермаркета на Кутузовском проспекте, а потом получил штраф в 3000 руб. за стоянку под оспариваемым знаком. Заявитель объясняет, что на этой улице практически нет мест, где можно оставить свое авто: везде висят обжалуемые запрещающие обозначения. Юрист подчеркнул в своей жалобе, что такая ситуация сложилась на всех дорогах Москвы: «Запрещена парковка рядом с больницами, детскими садами, школами, государственными учреждениями». В законе отсутствует чёткая процедура принятия решений, где установить спорные знаки, добавляет Ермоленко.

На судебном заседании в ВС партнер «ФБК-Право» подробно объяснил свою позицию (см. «Стоянка запрещена: в Верховном суде оспорили произвольную установку дорожных знаков»). Он рассказал, что в п. 12.4 и 12.5 ПДД уже указано, где водителю запрещено оставлять свою машину: «Эти правила понятны автолюбителям. В частности, там разъясняется, что нельзя стоять около пешеходных переходов, на мостах и путепроводах». Но ПДД не определяют, где и когда устанавливаются знаки из п. 3.27 и 3.28 ПДД, отметил юрист. То есть правоприменитель может ставить такие обозначения в любом месте. Ситуация не была бы проблемной, но в Москве за последние годы установили очень много обжалуемых знаков, сейчас их уже 20 000, пояснил партнер «ФБК-Право». В столице это привело к тому, что правило «можно стоять везде, где не запрещено» превратилось в требование «можно стоять только там, где разрешено», возмутился заявитель. Мы рассылали запросы во все органы власти Москвы, но так и не получили ответ – кто и как принимает решение о запрете стоянки, добавил юрист.

Представитель МВД Юлия Песковая в ответ доказывала, что власти осуществляют необходимое информирование об установке спорных знаков. Обжалуемые обозначения утверждены ГОСТом и закреплены в международных актах, добавила ответчик. Эти знаки можно устанавливать с учетом конкретных обстоятельств, учитывая ширину проезжей части и иные причины временного характера, сказала представитель МВД. По мнению ведомства, ситуация истца не имеет отношения к заявленному требованию Ермоленко.

Другой представитель ответчика, начальник отдела нормативно-правового регулирования и международного сотрудничества ГУОБДД МВД России Дмитрий Митрошин, удивлялся, почему юрист хочет отменить спорные пункты только потому, что нет их регламентации. На федеральном уровне нецелесообразно предусмотреть все причины установки таких знаков, уверял представитель МВД. По его словам, из ответа ЦОДД следует, что на том же Кутузовском проспекте обозначения стоят «для повышения пропускной способности». На этом участке улицы есть троллейбусная остановка, поэтому знаки поставили, чтобы общественный транспорт мог нормально проехать, сказал Митрошин. Кроме того, он подчеркнул, что п. 3.27 и 3.28 ПДД – это специальные нормы, а 12.4 и 12.5 – являются общими положениями. Продолжая доказывать правоту ответчика, Митрошин утверждал, что в федеральном акте нельзя прописать универсальное регулирование для всей страны и попросил отказать в иске. Прокурор поддержала позицию МВД.

Установка дорожного знака

Установка дорожных знаков – процедура, которой вряд ли кого-то можно удивить. Тем не менее, именно этот процесс часто вызывает спорные вопросы, особенно, если дорожный знак был установлен с нарушением установленных требований.

Чем сегодня являются дорожные знаки, мерой регулировки дорожного движения, или дополнительной возможностью для сбора штрафов?

Существуют ли правила установки дорожных знаков?

Разумеется, такие правила есть. Правила установки дорожных знаков необходимы, если мы говорим о безопасном и комфортном движении на дорогах.

  • Любой знак такого типа должен быть установлен таким образом, чтобы не препятствовать движению транспорта.
  • Знаки устанавливаются только навстречу движения автомобилей.
  • При выборе и установке знака учитывается не только его значение, но и характер и интенсивность движения на конкретном участке дороги, а также уровень освещенности участка.
  • Учитывается возможность водителя прочесть знак как в дневное, так и в ночное время.
  • Также сами знаки изготавливаются таким образом, чтобы их можно было прочесть с дальности от ста пятидесяти метров с места установки.

Вопрос правомерности установки дорожных знаков и связанных с ним ситуаций нередко доводит до судов, и здесь важно аргументированно и логично защитить свои права.

Установка знаков дорожного движения проверяется специально уполномоченными сотрудниками дорожных служб. Они как раз и должны время от времени выезжать на участки дороги и проверять как наличие знаков, так и правильность их установки. Полученные сведения сравниваются с положениями ГОСТа.

Требования к дорожным знакам и их установке

ГОСТ установки дорожных знаков подробно описывает то, какое количество знаков может быть установлено в том или ином случае, а также иные требования к установке и месту расположения.

Если водитель, защищая свои права, не может аргументированно доказать нарушения правил установки знаков, лучше по этому поводу проконсультироваться с юристами, имеющими подобную практику.

Контролировать весь процесс установки должна дорожная дирекция, а также вышестоящие органы власти.

Под общие правила установки знаков не подпадают только временные, сезонные. Установка временных дорожных знаков призвана, в первую очередь, обеспечить безопасность движения в том месте, где производятся ремонтные или иного рода работы.

В остальном же, установка дорожных знаков четко регламентируется правилами. Знаки должны быть установлены:

  • за пределами населенного пункта непосредственно на обочине дороги;
  • в горной местности – на откосах или над дорогой;
  • для пересеченной местности – на расстоянии от 0.5, до 2 метров от дорожного покрытия;
  • для повтора предшествующих знаков – на разделительной полосе или над дорогой.

Часто для установки знака и более легкого его чтения организуются специальные опоры и укрепительные постройки. Способы установки знака также регулируются ГОСТом.

Правомерность установки того или иного знака, который на практике мешает дорожному движению и создает потенциально опасные ситуации, могут установить адвокаты, занимающиеся подобными делами.

Как показывает практика, знаки могут и должны устанавливать не только непосредственно сотрудники ГИБДД. Однако они обязаны оценивать правильность установки таковых.

Незаконная установка знаков дорожного движения

Этим особенно любят заниматься наши соотечественники, наделенные хоть сколько-нибудь значимыми полномочиями. Различные организации, предприятия и предприниматели с большим удовольствием ставят знаки типа «Стоянка только для служебных машин», и мало кто из нас способен воспротивиться этому.

Читайте так же:  Ростелеком ремонт оборудования

Как правило, установка такого рода знаков является неправомерной, что, в свою очередь, ведет в административной ответственности. Для того чтобы определить правомерность установки подобного знака, и его снятия необходимо обратиться в дорожную инспекцию.

Уполномоченные лица, в свою очередь, должны выехать на место, где зафиксирована незаконная установка, и снять его.

О том, как вернуть права после лишения, какие законы действуют для этого, и какие документы требуются, читайте на нашем сайте.

Как проверить законность установки дорожного знака?

Нарушение правил дорожного движения случались с каждым водителем и даже пешеходом. Ведь кто не перебегал на красный свет светофора или в месте, где установленного дорожного знака перехода дороги просто нет? Однако в случае с водителем некоторые виды нарушений чреваты серьезными последствиями, вплоть до лишения прав или даже свободы человека. Поэтому в момент, когда инспектор выписывает штраф за нарушение правил под знаком, которого раньше не было в этом месте, рождается вопрос о том, как проверить законность установки дорожного знака. О тонкостях процесса расскажет статья.

Место установки дорожных знаков

Требования, которые выдвигаются к местам установки дорожных знаков, оговариваются вполне конкретно.

  • Во-первых, установка должна обеспечивать хорошую видимость знака, если точнее, то не далее, чем два метра от дорожного полотна. При этом в случае наличия преград для установки могут возводиться дополнительные крепления, которые обеспечат нахождение знака на необходимом месте.
  • Во-вторых, каждый знак не должен мешать передвижению ни пешеходов, ни автомобилей. Поэтому если установка неудобна для кого-то, ее законность можно оспорить в судебном порядке.
  • И в-третьих, если место установки не обеспечивает необходимой видимости, знак крепится на специальных опорах или окружающие условия меняются для обеспечения видимости.

Последний пункт вызывает наибольшее количество споров, так как в крупных городах нередко знаки закрываются уличной рекламой, различными укреплениями, что способствует нарушению правил передвижения.

Важно! Из-за большого числа случаев, в которых водитель был лишен прав или оштрафован из-за знака, установленного незаконно или не соответствующего нормам установки, юристы рекомендуют сразу же фиксировать на подручные средства фактическое нахождение знака.

Это нужно по той причине, что уже через несколько дней знак может быть незаметно перенесен и замаскирован так, как будто его установка вполне законна. Поэтому проверить информацию будет уже невозможно.

Общие требования к дорожным знакам

Как и у любого предмета, выпуск которого начинался на территории распавшейся ныне СССР, у дорожных знаков есть так называемые ГОСТы — требования, разработанные и многократно проверенные соответствующими службами по ряду требований. В частности, каждый установленный дорожный знак должен быть выполнен определенной высоты и величины, которая обеспечивает хорошую видимость и читаемость объекта. Лакокрасочное покрытие, снабженное водоотталкивающими и светоотражающими частицами, также служит этой задаче.

Законность подобных требований закреплена на государственном уровне. При этом в случае, если по каким-либо причинам дорожный знак потерял необходимые свойства, его должны проверить и заменить. Узнать об этом в первую очередь должны проверяющие службы, водители же могут помочь в этом процессе. Если установленный дорожный знак не соответствует стандартам, водитель может направить обращение, в том числе, в электронном виде, в котором будет указано точное место расположения и вид. Это значительно упростит работу проверяющих служб.

Важно! Если при проверке знака на соответствие нормам выявлено, что в определенной ситуации на дороге водитель мог не увидеть его значения, можно попытаться оспорить законность выписанного штрафа или лишения.

Однако, во-первых, подобная практика распространена не широко. А во-вторых, в небольших городах далеко не каждый юрист возьмется за подобное дело.

Кто проверяет правильность расстановки знаков?

Места, где устанавливаются дорожные знаки, определяет специальная дорожная служба. Она существует в каждом городе, а число работников зависит от транспортной сети и загруженности района. Узнать, насколько законно установлен тот или иной знак, указатель, светофор можно по плану, который разработан этой же службой.

Он находится также в отделе, отвечающем за градостроительство и строительство дорог, так как любые корректировки и дополнения в обязательном порядке проходят согласование в этом отделе. Однако, чтобы проверить или просто ознакомиться с проектом, понадобится веская причина. Одной из них является запрос адвоката, ведущего судебное разбирательство. Поэтому если обратиться в суд из-за сомнения в законности установки знака, эту информацию станет возможно узнать.

Зона действия дорожного знака

Узнать зону действия знака можно в правилах дорожного движения. Поэтому если законность выписанного штрафа вызывает вопросы или недоверие, перепроверить себя и инспектора возможно, имея на руках сборник правил.

Важно! Опираясь на законность того или иного указания, не следует забывать о поправках в законе. Поэтому даже прошлогодняя версия ПДД может оказаться недействительной.

Как проверить законность установки?

Законность и правильность установки проверяет дорожная служба. График работы можно узнать в соответствующей справочной службе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Во время работы проверяется не только законность того или иного знака, но и соответствие его внешнего вида нормам и стандартам. При выявлении необходимости замены знак немедленно реставрируется или меняется полностью.

Важно! Инициировать проверку может как водитель, так и пешеход с помощью электронного обращения в региональную дорожную службу. Номер обращения фиксируется, а по факту проверки по уникальному номеру можно узнать результат с указанием законности установки и соответствии знака нормам.

Источники


  1. Панов, А. Б. Административная ответственность юридических лиц / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2013. — 192 c.

  2. Бархатова, Е.Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах; Кнорус, 2011. — 232 c.

  3. Суворов, Н. Об юридических лицах по римскому праву / Н. Суворов. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 362 c.
  4. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 128 c.
Законность установки дорожных знаков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here