Учитель без педагогического образования

Полная информация в статье на тему: "Учитель без педагогического образования" с объяснением от специалистов. По всем вопросам обращайтесь к дежурному специалисту.

Учитель без педагогического образования

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Могут ли допускаться к работе в в должности педагога дополнительного образования лица без педагогического образования или без профподготовки? Еще в 2017 году Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев поручал органам государственной власти внести изменения в нормативно-правовые акты в целях привлечения в систему дополнительного образования специалистов, не имеющих педагогического образования. Были ли внесены такие изменения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
К работе в должности педагога дополнительного образования допускаются лица (в том числе и студенты), соответствующие квалификационным требованиям, установленным в ЕКС или Профессиональном стандарте.
При отсутствии педагогического образования педагогу дополнительного образования, имеющему профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, необходимо и достаточно пройти профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

31 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Может ли учитель без высшего педагогического образования работать в школе? Полный ответ со ссылкой на приказы РФ

Если ответить однозначно: да, учитель с образованием по другой специальности может работать в школе и проходить аттестацию, однако нужно учесть несколько нюансов. Главное для такого учителя — иметь достаточную квалификацию для полноценного выполнения должностных обязанностей. В разделе «Общие положения» приказа Минздравслцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761н

(«Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих») сказано, что обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

В этой фразе ключевое слово — «по рекомендации аттестационной комиссии». Это означает, что директор учреждения не может принять единоличное решение принять такого сотрудника на работу, нужно коллегиальное решение. Что это за комиссия?

Поскольку прием на работу в учреждение находится в компетенции самого учреждения, то и комиссию созывает и организует учреждение, заинтересованное в принятии сотрудника на должность учителя.

Роль комиссии заключается в определении возможности соискателя занимать вакантную должность, комиссия определяет, сможет ли соискатель справиться с поставленными задачами:

  • оценивает квалификацию соискателя
  • рассматривает имеющийся опыт работы

Директор, берущий на работу сотрудника без специального образования, может оформить испытательный срок, во время которого сотрудник или подтвердит свои намерения и возможности занимать должность, или нет. Если сотрудник не пройдет испытательный срок, то он может быть уволен как непрошедший испытательный срок при письменном уведомлении за 3 дня до окончания испытательного срока.

Однако, если учреждение не заинтересовано в принятии на работу сотрудника без специального образования, директор вправе отказать в приеме на работу по этой причине.

Итак, ни для сотрудника, ни для образовательного учреждения нет тотального запрета на работу без образования по другой специальности, главное — это квалификация сотрудника, его реальные способности занимать должность.

На что ссылаться?

  • Приказ Минздравслцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761н (в частности, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», раздел «Общие положения» — п. 9)
  • Письмо Минобрнауки РФ от 15.08.2011 г. № 03-515/59

Источник и более подробная информация:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

[2]

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Право преподавать в школе после введения профстандарта учителей с 1 января 2017 года

Вопрос: Здравствуйте. Как я поняла, в связи с введением профстандарта учителей, преподавать в школах с 1 января будут иметь право только выпускники педагогических ВУЗов. То есть в дипломе, как я понимаю, должно быть написано «учитель/преподаватель/педагог».
Я выпускница 2013 года, в моем дипломе написано, что я Биолог и все.
По новым стандартам, смогу ли я устроиться на работу в школе?
Вроде бы раньше в дипломах Университета писались через запятую предметная область (биолог, математик, физик, . ), а далее «учитель/преподаватель этого же предмета».
Если с моим дипломом по новым правилам я не буду иметь права работать в школе, может ли университет сделать какую-то бумагу, которая бы давала это право? Ведь дисциплина «педагогика» у нас в программе была.

Ответ Первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе СПбГУ Бабелюк Екатерины Геннадьевны: Согласно требованиям к образованию и обучению профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профстандарт), утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н, должность учителя в общеобразовательной организации может занимать лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Читайте так же:  Воруют электроэнергию куда обращаться

Таким образом, для замещения должности «Учитель» достаточно наличие высшего образования в области, соответствующей преподаваемому предмету. В таком случае не требуется высшее образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Одновременно сообщаю, что в связи с поступлением Вашего обращения Санкт-Петербургским государственный университете направил запрос в Министерство образования и науки Российской Федерации. В соответствии с полученной от Минобрнауки России информацией предусматривается перенос срока начала применения Профстандарта на 01.09.2019. Соответствующий приказ Минтруда России утверждён 15.12.2016 и направлен для регистрации в Минюст России, после прохождения которой вступит в силу. До вступления в силу Профстандарта необходимо руководствоваться разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н (далее – раздел ЕКС). При этом обращаю Ваше внимание на фактическую тождественность квалификационных требований к образованию, установленных в квалификационной характеристике должности «учитель» подраздела III раздела ЕКС, и требований к образованию для замещений должности «учитель», утвержденных Профстандартом.

С учетом изложенного, лицо, имеющее высшее образование по специальности «Биология» и квалификацию «Биолог» (без указания слов «Учитель биологии»), соответствует предъявляемым требованиям для замещения должности учителя биологии в общеобразовательных организациях. Вместе с тем, как следует из разъяснений Минобрнауки России, вопрос о приеме лица с соответствующим образованием на должность учителя по другим предметам может быть рассмотрен работодателем самостоятельно, исходя из потребностей штатного расписания образовательной организации и с учётом последующего после трудоустройства предоставления такому работнику необходимого дополнительного профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Обращаем Ваше внимание на то, что ответы на вопросы, размещённые в Виртуальной приёмной, подготовлены на основании нормативных актов, действующих на день размещения ответа. При ознакомлении с ответами просим Вас учитывать данное обстоятельство и принимать во внимание возможность изменения действующего законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов СПбГУ.

Специалисты без педагогического образования могут работать учителями

Минэкономразвития подтвердило, что наличие педагогического образования не является обязательным требованием к учителю.

Минэкономразвития РФ заявило, что отсутствие педагогического образования не должно препятствовать возможности квалифицированного специалиста преподавать дисциплину в школе.

«Руководство ряда образовательных учреждений и региональные власти, ответственные за сферу образования, неверно трактуют профессиональный стандарт педагогов и предъявляют излишние требования к их квалификации», — высказала своё мнение сопредседатель Центрального штаба ОНФ, руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелёва на встрече зампредседателя Правительства РФ Татьяны Голиковой с членами Ассоциации школ-партнёров.

Елена Шмелёва подчеркнула, что специализация по программе подготовки «Образование и педагогические науки» не является обязательным условием при приёме на должность учителя.

По словам эксперта, действующий профессиональный стандарт «Педагог» разрешает вести педагогическую деятельность гражданам, имеющим высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Закон, разрешающий специалистам без педагогического образования работать в школах, должен увеличить число квалифицированных кадров. Дополнительное обучение необходимо только тем, чьё профобразование не имеет отношения к преподаваемой дисциплине.

Учитель без диплома педагога не учитель?

Можно ли без педагогического образования работать в школе и учреждениях дополнительного образования?

С 2010 года из школ начались массовые увольнения педагогов без педагогического образования. И не только из школ. Из домов и дворцов детского юношеского творчества, из центров детского краеведения и туризма увольняли педагогов без соответствующего диплома.

[3]

«ФИЗРУКАМ» В УТЕШЕНИЕ
Уроки вести непросто, нужно владеть методикой преподавания, и вообще работать в школе трудно и малооплачиваемо. Начинающий учитель сталкивается с двумя мало совместимыми условиями: при небольшой ставке — меньше 10 тысяч рублей в месяц, нагрузка предельная — каждый день по нескольку уроков, плюс проверка тетрадей и контрольных работ и написание отчетов.
Желающие работать учителем считают, что знаний у них достаточно. Спору нет, специалист может быть высококлассный. Тот же геолог знает географию не хуже школьной «географички». Тем более он практик. Но нужно донести эти знания до детей. Тут и пригодится профессиональная педагогика, методики обучения детей.
К тому же сегодня система образования ориентирована не на качество, а на скорость образования. Так что даже квалифицированным педагогам трудно донести свои знания.
Проверить способности будущего учителя и предназначена аттестационная комиссия, как прописано в приказе 2010 года. Итак, директор школы теперь не всевластен в судьбе бывшего геолога или химика – нужна рекомендация комиссии.

Читайте так же:  Отмена и изменение завещания

Минпросвещения РФ: учителю не обязательно иметь профессиональное педагогическое образование

На сайте Общероссийского народного фронта (ОНФ) опубликовали официальный документ с разъяснения Минпросвещения России о применении требований профстандарта к образованию учителей, в котором отмечено, что учителю при наличии среднего профессионального или высшего образования в своей предметной области не обязательно иметь диплом педагога.

В документе говорится: «Требование профстандарта о наличии ВО или СПО в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность».

Упомянутые разъяснения образовательное ведомство сформулировало и согласовало с Минтрудом РФ после вмешательства экспертов ОНФ, которые отправили запрос в Минпросвещения относительно правильного толкования профессионального профстандарта педагога.

По мнению Елены Шмелевой, сопредседателя Центрального штаба ОНФ, главы Образовательного центра «Сириус», высказанного в рамках встречи вице-премьера Татьяны Голиковой с членами Ассоциации школ-партнёров «Сириуса», «руководство ряда образовательных учреждений и региональные власти, ответственные за сферу образования, неверно трактуют профессиональный стандарт педагогов и предъявляют излишние требования к их квалификации».

Е. Шмелева акцентировала внимание на том, что специализация по программе подготовки «Образование и педагогические науки» не является обязательным условием при приёме на должность учителя.

«Принятые в 2016 году поправки в действующий профессиональный стандарт «Педагог» разрешают вести педагогическую деятельность гражданам, имеющим высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету. Например, бакалавр по специальности «информационные технологии и вычислительная техника» имеет право преподавать информатику. Получать в этом случае дополнительное профессиональное педагогическое образование не обязательно», – сообщила сопредседатель ОНФ, озвучив полученный ответ Минпросвещения России.

Разъяснения федерального образовательного ведомства 28 марта текущего года были отправлены в регионы.

В ОНФ полагают, что поправка поможет снизить напряжённость с нехваткой кадров, квалифицированных по узким специальностям, а данное правило распространиться и на учителей со стажем, и на тех, кто планирует стать преподавателем. Что же касается дополнительного обучения, то оно потребуется тем, чьё профобразование не имеет отношения к преподаваемой дисциплине.

Видео (кликните для воспроизведения).

А зачем тогда заставляют проходить курсы,подтверждать соответствие и сдавать экзамены на категорию.

То , что предлагается —это бред ! На все другие должности берут в соответствии с профессией в дипломе. Только в образование можно брать всех. Тем самым искоренить профессию учитель основательно ! Мало знать предмет — надо уметь его преподавать ! Вместо того, чттбы пытаться залатать образование ! . Обратили бы внимание на лучшии симтемы образования в мире ! Ну это конечно , если цель поднять наше образование. Но складывается ощущение, что все делается только для того, чтобы уничтожить !

И то правда! Окончил ты к примеру факультет по строительству дорог или что-то другое. А завтра в школу читать русский язык или преподавать биологию. Класс! Как в знаменитом романе:» Миллионера из меня не вышло, пойду в управдомы!» Срочно необходимо закрывать педагогические Вузы! Какая будет экономия в стране. Их выпускники и так 85% в школы не идут! Чудны дела твои . Господи!

Людвиг Витгенштейн в зените славы после своего «Логико-философского трактата» пережил профессиональный кризис и ушел преподавать в гимназию, где полностью пересмотрел свои взгляды, после чего случился не менее известный и влиятельный «второй Витгенштейн». Сегодня есть огромное количество ученых, не приживающихся в коррумпированной и поделенной на кланы системе вузовского образования и структуры РАН. Они могут прийти в школы и обеспечить реальный рывок школьного образования. Тем более, что мизерными ставками их не напугать: у меня в ИФРАН была зарплата 11 тыс рублей.

Педагогические вузы готовят к работе именно с детьми. Педагогика, физиология, психология, этика и, конечно, методика преподавания — это все там изучается. Учитель, который окончил педагогический вуз — профессионал. Я сам работал в школе с теми, кто не имел высшего педагогического образования. В классе шум, учитель старается перекричать детей, никакой структуры урока нет. Не всем в обиду будет сказано, но они не умели писать план-конспект (это тридцать лет тому назад). Побывав на таких уроках, я ненавязчиво предлагал им составлять планы-конспекты, советовал, как вести себя с детьми. Да, со временем некоторые стали хорошими педагогами. Но, я уверен на все сто, что с детьми должен работать профессионал, то есть специалист, у которого в дипломе написано «учитель».

Юридическое решение экономических проблем кадрового обеспечения

Во все времена и у всех народов педагоги пользовались заслуженным почетом, уважением, и, если хотите, благоговением. Такое особенное отношение со стороны общественности к этой профессии связано, прежде всего, с тем, что именно учителя оказывают наибольшее влияние на формирование мировоззрения, норм нравственности и интеллектуальных способностей у подрастающего поколения, а значит и у всего общества в целом.

Во все времена и у всех народов педагоги пользовались заслуженным почетом, уважением, и, если хотите, благоговением. Такое особенное отношение со стороны общественности к этой профессии связано, прежде всего, с тем, что именно учителя оказывают наибольшее влияние на формирование мировоззрения, норм нравственности и интеллектуальных способностей у подрастающего поколения, а значит и у всего общества в целом.

Вполне естественно, что стать педагогом как в древние времена, так и сегодня, может далеко не каждый, поскольку данная профессия требует наличия у человека особенных личностных качеств. А вот о том, каким должен быть педагог и в чем заключаются преимущества и недостатки этой профессии, мы Вам и расскажем.

Кто такой педагог?

В стародавние времена учителем считался каждый человек преклонного возраста, который имел возможность поделиться своим опытом (в области трудовой деятельности, норм поведения, знаний о природе и т.д.) с молодым поколением. Позднее профессия учителя была выделена в отдельную самостоятельную сферу, а также были сформированы основные принципы ведения преподавательской деятельности.

Читайте так же:  Кто освобожден от уплаты транспортного налога

Современная педагогика объединяет целый ряд специализаций и профессиональных групп, которые различаются между собой по областям знаний (преподаватель литературы, математики, физики и т.д.), с учетом возрастных периодов обучающихся (учитель школы, преподаватель ВУЗа и т.д.), с учетом особенностей развития личности (например, педагог школы для детей с проблемами слуха), по направлениям воспитательной работы.

Основной задачей педагога является организация и ведение процесса обучения, а также воспитание обучающихся и формирование их гражданско-общественной позиции. Кроме того, педагоги составляют отчет о проделанной работе и принимают активное участие в разработках обучающих программ, методов и технологий.

Какими личностными качествами должен обладать педагог?

Поскольку профессия педагога, как правило, предполагает одновременное обучение сразу нескольких обучающихся, каждый из которых имеет индивидуальные особенности, учитель обязательно должен обладать такими качествами, как самообладание и эмоциональная уравновешенность. Помимо этого, невозможно представить себе педагога без таких личностных качеств, как:

[1]

  • толерантность — умение спокойно воспринимать особенности каждого обучающегося и признавать право учеников на собственное мнение;
  • дипломатичность — способность урегулировать возникший между обучающимися конфликт мирным путем;
  • изобретательность — стремление сделать учебный процесс интересным;
  • дар убеждения — способность доносить материал в доступной форме в зависимости от возрастных или других особенностей обучающихся;
  • гибкость поведения — умение «подстраиваться» под ситуацию и идти в ногу со временем (в том числе, при необходимости свободно переходить от формального к неформальному стилю общения);
  • эрудированность — иметь обширный багаж знаний, выходящий за пределы преподаваемого предмета, позволяющий при необходимости ответить практически на любой поставленный вопрос;
  • коммуникативность — способность найти «общий язык» с любым человеком, даже с очень проблемным.

Преимущества профессии педагога

Главным преимуществом профессии педагога, конечно же, является постоянное общение с большим количеством людей и осознание сопричастности к формированию общества. Кроме того, работа педагога имеет такие преимущества, как:

  • огромные возможности для самосовершенствования и самореализации;
  • возможность работать неполный день;
  • оплачиваемый двухмесячный отпуск летом;
  • возможность подработки репетитором;
  • почет и уважение со стороны благодарных учеников;
  • работа с молодым поколением, позволяющая долговое время не стареть душой.

Недостатки профессии педагога

К большому сожалению, в современной России профессию педагога принято считать благородной, но неблагодарной. Почему? Прежде всего, из-за невысокой официальной зарплаты в государственных образовательных организациях. Немалую роль при формировании такого мнения также сыграли такие недостатки, как:

  • фактически ненормированный рабочий день — несмотря на четко регламентированный рабочий график, учителям достаточно часто приходится тратить свое личное время на подготовку к предстоящим занятиям и проверку письменных работ обучающихся;
  • работа в нервной обстановке — в процессе занятий педагогу приходится не только объяснять новый материал, но и следить за дисциплиной, проводить воспитательную работу, заниматься урегулированием возникающих конфликтов и т.д.;
  • большой объем общественной нагрузки — педагогам нередко приходится не только организовывать своих подопечных для участия в тех или иных конкурсах, встречах, олимпиадах или фестивалях, но и принимать в них непосредственное участие;
  • монотонность — из года в год учителя повторяют одну и ту же информацию, и иногда это очень надоедает.

Можно ли стать учителем без педагогического образования?

Еще недавно профессия учителя считалась не слишком престижной. Однако в последнее время все больше людей хотят работать в этой сфере, даже не имея соответствующего образования. В частности, сказывается то, что на рынке труда не хватает педагогов, так что трудоустроиться сравнительно несложно. И довольно часто всплывает вопрос: «Как мне устроиться на работу учителем, если у меня нет педагогического образования?» Давайте разбираться.

Как стать педагогом? Варианты

У тех, кто вдруг осознал, что хочет стать педагогом, но не имеет профильного образования, есть несколько вариантов. Все зависит от уровня образования и потребностей.

Самый затратный по времени и ресурсам – второе высшее в педагогическом вузе. Бакалавриат отнимает четыре года. В магистратуре можно выучиться всего за 2 года, при желании – заочно.

Еще один способ – профильная переподготовка (на нее требуется около 2 лет). Во многих высших учебных заведениях занятия вечерние и очные, но некоторые предметы при необходимости можно сдать дистанционно. Этот вариант подойдет тем, у кого уже есть среднее профобразование и стаж работы в образовательной организации. Полученный по итогам переподготовки диплом установленного образца подтвердит право ведения нового вида деятельности.

С дипломом о высшем образовании, но в иной сфере, также можно пройти переподготовку и, получив диплом, стать не только учителями, но и менеджерами образования, социальными педагогами, педагогами-психологами.

Краткосрочная переподготовка – третий вариант обучения – может длиться от полугода. Важно уточнить в школе, куда вы собираетесь устраиваться на работу, подойдет руководству сотрудник, прошедший короткий усиленный курс, или нужна более основательная база.

Как проходит профпереподготовка?

Обучиться можно как очно, так и очно-заочно и даже дистанционно. Стоимость курсов варьируется в зависимости от вуза/учебного центра.

Помимо программ основного образования (базовый уровень), для желающих доступны дополнительные и сетевые программы (позволяют общаться с преподавателями онлайн). Для тех, кто уже работает в сфере образования и имеет педагогический стаж, есть сокращенные варианты программ.

Слушатели изучают нормативно-правовые основы, слушают лекции по своей области работы и обучаются по практико-ориентированному направлению. Слушатель курсов может выбрать для себя образовательные модули и получить конкретные знания, которых ему не хватает.

Можно ли сразу устроиться на работу?

Некоторые учреждения, предлагающие профпереподготовку, организуют стажировки: договариваются с местным отделом образования, чтобы студенту подобрали рабочее место. Могут и порекомендовать конкретного студента работодателям. Некоторые после окончания курсов сразу устраиваются в школы. Поначалу, правда, новичку могут не доверить вести предмет – поручат организовывать факультативы или дополнительные занятия.

Читайте так же:  Исковое заявление по доверенности

Обязательно ли педагогическое образование для работы в школе?

У многих возникает вопрос, как дело обстоит с юридической точки зрения? Можно ли претендовать на место школьного учителя без педагогического образования? По закону ограничений вроде бы нет. Профессиональная переподготовка по педагогике обязательно нужна только для работы с дошкольниками.

Министерство образования и науки обозначило в письме от 10.08.2015 N 08-1240, что для работы в школе необходимо обладать высшим, либо средним специальным образованием по направлению «Образование и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому предмету. То есть, например, специалист с квалификацией историка, закончивший истфак, вполне может стать учителем истории в школе.

Минобрнауки также разъясняет, что «отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации». Решение принимать человека на работу в любом случае принимает руководство школы (директор) и аттестационная комиссия, оценивая его навыки и деловые качества.

При этом, как показывает практика, в государственную школу без профобразования или переподготовки предпочитают никого не брать. Всё дело в новых профстандартах для педагогов, за соблюдением которых строго следит Минобразования.

Однако в то же время в школах сейчас острая нехватка кадров. Поэтому хорошо знающего свой предмет специалиста могут принять на работу, как только он предоставит справку о том, что начал переучиваться на педагога. Особенно спокойно к отсутствию «корочки» относятся в частных школах, где первостепенным считается наличие знаний и умений ими делиться.

С высшим медицинским образованием можно преподавать химию или биологию, с гуманитарным – русский язык или обществознание, инженерное образование позволит преподавать физику или математику.

Подтянуть педагогические навыки помогут и старшие коллеги. Во многих школах сложилась практика помощи опытных учителей и психологов молодым педагогам.

Далеко не каждый учитель без педагогического образования – непрофессионал. Во время проверок в российских детсадах и школах выясняется, что даже на руководящих должностях много лет успешно работают люди, не имеющие профильного образования. Но поскольку у них большой трудовой стаж, им, как правило, идут навстречу и дают право продолжить трудиться после прохождения переподготовки.

Учитель без педагогического образования. Ситуация в России

При получении услуги нам хочется гарантий, что они были исполнены профессионалами. Образовательные услуги, особенно для детей, не составляют исключения. Нынче можно услышать различные мнения по поводу «правильности» или «неправильности» работы учителей, не прошедших специального обучения.

В школах крупных городов строго и очень формально относятся к наличию педагогического образования. В то же время в сельских и районных школах порой сложно найти дипломированного специалиста по некоторым предметам. И все же педагогическое образование для учителей обязательно. По закону педагог – «лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету».

Сколько учителей имеют диплом?

По статистическим данным 2002 года, в городских школах Российской Федерации 60,3 % учителей 1–4-х классов имели высшее образование, а в 5–12-х (11-х) классах — 94,1 %. В сельских школах процент педагогов с дипломами соответственно составлял 41,9 % и 87,8 %.

За полтора прошедших десятилетия в российских школах стала ощущаться нехватка педагогов: большинство выпускников педагогических вузов работают не по специальности. По данным опроса ОНФ (Общероссийского народного фронта), проведенного в 2018 году в 82 регионах страны, выяснилось, что перед некоторыми руководителями образовательных учреждений стоит задача латания кадровых «дыр». Например, в 37 % школ страны не хватает учителей по 1–3 предметам, в 8 % – по 4–5 предметам, в 3 % – по 5–10 предметам, а в 0,3 % школах – по более чем 10 предметам. Как следствие, в таких учреждениях учителя ведут уроки по нескольким предметам, заменяя отсутствующих коллег. При этом педагоги сами говорят, что на таких занятиях читают учебник вслух, и на качестве восприятия знаний акцент не ставится.

По данным статистики, больше всего российские школы нуждаются в учителях математики (44 % школ), на втором месте по дефицитным специальностям находятся преподаватели иностранного языка (38 % школ), а также русского языка и литературы (30 % школ). Кроме того, в 26 % образовательных учреждений РФ отсутствуют педагоги начального образования, в 21 % – преподаватели физики, в 15 % – учителя химии. Наконец, 14 % школ нуждаются в историках. При этом учителями по физкультуре и по ОБЖ российские школы укомплектованы полностью.

Может ли человек без педагогического образования устроиться на работу в образовательную организацию?

По мнению преподавателя математики из Рязани Марии Васильевны Никоновой, такое случается. Разумеется, с ведома директора школы. Например, одна ее бывшая коллега окончила еще в советскую эпоху радиотехнический институт. Позднее ее взяли преподавателем информатики без педагогического диплома, т. к. в то время учителя в этой сфере были редкостью. За многолетнюю успешную карьеру никто у нее не требовал документальных подтверждений. Сейчас она по-прежнему работает преподавателем информатики, уже в московской школе. Отмечу, что на вопрос, может ли в школе работать учителем человек без высшего педагогического образования (у работника высшее техническое), юрист однозначно ответит «нет».

По словам Марии Васильевны, если посмотреть в школах районных центров Рязанской области, там работает достаточно много учителей без дипломов по причине нехватки специалистов. Учитель математики утверждает, что этот факт особо не скрывается и никем не осуждается.

Плюсы таких допущений в том, что дети получают знания, — это лучше, чем прочерк в аттестате по данному предмету. При этом среди таких учителей зачастую можно встретить энтузиастов своего дела, по-настоящему любящих свой предмет и работу с детьми.

Читайте так же:  Новые правила регистрации автотранспорта

Минусы заключаются в нехватке у некоторых учителей знания особых профессиональных тонкостей. Общие положения по психологии и педагогике, которые преподают в вузе, вполне можно добрать самостоятельно. А с методикой преподавания предмета дело обстоит иначе. Например, в педагогическом институте будущим математикам объясняется, как правильно ученикам рассказать правила равенства треугольника, какие задачи надо решать перед разбором темы, в какой последовательности и даже в каком количестве.

Учителя из регионов России не очень критически относятся к отсутствию документа об окончании педагогического вуза. Причин на то несколько. Во-первых, все формальности решаются руководством еще до поступления на работу, и при необходимости учитывается опыт предыдущей работы. Во-вторых, все учителя каждые пять лет проходят аттестацию, подтверждая (или нет) уровень своей квалификации. Кроме того, все работающие педагоги раз в два-три года проходят в обязательном порядке курсы повышения квалификации. Наконец, при желании и сильной мотивации талантливый человек может самостоятельно получить недостающие знания – в Сети можно найти огромное количество методической литературы.

По мнению педагога и родителя Ларисы Аликовой, практически все методические приемы, умения, навыки по педагогике и психологии для работы в школе осваиваются по экспресс-программе за 3–4 месяца по направлению школ или в индивидуальном порядке. Бывает и так, что детям более интересно слушать историка-исследователя и журналиста со специализацией по истории, чем кадрового учителя истории. Или хороший инженер может рассказать просто и очень интересно, как работают бытовые приборы. У него имеется больше практического опыта работы, чем у школьного физика. Наконец, учителя без педагогического образования, но с мотивацией и практическим опытом могут вести уроки более интересно, чем обладатели дипломов, все время заглядывающие в свои конспекты. И дети всегда отличают стремление обучить предмету от желания лишь зарабатывать деньги.

При этом очень важен тот факт, что если учитель без диплома осознанно совершил выбор профессии педагога, то со временем ему необходимо получить образование. Сейчас возможностей для этого предостаточно: очная, заочная, дистанционная форма обучения (как за свой счет, так и в рамках бюджета). И как минимум стоит пройти курсы переподготовки учителей – 72, а лучше 144 часа. Инициатива в таком деле будет руководством только приветствоваться.

Что думают родители?

Родители (особенно вдали от Москвы и других крупных городов) с пониманием относятся к трудоустройству учителей без педагогического образования. Существует и другая категория родителей, требующих наличия специального образования и диплома. Например, в одной школе в Чите работает математик без педагогического образования. Часть родителей хотят сменить учителя, они обратились к юристу с вопросом, законны ли их требования, и получили ответ: «Да, родители вправе обратиться с соответствующим заявлением к директору школы либо в управление образования, чтобы разобрались. Из любой ситуации всегда можно найти выход». По закону, как отвечает юрисконсульт, «этот гражданин вообще не имеет права работать в школе, он не соответствует требованиям, предъявляемым к должности учителя математики». Можно поступить и таким образом, однако в реальности у детей (особенно в глубинке) будут отсутствовать уроки по математике.

Иногда от родителей поступают жалобы такого рода: «Какие меры должен предпринять прокурор, если в школе работают учителя, не имеющие педагогического образования и совершившие поступки, несовместимые с педагогической деятельностью?». Примечательно то, что из органов прокуратуры приходят ответы: «Максимум, что может сделать, это внести представление в отдел образования администрации района либо области об устранении препятствий в нарушении закона», «Если выявлены нарушения при проведении проверки, то прокурор может принять меры прокурорского реагирования в виде представления об устранении нарушений». При этом акцент на факте «учителя без педагогического образования» особенно не ставится. Впрочем, если поступки, несовместимые с педагогической деятельностью, совершит учитель, имеющий педагогическое образование, он также не останется безнаказанным. Понятно, что в таких случаях обсуждается вовсе не наличие педагогического образования у школьных учителей.

Профстандарт педагога

В связи с вступлением в силу 1 января 2017 года профессионального стандарта педагога для некоторых сотрудников образовательных учреждений формальности стали иметь решающее значение. К примеру, Павлу Трофимовичу Кузнецову, учителю технологии в ярославской школе, проработавшему более 20 лет без педагогического образования, отказали в праве доработать 2016–2017 учебный год. Дело в том, что Павел Трофимович отказался получить педагогическое образование, и с 01.01.2017 стало считаться, что он не соответствует занимаемой должности.

Что говорят юристы?

Учительница из Пензы рассказала историю своей коллеги: «У нас в школе работает преподавателем физической культуры Алевтина Павловна Киреева, без педагогического образования. По первому диплому она юрист, получила образование дистанционно. При этом Алевтина прошла переподготовку более 500 часов, дистанционно онлайн за три месяца. Она проработала у нас три года, теперь возник вопрос: может ли такой сотрудник работать педагогом в школе? От юристов было получено три ответа:

Видео (кликните для воспроизведения).

В то же время, по свидетельству учителя Ильи Максимова, его знакомому, мастеру спорта без педагогического образования отказали в праве работать в спортивной школе в Барнауле.

Как бы ни сложились обстоятельства с кадрами в школе или в профессиональной карьере, всеобщим правилом и нормой в России должны быть учителя с педагогическим образованием. Отсутствие такового должно быть действительно редким исключением.

Источники


  1. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.

  2. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.

  3. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.
Учитель без педагогического образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here