Расторжение контракта 44 фз

Полная информация в статье на тему: "Расторжение контракта 44 фз" с объяснением от специалистов. По всем вопросам обращайтесь к дежурному специалисту.

Энциклопедия решений. Расторжение контракта по Закону N 44-ФЗ по решению суда

Расторжение контракта по Закону N 44-ФЗ по решению суда

Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается, в том числе по решению суда. Положения Закона N 44-ФЗ не содержат норм, регулирующих расторжение контракта данным способом. Поэтому в таких случаях следует обращаться к нормам Гражданского кодекса РФ, на которых, в том числе, основан этот Закон (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), и которые применяются к отношениям, регулируемым Законом N 44-ФЗ, если иное не установлено нормами этого Закона (см. также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).

По решению суда по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Кроме того, в соответствии со ст. 451 ГК РФ возможно расторжение договора в судебном порядке в связи с существенным изменением обстоятельств . Такое расторжение допускается при одновременном наличии условий, перечисленных в п. 2 ст. 451 ГК РФ, а именно:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Нормы, позволяющие расторгнуть договор в суде по требованию одной из сторон в конкретных ситуациях, содержатся и в главах Гражданского кодекса РФ, регулирующих отдельные виды обязательств (см., например, ст.ст. 619, 620 ГК РФ).

При расторжении по решению суда контракт будет считаться расторгнутым с даты вступления в силу такового решения суда. Дополнительно оформлять какое-либо письменное соглашение о расторжении контракта не требуется.

В силу ч. 26 ст. 95 Закона N 44-ФЗ информация о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе (далее — ЕИС) в течение 1 рабочего дня, следующего за датой расторжения контракта. Также информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения должна быть внесена заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком (п. 11 ч. 2, ч.ч. 3 и 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ)*(1).

Кроме того, согласно ч. 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения направляет в ФАС России, которая является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (п. 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728), информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, а также копию решения суда о расторжении контракта. После получения и проверки информации и документов ФАС России включает информацию о контрагенте заказчика в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ. Информация, содержащаяся в указанном реестре, размещается в ЕИС и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (ч. 8 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

*(1) В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и п. 52 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).

Госзакупки по 44‑ФЗ: как расторгнуть госконтракт по соглашению сторон

Бывают ситуации, когда выполнить уже заключенный госконтракт невозможно. Если у заказчика и поставщика при этом нет претензий друг к другу, они могут договориться о расторжении контракта по соглашению сторон. Такую возможность им предоставляет закон № 44-ФЗ.

Как можно прекратить исполнение госконтракта

Федеральный закон № 44-ФЗ о госзакупках предусматривает несколько способов расторжения госконтракта:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • по инициативе заказчика;
  • по инициативе поставщика.

Чаще всего контракты прекращаются по обоюдному согласию сторон. Это самая простая процедура, которая не влечет за собой рисков ни для госзаказчика, ни для поставщика. По данным Минфина в 2018 году по такой схеме было расторгнуто более 441 тыс. заключенных государственных контрактов. Это почти 98% от числа всех расторгнутых договоров.

Когда госконтракт можно расторгнуть по соглашению сторон

В законе № 44-ФЗ нет перечня ситуаций, в которых госконтракт можно расторгнуть по обоюдному согласию сторон. Обычно такая процедура применяется, если:

  • поставщик не может выполнить свои обязательства вследствие форс-мажорных обстоятельств (наводнение, войны, забастовки, санкции и т.д.);
  • истек срок контракта, а заказчик не выкупил весь заявленный объем товара;
  • у заказчика пропала необходимость в поставке товара, и поставщик согласен расторгнуть контракт без возмещения ущерба;
  • заказчик не получил из бюджета необходимое финансирование;
  • поставщик не может исполнить свои обязательства, а заказчик согласен отказаться от госконтракта.

ВАЖНО. Если контракт расторгается по обоюдному согласию сторон, то поставщик не попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Но если в соглашении о расторжении контракта не указать, что «обязательства сторон прекращаются, в том числе в части несения ответственности», то заказчик сможет взыскать неустойки в любое время, пока не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК РФ).

Как расторгнуть контракт по соглашению сторон

Закон № 44-ФЗ о госзакупках предусматривает возможность расторжения контракта по соглашению сторон, но никак не регламентирует данную процедуру. Поэтому в данном вопросе следует опираться на нормы главы 29 Гражданского кодекса, которая устанавливает общий порядок изменения и расторжения договоров.

Читайте так же:  Приказ 155 преференции

В статье 452 ГК РФ сказано, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. То есть на бумаге или в электронной форме.

Текст соглашения может составить либо заказчик, либо поставщик. В документе следует указать:

  • реквизиты сторон,
  • причины расторжения госконтракта,
  • количество уже поставленного и оплаченного товара,
  • сроки возврата аванса или обеспечения (при необходимости),
  • отсутствие взаимных претензий.

Составитель соглашения подписывает его, ставит печать (при ее наличии) и направляет документ на подпись контрагенту. Контракт считается расторгнутым с момента его подписания обеими сторонами.

Сведения о расторжении контракта заказчик направляет в Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС). В систему заносятся сведения о дате прекращения государственного контракта, основания для его расторжения, а также реквизиты соответствующего соглашения сторон.

ВНИМАНИЕ. Если поставщик нарушил обязательные условия сделки (сорвал сроки или поставил некачественный товар), то расторгнуть договор по согласию сторон нельзя. В таких случаях заказчик отказывается от сделки в одностороннем порядке или обращается в суд. Заказчик будет оштрафован и попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

Последствия прекращения контракта по обоюдному согласию

Последствия расторжения контракта по согласию сторон регламентированы статьей 453 Гражданского кодекса. Главное последствие — отсутствие взаимных обязательств. А единственное требование, которое заказчик может предъявить поставщику, это исполнение гарантийных обязательств.

Отметим, что госконтракт нельзя расторгнуть частично. Об этом сообщало Минэкономразвития России в письме от 16.01.17 № Д28и-130. Поясним на примере. Больница заключила контракт на поставку медикаментов в несколько этапов. В определенный момент заказчик отказался принимать товар. Он сослался на переизбыток товара на складе, и предложил поставщику расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Требовать это от поставщика заказчик не может. Заказчик обязан или продолжить исполнение контракта, или расторгнуть по соглашению сторон весь контракт и оплатить выполненный объем работ.

Расторгнуть контракт по соглашению сторон можно, если его сумма уменьшилась

Если контракт по ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” на отопление и воду заключен на определенную сумму, а в конце года сумма контракта уменьшилась, как правильно закрыть контракт? Необходимо ли заключать дополнительное соглашение, если контракт действует до полного исполнения предусмотренных обязательств, в контракте отсутствует условие о возможности изменения количества товара, объема работ или услуг в пределах 10%?

Договором, которым в силу п. 8 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) является и контракт, признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ), то есть об установлении обязательств (ст. 307 ГК РФ) (Закон № 44-ФЗ основан в том числе на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 данного Закона), в связи с чем в части, не урегулированной Законом № 44-ФЗ, к отношениям по контракту подлежат применению нормы ГК РФ). А п. 3 ст. 425 ГК РФ установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, при этом договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Поэтому в каждом конкретном случае суд в первую очередь устанавливает, вытекает ли из договора (контракта), что установленные им обязательства должны (или могут при определенных обстоятельствах) исполняться после окончания указанного в договоре срока его действия.

[/stextbox]

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. Исходя из положений ч. 18 ст. 34, пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ количество товара, объем работ или услуг по контракту являются существенными условиями, которые не могут изменяться. Изменение количества товара, объема работ или услуг по контракту по соглашению сторон (по предложению заказчика) допускается только в пределах 10% по правилам, предусмотренным ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, условия контракта о цене, количестве товара, объеме выполнения работ (оказания услуг) не могут изменяться, за исключением случаев, прямо указанных в Законе № 44-ФЗ.

Вместе с тем это не означает, что в отсутствие обстоятельств, позволяющих изменить указанные условия контракта, он должен быть исполнен в полном объеме в любом случае, независимо ни от каких объективных обстоятельств. Закон № 44-ФЗ такого требования не содержит. Более того, представляется, что подобное требование противоречило бы таким принципам закупки, как принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, принцип эффективности осуществления закупок (ст.ст. 6, 12 Закона № 44-ФЗ). Ведь в случае, если, например, потребность в выполнении каких-либо работ (услуг) отпадает или их объем уточняется в ходе исполнения контракта в меньшую сторону, средства будут истрачены на удовлетворение фактически отсутствующей потребности.

Таким образом, стороны принципиально не лишены возможности расторгнуть контракт по обоюдному соглашению, если, например, в ходе исполнения контракта потребность в дальнейшем исполнении контрагентом обязательств (поставке товара, оказании услуг, выполнении работ) отпала или на момент предусмотренного контрактом истечения срока его действия указанный в нем объем товара заказчиком не выбран, а значит, и не оплачен в полном объеме.

Ответ подготовил: Жгулева Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Золотых Максим, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Статья 95. Изменение, расторжение контракта

Ст. 95 44-ФЗ в последней действующей редакции от 1 июля 2018 года.

Читайте так же:  Перевод со специалитета на бакалавриат

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 95. Изменение, расторжение контракта

1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ.

2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.

3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.

4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены пунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.

5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

6. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

7. При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключённых заказчиком.

8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

11. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

13. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

15. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:

16. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

17. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями пункта 6 части 2 статьи 83, пункта 2 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона.

18. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учётом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частью 17 настоящей статьи, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

[2]

19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

20. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трёх рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признаётся дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

21. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Читайте так же:  За что платит собственник квартиры

22. Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

23. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

24. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

25. Особенности порядка принятия сторонами контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Видео (кликните для воспроизведения).

26. Утратил силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.

Как расторгнуть контракт по 44-фз?

Прежде всего отметим, что из п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) прямо следует, что контракт, регулируемый этим Законом, является гражданско-правовым договором, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), заключаемым от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ, либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 2.1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ. В силу тождественности правовой природы гражданско-правового договора и контракта в дальнейшем по тексту консультации эти термины будут употребляться как синонимы.

В связи с этим согласно положениям ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). При этом особо оговаривается, что нормы права, содержащиеся в других федеральных законах (включая и ГК РФ), регулирующих отношения в сфере контрактной системы, должны соответствовать Закону № 44-ФЗ.

Применительно к регулированию отношений сторон государственного контракта нормами ГК РФ это означает, что нормы Закона № 44-ФЗ являются специальными, имеющими приоритет над общими нормами, установленными указанным Кодексом, как это следует из определения Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 № 199-О. Иными словами, нормы ГК РФ применяются к контрактам, если иное не предусмотрено нормами Закона № 44-ФЗ. Аналогичные разъяснения даны в ответе на вопрос № 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889.

Анализ положений Закона № 44-ФЗ показывает, что им предусматривается возможность расторжения контракта по соглашению сторон, по решению суда и в результате одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством (ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Тем самым указанный Закон повторяет нормы ст. 450 и ст. 450.1 ГК РФ. Единственным отличием является то, что Закон № 44-ФЗ позволяет заказчику принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, только в том случае, если это было прямо предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95Закона № 44-ФЗ).

Как следует из вопроса, исполнитель по контракту в рассматриваемом случае отказался от заключения соглашения, которым такой контракт мог бы быть расторгнут. Также в контракте не было предусмотрено условие о праве заказчика отказаться от контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ. Поэтому заказчик в рассматриваемом случае не может воспользоваться предоставленным ему п. 1 ст. 782 ГК РФ правом расторгнуть контракт, предметом которого является оказание услуг, в одностороннем порядке с возмещением исполнителю всех понесенных последним расходов.

Обращение же заказчика в суд с требованием расторгнуть контракт, учитывая отсутствие специальных норм на этот счет в Законе № 44-ФЗ, может производиться только в случаях, установленных п. 2 ст. 450 ГК РФ, то есть при существенном нарушении контракта исполнителем, либо п. 1 ст. 451 ГК РФ, то есть при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении контракта.

Вместе с тем необходимо учитывать то обстоятельство, что понятие “расторжение договора (контракта)” по смыслу ч.ч. 8 и 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, ст.ст. 450-451 ГК РФ охватывает только те случаи его прекращения, которые связаны с обоюдным или односторонним волеизъявлением его сторон, непосредственно направленным на прекращение соответствующего договора (контракта) до момента его исполнения. Однако, как это следует из положений главы 26 ГК РФ, применяемой в силу п. 3 ст. 420 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договоров, законодательством устанавливаются и иные случаи прекращения обязательств, которые могут быть и не связаны с волеизъявлением сторон, то есть не относятся к случаям расторжения договоров. Эти случаи, если иное прямо не предусмотрено законодательством о контрактной системе или не вытекает из существа регулируемых им отношений, в силу ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ подлежат применению и к контрактам, заключенным в соответствии с указанным Законом.

В связи с изложенным, принимая во внимание то, что ст. 416 ГК РФ связывает прекращение обязательства только с фактом наступления обстоятельства, делающего невозможным дальнейшее его исполнение, и не ставит такое прекращение в зависимость от волеизъявления сторон или совершения ими каких-либо действий, по нашему мнению, контракт, указанный в вопросе, следует считать прекращенным с момента наступления соответствующего обстоятельства, то есть со дня окончательного выхода обслуживаемого объекта из строя. Данный вывод находит свое отражение и в судебной практике (постановление ФАС Московского округа от 08.02.2012 № Ф05-11189/10). Именно поэтому подача в суд заявления о расторжении контракта в соответствии со ст. 451 ГК РФ в рассматриваемом случае не имеет смысла, так как на момент подачи соответствующего иска такой контракт уже является недействующим, а расторгнуть договор, прекративший действие, очевидно, нельзя (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014 № 09АП-29578/14, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012 № 09АП-15131/12, апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 31.03.2015 по делу № 33-6659/2015).

Читайте так же:  Каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины, о чем они свидетельствуют

Таким образом, мы полагаем, что в рассматриваемом случае контракт, заключенный бюджетным учреждением на техническое обслуживание парового котла, вышедшего из строя и подлежащего списанию, следует считать прекращенным в силу невозможности дальнейшего его исполнения со дня выхода указанного котла из строя, то есть с 26 августа 2017 года. Совершения каких-либо действий со стороны заказчика или исполнителя для признания такого контракта прекращенным не требуется, однако бюджетному учреждению рекомендуется направить в адрес исполнителя уведомление о том, что контракт прекратил свое действие на основании ст. 416 ГК РФ.

Ответ подготовил: Широков Сергей, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, кандидат юридических наук
Ответ прошел контроль качества

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Расторжение контракта 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Заказчиком расторгнут в одностороннем порядке контракт, заключенный по результатам электронных процедур по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с полным неисполнением подрядчиком обязательств по контракту. УФАС России подтверждено соблюдение заказчиком процедуры одностороннего расторжения контракта, но принято решение о невключении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что в его действиях отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного контракта.
Заказчиком направлено требование о взыскании штрафа, подрядчик не исполнил его.
Есть ли основания для взыскания штрафа в судебном порядке?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик вправе требовать уплаты штрафа, а в случае неисполнения данного требования обратиться с соответствующим требованием в суд, независимо от наличия решения ФАС России об отказе во включении сведений о контрагенте в реестр недобросовестных поставщиков.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Ответственность поставщика (штраф, пеня) по контракту по Закону N 44-ФЗ;
— Энциклопедия решений. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

11 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Отметим, что СК по экономическим спорам ВС РФ в определении от 09.03.2017 N 302-ЭС16-14360 высказана позиция о том, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по причине неисполнения поставщиком своих обязательств по поставке товара не препятствует взысканию с поставщика пени за просрочку исполнения обязательств по поставке. Соответственно, заказчик в такой ситуации вправе взыскать с поставщика как штраф за нарушение условий контракта в целом, так и пеню. В этом случае, по мнению ВС РФ, просрочка исполнения обязательств по поставке имеет место с момента наступления срока поставки до момента расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика. Такой же вывод содержится в п. 36 Обзора ВС РФ от 28.06.2017. На наш взгляд, данная позиция применима к любым контрактам, а не только к контрактам на поставку товара.
*(2) Типовые ситуации о включении/невключении сведений о контрагенте в РНП рассмотрены в письме ФАС России от 12.03.2019 N ИА/18794/19.

Односторонний отказ от исполнения контракта 44 ФЗ

Виды расторжения

Процесс проведения закупки начинается с определения победителя и завершается исполнением обязательств сторонами договора. Но факт заключения контракта не означает, что он будет успешно исполнен. Недобросовестные действия могут последовать как со стороны заказчика, так и победителя, и каждый участник договора может быть не согласен с выдвинутыми в его адрес претензиями. Можно обратиться в суд, но процесс разбирательства займет много времени, что не всегда на руку потерпевшей стороне. Поэтому важно знать, что еще можно предпринять в такой ситуации, возможен ли односторонний отказ.

В соответствии со ст. 95 44-ФЗ расторжение контракта предусмотрено в случаях:

  • по решению суда;
  • расторжение контракта по соглашению сторон 44-ФЗ;
  • односторонний отказ.

Причины одностороннего отказа

В одностороннем порядке расторжение контракта допускается по 44-ФЗ при соблюдении следующих условий (ст. 95): нарушение является существенным (предусмотрено ГК РФ) и ущерб от него превышает выгоду от заключения договора, а в договоре прописана возможность одностороннего отказа.

В соответствии со ст. 523 ГК РФ основаниями для одностороннего отказа являются:

  • исполнитель поставил товары ненадлежащего качества и не устранил недостатки в необходимый период;
  • неоднократно нарушал сроки поставки, выполнения работ, оказания услуг, а также их оплаты;
  • заказчик не закупает товары или услуги в объемах или срокам, которые установлены в договоре.

Также заказчик обязан расторгнуть договор, если товар, работы, услуги не соответствуют требованиям технического задания, участник не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, или же им предоставлена недостоверная информация.

Односторонний отказ по инициативе заказчика

Шаг 1. Принять решение. При этом составляется специальный документ, в котором фиксируется, кто принимал его и на каких основаниях. В течение 3 рабочих дней информация также размещается в Единой информационной системе (далее — ЕИС) (ч. 12 ст. 95).

Шаг 2. Информировать исполнителя. Это нужно сделать в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения. Датой уведомления будет считаться день, когда получено подтверждение вручения поставщику документа о решении или информация о том, что он отсутствует по его адресу, или по истечении 30 дней после размещения в ЕИС.

Читайте так же:  На сколько, все-таки, планируется увеличить пенсию в следующем году

Шаг 3. Расторгнуть контракт или отменить решение. В первом случае информация о расторжении размещается в ЕИС в течение 1 рабочего дня (п. 26 ст. 95). Но это можно сделать только через 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика. Если в течение этого срока исполнитель исправляет нарушения и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, тот обязан отменить процедуру одностороннего расторжения и продолжить сотрудничество. При этом необходимо составить решение об отмене. Имейте в виду, что это правило действует только один раз.

Шаг 4. Направить сведения в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В течение 3 рабочих дней после того как расторжение вступит в силу, заказчик передает информацию об одностороннем отказе в ФАС для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Одностороннее расторжение по инициативе поставщика

Процесс такой же, как и со стороны заказчика, требуется оформить аналогичные документы. Для этого можно использовать образцы, которые мы привели выше.

Шаг 1. Принять решение и уведомить об этом заказчика. В течение 3 рабочих дней уведомление направляется с подтверждением вручения.

Шаг 2. Отказаться исполнять контракт или отменить решение. Через 10 дней после надлежащего уведомления контракт расторгается или, аналогично предыдущему случаю, отменяется решение, если за это время все нарушения устранены, а убытки компенсированы.

Односторонний отказ — относительно оперативный процесс. Благодаря ему заказчик и поставщик могут отстоять свои интересы и законные права при нарушении другой стороной условий договора. При этом потерпевшая сторона может потребовать возмещение понесенного ущерба. Однако не злоупотребляйте правом на односторонний отказ. Помните, что попытки уклониться от исполнения договора через неправомерное одностороннее расторжение легко выявляются в ходе арбитражного процесса.

Как расторгнуть контракт по соглашению сторон: пошаговая инструкция

Расторжение контракта допускается по 44 ФЗ по соглашению сторон, в судебном порядке, а также предусмотрено одностороннее расторжение контракта по 44 ФЗ заказчиком или поставщиком. Рассмотрим случай, когда стороны пришли к обоюдному решению, что дальнейшее исполнение условий договора невозможно.

Понятие расторжения по соглашению сторон

Ст. 95 44 ФЗ расторжение контракта определяет как возможность прекратить обязательства по государственному договору на основании взаимных договоренностей поставщика и госзаказчика. При этом основания и порядок действий не установлены. В связи с этим необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса (ГК РФ), в частности главой 29, в которой описаны суть, механизм процедуры и возможные последствия прекращения обязательств.

Расторжение по соглашению сторон по 44 ФЗ подразумевает, что в процессе исполнения обязательств произошло изменение условий. Из-за этого исполнение всех условий контракта стало менее выгодным, нежели заказчик или поставщик рассчитывал изначально при заключении.

Алгоритм проведения процедуры

Шаг 1. Определить случаи.

Перечня ситуаций, по причине которых можно расторгнуть договор по взаимному согласию, законодательством не предусмотрено, в отличие от расторжения в одностороннем порядке по 44 ФЗ.

Как правило, к ситуациям, когда стороны договариваются разорвать взаимные обязательства, можно отнести следующие:

  • у госзаказчика отпала необходимость в дальнейшей поставке, оказании услуг, к примеру, сокращение штата сотрудников влечет уменьшение объема услуг по повышению квалификации сотрудников;
  • поставщик далее не может исполнять свои обязанности по договору по не зависящим от него причинам, например, из-за форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, войны, забастовки, что выпадает из нормального развития событий и препятствует своевременной поставке товара или выполнению работ, услуг).

[3]

Шаг 2. Составить образец письма о расторжении контракта по соглашению сторон по 44 ФЗ.

[1]

Необходимо документально зафиксировать прекращение прав и обязанностей заказчика и поставщика и отразить их взаимное согласие о прекращении правоотношений. Образец расторжения контракта по соглашению сторон по 44 ФЗ составляется в письменной форме в двух экземплярах, которые имеют одинаковую юридическую силу, по одному для заказчика и поставщика.

Одновременно с этим образец расторжения контракта по соглашению сторон (44 ФЗ) законодательно не установлен, рекомендуем указать следующие данные:

  • контактные данные заказчика и поставщика;
  • вывод о взаимном решении на основании ч. 8 ст. 44-ФЗ, ч. 1 ст. 450 ГК с указанием пункта контракта;
  • объем фактически исполненных обязательств и их сумму;
  • стоимость неисполненных обязательств;
  • срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • отсутствие претензий сторон друг к другу;
  • реквизиты и подписи.

Скачать образец соглашения расторжения контракта по 44 ФЗ по соглашению сторон

Этот же шаблон можно использовать и как образец соглашения о расторжении государственного контракта по 44 ФЗ.

Шаг 3. Вернуть обеспечение.

При расторжении договора по соглашению сторон 44 ФЗ и п. 2 ст. 453 ГК предписывают прекратить все обязательства по нему. Срок возврата денежных средств указывается либо в самом договоре, либо в соглашении о расторжении договора по 44 ФЗ по соглашению сторон. Иначе действия заказчика могут быть рассмотрены как неосновательное обогащение (п. 1 ст. 1102 ГК РФ). Банковская гарантия возврату не подлежит.

Шаг 4. Разместить сведения в Единой информационной системе (ЕИС).

После факта расторжения контракта по 44 ФЗ по соглашению сторон процедура в ЕИС требует набора определенных действий.

В течение пяти рабочих дней сведения об этом факте размещаются в реестре контрактов, за исключением государственной тайны (ч. 26 ст. 95). Согласно Постановлению Правительства № 1093 от 28.11.2013, размещается отчет об исполнении договора в течение 7 рабочих дней с даты прекращения обязательств.

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с ч. 1 ст. 111.1 44-ФЗ, пп. «а» п. 1, пп. «д» п. 2 Положения № 556 от 05.05.2018, госзаказчики, которые базируются на территории зарубежного государства, применяют иную форму отчета, которая в ЕИС не размещается.

Источники


  1. Малахов, В. П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. — 160 c.

  2. Зайцев, Р. В. Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов / Р.В. Зайцев. — М.: Wolters Kluwer, 2013. — 208 c.

  3. Лившиц, Р.З.; Чубайс, Б.М. Трудовой договор; М.: Наука, 2011. — 174 c.
Расторжение контракта 44 фз
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here