Срок давности взыскания налоговых санкций

Полная информация в статье на тему: "Срок давности взыскания налоговых санкций" с объяснением от специалистов. По всем вопросам обращайтесь к дежурному специалисту.

Содержание

Срок давности взыскания налоговых санкций

Налоговые санкции – это наказание за неуплату налогов. Налоговым законодательством не установлен единый срок для взыскания налога, но Налоговый кодекс устанавливает, что срок давности взыскания налоговых санкций – 6 месяцев.

Что такое налоговые санкции

Налоговые санкции – это денежные взыскания, которые полагаются за неуплату налогов. Размеры штрафов (санкций) установлены Налоговым кодексом (главы 16 и 18). Также устанавливаются смягчающие обстоятельства, снижающие размер штрафов. Это могут быть действие под угрозой или принуждением, тяжелое финансовое положение неплательщика, неблагоприятное стечение обстоятельств и прочие обстоятельства, которые суд посчитает смягчающими в конкретном случае. Отягчающим обстоятельством считается ранее совершенное налоговое правонарушение – в таком случае штраф возрастает в два раза. Если совершаются два и более налоговых правонарушения, то санкции устанавливаются в отношении каждого из них.

Налоговые санкции (штрафы за неуплату) могут быть списаны принудительно со счета должника, но только после списания суммы долга (то есть непосредственно налога) и пеней по нему.

Как считается срок взыскания санкций

Налоговые органы в случае обнаружения недоимки направляют должнику требование об уплате налога. Требование направляется:

  • при обнаружении недоимки в ходе проверки – в течение 10 дней;
  • без проверки – в течение 3 месяцев.

В требовании указывается срок для погашения недоимки. Минимальный срок — 8 дней, но в требовании может быть указан более длительный срок для исполнения обязанности по уплате налога.

Если в течение установленного времени налог не уплачен, составляется соответствующий акт, в котором прописываются штрафные санкции. В акте налогоплательщику предлагается оплатить задолженность добровольно. В случае неуплаты и по акту, дело передается в суд. Согласно ст. 46 Налогового кодекса, иск в суд может быть направлен не позднее, чем через 6 месяцев после момента истечения срока, указанного в требовании об уплате налога.

Обратите внимание, что 6 месяцев – это срок давности только для взыскания налоговых санкций, то есть штрафов за неуплату налогов. По истечении этого срока налоговые органы не имеют права обращаться в суд. Для взыскания налогов через суд исковая давность считается по общему правилу и равняется трем годам.

Отзывы и коментарии к статье «Срок давности взыскания налоговых санкций»:

СРОК ДАВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ. СРОК ДАВНОСТИ ВЗЫСКАНИЯ ШТРАФОВ. И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ. НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

2. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
3. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

4. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Статья 113. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.
Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.
1.1. Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.
Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 настоящего Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

2. Исключен. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

Статья 114. Налоговые санкции

1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
2. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

4. При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

5. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
6. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 115. Срок давности взыскания штрафов

1. Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.

Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 — 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.

2. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,
влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Срок давности взыскания налоговых санкций

Юридическое бюро Юрьева — единственная юридическая компания в России, использующая многовековой опыт юридического обслуживания клиентов.

Правовая династия Юрьевых в течение последних четырех столетий подарила Российскому государству более пятидесяти известных советников и правоведов, среди которых выдающийся представитель отечественной юридической мысли А.Ф. Кони, разработчик многих международных договоров России XVII века Е.Р. Юрьев, заслужившие общественное уважение судьи Н.Н. Юрьев, К.П. Юрьев и другие. В 1866 году среди первых 27 присяжных поверенных (адвокатов), назначенных в Российской Империи в соответствии с Уставами 1864 года, был Никифор Владимирович Юрьев. Таким образом, история адвокатуры в России началась с достойных представителей рода Юрьевых.

В настоящее время в Юридическом бюро Юрьева трудится товарищество специалистов, качество знаний которых гарантировано лучшим образовательным учреждением России — Юридическими Факультетами Санкт-Петербургского Государственного Университета, Томского Государственного Университета, Белорусского Государственного Университета, а профессионализм — многолетним практическим опытом. Благодаря этому мы можем быть уверены в своих рекомендациях собственникам и руководителям предприятий.

Читайте так же:  Процент алиментов от зарплаты

Руководитель Юридического бюро Юрьева — Родион Николаевич Юрьев обладает огромным многолетним опытом в правовом обслуживании компаний. Среди наших клиентов как крупные телекоммуникационные и строительные компании, так и компании малого и среднего бизнеса. Мы осуществляем большую аналитическую работу по государственным заказам Санкт-Петербургского Государственного Университета, сопровождаем деятельность государственных учреждений культуры.

Среди наших сотрудников исключены случаи подкупа, предательства интересов клиента, тайный переход на сторону контрагента и разглашение конфиденциальных сведений. Такой подход позволил нашему Бюро превратиться из простой юридической консультации в доверенного советника многих крупных компаний Санкт-Петербурга.

Мы специализируемся на оказании правовой помощи бизнесу в сфере недвижимости, строительства и телекоммуникаций и всегда открыты к сотрудничеству.

Энциклопедия решений. Срок давности взыскания налоговых санкций с налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем

Срок давности взыскания налоговых санкций с налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем

Под сроком давности взыскания штрафов понимается срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением о взыскании.

Основание для обращения налогового органа в суд

Срок давности взыскания

Общая сумма задолженности, подлежащая взысканию, в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования превысила 3 000 рублей

В течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000рублей

Общая сумма задолженности, подлежащая взысканию, в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования не превысила 3 000 рублей

В течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока

Пунктом 2 ст. 115 НК РФ предусмотрены особенности исчисления срока давности взыскания в тех случаях, когда по результатам рассмотрения уполномоченными государственными органами вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки преступления, принято решение об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела. В таких случаях срок давности взыскания исчисляется со дня получения налоговым органом соответствующего постановления уполномоченного государственного органа.

Предусмотренный п. 2 ст. 115 НК РФ порядок исчисления сроков давности применяется при взыскании налоговых санкций с физического лица (см. п. 15.1 ст. 101 НК РФ) и зависит от размера задолженности, подлежащей взысканию (п. 2 ст. 48 НК РФ).

По смыслу п. 2 ст. 115 НК РФ рассмотрение вопроса о привлечении к уголовной ответственности должностного лица организации не является основанием для применения в отношении нее предусмотренного этой нормой специального правила исчисления срока давности взыскания налоговых санкций.

Пропущенный по уважительным причинам срок давности взыскания может быть восстановлен судом (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Налоги и взносы » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.

Сроки давности в налоговом праве: странные новации законодателя

О.Р. Михайлова,
канд. юрид. наук

Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ изменил порядок определения течения срока давности взыскания санкций за налоговые правонарушения. Эти изменения, направленные на совершенствование налогового администрирования, в действительности внесли неопределенность и дополнительные проблемы в правоприменительную практику.

История вопроса

Сроки давности привлечения к налоговой ответственности и взыскания налоговых санкций впервые были введены в налоговое законодательство Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статья 113 НК РФ регулирует вопросы давности привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Истечение сроков давности в соответствии со статьей 109 НК РФ исключает привлечение лица к ответственности.

Лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности по прошествии трех лет с момента совершения правонарушения. По общему правилу начало течения срока определяется со дня совершения правонарушения. Для правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ, срок давности исчисляется со следующего дня по окончании налогового периода, в котором было совершено правонарушение.

В первоначальной редакции норма предусматривала, что срок давности может прерываться, если до его истечения будет совершено новое налоговое правонарушение. Это положение было исключено Федеральным законом от 09.07.99 № 154-ФЗ, в результате чего срок давности привлечения к налоговой ответственности стал пресекательным.

Процедура принятия решения предусмотрена статьей 101 НК РФ, согласно которой налогоплательщик привлекается к ответственности решением руководителя налогового органа. Поэтому практика арбитражных судов исходила из того, что течение срока давности привлечения к ответственности заканчивается принятием решения о привлечении к ответственности.

Статья 115 НК РФ ограничила давность взыскания налоговых санкций шестью месяцами. В течение этого срока налоговые органы могут обратиться в суд за взысканием налоговой санкции. Срок исчисляется со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Таким образом, в НК РФ в редакции Федерального закона № 154-ФЗ существовали два пресекательных независимых срока.

В деле о проверке конституционности положений статьи 113 НК РФ [ сноска 1 ] Конституционный Суд РФ увязал эти сроки воедино, указав, что течение срока давности привлечения лица к ответственности прекращается с момента оформления акта налоговой проверки, а в случае необходимости составления такого акта — с момента вынесения решения о привлечении к ответственности. И соответственно с этого момента начинает действовать срок взыскания налоговых санкций. По мнению Конституционного Суда РФ, в случае воспрепятствования налогоплательщика проведению налогового контроля суд может признать уважительными причины пропуска срока давности привлечения к ответственности и взыскать с налогоплательщика налоговые санкции за те правонарушения, которые выявлены в пределах сроков глубины охвата налоговой проверки на основе анализа соответствующей документации.

Трое судей КС РФ высказали особое мнение в связи с принятием этого Постановления.

Судья Г.А. Гаджиев высказал мнение, что статья 113 НК РФ противоречит статье 19 Конституции РФ в части, устанавливающей недифференцированный срок давности. Не согласились с Постановлением также судьи А.Л. Кононов и В.Г. Ярославцев.

По мнению А.Л. Кононова, произвольно выведенное судом понятие противодействия проведению налоговой проверки неясно и юридически неопределенно, так как Конституционный Суд РФ связывает свой упрек одновременно и с возможностью злоупотребления «правом не быть привлеченным», и с неправомерными действиями, то есть с правонарушениями. Однако это теоретически несовместимые понятия, поскольку злоупотребление предполагает недобросовестные действия в границах права, а правонарушение — за его пределами.

В.Г. Ярославцев напомнил, что срок давности привлечения к ответственности — это конституционная гарантия государственной защиты. Сославшись на пресекательный характер срока давности и его отличие от срока исковой давности и процессуальных сроков, он подкрепил свою позицию прецедентами Европейского суда по правам человека.

Судьи сошлись во мнении, что налогоплательщик не может воспрепятствовать проведению налоговой проверки, так как налоговые органы располагают арсеналом средств для получения от налогоплательщиков необходимых сведений. Они также могут и обязаны использовать расчетный метод определения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» изменил редакцию статей 113 и 115 НК РФ.

Читайте так же:  Куда пожаловаться на такси

Срок давности привлечения к налоговой ответственности остался прежним — три года. Не изменилось и начало отсчета срока. Законодатель также уточнил, что прекращается он принятием решения о привлечении к ответственности, и внес новое положение о приостановлении срока. Теперь течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговым органом сумм налогов, подлежащих уплате.

Полностью изменилась концепция статьи 115 НК РФ. Срок давности изменен на срок исковой давности. Исчисляется он теперь с момента окончания срока исполнения требования об уплате штрафа и может быть восстановлен судом, если пропущен по уважительной причине. Неизменной осталась только продолжительность этого срока — шесть месяцев.

Несмотря на то что изменения, внесенные Законом № 137-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2007 года, уже очевидны проблемы, которые возникнут при применении новой редакции Налогового кодекса РФ.

Проблемы правоприменения

В статье 113 НК РФ законодатель применил те же неопределенные термины об активном противодействии проведению проверки и непреодолимых препятствиях для ее проведения и определения налоговой обязанности.

Статья 113 отсылает к пункту 3 статьи 91 НК РФ. Течение срока давности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного этой нормой. Акт составляется в случае, если лицо, обязанное платить налоги и сборы, препятствует доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, на его территорию или в помещение.

Таким образом, из буквального толкования в системной связи пункта 1.1 статьи 113 и пункта 1 статьи 91 НК РФ следует, что под противодействием проведению выездной налоговой проверки следует понимать недолжное поведение проверяемого лица, препятствующего доступу проверяющих на его территорию. Этот вывод подтверждается также тем, что это касается противодействия только выездной налоговой проверке на территории проверяемого лица. Расширительное толкование нормы недопустимо (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Однако в этом случае сумму налога к уплате налоговый орган определяет самостоятельно по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии. Следовательно, отсутствие доступа на территорию не является непреодолимым препятствием для проведения проверки и определения суммы налоговой обязанности.

Таким образом, положения абзаца второго пункта 1.1 статьи 113 НК РФ исключают применение абзаца первого этой же статьи.

Существует также неопределенность в вопросе о моменте возобновления срока давности. Кодекс связывает его с днем, когда прекратили действовать обстоятельства, препятствующие проведению проверки, и вынесено решение о ее возобновлении. Однако эти обстоятельства могут не совпадать во времени.

Возможно, в данном случае, чтобы пресечь недолжное поведение налогоплательщика при проведении выездной налоговой проверки, следует применить иные негативные для него последствия. Сумму налога к уплате, расчетно-определенную налоговым органом, следует принять за основу, а бремя доказывания того, что налоговый орган использовал неверные данные, возложить на налогоплательщика.

Статья 115 Налогового кодекса Российской Федерации в прежней редакции устанавливала сроки давности взыскания налоговых санкций. Теперь она регулирует вопрос исковой давности взыскания штрафов. Институты срока давности и срока исковой давности имеют различную правовую природу и применяются по-разному.

Срок исковой давности применяется в исковом производстве, а дела о взыскании налоговый санкций относятся к административной юстиции и в соответствии с АПК РФ и ГПК РФ рассматриваются в порядке административного судопроизводства. Попытка приспособить гражданско-правовой институт к административным правоотношениям привела к смешению понятий и институтов, что порождает сложности правоприменения.

Сроки исковой давности применяются в частно-правовых отношениях в условиях равенства субъектов. Согласно главе 12 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Он применяется судом только по заявлению стороны в споре. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Срок может быть восстановлен в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т. д.). Срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, не восстанавливается. Сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон.

Статья 115 НК РФ предлагает совершенно новое решение начала отсчета срока исковой давности — с момента истечения срока исполнения требования об уплате штрафа, то есть связывает его с истечением срока досудебного урегулирования спора.

По правилам статей 69 и 70 НК РФ требование об уплате штрафа по результатам налоговой проверки должно быть направлено в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения и должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты его получения, если в нем не указан более продолжительный срок исполнения. То есть по усмотрению налоговых органов наступление срока исковой давности может отодвинуто на неопределенный срок.

Не совсем понятно, как может повлиять на момент наступления срока исковой давности пропуск налоговым органом сроков проведения мероприятий налогового контроля и направления требования.

Из пункта 9 информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 [ сноска 2 ] следует, что сроки мероприятий налогового контроля не являются пресекательными и их пропуск не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней. В то же время пропуск налоговым органом этих сроков не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней. Пока не ясно, распространяется ли это толкование на новую редакцию Кодекса. Если нет, то также получается, что порядок применения срока исковой давности может изменяться по воле налоговых органов.

Неменьшую сложность представляет вопрос о восстановлении срока исковой давности. Гражданский кодекс РФ уважительность причин пропуска срока исковой давности связывает с личностью истца. Трудно представить иные причины пропуска налоговым органом срока исковой давности, кроме волокиты и халатности.

«Какие вообще могут быть уважительные причины пропуска налоговым органом срока давности при всей полноте его власти? Не поощрение ли это его бездействия, халатности, неисполнения своих обязанностей, причем за счет гарантий и прав налогоплательщика?» [ сноска 3 ] .

К сожалению, в отношении сроков давности новации законодателя, направленные на совершенствование налогового администрирования, фактически его только усложняют, создают неопределенность и дополнительные проблемы в правоприменительной практике. Они не отвечают принципу баланса публичных и частных интересов, причем нарушаются и те и другие.

Для налогоплательщика продление сроков привлечения к ответственности и взыскания санкций означает снижение гарантий стабильности и уровня защиты от неопределенно длительной угрозы ответственности.

Нарушается также государственный интерес. Статья 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации относит штрафы к налоговым доходам бюджета. Пропуск срока исковой давности их взыскания означает несвоевременное формирование доходной части бюджета из-за нерасторопности налоговых органов.

В какой-то степени нарушается и принцип неотвратимости наказания. Короткие сроки взыскания налоговых санкций не позволяют налогоплательщику уклониться от их уплаты при помощи мошеннических схем сокрытия активов.

Ключевые слова: права налогоплательщика, срок давности, налоговая ответственность, физическое лицо

Налоговая санкция. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Срок давности взыскания штрафа

Читайте также:

  1. IV. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ РЫБООХРАНЫ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ВИНОВНЫХ В НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ РЫБОЛОВСТВА И ОХРАНЫ РЫБНЫХ ЗАПАСОВ
  2. S: Уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения
  3. VIII. ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ И МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ
  4. Административная ответственность за нарушение Антимонопольного зак-ва. Освобождение от ответственности.
  5. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  6. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  7. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  8. Административная ответственность и ее отличия от других видов юридической ответственности
  9. Административная ответственность как вид юридической ответственности: понятие, признаки и основания возникновения
  10. Административное наказание в виде административного штрафа. Характеристика производства по исполнению постановления о наложении административного штрафа.
  11. Административное правонарушение как основание административной ответственности
  12. Административное правонарушение как основание административной ответственности, его отграничение от преступления и дисциплинарного проступка.

Налоговая санкция— это мера ответственности за совершение налогового правонарушения.

Читайте так же:  Регистрация в собственной квартире

Налоговая санкция устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных НК.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 НК РФ мерой ответственности за совершение правонарушения является налоговая санкция, которая имеет и превентивное значение — предотвращение повторного совершения плательщиком налогового правонарушения. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности, налоговой санкции.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается:

§ В арбитражный суд — при взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя;

§ В суд общей юрисдикции — при взыскании налоговой санкции с физического лица не являющегося индивидуальным предпринимателем;

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Субъектом ответственности может стать организация либо физическое лицо не младше 16 лет (ст. 107 НК РФ).

При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства, размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, который устанавливается за конкретное правонарушение НК.

Смягчающими обстоятельствами являются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность

При наличие отягчающего обстоятельства, т.е совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа удваивается на 100%.

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации, индивидуального предпринимателя и физического лица в определенные сроки:

-Заявление о взыскании штрафа может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.

-Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств

2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, а также неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора). В их отношении применяется исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

[3]

Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации. Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, подписываемого руководителем проверяющей группы (бригады) и проверяемым лицом. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

Срок давности для взыскания штрафа составляет два года с даты вступления постановления в законную силу.

Дата добавления: 2015-05-09 ; Просмотров: 536 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

[1]

Давность взыскания налоговых санкций

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Решение о привлечении к ответственности за нарушение налогового законодательства, вынесенное в течение срока давности привлечения к ответственности, может быть обращено к исполнению только в течение срока давности взыскания налоговых санкций.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков исключительно в судебном порядке (п.7 ст.114 НК РФ) путем предъявления налоговым органом иска о взыскании санкций. Подать такой иск налоговый орган должен до истечения шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления акта об этом.

Исчисление срока начинается не с момента принятия решения, а с момента составления акта проверки.

Прекращение уголовного дела не означает, что срок взыскания санкций начинают исчислять заново, т. к. пропущенный однажды срок уже лишил налоговый орган права взыскать санкции.

Когда уголовное дело возбуждено до вынесения решения налоговым органом либо же после вынесения решения, но до истечения срока давности взыскания санкций – налоговый орган в силу п. 3 ст. 108 НК РФ не имеет возможности взыскивать санкции.

Когда же уголовное дело прекращено, то обстоятельства, препятствующие взысканию, отпадают и должно быть продолжено исчисление прерванного срока.

27. Налоговое правонарушение: понятие, характеристика элементов состава, виды.

Налоговое правонарушение — это противоправное виновное наказуемое деяние, совершенное в сфере налогообложения, выражающееся в нарушении норм налогового законодательства РФ, вне зависимости от того, нормами какой отрасли законодательства установлена ответственность за совершение такого противоправного деяния.

Принципы налоговой ответственности указывают цели, правовое положение общества, к которым должны стремиться законодательные и правоприменительные органы. При этом необходимо учитывать, что принципы налоговой ответственности не обязательно могут иметь нормативное закрепление – их реальное воплощение зависит от воли законодателя. Во-первых, основные начала налоговой ответственности выводятся из общего содержания не только налогового, но и в целом финансового законодательства. Во-вторых, принципы налоговой ответственности являются достижением науки финансового права, т. е. частью финансово-правовой доктрины, которая в той или иной мере отражается в налоговом законодательстве.

Принципы налоговой ответственности – это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее объективную сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.

– общеправовые принципы юридической ответственности, к числу которых относятся: справедливость, законность, неотвратимость, индивидуализация наказания, ответственность за вину.

Законность, означающая недопустимость привлечения к ответственности за налоговое правонарушение иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;

– однократность привлечения к налоговой ответственности. Принцип однократности означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за одно и то же налоговое правонарушение. Мера ответственности, установленная законодателем, является исчерпывающей и в достаточной степени отражает функции налоговой ответственности;

– соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах не существует изолированно только в рамках налогового права – в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава возможно применение норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства;

– разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности;

– презумпция невиновности. Данный принцип является налогово-правовой конкретизацией ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении налогового деликта, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

В налоговом праве принцип презумпции невиновности реализуется посредством установления искового порядка взыскания налоговых санкций в случае, если налогоплательщик или гое фискально-обязанное лицо отказалось добровольно уплатить сумму штрафа.

Читайте так же:  Сроки подачи апелляционной жалобы по гражданскому делу

Принципами налоговой ответственности часто руководствуется Конституционный Суд РФ.

В механизме правового регулирования налоговых отношений принципы налоговой ответственности выполняют регулятивную, превентивную и охранительные функции.

Все принципы налоговой ответственности взаимосвязаны и взаимозависимы: несоблюдение одного принципа неизбежно влечет нарушение другого и, как следствие, искажает сущность ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Сроки для взыскания налоговых санкций или судебных расходов по ГПК

Срок давности взыскания налоговых санкций – период, в течение которого налоговые органы вправе подать исковое заявление в судебные органы о взыскании с плательщика налогов, сборов, агентов налоговых санкций.

Сроки давности взыскания налоговых штрафов являются пресекательными, то есть, по их истечению привлечение лица к ответственности и взыскание установленных санкций становится невозможным и восстановлению не подлежит. Приостановление срока давности привлечения лица к ответственности за налоговые правонарушения не предусмотрено никакими положениями закона о налогах и сборах, включая ст.115 НК РФ .

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

Срок давности взыскания налоговых санкций отличается от срока давности ответственности за налоговые нарушения:

  • если срок давности взыскания налоговых санкций истекает, то суд отказывает в удовлетворении иска налоговых органов о их взыскании, а, если истекает срок давности привлечения к налоговой ответственности, то исключается возможность привлечения лица к ответственности за налоговые нарушения;
  • срок давности привлечения к налоговой ответственности
    • три года, срок давности взыскания налоговых штрафов
    • шесть месяцев;
  • начало срока давности привлечения к налоговой ответственности берет отсчет от дня совершения налогового правонарушения, начало срока давности взыскания налоговых штрафов – со дня установления налогового нарушения и составления акта;
  • если уголовное дело не возбуждается либо прекращается, а налоговое нарушение налицо, срок давности привлечения к налоговой ответственности рассчитывается согласно общим правилам. Отсчет срока давности взыскания налоговых санкций начинается с того дня, когда налоговые органы получают постановление об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела.

Срок давности взыскания судебных расходов по ГПК

В общей юрисдикции срок для взыскания судебных расходов гпк рф ограничен сроками давности в три года с момента принятия последнего судебного акта, в котором дело было рассмотрено. В арбитражном процессе этот срок занимает не более шести месяцев. В соответствие с п. 1 ст. 98 ГПК РФ , стороне, в чью пользу вынесено решение, судебные органы присуждают возмещение противной стороной всех понесенных по делу судебных расходов, за исключением случаев, указанных в ч. 2 ст. 96 ГПК РФ .

Судебные расходы в гражданском процессе — это материальные затраты, которые несут участники процесса в связи с изучением и разрешением дела.

Большое значение имеет срок давности вынесения решения суда. Если решение о принудительном взыскании было вынесено судебными органами, но с того момента уже прошло три года, судебный пристав не должен взыскивать данную сумму. Гарантом того, что предъявление претензии в дальнейшем неправомочно, является принятие постановления об окончании исполнительного производства. Подобный документ подготавливается судебными приставами.

Существует возможность приостановления течения срока давности для взыскания судебных расходов. Согласно ст. 202 ГК РФ основными причинами для этого являются:

  • непредвиденные обстоятельства, никоим образом не зависящие от воли сторон;
  • прохождение одной из сторон судебных отношений обязательной службы в рядах Вооруженных Сил РФ;
  • правомерная отсрочка исполнения обязательств.

Общая информация

Налоговая санкция – мера ответственности за совершение нарушения налогового законодательства. Санкции устанавливаются и применяются в виде денежных штрафов в определенных размерах:

  • смягчающее обстоятельство уменьшает размер не менее, чем в два раза;
  • определенные обстоятельства увеличивают сумму на 100%;
  • при совершении одним лицом более двух правонарушений взыскание накладывается на каждое из них в отдельности без возможности поглощения более строгой санкцией менее строгой.

Налоговые штрафы взыскиваются с налогоплательщиков-нарушителей только в судебном порядке в соответствии с п.7 ст.114 НК РФ посредством подготовки налоговыми органами иска о взыскании штрафов.

В видео рассматривается подробности взыскания судебных расходов

Согласно ГПК РФ к судебным издержкам относятся:

  1. Расходы на командировки, включающие затраты билеты любого перевозчика, затраты на проживание в гостинице и питание. Подобные расходы будут учитываться, если придется ехать на заседание суда в другой город.
  2. Затраты за почтовые отправления при подготовке претензии ответчику, содержащей требование об уплате долга в целях досудебного урегулирования.
  3. Расходы на оплату услуг представителя – наиболее распространенный вид судебных издержек, заключающийся в подготовке документации или представления интересов пострадавшей стороны в суде.
  4. Компенсация за потерю времени – взыскивается при подаче неосновательного иска либо противодействии рассмотрения дела в установленные сроки. Подобные понятия являются оценочными, поэтому конкретные условия получения компенсации установить сложно. В каждом конкретном случае принимать решение будет суд.
  5. Иные затраты, которые будут приниматься судебными органами в качестве издержек. Каждый вид расходов должен подтверждаться документально, в противном случае иск будет признан неправомочным.

ГПК РФ рекомендует соблюдать в отношении расходов принцип разумности и обоснованности.

Налоговая санкция. Срок давности привлечения к ответственности. Срок давности взыскания штрафа

Срок давности отводится государству для преследования лица, совершившего правонарушение. В соответствии с п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности,истекли три года. При этом истечение срока давности отнюдь не является реабилитирующим основанием для освобождения налогоплательщика или иного обязанного лица от ответственности за совершение налогового правонарушения.

НК РФ связывает начало течения срока давности привлечения к налоговой ответственности с моментом совершения противоправного деяния, содержащего признаки налогового правонарушения. При этом «точка отсчета» в исчислении срока давности варьируется в зависимости от вида налогового правонарушения. В отношении правонарушений, предусмотренных ст. 120 НК РФ («Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения») и ст. 122 НК РФ («Неуплата или неполная уплата налога»), срок давности исчисляется со следующего дня после окончания того налогового периода, в котором было совершено правонарушение. В отношении всех остальных налоговых правонарушений срок давности исчисляется со дня их совершения.

Течение срока давности привлечения к налоговой ответственности прекращается в момент вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности (абз. 1 п. 1 ст. 113 НК РФ).

Возможно приостановить срок давности привлечения к налоговой ответственности, если лицо, привлекаемое к ответственности, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ. Течение срока давности привлечения к налоговой ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ.

Налоговая санкция — мера ответственности за совершение налогового правонарушения.

1) является формой юридической ответственности

, поскольку ее применение предполагает итоговую оценку противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния, за которое она назначается, как налогового правонарушения;

2) представляет собой меру государственного принуждения

, используемую в сфере публичных финансов;

3) выполняет три функции

штрафную (карательную), превентивно-воспитательную и восстановительную. Целью карательного воздействия налоговой санкции является возмездие, наказание правонарушителя за совершенное им противоправное деяние, воспитательного воздействия — предупреждение налоговых правонарушений, восстановительного воздействия — компенсация потерь, понесенных государством или муниципальными образованиями в результате недополучения налоговых доходов;

4) имеют имущественный характер

, поскольку согласно п. 2 ст. 114 НК РФ они устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ.

При установлении и применении налоговых санкций законодатель, суд и налоговые органы должны руководствоваться принципами справедливости, соразмерности и иными.

В соответствии с п. 2 ст. 114 НК РФ налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ.

Применение штрафных санкций выступает в качестве основного способа карательного воздействия налоговой ответственности, имеющего своей целью не только наказание виновного лица, но и предупреждение налоговых правонарушений (общая и частная превенция). Штраф влечет сужение имущественной сферы правонарушителя и изменение отношений собственности.

Читайте так же:  Изменение цены в договоре

Перечень обстоятельств, которые могут быть признаны в качестве смягчающих налоговую ответственность, является открытым. В соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ. При этом в отличие от КоАП РФ (ч. 2 ст. 3.5) в НК РФ отсутствует положение, четко определяющее размер, ниже которого штраф за совершение налогового правонарушения назначен быть не может.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, является закрытым. Согласно п. 2 ст. 112 НК РФ к ним относится только одно обстоятельство — совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

При наличии данного обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100%, то есть вдвое (п. 4 ст. 114 НК РФ).

Однако при применении указанного правила необходимо учитывать следующее. Если суд или налоговый орган придет к выводу, что повторное налоговое правонарушение совершено при наличии смягчающих ответственность обстоятельств, то сначала он обязан уменьшить размер налоговой санкции не менее чем наполовину и только после этого увеличить ее в два раза.

В соответствии с п. 5 ст. 114 НК РФ при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой

. Однако следует учитывать, что данное правило не распространяется на те случаи, когда в одном противоправном деянии лица содержатся признаки нескольких налоговых правонарушений, предусмотренных разными статьями гл. 16 НК РФ.

Срок давности взыскания штрафов исчисляется следующим образом.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов (п. 1 ст. 115 НК РФ):

А. с организации и индивидуального предпринимателя — по ст. 46 и ст. 47 НК РФ:

— со счетов

: после истечения срока, установленного в требовании об уплате соответствующего штрафа, но не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока (позже – суд – в теч. 6 мес.);

— за счет иного имущ-ва:

по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение 3 дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.

Б. с физического лица, не ИП, — в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 48 НК РФ (суд – 6 мес).

55. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушенияустановлены ст. 108 НК РФ.

1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

3. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

5. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.

6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

7. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, несет управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета.

Ответственность за неисполнение обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц с прибыли (дохода), приходящейся на долю участника договора инвестиционного товарищества, несет соответствующий участник такого договора, если иное не установлено НК РФ.

Отсутствие свободной воли рассматривается законодателем в качестве главного критерия при формулированииобстоятельств, исключающихвину лица в совершении налогового правонарушения и тем самым ответственность за совершение такого правонарушения. Согласно п. 1 ст. 111 НК РФ к данного рода обстоятельствам относятся:

1) непреодолимая сила

(force major), то есть совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

2) невменяемость

, то есть совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

3) добросовестное заблуждение

, то есть выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти или их должностными лицами в пределах их компетенции;

4) иные обстоятельства

, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, не является исчерпывающим.

Анализ судебно-арбитражной практики свидетельствует о том, что в качестве «иных обстоятельств», исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, арбитражные суды признают, например:

— незаконное предоставление налоговых льгот;

— неопределенность, допущенную законодателем в регулировании налоговых отношений;

— отсутствие денежных средств на счете организации, вызванное тем, что она выполняла строительно-ремонтные работы для неплатежеспособных предприятий;

— неправомерные или недобросовестные действия контрагентов.

В соответствии со ст. 109 НК РФ ответственность за совершение налогового правонарушения исключают следующие обстоятельства:

1) отсутствие события

налогового правонарушения;

2) отсутствие вины

лица в совершении налогового правонарушения;

3) совершение деяния

, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста;

4) истечение сроков давности

привлечения к налоговой ответственности.

Отсутствие события налогового правонарушения означает отсутствие признаков объективной стороны налогового правонарушения, с которыми закон связывает наступление налоговой ответственности (противоправное деяние, нарушающее нормы законодательства о налогах и сборах; вредные последствия в виде причинения ущерба бюджету; причинно-следственная связь между деянием и последствиями).

Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения означает, что лицо, в поведении которого содержатся признаки объективной стороны налогового правонарушения, находилось в момент его совершения в таком психическом состоянии, при котором оно не осознавало и не могло осознавать противоправности своего деяния (действий или бездействия) и (или) не предвидело и не могло предвидеть вредного характера его последствий. Физическое лицо, не достигшее 16-летнего возраста, не может быть привлечено к налоговой ответственности. В соответствии с п. 1 ст. 113 НК РФ срок давности привлечения к налоговой ответственности составляет три года с момента совершения налогового правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10389 —

| 7888 — или читать все.

Источники


  1. Чучаев, А. И. Нотариальная деятельность как объект уголовно-правовой охраны (de lege lata и de lege ferenda) / А.И. Чучаев, О.В. Филипова. — М.: Проспект, 2016. — 116 c.

  2. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.

  3. Каландаришвили, З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи / З.Н. Каландаришвили. — М.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. — 172 c.
Срок давности взыскания налоговых санкций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here