Последствия изменения порога пенсионного возраста

Полная информация в статье на тему: "Последствия изменения порога пенсионного возраста" с объяснением от специалистов. По всем вопросам обращайтесь к дежурному специалисту.

Отчаянная домохозяйка. Пенсия для многодетной мамы со стажем длиною в полжизни

Мамы, у которых три или четыре ребенка (неважно, рожденных или усыновленных), получат право до наступления пенсионного возраста выйти на пенсию. Первым будет предоставлена «скидка» в три года, а вторым, соответственно, в четыре. Уже в текущем году эту льготу вправе использовать многодетные матери 1965-66 гг. рождения.

Почему принято такое решение?

Это нововведение появилось благодаря инициативе Президента РФ. Именно он предложил такую «скидку» мамам троих и четверых детей. Что же касается женщин с пятью или большим количеством детей, они будут выходить на заслуженный отдых в 50 лет, как до реформирования пенсионной системы. И это тоже инициатива Президента РФ.

Не нужно думать, что «досрочный» возраст будет отсчитываться от возраста переходных положений. Нет, вице-премьер Татьяна Голикова дала исчерпывающие разъяснения, что отсчет будет происходить от 60 лет, т.е. окончательного постреформенного возраста.

Что касается многодетных отцов, они таким правом воспользоваться не смогут, сколько бы детей ни имели.

Нужно ли еще что-то, помимо наличия необходимого количества детей?

Конечно, женщине необходимо наличие страхового стажа. Его минимальная продолжительность должна составлять 15 лет. В этой ситуации закон непреклонен. Периоды отпусков по уходу за малолетним до полутора лет тоже засчитываются в страховой стаж, но не больше 6 лет суммарно, даже если детей больше и отпусков тоже могло быть больше. Пенсионные баллы также начисляются в эти периоды, количество зависит от того, какой по счету ребенок у женщины. Если за отпуск по уходу за первым ребенком полагается 1,8 балла, то за такой же отпуск по уходу за третьим (и последующими детьми) мама получит уже 5,4 балла. Путем простого подсчета можно выяснить, что за шесть лет отпусков по уходу за детьми многодетная женщина может получить 24,3 пенсионных балла.

Логично, что, помимо 6 лет отпусков по уходу за ребенком, женщина должна отработать еще девять лет. В этом случае она получит требуемое количество пенсионного стажа и получит право выйти на досрочный отдых.

И, конечно, прежде чем воспользоваться правом на досрочный выход на пенсию, многодетная мать должна достичь возраста, установленного законодательством, т.е. мать троих детей – 57 лет, четверых – 56.

Сколько бы ни было детей у женщины, лишенной родительских прав, она претендовать на подобную льготу не может, даже если лишение произошло после того, как ребенок или дети достигли восьмилетнего возраста. Лишение родительских прав означает, что мать теряет любые права, которые основаны на ее родстве с ребенком.

Пенсионная реформа – зло или всё-таки нет? К чему приведёт повышение пенсионного возраста?

Последствия такой реформы коснутся не только будущих пенсионеров, но и тех, кому только предстоит выходить на рынок труда. Это серьёзный шаг, который изменит жизнь большей части граждан и общее состояние экономики РФ.

Основные положения пенсионной реформы

Все нововведения можно представить тезисно:

  • Возраст ухода на пенсию будет повышен до 65 лет для мужчин и 60 – для женщин. В обоих случаях планка возрастёт на 5 лет.
  • Предусмотрено постепенное повышение требуемого возраста. Окончательные значения будут достигнуты к 2028 году.

Изначально заявлялось, что для женщин планку поднимут аж на 8 лет (до 63 лет соответственно). Но позднее по предложению Путина её снизили до 60 лет. Скорее всего, эти манипуляции были запланированы с самого начала, чтобы народ принял послабления, и градус напряжения снизился.

Ещё до принятия пенсионной реформы были приняты другие законопроекты, которые ужесточили условия ухода:

  • Порог минимального стажа будет повышаться, пока к 2024 году не достигнет планки в 15 лет. На 2019 год необходимая планка составляет 10 лет.
  • Будет расти и требование к минимальному количество накопленных баллов. Оно возрастёт до 30 к 2024 году.

Прогнозируемые последствия

С экономической стороны дело обстоит лучше, чем с социальной. Благодаря сокращению трат бюджет сэкономит больше 2 триллионов рублей. За счёт этих освободившихся денег и планируется увеличить пенсии граждан в будущие годы.

Но здесь нужно понимать, по какому именно алгоритму будут повышены выплаты.

Величина пенсии состоит из двух сумм:

  • госдоплаты фиксированного размера, которая ежегодно пересматривается в сторону увеличения и не зависит от выработки гражданина;
  • количества накопленных пенсионных баллов, которые переводятся в денежный эквивалент согласно ставке, установленной в год ухода лица на отдых.

Обе эти части будут расти в ближайшие годы. Число накапливаемых гражданами баллов будет увеличиваться вследствие поднявшейся планки трудового возраста. Их «цена» будет постепенно возрастать, но фактических растрат государство на повышение этой составной части пенсии не понесёт.

Экономические

Ранее прогнозировался рост числа неработающего населения. В результате повышения возраста ряды работающего населения к 2036 году вырастет на 12 000 000 человек. По прежним правилам они бы вышли на отдых, но благодаря изменениям число трудящихся граждан будет повышено до 92 000 000 человек к 2036 году. Без нововведений их число бы составило 80 000 000 человек.

Образовавшиеся 12 000 000 человек нужно будет куда-то устроить. Поскольку с 2019 году вырастет и налоговая нагрузка, возрастёт теневая экономика и серая занятость. По разным оценкам в последние 2 года только серые зарплаты получают 30-40% работающего населения.

По факту бюджет от этого решения сэкономит только 2 млрд. рублей, только за счёт сокращения численности пенсионеров. Дефицитный бюджет Пенсионного Фонда должен стать таким образом профицитным. Реальную же его доходность (даже с учётом возросших налогов) спрогнозировать трудно.

В результате численность трудоспособного населения будет повышена. Но обеспечить работой такую массу людей страна будет не в состоянии. Ещё до принятия закона уровень безработицы зашкаливал, а что делать лицам «предпенсионного» возраста, лишившимся надежды на пенсию, не указывается.

Из-за увеличения потенциального числа соискателей упадет величина заработных плат по стране. Как следствие – упадок покупательской способности населения.

В условиях дефицита средств возрастёт закредитованность лиц предпенсионного возраста. Уже за 2018 год число заёмщиков в РФ по данным ОБК достигло 50 000 000 человек. Половина из них ежемесячно платят 1/3 от своих доходов кредиторам. Возрастёт спрос на потребительские кредиты, а банки будут разрабатывать специальные программы именно под пожилых лиц.

Для студентов

Тяжелее всего будет бывшим ученикам ВУЗов, впервые выходящим на рынок труда. Попасть на достойные вакансии с хорошей оплатой им будет сложнее. Проблема с поиском работы у студентов ещё более обострится. Ряд отраслей, требующих знания в новых областях, будут свободны, но процесс ротации кадров и скорость карьерного роста замедлится.

Читайте так же:  Что делать, если учитель занижает оценки ребенку

Для будущих пенсионеров

Как будущие пенсионеры, так и уже ушедшие на отдых пожилые люди будут получать более существенную прибавку к пособию. Но изначально продвигаемая в массы надбавка цифрой в 1 000 рублей оказалась не совсем верной. Выплаты вырастут не на 1 000 рублей, а на 7% от получаемого ранее довольствия.

Пенсионный Фонд сразу после наступления 2019 года опубликовал у себя инфографику, на которой отражена положенная надбавка, которая будет добавлена к пенсии.

В итоге крупные прибавки ожидают тех, у кого изначально были высокие пенсии. Сюда можно отнести:

  • госслужащих;
  • военных и силовиков;
  • жителей столицы.

Но нельзя однозначно считать это обманом по двум причинам:

  • Прибавка в 7 % в следующие 5 лет будет самой крупной индексацией за последние годы (в среднем ранее пенсии росли на 3-4% в год).
  • Эксперты ожидают, что даже с учётом рекордного роста надбавки будут съедены инфляцией.

Для работодателей

Сложности у нанимателей возникнут преимущественно с теми, кто подпадает под переходные период, когда возрастная планка для выхода на пенсию будет повышаться. Уволить таких людей за 1-1,5 до ухода на отдых будет сложнее. Под конец 2018 года даже началась разработка отдельного законопроекта, который бы запрещал увольнять лиц предпенсионного возраста, налагая на нарушителей крупные штрафы.

На первый взгляд эта мера выгодна, в первую очередь, самим пенсионерам. Кажется, что теперь они будут надёжно защищены от преждевременного увольнения, когда до ухода на отдых ещё остаётся 1-2 года, источник дохода утерян, а шансы вновь устроиться крайне сомнительны.

В законодательство были внесены и другие дополнительные меры поддержки лиц «предпенсионного» возраста:

  • возможность пройти переобучение;
  • увеличить величину пособий по безработице;
  • предоставить право выхода на пенсию в случае, если увольнение произошло за 1 год до достижения требуемого возраста.

Пенсионная реформа – зло или нет

Повышение возрастной планки для выхода на отдых обсуждалось уже давно, но активно об этом заговорили с 2014-го года, когда экономическое положение страны начало стремительно ухудшаться. Дело в данном случае уже не столько в материальном достатке пенсионеров, сколько в общемировой практике.

Продолжительность жизни россиян выросла – и это факт. Даже учитывая незначительные (по сравнению с другими развитыми странами) расходы на здравоохранение, граждане РФ стали жить дольше. Поэтому рано или поздно возрастную планку повышать бы пришлось.

Другое дело, что можно было сделать это раньше и намного менее болезненными методами. Проще и менее остро такая реформа была бы проведена, если бы законопроект приняли в 2012-2014 гг., когда не было таких экономических проблем.

[2]

В качестве компромисса был введён переходный период, который был рассчитан под людей, уходящих на отдых в ближайшие годы. В столь тяжёлых материальных условиях резко повышать пороговый возраст было опасно, поэтому постепенный рост планки имел смысл. Но здесь можно обратиться к опыту развитых стран, на которые ссылались законодатели, продвигавшие реформу.

Например, в США возраст выхода на пенсию был повышен в 1983 году – сразу, без переходного периода. Новая планка составляла 67 лет (ранее – 65 лет). И этого шага никто не заметил, поскольку в силу закон вступил аж в 2027 году.

[3]

Плюсов такого решения было несколько:

  • Людям, которые должны были уйти на отдых в 67 лет, на момент принятия законопроекта было 23 года. Это позволило должным образом распланировать свою трудовую деятельность, чтобы подготовиться к достойной старости. У нас же реформа напрямую коснётся тех, кому по старым меркам оставалось работать ещё 5-10 лет.
  • Сопротивления среди населения США такой подход не вызвал. Новая планка касалась преимущественно молодёжь, которой до пенсии было тогда ещё далеко. У нас же реформа затронула граждан в возрасте 50-60 лет, которым найти источник дохода до оформления пенсии будет куда сложнее.
  • Серьёзных негативных экономических последствия данное решение также не имело. Плавный переход не потребовал больших затрат американского бюджета, который, напомним, выделяет на пенсии намного больше отечественного.

Поэтому-то реформа в США не вызвала такого ажиотажа, протекая спокойно до сих пор. Наши службы государственной статистики, как и зарубежные, также подсчитали, что в будущем продолжительность жизни будет расти, но не стали принимать необходимые меры заблаговременно.

Итак, даже не сгущая краски можно понять, что принятая реформа весомо повлияет на благосостояние граждан и экономику РФ в целом. Доводы о негативных последствиях такого законопроекта предъявляли самые разные эксперты. В итоге, несмотря на то, что возрастная граница по всему миру была выше, поднимать её в России было целесообразно ещё 3-4 года назад, когда такие нововведения были бы менее болезненными.

Последствия изменения порога пенсионного возраста

Все мы уже знаем о том, что в этом году правительством было решено провести пенсионную реформу, одним из главных решений которой было повышение пенсионного возраста граждан.

Чем чревато повышение пенсионного возраста в стране? Есть вероятность того что граждане, не успевшие выйти на пенсию могут лишиться и некоторых, связанных с этим льгот. Правда, есть вероятность, что льготы останутся, попробуем посчитать, сколько денег для этого потребуется.

Сейчас пенсионеры не платят следующие налоги:

  • налог на одну квартиру, в которой проживают
  • налог на шесть соток своего земельного участка

Также, они имеют льготный проезд в общественном транспорте, льготы в налогах на автомобиль, в регионах они имеют субсидии на оплату коммунальных услуг, но только в случае, если те превышают более 22% среднего дохода семьи.

В связи со всем этим вполне естественно что, в стране, такую реформу приняли с бурным негодованием. Что бы хоть как то смягчить скандальную реформу, Владимир Владимирович Путин, инициировал принятие такого понятия как предпенсионный возраст. Оно позволит гражданам получать свои льготы в том же возрасте что и раньше, даже несмотря на то, что он и не будет являться пенсионером официально.

Так же за увольнение таких работников, работодателю грозит гражданская и уголовная ответственность. Так же будет снижены требования к досрочному выходу на пенсию. Требуемый стаж будет уменьшен на 3 года как для мужчин так и для женщин.

По мнению Путина, внедрять закон необходимо уже сейчас, а эти поправки помогут оптимизировать, и смягчить его.

Партия Единая Россия, так же активно поддержала инициативу президента. В партии считают, что введение понятия «человек предпенсионного возраста» поможет людям, сохранить рабочие места. И, что не менее важно, поможет спокойно прожить период до выхода на заслуженный отдых.

Читайте так же:  Штрафы владельцам газовых плит. какие и сколько

Депутат государственной думы, Андрей Исаев, отмечает, что проведение всех положительных реформ требует значительных расходов. И, только таким путем можно добиться их проведения. Так же представители Единой России, обещают способствовать эффективному вводу системы переквалификации пожилых кадров.

Такая реформа, в первую очередь, несет риски для работодателя, т.к. человек многие люди могут попросту перестанут выполнять свои должностные обязанности, помня о том, что их все равно не смогут уволить. Как работодателю поступать в таком случае пока неясно.

Повышение пенсионного возраста: за и против

IgorVetushko / Depositphotos.com

В июне Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о постепенном повышении пенсионного возраста. Переходный период для пенсии по старости, предположительно, продлится с 2019 по 2034 годы с ежегодным увеличением пенсионного возраста на 1 год, и в итоге он составит 63 года для женщин и 65 лет для мужчин.

Этот резонансный законопроект вызвал большое число обсуждений, в ходе которых выявляется немало как сторонников, так и противников пенсионной реформы. Портал ГАРАНТ.РУ собрал экспертные мнения, высказанные в ходе «нулевого чтения» в ОП РФ, а также на специальном заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).

Сторонники: «Пенсионная реформа назрела»

О положительных аспектах пенсионной реформы преимущественно говорят представители госорганов. В основном в защиту этой позиции приводятся следующие аргументы.

Исторические предпосылки

Как отметил советник Президента РФ, председатель СПЧ Михаил Федотов, в документе стратегического планирования 1995 года было указано, что повышение возраста необходимо, причем во втором десятилетии XXI века, то есть именно сейчас. За этот период, как отмечают многие эксперты, изменилась продолжительность жизни. Действующий пенсионный возраст впервые установили для отдельных категорий граждан, занятых в промышленной сфере, произошло это, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту 1 правительства, в 1928 году. А продолжительность жизни в 1926-1927 годах по Европейской части РСФСР составляла всего 43 года.

В 1956 году этот возраст распространился на всех граждан, и продолжительность жизни у мужчин была 63 года, а у женщин – 69 лет, об этом рассказал статс-секретарь – заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов. Когда в 1995 году правительство впервые заявило о необходимости реформы, продолжительность жизни составляла 58,1 года у мужчин, 71,5 – у женщин. В настоящее время она увеличилась и к текущему моменту достигла 72-73 года у мужчин и женщин соответственно. По прогнозам, к 2030 году этот показатель еще вырастет – до 75,8 у мужчин и 83,7 у женщин. Такие данные привел Росстат 2 в качестве высокого прогноза ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

За счет чего формируются средства пенсионных накоплений? Узнайте из материала «Накопительная пенсия» в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Для тех, кто выходит на пенсию досрочно по ряду оснований, например, для представителей вредных профессий, требования по стажу и пенсионному возрасту не изменятся. То же касается граждан, которые получают пенсию в связи с радиационным воздействием и по социальным мотивам – например, женщины, родившие пять и более детей, один из родителей, опекун инвалидов детства, воспитавший его до 8-летнего возраста, женщины, родившие двух и более детей, если они имеют стаж работы на Крайнем севере и приравненных к ним местностях, инвалиды по зрению I группы, ряд других категорий. На это неоднократно указали представители госорганов, кроме того, свои разъяснения по данному вопросу уже дал ПФР.

Но необходимо ее существенно доработать

«Фактически реформа не подготовлена. Десятки факторов не учтены», – выразил мнение Секретарь ОП РФ Валерий Фадеев. Что интересно, с ним солидарны многие сторонники реформы.

«Сырая» нормативная база

Некоторые эксперты не исключают, что правительственный законопроект будет принят в первом чтении. Но относятся к нему при этом практически как к «приглашению к дискуссии», ожидая, что в него внесут значительные правки ко второму чтению.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основная проблема заключается в том, что любая реформа, а не только пенсионная, предполагает глобальное изменение законодательства, то есть комплекс системных поправок, которые будут внесены целым пакетом законопроектов. В данном случае пока документ только один, он направлен преимущественно на повышение пенсионного возраста, но не касается других аспектов реформы – таких важных вопросов, как занятость населения, здравоохранение, МСЭ и целого ряда других.

Эксперты критикуют содержание пояснительной записки к законопроекту, указывая, например, что в ней не представлены необходимые данные о возможном росте заболеваемости пожилого работающего населения, а также о состоянии рынка труда. Многим гражданам и экспертам неясно, действительно ли на рынке есть и будет дефицит или наоборот, в связи с цифровизацией и роботизацией возникнет избыток. Также недоработкой специалисты называют отсутствие решения проблемы возрастной дискриминации. Остается неясным, как убедить работодателей не увольнять людей старшего возраста. И с другой стороны, допускается риск молодежной безработицы, если их потенциальные места займут пожилые сотрудники. Валерий Фадеев также отметил, что необходимо более тесно связать законопроект с новым указом президента о повышении уровня пенсионного обеспечения. Также некоторые участники дискуссий отметили, что аргументация в пояснительной записке к документу строится лишь на предположениях, в частности, об уровне инфляции и продолжительности жизни населения в перспективе.

Более того, председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин добавил, что законопроект не соответствует требованиям регламента Госдумы, так как в нем не проделана профессиональная оценка регулирующего воздействия. В документе также указано, что финансово-экономическое обоснование не требуется, но при этом планируется повышение пенсий. На это несоответствие указал профессор НИУ ВШЭ, д. э. н. Евгений Гонтмахер.

По мнению Иосифа Дискина, в действительности системный подход к реформе должен быть изложен в пакете документов, а законодателю следовало бы пойти на социальный компромисс и предоставить гражданам возможность самим выбирать возраст выхода на пенсию. То есть либо выходить на нее в 55 или 60 лет, но тогда и размер пенсий не будет увеличиваться, либо соглашаться на повышение и таким образом зарабатывать более высокую пенсию. При этом, как указал эксперт, должны быть сформированы гарантии их трудовых прав, определен порядок защиты их интересов, создан специальный трудовой арбитраж.

Читайте так же:  В каком случае для выселения жильца из квартиры не требуется его согласие

Работа с населением

Все нюансы реформы, учитывая ее масштабность, должны быть четко разъяснены гражданам, а пакет законопроектов необходимо обнародовать как можно раньше, указывали эксперты. И поясняли, что это очень важно, так как в противном случае государство может утратить доверие населения.

Пока отношение к реформе преимущественно негативное. Так, заместитель Председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Сергей Рыбальченко, сославшись на данные ВЦИОМ, рассказал, что ее поддерживает только 10% населения страны. А согласно исследованию ГАРАНТ.РУ, большинство респондентов (67%) принципиально против повышения пенсионного возраста. Член Совета Конфедерации труда России, председатель профсоюза «Университетская солидарность» Павел Кудюкин также обратил внимание на то, что сам момент внесения законопроекта еще и неудачно совпал с такими событиями, как инициатива об увеличении НДС, рост цен на топливо и традиционное повышение тарифов на ЖКХ с 1 июля.

В действительности же пенсионная реформа должна быть желаемой для населения, указал Михаил Федотов. Или хотя бы понятной, обоснованной и прозрачной, добавили другие эксперты.

Прежде, чем повышать пенсионный возраст, государство должно обеспечить граждан рабочими местами, предоставить возможности для повышения квалификации, переобучения и адаптации к новым условиям, предусмотреть меры ответственности за дискриминацию по возрасту, возможно даже пересмотреть показатели МСЭ и повысить зарплаты, то есть решить целый ряд других проблем граждан, считают эксперты. Также, по их мнению, необходимо определить преимущества для работодателей, которые стимулировали бы их привлекать к работе пожилых граждан. В связи с этим некоторые участники обсуждений предложили перенести сроки повышения пенсионного возраста.

Так, Евгений Гонтмахер предложил начать повышение с 1 января 2025 года, причем к этой дате должен быть продемонстрирован очевидный экономический прогресс в стране. Также, по мнению ряда специалистов, перенос на эту дату был бы еще и социально оправданным. Ведь в этом случае у граждан предпенсионного возраста появится возможность перестроить свои планы – переучиться, получить новую специальность, изменить свой образ жизни.

Эксперты предлагают и иные сроки переноса реформы. В частности, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА имени О.Е. Кутафина Эльвира Тучкова считает нужным отсрочить решение на 5-7 лет, а также разработать Пенсионный кодекс, в котором бы содержались все необходимые нормы, касающиеся обеспечения пожилых граждан. А Сергей Рыбальченко считает необходимым отложить реформу на 2-3 года, чтобы в числе прочего предусмотреть систему социальных гарантий для женщин, которые уходят на пенсию. Он также предложил пропорционально связать сроки выхода на пенсию с количеством детей. Например, если в семье один ребенок, можно уйти на пенсию раньше на год, если два – на два года и т. д.

Противники: «Пенсионный возраст повышать нельзя»

Ряд участников обсуждений высказываются принципиально против повышения пенсионного возраста. В основе их позиций, как правило, лежат те же аргументы, в соответствии с которыми реформу предлагается доработать.

Плановые показатели – это только прогнозы

Юрий Бялый также представил расчеты, в соответствии с которыми, если реформу реализуют, на рынок труда в ближайшие два года выйдут примерно 800 тыс. человек. Однако, учитывая ежегодные потери рабочих мест, стагнацию либо падение рынка труда в большинстве регионов, остается неясным, как именно создадут новые рабочие места, и какая конкуренция будет на рынке труда. Это, как ожидает эксперт, ударит и по пожилым, и по молодым гражданам. А в условиях молодежной безработицы под угрозой окажутся рождаемость и благополучие семей, не исключен также рост преступности.

Поскольку есть альтернативы

Как правило, противники пенсионной реформы предлагали иные варианты решения текущих проблем, которые бы не потребовали повышения пенсионного возраста. В том числе допускали изменение пенсионной системы.

Решение текущих проблем

Формировать пенсионные накопления можно за счет внебюджетных фондов, высказал мнение председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук. Их могли бы администрировать работодатели, перечисляя туда 22% от зарплаты работника. В случае, например, банкротства или ликвидации предприятия, финансовое обеспечение могло бы предоставлять государство.

А член ОП РФ Михаил Бажинов предложил в целом преобразовать российскую пенсионную систему, сохранив текущий пенсионный возраст. По его мнению, необходимо ввести два вида пенсий: гарантированную и накопительную. Первая бы формировалась за счет обязательных фиксированных платежей всех работодателей и самозанятых, она могла бы принести в бюджет ПФР более 4 млн руб. в год. Накопительную также обеспечивали бы работодатели, в том числе в бюджетной сфере, и добровольный характер такая пенсия может иметь только для самозанятых и безработных граждан. Общественник также допустил, что на законодательном уровне можно установить минимальный и максимальный размер ежемесячного перечисления в накопительную часть пенсии, например, не менее 2 тыс. и не более 15 тыс. руб.

Адаптацию к новой модели он предложил провести в течение пяти лет, начиная с 2019 года, и завершить в 2023 году путем выплаты 100% гарантированной пенсии, которая будет примерно равна существующей сегодня страховой. А по истечении периода адаптации, считает инициатор, должен быть установлен дифференцированный размер гарантированной пенсии. Для женщин и мужчин в возрасте до 65 лет – 50%, для 65-70-летних – 100%, а пенсионерам старше 70 лет – 150%. Для формирования достойного размера гарантированной и накопительной пенсии, по мнению члена ОП РФ, необходимо установление трудового стажа 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин соответственно.

К преимуществам такой модели Михаил Бажинов отнес возможность работодателей стимулировать работников платежами в накопительную часть пенсии, а заодно – повышать дисциплину и сокращать текучку кадров. В этой модели, уверен общественник, сбалансированы интересы граждан, общества, предпринимательства и государства.

В данном случае, как представляется, необязательно быть противником или сторонником повышения пенсионного возраста для того, чтобы увидеть недостатки предлагаемых мер и подготовленного законопроекта, а также убедиться в необходимости для правительства решить ряд текущих проблем, в первую очередь, в сфере занятости. Многие эксперты выразили надежду, что кабмину удастся подготовить необходимую правовую базу и представить населению полноценную и проработанную пенсионную реформу. Так, например, сегодня Максим Топилин сообщил о том, что выделять на программу повышения квалификации граждан предпенсионного возраста планируется 5 млрд руб. в год. И также сегодня Комитет Госдумы по бюджету и налогам поддержал предлагаемые изменения в пенсионной системе.

1 С текстом законопроекта № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С полным текстом Демографического прогноза до 2035 года можно ознакомиться на официальном сайте Росстата.

Читайте так же:  Разрешение на строительство многоквартирного дома

Последствия изменения порога пенсионного возраста

Правительство в четверг объявило об одной из самых ожидаемых реформ последних нескольких лет — возраст выхода на пенсию планируется повысить до 65 лет для мужчин (сейчас 60) и до 63 лет для женщин (сейчас 55). Об этом на заседании кабмина рассказал премьер-министр Дмитрий Медведев. Документ вскоре будет внесен в Госдуму, где его планируется рассмотреть в первом чтении уже в весеннюю сессию (закончится 29 июля). По данным Пенсионного фонда, сейчас в России порядка 43,2 млн пенсионеров (около 29,4% всего населения).

Пойти на такой шаг правительство заставила ситуация с трудовыми ресурсами — доля работающих людей «становится все меньше, пенсионеров, соответственно, все больше», сказал Медведев, и это может привести к «разбалансировке пенсионной системы, вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства». Только при повышении пенсионного возраста можно «обеспечить нормальный уровень жизни пенсионерам», подчеркнул он.

На одного пенсионера в 1970 году приходилось в среднем 3,7 трудоспособного гражданина, в 2019 году этот показатель сократится до двух человек, говорилось в материалах, подготовленных для депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. К 2044 году на одного пенсионера будут приходиться лишь 1,5 работающих гражданина, подсчитывал Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, чьи эксперты готовили предложения по повышению пенсионного возраста до 63 и 65 лет для мужчин и женщин.

«До недавнего времени Россия была последней страной в Восточной Европе, которая не увеличивала возраст выхода на пенсию в соответствии с ростом ожидаемой продолжительности жизни. Текущие демографические прогнозы предполагают, что численность населения трудоспособного возраста в России в 2019–2020 годах снизится на 0,8%, на 0,5–0,6% в 2021–2022 годах и так далее до середины 2020-х годов», — написал в обзоре главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Олег Кузьмин. Если принять изменения, предлагаемые правительством, число занятых в России может вырасти с 73 млн до 74,5 млн человек к 2023 году (при нынешнем законодательстве оно сократится до 70,6 млн человек), добавил он.

В сложившихся демографических, экономических и институциональных условиях обеспечить пенсионерам достойный размер пенсий невозможно, сказала РБК директор по социальным исследованиям НИУ ВШЭ Лилия Овчарова. По ее словам, повышение пенсионного возраста в других странах сопровождалось изменениями в системе здравоохранения, а также реализацией программ поддержки занятости людей старших возрастов. «Если этих мер не будет, то, конечно, есть существенные риски, связанные с тем, что у нас, во-первых, вырастет безработица среди лиц старших возрастов. Во-вторых, может достаточно лавинообразно увеличиться доля людей, которые оформляют пенсию не по старости, а по инвалидности», — предупредила Овчарова.

«63/65» — не единственный вариант, который обсуждался при решении о новом пенсионном возрасте. Как рассказывали источники РБК, правительство рассматривало и другие параметры, в частности увеличение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 60 для женщин, а также до 62 и 60 лет соответственно. Выбранные правительством параметры «65/63» — это «крайний» сценарий и «предложение для торга», считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов на брифинге по итогам заседания правительства отказался считать принятый вариант «наиболее жестким». Дело в том, что правительство повышает пенсионный возраст поэтапно, объяснил он.

По старой памяти

Правительство не стало уравнивать пенсионный возраст для мужчин и женщин, хотя женщины в России, по статистике, живут дольше мужчин (ожидаемая продолжительность жизни — 77 лет против 66,5 года, по данным Росстата (.pdf) на 2017 год). Для сохранения разницы в пенсионном возрасте для мужчин и женщин нет демографических и экономических причин, полагает Овчарова. «Но это укоренившаяся социальная норма, что женщины имеют некий социальный бонус за то, что они ухаживают за детьми и пожилыми», — сказала экономист. «Учитывая, что женщины живут дольше, возраст выхода и мужчин, и женщин на пенсию с экономической точки зрения должен быть одинаковым», — считает Овчарова.

Кто и когда сможет выйти на пенсию

При повышении пенсионного возраста предусмотрен 10- и 16-летний переходный период. Само повышение будет происходить темпами «плюс один год каждый год», следует из заявления вице-премьера Татьяны Голиковой. Повышение затронет мужчин 1959 года и младше и женщин 1964 года и младше. Например, мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения получат право выхода на пенсию в 2020 году — в возрасте 61 года и 56 лет (при действующих правилах они бы вышли на пенсию в 2019 году). Мужчины, родившиеся в 1960 году, и женщины 1965 года рождения смогут уйти на пенсию в 2022 году — в возрасте, соответственно, 62 и 57 лет.

В целом переходный период будет продолжаться до 2028 года для мужчин и до 2034 года для женщин (см. инфографику). С этого времени все мужчины и женщины, не относящиеся к льготным категориям, будут выходить на пенсию с 65 и 63 лет вне зависимости от года рождения.

Пенсионный возраст увеличится и для некоторых категорий, которые имеют право выйти на пенсию досрочно. Например, граждане, работающие в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах, смогут выйти на пенсию в 60 и 58 лет (для мужчин и женщин соответственно). Сейчас их пенсионный возраст составляет 55 и 50 лет. Пенсии по такому основанию получают 2,9 млн человек, отмечалось в материалах для депутатов и сенаторов. Переходный период для них будет тем же, что и для выхода на пенсию по общим основаниям.

Возраст выхода на досрочную пенсию (на те же пять и восемь лет) также повысится для педагогических, медицинских и творческих работников. Социальную пенсию по старости, которую получают граждане, не имеющие необходимого стажа работы, тоже отодвинут — с 65/60 лет для мужчин и женщин до 70/68 лет. А люди, имеющие большой стаж работы — 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин, — смогут выйти на пенсию на два года раньше (такая возможность есть и сейчас).

[1]

Нынешние поправки не предусматривают изменений для стажа выслуги, который требуется военным при выходе на пенсию (сейчас 20 лет), но Минфин, по словам Силуанова, считает, что он «также должен быть скорректирован». «Такие проработки у нас есть и с Министерством обороны, это будет один из элементов наших предложений», — сказал первый вице-премьер.

Кого не затронет повышение пенсионного возраста

Читайте так же:  Документы на вступление в наследство

Правительство определило категории граждан, которые смогут выйти на пенсию на тех же условиях, что и сейчас, заявил Медведев. Среди них — работающие на вредном и опасном производстве; женщины, которые имеют пять и более детей; инвалиды по зрению первой группы и военной травмы; один из родителей или опекунов инвалидов с детства; граждане, пострадавшие при аварии в Чернобыле.

Как это соотносится с продолжительностью жизни

С момента утверждения нынешних границ пенсионного возраста (часть из них была принята в 1930-х годах, а основные правила утвердили в 1950–1960-х годах) «продолжительность жизни выросла более чем на 30 лет, кроме того, изменились и бытовые условия, и условия труда», заявил Медведев. Сейчас этот показатель составляет почти 73 года, а к 2030 году, согласно майскому указу президента Владимира Путина, должен достичь 80 лет.

Но при действующем пенсионном возрасте у мужчин (60 лет) вероятность дожития 20-летних мужчин до пенсионного возраста равна 68%, писали экономисты РАНХиГС Юрий Горлин, Виктор Ляшок и Татьяна Малева. При увеличении возраста выхода на пенсию до 63 лет вероятность дожить до этого возраста и долго прожить на пенсии для российских мужчин становится одной из самых низких среди развитых стран (ниже уровня Украины, Болгарии, Литвы и Белоруссии), подчеркивали они.

Власти «кардинально изменили ситуацию с точки зрения продолжительности жизни начиная с 2000 года, еще динамичнее ситуация менялась с 2007 года, когда были приняты различные национальные проекты в сфере здравоохранения, демографии», заявил в четверг министр труда Максим Топилин.

Не последний этап

Законопроекту о пенсионном возрасте еще предстоит пройти через парламент и администрацию президента. Документ будет внесен в Госдуму в «самое ближайшее время», чтобы депутаты могли рассмотреть его в первом чтении до конца весенней сессии, заявил Медведев (таким образом, основное обсуждение реформы состоится уже осенью). Владимир Путин, который должен поставить финальную подпись под законопроектом, про повышение пенсионного возраста однозначно раньше не высказывался.

«Что касается пенсионного возраста, то вы знаете мою позицию, я всегда относился и отношусь сегодня к этому в высшей степени осторожно и аккуратно. На что бы хотел обратить внимание? Одна из ключевых задач, которая сформулирована мною перед правительством, — это повышение доходов пенсионеров, причем значительное повышение их доходов», — говорил он в ходе ежегодной прямой линии в июне.

Что получат граждане и государство

После увеличения пенсионного возраста пенсии у нынешних пенсионеров будут расти на 1 тыс. руб. в год, заявил Медведев. Сейчас страховые пенсии индексируются на уровень прошлогодней инфляции — так, в 2018 году средняя пенсия увеличится на 481 руб., в прошлые два года она также росла на 400–500 руб. Рост пенсий выше инфляции прописан в майском указе Путина. Благодаря изменению пенсионного возраста пенсии будут индексироваться не только 1 февраля по инфляции, как раньше, но затем еще 1 апреля (за счет дополнительных доходов), сказала Татьяна Голикова. Но правительство пока не планирует возвращать индексацию пенсий работающим пенсионерам, которая была приостановлена в 2016 году. Голикова в четверг сообщила журналистам, что в нынешнем пакете поправок такой меры нет.

«Решение о повышении пенсионного возраста — это один из шагов для повышения ресурсов Пенсионного фонда, которые, безусловно, пойдут на увеличение пенсий пенсионерам», — сказал Силуанов, не уточнив конкретных цифр по экономическому эффекту.

Финансовый эффект от увеличения пенсионного возраста будет нарастать от года к году и превысит 1% ВВП к началу 2030-х годов, сказал РБК директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров. «В первый год [повышения возраста выхода на пенсию] это будет порядка 150 млрд руб., потом цифра будет увеличиваться и дорастет до свыше 1% к началу 2030-х годов», — сообщил Назаров. По его словам, часть средств, скорее всего, будет направлена на повышение размера пенсий. «В нынешних ценах примерно это будет прибавка на 1 тыс. руб. К началу 2030 годов мы сможем в нынешних ценах (то есть с поправкой на инфляцию. — РБК) довести пенсию до 20 тыс. руб.», — отметил экономист. При увеличении пенсионного возраста ВВП может расти на дополнительные 0,5 п.п. в год с 2019 по 2028 год, подсчитал Кузьмин.

Повышение пенсионного возраста может снизить дефицит Пенсионного фонда на «несколько сотен миллиардов рублей, но создаст социальные и макроэкономические проблемы», полагает директор аналитического департамента УК «БКС Сбережения» Сергей Суверов. «В частности, может наблюдаться давление на зарплаты, также, скорее всего, сократится потребительский спрос», — сказал он.

Будет ли безработица

Экономический эффект от повышения пенсионного возраста в предложенном сценарии не оправдывает социальные риски, считает Сафонов. Власти столкнутся с необходимостью дополнительных расходов по доведению до прожиточного минимума доходов безработных граждан, подчеркнул он. «Одновременно принимается решение о повышении НДС (он был увеличен с 18 до 20%. — РБК), что повлияет на доходы населения. Реальные доходы граждан упадут, соответственно, это усугубит ситуацию с занятостью», — сказал эксперт. По его словам, «очень велика» вероятность роста безработицы.

«Учитывая, что мы сейчас находимся в уникальных демографических условиях, когда на рынок труда входит очень малочисленное поколение 1990-х, а с рынка труда выходят огромное поколение послевоенных беби-бумеров, то чисто статистически никакого роста безработицы быть не может», — возражает Назаров. Более того, она будет снижаться, «потому что повышение пенсионного возраста даже озвученными темпами дает закрытие дефицита [рабочей силы] только на половину», сказал Назаров.

Видео (кликните для воспроизведения).

Силуанов в четверг заверил, что правительство не отказывается от «построения страховой пенсионной системы», а также создает «добровольные системы пенсионного страхования». Он напомнил о концепции индивидуального пенсионного капитала — системе, разработанной Минфином и ЦБ и предусматривающей автоподписку граждан на отчисления на пенсию, которые будут нарастать с 1 до 6% с зарплаты в течение пяти лет.

Источники


  1. Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве; М.: Эксмо, 2011. — 576 c.

  2. Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве; М.: Эксмо, 2011. — 576 c.

  3. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. — М.: Проспект, 2012. — 720 c.
  4. Неустойка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 746 c.
Последствия изменения порога пенсионного возраста
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here