Срок давности по валютным нарушениям

Полная информация в статье на тему: "Срок давности по валютным нарушениям" с объяснением от специалистов. По всем вопросам обращайтесь к дежурному специалисту.

Содержание

Привлекать к ответственности за валютные нарушения будут в течение двух лет

Глава государства Владимир Путин утвердил закон, который увеличит сроки давности привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования до двух лет. Соответствующие поправки внесены в статью 4.5 КоАП РФ.

В правительстве, где разработали документ, ранее говорили, что действующие сроки привлечения к административной ответственности (1 год) «объективно не позволяют выявить факт совершения правонарушения» и наказать виновного. Это связано с несколькими обстоятельствами, уточняют авторы инициативы в пояснительной записке. Во-первых, резиденты злоупотребляют своим правом на заявление ходатайств об отложении рассмотрения дел об административных правонарушениях по тем или иным причинам. Во-вторых, нельзя начинать разбирательство без соблюдения процедуры обязательного извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, а также без доказательств его надлежащего информирования. И главное – проверяющие органы не успевают за 1 год собрать всю необходимую информацию, чтобы всесторонне и объективно рассмотреть и принять решение о совершенном проступке.

На оперативность выявления и раскрытия нарушений валютного законодательства повлияло, в том числе формирование Таможенного Союза Единого экономического пространства. Контроль за валютными операциями усложнился после того, как были сняты пограничные и таможенные посты на границах Белоруссии, Казахстана и России. Межведомственное сотрудничество с контролирующими органами этих стран налаживается, но сроки получения документов и сведений от коллег из Таможенного союза может доходить до полугода. По этой причине годовой срок давности привлечения к административной ответственности за махинации с валютой недостаточен, настаивают в правительстве.

По оценкам Росфиннадзора, с 1 января 2012 г. по 1 августа 2014 г. более 180 тысяч дел с подозрениями на нарушение валютного законодательства из-за истечения срока давности не были рассмотрены. Учитывая тяжесть совершаемых преступлений и действующие штрафы за них, чиновники предлагают продлить срок привлечения к ответственности, тем самым обещая увеличить пополняемость бюджета за счет санкций с резидентов.

Напомним, статья 15.25 КоАП РФ, предусматривает несколько видов нарушений валютного законодательства. Так, за осуществление валютных операций, запрещенных на территории страны, в «обход» уполномоченных банков граждан, должностных лиц и организации могут оштрафовать на один размер суммы незаконной валютной операции. За нарушение сроков или отказ уведомлять об открытии/закрытии счета/вклада или об изменении реквизитов счета/вклада в банке, расположенном за пределами РФ, штраф для граждан достигает 5 тысяч рублей, для должностных лиц – 50 тысяч рублей, а для компаний – 1 млн рублей. За нежелание возвращать вывезенные средства штрафы достигают одного размера нерапатриированной суммы, а за нарушение правил отчетности с граждан могут взять до 3 тысяч рублей, а с компаний – до 50 тысяч рублей.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования предлагается увеличить до двух лет

По мнению разработчиков законопроекта, увеличение срока давности привлечения к административной ответственности обусловлено обстоятельствами, которые объективно не позволяют в течение установленного срока давности выявить факт совершения правонарушения и привлечь нарушителя к административной ответственности.

В частности, это связано с необходимостью соблюдения предусмотренной КоАП РФ процедуры обязательного извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, и невозможностью принятия решения по делу в отсутствие данного лица без доказательств его надлежащего извещения (большинство привлекаемых к административной ответственности организаций за невозврат валютной выручки в Российскую Федерацию отсутствуют по заявленному месту регистрации); необходимостью проверки органами и агентами валютного контроля информации о наличии признаков нарушений резидентами валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, поступающей от кредитных организаций в целях сбора доказательств по делу, необходимых для его полного, всестороннего и объективного рассмотрения и принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

Увеличение срока давности привлечения к административной ответственности до двух лет будет способствовать повышению качества и объективности рассмотрения дел указанной категории, послужит препятствием для совершения противоправных действий недобросовестными лицами, уклоняющимися от административной ответственности.

Штрафы за нарушение валютного контроля

За нарушения в сфере валютного контроля в 2019 году резидентами и нерезидентами РФ санкции выписывает Федеральная налоговая служба, а если правонарушение касается экспортных или импортных операций, то к определению наказания подключается и Федеральная таможенная служба.

Основные правонарушения и ответственность за них

Если говорить именно о валютном контроле, то основные нарушения перечислены в законе «О валютном регулировании…» № 173 от 10 декабря 2003 года. В частности, глава 4 определяет следующие виды правонарушений:

  • нарушение сроков, оговоренных законом, для подачи уведомлений и отчетности в контролирующие органы;
  • представление документов с неверными данными, а также неправильным заполнением;
  • несоблюдение сроков, указанных в контракте, в течение которых валюта должна поступить на расчетный счет банка (при этом по закону нет разницы, какая из сторон задерживает оплату);
  • перечисление доходов, полученных от нерезидентов, на банковские счета иных государств.

Ответственность за нарушения предусмотрена сразу тремя кодексами: гражданским, КоАПП и уголовным. Соответственно, и санкции по ним также разнятся. Например, при неверно заполненных документах (если речь идет именно об ошибках, опечатках, а не злонамеренной фальсификации) сделку могут просто аннулировать. А вот за вывод денег из России (да еще и группой лиц, в больших масштабах) можно сесть в тюрьму на срок до 10 лет.

Штрафные санкции в 2019 году

В связи с изменениями в КоАПП, вступившими в силу в этом году, возросли и штрафы, за которые предусмотрена административная ответственность. Все они перечислены в статье 15.25 административного кодекса. Так как отныне все юридические лица, зарегистрированные на территории РФ, считаются ее резидентами, то и денежные санкции для них также увеличились.

Чтобы избежать штрафов, необходимо вовремя представлять налоговым органам:

  • отчет о движении валютных средств на счетах;
  • уведомления об открытии или, наоборот, закрытии заграничных счетов, а также смене их реквизитов;
  • документы, подтверждающие легальность сделок.

Важно! С 2019 года паспорта сделок были отменены. Теперь не нужно их оформлять и, соответственно, представлять в контролирующие органы. Вместо этого банк самостоятельно будет регистрировать договоры и контракты, если их сумма превышает 3 млн рублей.

Размеры штрафных санкций в 2019 году:

Уголовная ответственность за нарушение валютного контроля

Статья 193 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за уклонение от возврата денежных средств из-за границы, причем не только в валюте иностранных государств, но и в рублях.

Например, за представление в банк неверных сведений при транзакциях, связанных с переводом за рубеж суммы денег, штрафы могут составлять от 200 до 500 тысяч рублей. Если нарушение было совершено группой лиц или в особо крупном размере (а также с участием подставной компании), то штраф возрастает до 1 миллиона рублей. Помимо этого, виновные могут быть заключены под стражу на срок до 5 лет или отправлены на принудительные работы (сроком до 4 лет).

Читайте так же:  Неужели новый закон отберет у пенсионера дачу

При этом крупным размером считаются суммы, превышающие 9 миллионов рублей, а особо крупным — от 45 миллионов.

Важно! Ответственность за нарушение валютного контроля ложится не только на физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, но и на должностных лиц — для них также предусмотрены отдельные штрафы.

Исковая давность

По всем правонарушениям, предусмотренным ст. 15.25 КоАП РФ, срок исковой давности составляет 2 года (а не 1 год, как ранее). Это значит, что штрафы в 2019 году могут быть начислены за нарушения, совершенные в 2017 и 2018 годах. Соответственно, за просрочку или непредставление документов в 2019 году взыскать штраф налоговые органы смогут вплоть до 2021 года включительно.

Решение об увеличении срока исковой давности стало результатом медленной скорости обращения документации между основными агентами валютного контроля.

Оспаривание штрафов в суде

Судебная практика показывает, что полностью отменить штрафы, начисленные за валютные правонарушения, нельзя. Однако законом предусматривается ряд условий, в связи с которыми суммы санкций могут быть уменьшены.

В частности, допущенные ошибки, неправильно заполненные отчетные формы или справки могут посчитать малозначительным проступком, что влечет за собой снижение суммы штрафа. А вот с нарушением сроков сослаться на малозначительность уже не получится — даже просрочка в 1 день уже считается серьезным нарушением.

Для снижения штрафов можно сослаться за хорошую репутацию компании или ИП, сложное финансовое положение (подтвержденное отчетностью) — все это признается смягчающими обстоятельствами и служит основанием для уменьшения суммы санкций.

Вопрос по валютному законодательству: попадает ли под срок давности правонарушение по невозврату валюты,

переведенной по паспорту сделки и не закрытой таможенной декларацией? Срок контракта истек в 2015 году.

Срок давности есть по каждому нарушению Где то больше где то меньше. В данном случае срок истек. Два года (ст. 4.5, 15.25 КоАП РФ)

Ну в данном случае речь как я понимаю идёт о 15.25

Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации

в соответствии с 4.5 Коап давность 3 года

также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции — по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.,

[3]

Какая ответственность за незаконные валютные операции?

Виды валютных нарушений

В числе незаконных валютных операций могут быть следующие действия:

  • приобретение или продажа иностранной валюты или чеков с номиналом в иностранной валюте без участия уполномоченных банков;
  • проведение валютных операций в иностранной валюте не через счета, открытые в уполномоченных банках, или минуя заграничные счета, в случаях, не предусмотренных федеральным валютным законодательством;
  • проведение не предусмотренных валютным законодательством операций при участии средств, зачисленных на заграничные счета.

О том, какие валютные операции бывают, узнайте из статьи «Валютные операции: понятие, виды, классификации».

Кроме того, к валютным нарушениям относят:

  • непредставление и представление с нарушением сроков сведений об открытии/закрытии заграничных счетов резидентов, которые занимаются предпринимательством;
  • несдача отчетности (либо нарушение сроков ее сдачи) о проведении валютных операций;
  • несвоевременное зачисление резидентами средств на счета в уполномоченных банках от операций, совершенных с нерезидентами;
  • несвоевременный возврат на территорию России средств, полученных от нерезидента за несовершенную в РФ сделку.

Нарушение валютного законодательства — штрафы в 2019-2020 годах

Назначаемые за нарушение валютного законодательства штрафы указаны в ст. 15.25 КоАП РФ. Их размеры зависят от вида нарушения, а также от категории провинившегося: простое физлицо, юрлицо, ИП.

Обычно штрафы для физических лиц на порядок меньше, чем установленные для нарушителей — юридических лиц. Кроме того, вместе с наложением на юридическое лицо штрафа за совершение незаконной валютной операции санкции применяют и к виновным в совершении правонарушений должностным лицам такой организации.

Минимальный размер штрафа для нарушителей — физических лиц составляет 1 000 руб. Для юридических лиц эта сумма весомее: минимальный размер штрафа равен 50 000 руб. Довольно распространенным является наложение штрафа в сумме от ¾ до 1 размера такой операции.

[2]

За нарушение сроков зачисления средств в рамках валютного законодательства нарушителей ждут санкции не в фиксированной сумме, как за совершение незаконных валютных операций, а в размере 1/150 от ставки рефинансирования Центробанка.

Какие документы представляют для валютного контроля, читайте здесь.

Какая статья УК РФ содержит санкции за незаконные валютные операции?

Еще более серьезная ответственность за проведение незаконных валютных операций установлена ст. 193, 193.1 УК РФ — от крупных штрафов до лишения свободы.

Под уголовную ответственность, согласно ст. 193, попадает невозврат из-за рубежа денег в иностранной валюте. Невозвращенными деньгами считаются суммы, которые должны были быть по контракту зачислены в уполномоченном банке резиденту, но так и не дошедшие до соответствующих расчетных счетов. Если размер незачисленных средств превысил 9 млн руб., считается, что это крупный размер нарушения и наказание предусмотрено следующего характера:

  • штраф от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб., но в зависимости от условий совершения нарушения может повлечь изъятие зарплаты в течение срока до 3 лет, принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет;
  • для нарушений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, рамки штрафа изменены от 300 до 500 тыс. руб., но реальный срок может достичь 4 лет.

Если размер незаконных валютных операций равен или больше особо крупного размера (то есть более 45 млн руб.), в деле участвовала группа лиц, присутствовал подложный документ или в схеме использовалась организация, то размер санкций будет таковым:

  • до 5 лет срок лишения свободы, штраф до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты в течение 5 лет.

Следующая ст. 193.1 УК РФ регулирует сферу перечисления иностранной валюты на счета нерезидентов. Если такое перечисление сопровождалось предоставлением в недостоверных данных в банк, то наказание может повлечь:

  • штраф от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб., но в зависимости от условий совершения нарушения может повлечь изъятие зарплаты в течение срока до 3 лет, принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет;

Если нарушение совершено группой лиц по договоренности, в крупном размере или в схему специально вводилась организация, через которую и велись все переводы:

  • до 5 лет срок лишения свободы со штрафом до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты в течение 5 лет.
Читайте так же:  Компенсация за непредоставление места в детском саду

Если размер нарушения особо крупный или в нем участвовала группа лиц:

  • от 5 до 10 лет срок заключения со штрафом до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты в течение 5 лет.

Какой срок исковой давности есть у органов валютного контроля для привлечения к ответственности?

Срок давности по привлечению к ответственности за нарушение валютного законодательства в 2019-2020 годах составляет 2 года. Этот временной промежуток установлен в 2016 году, до этого момента он не превышал 1 год.

Увеличение потребовалось по той причине, что документы таможенных органов или банков о нарушении законодательства зачастую поступали в Росфиннадзор, а после его упразднения — в ФНС уже после того, как истекал срок, в течение которого можно было привлекать к ответственности нарушителей.

Указанный двухлетний срок давности распространяется на привлечение к ответственности по всем валютным нарушениям, указанным в ст. 15.25 КоАП РФ. Например, это положение коснется и отсутствие перечисления на счет резидента валютной выручки за реализованный товар, и несвоевременной отчетности за проведение валютной операции и т. д.

Перечень нарушений, за которые может последовать привлечение к ответственности, приведен в ст. 15.25 КоАП РФ. Проведение незаконных валютных операций влечет привлечение нарушителя к административной или уголовной ответственности. В списке санкций содержатся штрафы и даже лишение свободы.

Что важно знать, работая с валютой, читайте в рубрике «Валютные операции».

Увеличился срок давности по валютным правонарушениям

С одного года до двух лет увеличен срок давности привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

В КоАП РФ внесены поправки, согласно которым изменился срок давности по валютным правонарушениям. Раньше этот срок составлял один год. Теперь же привлекать нарушителей к административной ответственности за валютные правонарушения будут в течение двух лет. Так, у органов валютного контроля будет целых два года на привлечение к административной ответственности российской компании, к примеру, за то, что ее иностранный контрагент не оплатил в срок приобретенный у нее товар (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ). Также двухлетний срок давности будет распространяться и на другие валютные правонарушения: например, на случаи непредставления в налоговый орган уведомления об открытии счета в иностранном банке, нарушения установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям (ст. 15.25 КоАП РФ).

Проект этого закона разрабатывался еще в тот период, когда функции по привлечению к административной ответственности находились у Росфиннадзора. С 2 февраля 2016 г. Росфиннадзор был упразднен, его функции как органа валютного контроля переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе (Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере»). В период работы Росфиннадзора необходимость увеличения сроков давности обосновывалась тем, что зачастую протоколы о нарушении и другие доказательства поступали в Росфиннадзор от таможенных и налоговых органов уже после истечения срока давности. Теперь эта проблема решена, валютным контролем занимаются сами налоговые и таможенные органы (в зависимости от совершенных правонарушений). Несмотря на это, одного года на выявление факта совершения валютного правонарушения и привлечение к административной ответственности все равно не хватает.

Во-первых, на сроки сильно повлияло формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства. Снятие пограничного, таможенного и иных видов контроля на границах Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также обеспечение свободного перемещения товаров внутри таможенной территории Таможенного союза осложнили контроль за валютными операциями резидентов, в том числе во взаимной торговле в рамках ЕврАзЭС. Так, для фиксации доказательств по валютным правонарушениям зачастую требуются значительные временные затраты для получения заключений органов государственной власти Республики Казахстан и Республики Беларусь. С учетом необходимости получения заключений таможенных органов других государств, выполнения процедуры дополнительных запросов органов государственной власти, осуществляющих государственный надзор и специфические разрешительные функции (подтверждение государственных номеров транспортных средств, указанных в товарно-транспортных накладных и иных товаросопроводительных документах и т.д.), средний срок получения документов и информации от государственных органов стран — членов Таможенного союза может доходить до полугода.

Во-вторых, существуют различные способы затягивания рассмотрения административных дел. Так, проблемы у органов валютного контроля возникают из-за того, что необходимо извещать привлекаемых к административной ответственности лиц и невозможно принять решение по делу в отсутствие данного лица без доказательств его надлежащего уведомления. Но многие нарушители не находятся по месту своей регистрации, поэтому процесс получения доказательств извещения постоянно затягивается. Также сами компании и индивидуальные предприниматели часто злоупотребляют своим правом на заявление ходатайств об отложении рассмотрения дел об административном правонарушении, в результате чего привлечь их к административной ответственности не получается из-за истечения срока давности.

Эти поправки внесены Федеральным законом от 05.04.2016 № 89-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования». Закон вступает в силу 16 апреля 2016 г.

Таблица нарушений валютного законодательства. Статья 15.25. КоАП РФ (ред.от 03.08 2018)

Таблица нарушений валютного законодательства

Статья 15.25. КоАП РФ (ред.от 03.08 2018) (скачать таблицу в формате jpg)

. Если вы не нашли ответ на свой вопрос, пришлите его нам, а мы постараемся ответить максимально быстро. (Форма для вашего вопроса)

Нарушение Административное наказание

Осуществление незаконных валютных операций

· купля-продажа иностранной валюты и чеков минуя банки;

· осуществление валютных операций (расчетов) минуя счета в банках;

· осуществление валютных операций (расчетов) через счета в зарубежных банках, не предусмотренных валютным законодательством РФ.

· на граждан, ИП и юридических лиц в размере от 75% до 100% суммы незаконной валютной операции;

· на должностных лиц – от 20.000 до 30.000 руб.

подачи уведомления в ФНС РФ:

· об открытии (закрытии) счета (вклада) в зарубежном банке

· об изменении реквизитов счета (вклада) в зарубежном банке

· на граждан в размере от 1.000 до 1.500 руб.;

· на должностных лиц – от 5.000 до 10.000 руб.;

· на юридических лиц –от 50.000 до 100.000 руб.

Непредставление в ФНС РФ уведомления

· об открытии (закрытии) счета в зарубежном банке

· об изменении реквизитов счета в зарубежном банке

· на граждан в размере от 4.000 до 5.000 руб.;

· на должностных лиц –от 40.000 до 50.000 руб.;

· на юридических лиц –от 800.000 до 1.000.000 руб.

Неполучение резидентом в срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом, договором займа), на свои банковские счета в РФ (или на счета финансового агента (фактора)-резидента) иностранной валюты или валюты Российской Федерации, за товары, работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, втом числе исключительные права на них и т.д. переданные нерезиденту

Часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ не применяется к договорам займа, заключенным до 14.04.2018, кроме договоров, существенные условия которых изменены после указанной даты.

· на ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств

в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, не зачисленных на счета в банках.

Читайте так же:  Россия приняла конвенцию мот. как это повлияет на размер пенсий

· на должностных лиц – от 20.000 до 30.000 руб.

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои счета в банках РФ, и (или) на счета в зарубежных банках, по внешнеторговым контрактам (по которым оформляется ПС) рублевой части (доли) выручки – размер которой определяется Правительством РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

· на ИП и юридических лиц — от 40.000 до 50.000 руб. ;

· на должностных лиц в размере от 20.000 до 30.000 руб.;

Невозврат (невыполнение обязанности по возврату) в установленный срок в РФ предоплаты за не ввезенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них

· на ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в РФ таких денежных средств и (или) в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.

· на должностных лиц в размере от 20.000 до 30.000 руб.;

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1. и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

· на срок от 6 месяцев до 3-х лет

· правил и сроков оформления,

· нарушение сроков хранения: документов валютного контроля, подтверждающих документов, форм учета, отчетов и информации по валютным операциям.

· неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) — резидентом, резидента, являющегося лицом, передающим нерезиденту товары, работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, или о последующей уступке денежного требования по внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов.

· на граждан в размере от 2.000 до 3.000 руб.;

· на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 руб.;

· на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 руб.

Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов

не более чем на 10 дней.

Предупреждение или наложение штрафа

· на граждан в размере от 300 до 500 руб.;

· на должностных лиц в размере от 500 до 1.000 руб.;

· на юридических лиц — от 5.000 до 15.000 руб.

Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов

более чем на 10 дней, но не более чем на 30 дней.

· на граждан в размере от 1.000 до 1.500 руб;

· на должностных лиц в размере от 2.000 до 3.000 руб;

· на юридических лиц — от 20.000 до 30.000 руб.

Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов

более чем на 30 дней.

· на граждан в размере от 2.500 до 3.000 руб;

· на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 руб;

· на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 руб.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, за исключением случаев несоблюдения установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках и (или) подтверждающих банковских документов

· на граждан в размере 10.000 руб.;

· на должностных лиц в размере от 12.000 до 15.000 руб.;

· на юридических лиц — от 120.000 до 150.000 руб.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках и (или) подтверждающих банковских документов

· на граждан в размере 20.000 руб.;

· на должностных лиц в размере от 30.000 до 40.000 руб.;

· на юридических лиц — от 400.000 до 600.000 руб.

· Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту РФ производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу ЦБ РФ.

· Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, при зачислении на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ключевой ставки ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки.

· Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, при возврате в РФ соответствующих денежных средств с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ключевой ставки ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки.

Увеличен срок давности по валютным правонарушениям

В КоАП РФ внесены поправки, согласно которым изменился срок давности по валютным правонарушениям. Раньше этот срок составлял один год. Теперь же привлекать нарушителей к административной ответственности за валютные правонарушения будут в течение двух лет. Так, у органов валютного контроля будет целых два года на привлечение к административной ответственности российской компании, к примеру, за то, что ее иностранный контрагент не оплатил в срок приобретенный у нее товар (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ). Также двухлетний срок давности будет распространяться и на другие валютные правонарушения: например, на случаи непредставления в налоговый орган уведомления об открытии счета в иностранном банке, нарушения установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям (ст. 15.25 КоАП РФ).

Эти поправки внесены Федеральным законом от 05.04.2016 № 89-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования». Закон вступил в силу 16 апреля 2016 г.

Изменен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства

Автор: Admin · Опубликовано 06.04.2016 · Обновлено 04.03.2017

В Российской Федерации принят Федеральный закон от 05.04.2016 № 89-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования». В соответствии с поправками срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования теперь составляет два года со дня совершения административного правонарушения (вместо одного года в предыдущей редакции кодекса).
Изменения вступают в силу 16.04.2016.
Подробности изменений в статье 4.5 КоАП см. в разделе «Законодательные документы».

Срок привлечения к ответственности нарушителей валютного законодательства хотят увеличить

Правительство РФ предлагает пересмотреть в сторону увеличения срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. На днях оно внесло на рассмотрение нижней палаты парламента проект федерального закона «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (№ 925087-6).

Читайте так же:  Ипотека доли в квартире

Разработка законопроекта с поправками в ст. 4.5 КоАП РФ обусловлена обстоятельствами, которые объективно не позволяют обнаружить факты совершения правонарушения, определить правонарушителя и привлечь его к административной ответственности в рамках установленного сейчас срока давности.

В частности, это связано с:

необходимостью соблюдения предусмотренной КоАП РФ процедуры обязательного извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, и невозможностью принятия решения по делу в его отсутствие без доказательств его надлежащего извещения (большинство привлекаемых к административной ответственности организаций за невозврат валютной выручки в Россию отсутствуют по заявленному месту регистрации);

[1]

злоупотреблением резидентами своим правом на заявление ходатайств об отложении рассмотрения дел об административных правонарушениях по тем или иным причинам, которые должны быть рассмотрены в соответствии со ст. 24.4 и 29.7 КоАП РФ;

необходимостью проверки органами и агентами валютного контроля информации о наличии признаков нарушений резидентами валютного законодательства России и актов органов валютного регулирования, поступающей от кредитных организаций в целях сбора доказательств по делу, необходимых для его полного, всестороннего и объективного рассмотрения и принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

На сроки проведения проверок также повлияло формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства. Снятие пограничного, таможенного и иных видов контроля на границах Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, обеспечение свободного перемещения товаров внутри таможенной территории Таможенного союза серьезно осложнили контроль за валютными операциями резидентов, в том числе во взаимной торговле в рамках ЕврАзЭС. Теперь для фиксации доказательств по данной категории дел требуется получение заключений от таможенных органов соответствующих иностранных государств, выполнение процедуры дополнительных запросов органов государственной власти, осуществляющих государственный надзор и специфические разрешительные функции (подтверждение государственных номеров транспортных средств, указанных в товарно-транспортных накладных и иных товаросопроводительных документах и т.д.). При этом в среднем на получение необходимых документов и информации из государственных органов стран — членов Таможенного союза уходит около полугода.

В результате Росфиннадзор получает от таможенных органов протоколы по делам об административных правонарушениях с истекающим сроком давности привлечения лиц к административной ответственности. Это не позволяет Росфиннадзору полноценно подготовить дела к рассмотрению в сроки, установленные ст. 29.1—29.6 КоАП РФ.

Помимо всего вышеперечисленного часто при производстве по делам об административных правонарушениях возникает необходимость проведения экспертизы, предусмотренной ст. 26.4 КоАП РФ, с целью подтверждения подлинности документов, что также требует времени.

В связи с этим при истечении срока давности привлечения к административной ответственности по вышеуказанным правонарушениям резиденты избегают административной ответственности.

В связи с этим предлагается увеличить срок давности привлечения к административной ответственности с одного года до двух лет. По мнению правительства, это будет способствовать повышению качества и объективности рассмотрения дел указанной категории.

Григорий Щичко — эксперт по налогам

Профессионально и доступно о налогах

Важно: Срок давности для нарушений валютного законодательства увеличен до 2 лет

16 апреля 2016 года вступил в силу закон №89-ФЗ от 5 апреля 2016, увеличивающий срок давности для привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства до 2 лет. Ранее срок давности был 1 год, что, по словам контролирующих органов, часто было недостаточно, чтобы провести все необходимые процедуры и привлечь нарушителей к ответственности.

Увеличение срока давности может оказать существенное влияние на многих граждан России, валютных резидентов, имеющих счета в иностранных банках. Приведу пример.

Гражданин России, валютный резидент, находится в Лондоне по 2-х летней рабочей визе. 10 января 2015 года он открывает счёт в Английском банке для получения зарплаты и текущих расходов, но забывает уведомить об этом налоговую инспекцию в России. Напомню, что об открытии счетов нужно уведомлять налоговую инспекцию в течение 30 дней, т.е. до 10 февраля 2015 года в нашем примере.

Он может быть оштрафован за нарушение валютного законодательства до 10 февраля 2016 года (так как до вступления в силу закона №89-ФЗ от 5 апреля 2016 срок привлечения к ответственности составлял 1 год).

Этот же гражданин не подаёт отчёт о движении денег по счёту за 2015 год в положенный срок до 1 июня 2016 года (подробнее о том, как это нужно сделать читайте в статье «А ты отчитался о своих франках, фунтах, долларах?»).

Он может быть привлечён к административной ответственности до 1 июня 2018 года, т.е. например, даже после его возвращения в Россию после окончания контракта в Лондоне (если бы новый закон не вступил в силу, то лишь до 1 июня 2017 года).

Актуальные вопросы валютного регулирования

Актуальные вопросы валютного регулирования

Компании – участники ВЭД нередко привлекаются к ответственности за нарушения валютного законодательства. Споры о привлечении к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ часто доходят до суда, так как срок давности по данной статье составляет 2 года (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). В данном материале мы рассмотрим наиболее актуальные вопросы валютного регулирования через призму судебной практики.

Документы валютного контроля, сопровождающие внешнеэкономическую сделку

К таким документам относятся паспорт сделки, справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, а также сами документы о валютных операциях (акты, инвойсы, накладные и т.п.).

Сроки оформления данных документов зависят от конкретной ситуации. Например, если товар экспортируется в страну, не входящую в ЕВРАЗЭС, на условиях последующей оплаты, то паспорт сделки представляется в банк не позднее дня подачи декларации на товары (п. 6.5.4 Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И – далее Инструкция № 138-И). При получении валюты справка о валютных операциях представляется не позднее 15-ти дней, а при списании валюты со счета – в день такого списания (п. 2.3 Инструкции № 138-И). За нарушения при подаче или оформлении данных документов предусмотрена административная ответственность по п.п. 6 – 6.4 ст. 15.25 КоАП РФ в размере до 150 тыс. руб.

Паспорт сделки — один из основных документов ВЭД, он оформляется на все виды внешнеэкономических сделок, если сумма обязательств по контракту равна или превышает эквивалент 50 000 долларов (п. 5.2 Инструкции 138-И). При неверном оформлении паспорта сделки, нарушении сроков его составления, переоформления, компания может быть оштрафована на сумму от 40 тыс. до 50 тыс. рублей (п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ).

Примером подобного спора является дело, дошедшее до Верховного Суда РФ (Определение № 304-АД16-11123 от 31.10.2016 г.). Компания, заключив дополнительное соглашение к контракту, должна была представить в уполномоченный банк заявление о переоформлении паспорта сделки и само дополнительное соглашение к контракту в срок, установленный Инструкцией № 138-И, но допустила просрочку в 20 дней. В связи с изложенным, все судебные инстанции признали правомерность наложения штрафа в размере 40 тыс. руб., отклонив позицию компании о том, что данное нарушение может быть признано малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ).

Несвоевременное представление иных документов валютного контроля также влечет за собой административную ответственность, оспорить которую удается редко. Например, суд поддержал наложение штрафа по п. 6.3 ст. 15.25 КоАП в связи с несвоевременным представлением справки о подтверждающих документах при ввозе в РФ товара (Постановление Верховного Суда РФ от 13 апреля 2015 г. № 308-АД14-8668).

Репатриация валютной выручки

Статья 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает для резидентов обязанность обеспечивать возврат в РФ денежных средств, выплаченных по контрактам иностранным контрагентам, если они своевременно не исполняют взятых на себя обязательств. Это касается как оплаты экспортированных товаров, выполненных для нерезидентов работ, оказанных услуг, арендной платы, платы за интеллектуальную собственность, так и перечисленных нерезидентам авансов, предоставленных иностранцам займов, коммерческих кредитов.

Читайте так же:  Районный коэффициент приморский край

Если участник ВЭД не выполняет требования о возврате подобных платежей, ему может грозить крупный штраф по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ пропорционально «осевшей» за рубежом или несвоевременно возвращенной сумме. Так, российская компания была оштрафована на сумму более 1 млн. руб. (что составило почти 50% от цены контракта) за то, что не обеспечила возврат иностранным контрагентом аванса, полученного от российской компании за услуги, не оказанные до истечения срока действия контракта. И суд признал правомерность наложения штрафа, несмотря на то, что стороны согласовали продление контракта и услуги фактически были оказаны иностранным контрагентом, пусть и за пределом изначально установленного срока контракта (Постановление Верховного Суда РФ от 19.01.2015 г. по делу N 304-АД14-5108).

В другом случае компания была оштрафована почти на 2 млн. руб. (75% от цены контракта) за то, что нерезидент несвоевременно оплатил услуги российской компании. Общество оспаривало штраф по причине истечения срока давности, т.к. с даты платежа по условиям контракта на момент наложения штрафа истекло 3 года. АС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 16.06.2016 по делу А27-24826/2015 мнение контролирующего органа подтвердил, а Верховный Суд отказал в удовлетворении жалобы компании. Суды сослались на то, что заключенное сторонами соглашение о продлении действия контракта и срока платежей не изменило порядок расчетов и момент возникновения обязанности по оплате услуг. А срок давности привлечения к ответственности должен отсчитываться с даты завершения контракта с учетом его пролонгации.

Сама по себе вексельная система оплаты во внешнеторговых сделках, хотя и прямо не запрещена, но на практике грозит пристальным вниманием со стороны контролирующих органов. ФНС РФ в Письме от 24.12.2015 № ЕД-4-2/[email protected] разъяснила, что факт получения резидентом векселя иностранного покупателя в оплату за экспортированный товар нельзя приравнять к репатриации валютной выручки.

Валютное законодательство не содержит прямой запрет на зачет взаимных требований по договорам между резидентами и нерезидентами, но такой зачет идет вразрез с нормами, касающимися репатриации валютной выручки, т.е. является неправомерным (Постановление АС Московского округа от 06.04.2016 N Ф05-2897/16). Зачет допустим только в случаях, установленных п. 2 ст. 19 «Закона о валютном регулировании и валютном контроле», например:

— для транспортных организаций (Постановление ВС РФ N 305-АД15-7312 от 11.08.2015 г.);

— для субъектов рыбного промысла, осуществляемого вне РФ;

— по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования;

— для экспортеров газа и в ряде некоторых иных случаев.

Для снижения рисков привлечения к ответственности за нарушение порядка репатриации перечисленных нерезиденту средств российский участник ВЭД должен максимально обезопасить себя уже на стадии разработки и согласования контракта, например, путем включения в контракт условия о начислении нерезиденту штрафных санкций в случае нарушения сроков оплаты и т.п. Более действенными методами подтверждения того, что российская компания приняла необходимые меры по возврату выручки, станут страхование риска невозврата денежных средств, предоставление контрагентом банковской гарантии или иного обеспечения возврата средств (Письмо ЦБ РФ от 31.03.2016 N 53-1-1-5/1423).

Отчет о движении средств по зарубежному счету

Резиденты обязаны представлять в ФНС отчеты о движении денег на счетах в зарубежных банках с приложением подтверждающих документов (п. 7 ст. 12 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»). Такой отчет представляется ежеквартально не позднее 30 дней после завершения каждого квартала (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819). Проблематичным для резидентов в данной ситуации является выполнение требований о представлении документов, подтверждающих заявленные в отчете данные. Дело в том, что резидент, как правило, не имеет возможности обязать зарубежный банк представлять документы в установленном российским законодательством виде и с соблюдением жестких сроков направления отчета в ФНС. Подобная проблема выливается в судебные споры.

Так общество, у которого имелся счет в иностранном банке, было оштрафовано на 40 тыс. руб. по п. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ. Иностранный банк начал процедуру ликвидации, компания сообщила об этом факте в свою налоговую инспекцию, неоднократно направляла банку просьбы о представлении выписки, которые в итоге смогло предоставить только с большой задержкой — тогда, когда их предоставил иностранный банк. Суд штраф отменил, встав на сторону компании. А вот Апелляционный суд удовлетворил жалобу ФНС. Суды указали, в частности, что закрытие счета в связи с ликвидацией банка не освобождает компанию от обязанности представить отчет по такому счету с подтверждающими документами, а компания не доказала, что предприняла все возможные меры для своевременной сдачи отчетности, касающейся движения средств по счету. Отметим, что не спас от штрафа и тот факт, что движения по указанному счету в принципе отсутствовали (Постановление 9 ААС от 10.03.2017 г. по делу № А40-201876/16).

Перевод и нотариальное удостоверение прилагаемых к отчету документов – важное условие правил представления отчета о зарубежном счете (п. 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819). Показательным в этом отношении выступает дело № А26-566/2015 от 21.05.2015 г. (резолютивная часть объявлена 19 мая), рассмотренное Арбитражным судом Республики Карелия. Общество отправило в налоговую инспекцию отчет по счету, открытому в польском банке, приложив к нему выписки, но без перевода и нотариального заверения. Суд согласился с наложением за данное нарушение штрафа в размере 45 тыс. руб.

Однако у организаций есть шанс склонить арбитров в свою сторону и в рассматриваемой ситуации при выявлении процессуальных нарушений со стороны контролирующих органов. Постановлением 9 ААС по делу № А41-36180/2016 от 15.12.2016 был отменен штраф за нарушения порядка представления отчета о зарубежном счете. Причиной победы компании стало выявленное судом существенное нарушение порядка привлечения к административной ответственности, допущенное налоговой инспекцией. Так, уведомление о необходимости явки на рассмотрение дела об административном правонарушении, отправленное ИФНС компании через систему электронного документооборота (ТКС), было признано ненадлежащим, соответственно, компания была освобождена от ответственности за правонарушение.

Видео (кликните для воспроизведения).

Резюмируя вопрос оформления документов валютного контроля, а также репатриации валютной выручки можно отметить, что в случае выявления нарушений риск привлечения к административной ответственности в виде штрафа размером вплоть до суммы внешнеэкономического контракта весьма велик. При этом суды не заменяют штрафы на предупреждения, так как не склонны считать данные правонарушения малозначительными. Для минимизации риска привлечения к ответственности компании нужно максимально обезопасить себя уже на стадии заключения контракта с иностранным партнером, проработав проект договора с точки зрения требований валютного законодательства. В случае привлечения к ответственности нужно искать основания отмены штрафа, прежде всего, в процедурных нарушениях контролирующих органов, допущенных при привлечении к административной ответственности. Активные действия резидента по истребованию с иностранного покупателя долга помогут отменить штраф в суде.

Источники


  1. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — 152 c.

  2. Широкунова, О. В. Как открыть свое дело. Создание юридического лица / О.В. Широкунова. — М.: Феникс, 2005. — 384 c.

  3. Правоведение. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 400 c.
Срок давности по валютным нарушениям
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here