После изменений в законодательстве, каждый гражданин российской федерации может лишиться жилья

Полная информация в статье на тему: "После изменений в законодательстве, каждый гражданин российской федерации может лишиться жилья" с объяснением от специалистов. По всем вопросам обращайтесь к дежурному специалисту.

Содержание

Правительством РФ предложен порядок обращения взыскания на единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение должника-гражданина и земельный участок, на котором расположено такое жилое помещение

Согласно проекту ГПК РФ дополняется новой статьей 447, определяющей условия и порядок обращения судом взыскания на принадлежащие гражданину-должнику на праве собственности единственное пригодное для постоянного проживания гражданина-должника и членов его семьи, проживающих совместно с ним, жилое помещение и земельный участок, на котором расположено такое жилое помещение, не являющиеся предметом ипотеки.

Установлено, что взыскание на указанное имущество гражданина-должника может быть обращено только на основании определения суда.

Заявление об обращении взыскания рассматривается судом по месту нахождения объектов недвижимого имущества, на которые взыскатель или судебный пристав-исполнитель просит обратить взыскание, в течение двух месяцев со дня поступления его заявления в суд.

Проект содержит положения, устанавливающие порядок подачи заявления об обращении взыскания на жилое помещение и земельный участок, содержание этого заявления и перечень прилагаемых к нему документов, порядок рассмотрения заявления судом, круг лиц, участвующих в рассмотрении заявления, и перечень вопросов, которые должен разрешить суд при принятии определения по результатам рассмотрения заявления.

При этом проектом устанавливаются условия, соблюдение которых при принятии решения судом обеспечит конституционное право гражданина-должника и проживающих совместно с ним членов его семьи на жилье. В частности, предусматривается, что обращение взыскания не допускается, если размер требований в исполнительном производстве явно несоразмерен стоимости имущества, на которое обращается взыскание. Если не доказано иное, предполагается, что размер требований явно несоразмерен стоимости соответствующего имущества в случае, если сумма не исполненных гражданином-должником обязательств, а также подлежащих возмещению за счет гражданина-должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора составляет менее пяти процентов от стоимости имущества, на которое обращается взыскание, и (или) минимальный размер денежной суммы, подлежащей передаче гражданину-должнику после реализации имущества составляет более пятидесяти процентов его стоимости.

Проектом также предлагается дополнить Федеральный закон
«Об исполнительном производстве» новой статьей 78.1, определяющей порядок и условия обращения взыскания на единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение должника-гражданина в исполнительном производстве.

В частности, устанавливается, что взыскание на принадлежащие должнику-гражданину на праве собственности единственное пригодное для постоянного проживания должника-гражданина и членов семьи, проживающих совместно с ним, жилое помещение и земельный участок, на котором расположено такое жилое помещение, обращается исключительно в случае отсутствия у должника-гражданина денежных средств и иного имущества, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством РФ, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, а также несоразмерности заработной платы и иных доходов должника-гражданина его обязательствам в исполнительном производстве.

В целях обеспечения конституционного права на жилье проектом устанавливается, что судебным определением об обращении взыскания предусматривается минимальная сумма, передаваемая должнику-гражданину, достаточная для приобретения им иного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания его и членов семьи, проживающих совместно с ним, по нормам предоставления жилой площади в соответствии с законодательством РФ. Указанная сумма рассчитывается судом с учетом среднего удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала на территории субъекта РФ, утвержденного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и действующим на момент вынесения определения суда об обращении взыскания на имущество.

В целях защиты жилищных прав должника-гражданина и членов его семьи, совместно проживающих с ним, проектом устанавливается, что если в течение трех месяцев с даты перечисления должнику-гражданину денежной суммы для приобретения иного жилого помещения должник-гражданин не приобрел иное жилое помещение, то денежная сумма, определенная исходя из минимального размера денежной суммы, подлежащей передаче должнику-гражданину после реализации имущества, перечисляется в бюджет муниципального образования по месту нахождения имущества, на которое обращено взыскание, а орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования предоставляет должнику-гражданину и членам его семьи, совместно проживающим с ним, пригодное для проживания жилое помещение.

Проектом также вносится изменение в статью 86 Семейного кодекса РФ, регламентирующую порядок привлечения родителей к участию в дополнительных расходах на детей. Устанавливается в числе прочего, что при отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств, в том числе необходимости обеспечения несовершеннолетнего ребенка жилым помещением, каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.

Принят закон о правилах выплаты компенсации добросовестным приобретателям за утрату жилья

Сегодня Государственная Дума приняла в третьем чтении проект федерального закона № 955220-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (в части совершенствования правил о компенсации ).

Закон подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 4 июня 2015 г. № 13-П.

Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что законом совершенствуются нормы о компенсации лишившимся жилья добросовестным приобретателям, которые приобретая такое жилье, не знали о его «криминальном» прошлом.

Такая недвижимость может быть истребована в судебном порядке из чужого незаконного владения. Например, у покупателей злоумышленника, который приобрел недвижимость незаконно. Но когда речь идет об истребовании жилья, то очень важно предусмотреть дополнительные меры по защите имущественных прав добросовестных граждан, чтобы они не оказались на улице, — отметил Павел Крашенинников.

Законом закрепляется правило о выплате денежной компенсации гражданам — добросовестным приобретателям жилья, у которых оно было истребовано на основании судебного акта. Компенсация будет выплачиватьсяиз казны Российской Федерации в размере суммы реального ущерба либо исходя из кадастровой стоимости истребованной недвижимости (по выбору правообладателя). Требовать компенсации правообладатель сможет в судебном порядке, если в течение полугода ему не был возмещен ущерб причинителем вреда, — сообщил Павел Крашенинников.

В случае выплаты компенсации государство получает право обратиться с регрессным иском в пределах выплаченной суммы к лицу, ответственному за причиненные убытки.

Читайте так же:  Каков размер пенсии индивидуального предпринимателя

Нормы о компенсации будут иметь обратную силу для случаев, когда жилое помещение было истребовано в собственность государства (в собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования). Те граждане, которые ранее лишились жилого помещения, смогут обратиться в суд с требованием о выплате компенсации в течение 3-х лет после вступления в силу новых норм. Такая возможность позволит им восстановить справедливость и защитить свои права на жилище, — сказал Павел Крашенинников.

Положения закона вводятся в действие с 1 января 2020 года.

Принят закон о компенсации за жилье в случае признания сделки незаконной

Государственная Дума на пленарном заседании в четверг, 25 июля, приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в части совершенствования правил о компенсации за утрату права собственности на жилое помещение. Законопроект был разработан Правительством РФ во исполнение постановления Конституционного суда РФ.

Закон позволит защитить права граждан, лишившихся жилья, которые, приобретая такое жилье, не знали о его «криминальном» прошлом, и у которых оно затем было истребовано судом.

После вступления закона в силу им будет положена компенсация от государства — либо в размере суммы реального ущерба, либо по кадастровой стоимости жилья, на выбор самого гражданина.

Требовать компенсации лишившийся жилья гражданин сможет в судебном порядке, если в течение полугода ему не был возмещен ущерб причинителем вреда. Закон также будет иметь обратную силу — те граждане, которые ранее лишились жилого помещения, смогут обратиться в суд с требованием о выплате компенсации в течение трех лет после вступления в силу новых норм.

Как подчеркивал Председатель ГД Вячеслав Володин

«Люди, которые по независящим от них причинам лишаются жилья, по новому закону смогут компенсировать его отчуждение и не окажутся на улице без средств», — говорил он.

О выплате компенсации добросовестным приобретателям в случае утраты жилья

Сегодня Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел поправки и рекомендовал принять во втором чтении проект федерального закона № 955220-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования правил о компенсации за утрату права собственности на жилое помещение).

Ко второму чтению законопроект дорабатывался Рабочей группой по совершенствованию законодательства в части защиты прав добросовестных приобретателей жилых помещений, созданной Комитетом.

Председатель Комитета – руководитель Рабочей группы Павел Крашенинников сообщил, что законопроектом предлагаются нормы в целях защиты прав граждан, лишившихся жилья, которые приобретая такое жилье, не знали о его «криминальном» прошлом.

Согласно действующим положениям Гражданского кодекса, такая недвижимость может быть истребована в судебном порядке из чужого незаконного владения. Например, у наследников или покупателей злоумышленника, который приобрел недвижимость незаконно. Однако если речь идет об истребовании жилья, то очень важно предусмотреть дополнительные меры по защите имущественных прав добросовестных граждан, чтобы, лишившись жилья, они не оказались на улице, — отметил Павел Крашенинников.

Законопроектом предлагается закрепить правило о выплате денежной компенсации добросовестным приобретателям жилья, у которых оно было истребовано на основании судебного акта. Компенсация будет выплачиватьсяиз казны Российской Федерации. Размер компенсации по выбору правообладателя может исчисляться либо исходя из суммы реального ущерба, либо из кадастровой стоимости истребованной недвижимости. Требовать компенсации правообладатель сможет в судебном порядке, если в течение полугода ему не был возмещен ущерб причинителем вреда, — сообщил Павел Крашенинников.

Нормы о компенсации будут иметь обратную силу. В течение 3-х лет после вступления закона в силу те лица, которые ранее лишились жилого помещения, смогут обратиться в суд с требованием о выплате компенсации. Такая возможность позволит им восстановить справедливость и защитить свои права на жилище, — сказал Павел Крашенинников.

Срок вступления в силу изменений предлагается установить с 1 января 2020 года.

Жилищные сертификаты гражданам, потерявшим жилье в результате ЧС: необходимые условия их получения

Граждане, здоровью и имуществу которых причинен ущерб в результате чрезвычайной ситуации, имеют право на его возмещение (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; далее – закон о защите от ЧС). Одной из гарантий реализации этого права является выдача жилищных сертификатов тем, кто лишился жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия (постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. № 561; далее – Постановление № 561). Такие сертификаты дают право на получение нового жилого помещения либо социальной выплаты на его приобретение лицам, зарегистрированным по месту жительства и постоянно проживавшим в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.

Однако иногда свое право на получение жилищных сертификатов гражданам приходится отстаивать в суде. ВС РФ проанализировал судебную практику по соответствующим делам за 2009-2014 годы (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 21 октября 2015 г.) – за данный период чрезвычайные ситуации, в результате которых граждане лишились своего жилья, произошли в 22 субъектах РФ.

Рассмотрим, по каким основаниям органы власти могут отказать в выдаче такого сертификата и при этом суд признает такой отказ законным, и напротив, когда несоблюдение необходимых для получения сертификата условий (в силу уважительных, конечно, причин) не препятствует его выдаче, а пропуск срока действия сертификата – его реализации.

Основания для законного отказа в выдаче сертификата

Отсутствие гражданства РФ на момент ЧС

Государственный жилищный сертификат предоставляется исключительно гражданам РФ (п. 1 ст. 18 закона о защите от ЧС, п. 1 Постановления № 561). При этом важен момент возникновения российского гражданства для тех, кто не приобрел его по рождению. Если гражданство было получено уже после того, как произошла чрезвычайная ситуация, в результате которой жилое помещение было утрачено проживавшим в нем лицом, такое лицо получить сертификат не сможет.

Так, суд признал обоснованным отказ администрации городского округа в признании права на получение государственного жилищного сертификата И. С 2003 года И. была зарегистрирована и жила в квартире своей сестры. В 2007 году дом, в котором находилась эта квартира, пострадал в результате землетрясения и был демонтирован. И. не смогла получить жилищный сертификат по причине отсутствия у нее гражданства РФ. При повторном обращении в администрацию после получения гражданства РФ в 2011 году она снова получила отказ. Суд, в который И. обратилась с иском к администрации, в удовлетворении этого искового заявления также отказал.

Читайте так же:  Лицензия на производство сигарет

Регистрация по месту жительства или проживание вне утраченного помещения

Одним из обязательных условий для получения права на жилищный сертификат является регистрация по месту жительства в утраченном в результате ЧС жилом помещении (абз. 2 п. 2 Постановления № 561).

Суд отказал в удовлетворении иска гражданки Р. к правительству области, управлению федерального казначейства по области, Правительству РФ, МЧС и Минфину России о выдаче государственного жилищного сертификата. Истец лишилась своей квартиры из-за того, что дом, в котором она находилась, после землетрясения был признан непригодным для проживания и выведен из жилищного фонда. Указанная квартира принадлежала Р. и ее супругу на праве совместной собственности. Однако на момент землетрясения Р. владела долей в другом жилом доме и в нем же была зарегистрирована по месту жительства. Поскольку обязательное условие о регистрации в утраченном помещении не было выполнено, суд второй инстанции оставил решение городского суда без изменений.

Еще одним важным условием выдачи сертификата является факт постоянного проживания в утраченном жилом помещении на момент ЧС. Так, городской суд отказал в удовлетворении иска к администрации городского округа о признании права на получение государственного жилищного сертификата Ш., имеющему в собственности 2/3 доли квартиры в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу в результате землетрясения. На момент землетрясения в данной квартире постоянно проживали родственники Ш., сам же Ш. жил в другой квартире. Суд апелляционной инстанции оставил решение городского суда без изменения, подчеркнув, что государственные жилищные сертификаты выдаются только зарегистрированным и постоянно проживавшим в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия гражданам (абз. 2 п. 2 Постановления № 561), а остальные собственники сами несут риск случайной гибели или повреждения своего имущества (ст. 211 ГК РФ).

Проживание в утраченном помещении при отсутствии родства с его собственником

Площадь получаемого гражданином взамен утраченного жилого помещения зависит от количества человек в его семье. Жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме: 33 кв. м – для одиноких, 42 кв. м – на семью из двух человек, по 18 кв. м на каждого члена семьи, в которой три и более человек (абз. 1 п. 2 Постановления № 561).

Наличие в собственности другого помещения

Нельзя не отметить, что внесенные в марте текущего года в Постановление № 561 изменения, о которых мы говорили выше, предусматривают еще одно одно условие для получения сертификата – теперь он выдается только в том случае, если для гражданина и всех членов его семьи утраченное жилое помещение было единственным. Таким образом, наличие у самого собственника или хотя бы у одного из членов его семьи в собственности иного жилья или доли жилого помещения является основанием для отказа в выдаче сертификата. Поскольку в Постановлении проанализирована судебная практика за 2009-2014 годы, дела об отказе по этому основанию в обзор ВС РФ, разумеется, не вошли. Но не стоит забывать, что при рассмотрении соответствующей категории дел в настоящее время суды уже должны обязательно его учитывать.

Получение иной помощи

Если гражданину, утратившему жилое помещение в результате ЧС, уже оказана помощь по восстановлению его жилищных прав (например, выдана компенсация в связи с утратой жилья или субсидия на приобретение нового жилого помещения), претендовать на получение жилищного сертификата он не может, подчеркнул ВС РФ.

[2]

Так, суды отказали в признании соответствующего права гражданам, пострадавшим в июне 2002 года от наводнения на территории Южного федерального округа, в связи с тем, что они получили безвозмездные субсидии из средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилья (данная мера поддержки была предусмотрена специально принятым постановлением Правительства РФ от 1 июля 2002 г. № 492 «О первоочередных мерах по ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа»).

ВС РФ считает такое решение правомерным, поскольку предоставление жилищных сертификатов гражданам, получившим безвозмездные субсидии в связи с утратой жилых помещений в результате ЧС, действующим законодательством не предусмотрено. Так, Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов прямо устанавливает, что лицам, лишившимся жилья в результате ЧС и стихийных бедствий и получившим в связи с этим компенсацию, государственные жилищные сертификаты не выдаются. Это положение и указанный вывод Суда очень важны, поскольку оперативные меры, предпринимаемые регионами для ликвидации последствий ЧС включают в себя, в том числе, предоставление субсидий на покупку или строительство жилья.

Случаи, когда сертификат может быть выдан даже при несоблюдении заявителем условий его предоставления

ВС РФ отметил, что суды при разрешении споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата выясняли причины, по которым собственники квартир и члены их семей не были зарегистрированы или не проживали в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия. Если эти причины признавались уважительными, исковые заявления таких лиц о включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС, удовлетворялись.

В частности, по мнению судов, гражданин не лишается права на получение сертификата, если временно не проживал в утраченном жилье по причине прохождения военной службы. Также не препятствует получению сертификата факт проживания и регистрации собственника жилья в другом месте (например, в общежитии) во время обучения. ВС РФ признал такие выводы судов правильными.

В ряде случаев спор возникает и тогда, когда соблюдены все требования для получения сертификата, но нарушен, например, порядок обращения гражданина в органы исполнительной власти для включения его в списки пострадавших, имеющих право на получение сертификата (п. 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов). В этом случае суды также решают, по уважительным ли причинам нарушен данный порядок. Так, непредставление паспорта при обращении с соответствующим заявлением в администрацию области (как того требует указанный порядок) по причине, например, его замены в связи с достижением определенного возраста не может препятствовать признанию права гражданина на получения сертификата.

Более того, даже необращение в органы исполнительной власти не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска о включении заявителя в список граждан, имеющих право на жилищный сертификат. Суды обязательно должны выяснить, почему гражданин не обратился с соответствующим заявлением. ВС РФ подчеркнул: суды могут отказать в удовлетворении требований истца только в том случае, если он не доказал уважительность причин нарушения установленного порядка.

Можно ли использовать просроченный сертификат?

Срок действия жилищного сертификата составляет один год с даты его выдачи. Именно в течение такого срока его владелец должен обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему жилого помещения.

По истечении данного срока сертификат становится недействительным (п. 4 порядка выдачи и погашения сертификатов). В случае утери или порчи сертификата, а также наличия ошибок в его оформлении, сертификат подлежит замене Минфином России (п. 13 порядка выпуска и погашения сертификатов). Срок действия замененного сертификата – такой же, как у ранее выданного. Но если сертификат заменен по причине смерти владельца сертификата или члена его семьи, включенного в список граждан, утративших жилье, срок действия нового сертификата составляет один год с даты его выдачи.

[1]

Поскольку предоставление сертификатов – это способ оказания государством финансовой поддержки гражданам в целях возмещения ущерба, причиненного их имуществу чрезвычайными ситуациями, органы власти обязаны обеспечивать эту поддержку должным образом. Именно поэтому при рассмотрении споров о возможности реализации просроченных сертификатов суды должны выяснять, по каким причинам пропущены сроки реализации сертификата, и не связан ли пропуск срока с действиями третьих лиц, в том числе с тем, насколько своевременно и надлежащим образом уполномоченные должностные лица исполнили свои обязанности по оказанию данной финансовой помощи. Такого мнения придерживаются суды, его же поддержал и ВС РФ.

Читайте так же:  Забрать аттестат из вуза

После изменений в законодательстве, каждый гражданин Российской Федерации может лишиться жилья

По законам Российской Федерации, такие учреждения, как банки, не могут отобрать у заемщика жилье, даже если тот в свою очередь задолжал большую сумму денег. Однако в связи с изменением законодательства, появились исключения, которые утверждают про обратное.

Законы, защищающие единственное жилье

Такое понятие, как единственное жилье, подразумевает под собой определенную недвижимость, в которой проживает гражданин Российской Федерации. Вне зависимости от типа помещения, понятие единственное жилье – может быть употребленным только в том случае, если гражданин государства не имеет второстепенного места для проживания.

Но, несмотря на то, что по законодательству единственное жилье является неприкосновенным имуществом, Верховный Суд РФ может наложить арест на недвижимость должника. Это ограничивает собственника от каких-либо манипуляций с единственным жильем. Несмотря на это за последнее время в судебной практике знакомы случаи, когда недвижимости не присваивается статус единственного жилья.

История из жизни, или почему не стоит рассчитывать на такой статус, как «единственное жилье».

Наглядный пример подтверждает, что такой статус, как единственное жилье недвижимости присваивается не всегда.

Недобросовестный заемщик получил повестку в суд, по делу о взыскании достаточно крупной суммы денег. Не желая возвращать долг, он всячески пытается избавиться от своего имущества. Схема избавления от недвижимости заключается в разделении имущества с супругой, а та в свою очередь оформляет дарственную на дочь.

Кредитор, обратившись в суд, требует признание сделки недействительной, а заемщик в свою очередь пытается добиться признания жилплощади единственным жильем. В Связи со злоупотреблением прав, суд отказывает признавать указанную в иске жилплощадь единственным жильем. После этого заемщик признает себя банкротом и Арбитражный суд все же присваивает недвижимости статус единственного жилья.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но кредитор на этом не останавливается и подает еще один иск в Верховный суд. Именно там выносится решение забрать у недвижимости статус единственного жилья и обязать должника к выплате позаимствованной сумме денег.

Вклады, оставшиеся в банках, или что будет с ними дальше?

Одна из главных тем афишированных сми – не забранные банковские вклады. В свою очередь депутаты Госдумы предлагают не только аннулировать невостребованные счета, но и перевести деньги насчет государственного бюджета.

Правила вложения денег

Основная задача денежных вложений – это дать вкладчику увеличить свой доход за счет полученных процентов. Поэтому большинство клиентов банков пытаются внести вклад на заранее установленный срок, именно это дает возможность получить большие проценты в денежном эквиваленте. После окончания срока указанного договора, сделка между банком и клиентом аннулируется.

Далее события могут развиваться по двум направлениям: вкладчик забирает свои деньги и заработанные проценты, или продлевает договор с банком. У большинства банковских организаций, после окончания срока, договор продлевается автоматически – «до востребования».

Перевод денежного вклада на другой счет

Некоторые из банков практикуют перевод денег из забытых вкладов на отдельные счета. Такая система удобна для банка, так как, за транзакцию снимается определенная комиссия, подтверждающая легальность перевода. Такие действия банка можно опровергнуть в суде и с легкостью вернуть взысканную сумму.

Выплата процентов

Изучение и подписание договора гарантирует прозрачность такой процедуры, как выплата процентов от вклада. Начисление денежной суммы происходит одноразово, в установленные сроки или остаются на основном счете. Оставляя заработанный процент в банке, каждый вкладчик имеет возможность не только увеличить основную сумму денег, лежащую в банке, но и заработать большее количество процентов от нее.

Как забрать вклад из банка

Банковские вклады изымаются в соответствии с указанным сроком в договоре. Практически все финансовые организации, принимающие вклады, предлагают свои клиентам вкладывать деньги на срок от 30 дней до 5 лет. Чем дольше по сроку деньги находятся в банке, тем больше процентов может получить клиент.

Вне зависимости от вида вложений денежный вклад из банковского учреждения забирается на после завершения действия договора. Зачастую досрочное снятие денег со счета влечет за собой штраф в виде взыскания определенной суммы. При закрытии счета клиент должен иметь на руках банковский договори документы, подтверждающие его личность.

Чаще всего забытые вклады хранятся в банке до «востребования», клиент банка может снять со счета деньги в любой момент.

При какой задолженности владелец квартиры может не беспокоиться

Что ждать собственнику, если у него имеется долг по квартирной плате? Многие интересуются этим вопросом, потому со стороны организации поступает множество угроз и санкций.

Безусловно, иметь задолженность по квартирной плате не совсем хорошо, но бывают трудные ситуации, когда денежных средств хватает исключительно на питание либо физически не смог оплатить коммунальные услуги, так как находился за пределами страны. В каждом случае стоит разбираться отдельно и не винить собственника в каждой задолженности.

Бывают случаи, когда владелец квартиры специально не оплачивает долги, и наоборот просроченный платеж произошел совершенно случайно.

Задолженность на маленький период

Для оплаты всех коммунальных услуг существует единая дата, до которой граждане обязаны оплатить все коммунальные платежи, то есть до 10 числа каждого месяца. Собственник может по согласованию изменить эту дату, если у него возникают трудности оплачивать до 10 числа.

Читайте так же:  Льготы пенсионерам имеющим двух детей

Если собственник не оплачивает вовремя коммунальные услуги, то на него налагается пеня в размере 1/300 ставки в первые 90 дней. После 90 дней долга пеня возрастает до 1/130.

Стоить напомнить, что в отличие от остальных задолженностей, где пеня начисляется уже после первого дня просрочки, в коммунальных платежах она начисляется после 30 дней. То есть небольшую просрочку можно оплатить совершенно без пени.

Увеличение тарифа на коммунальные услуги без причин

Рост коммунальных платежей поддается логике и почти всегда предсказуем в отличие от оплаты за содержание недвижимости. Она постоянно увеличивается.

Но в настоящее время можно не оплачивать долги, если они появились по причине необоснованного подорожания. Предварительно собственники жилья должны ознакомиться с новыми тарифами и утвердить иначе факт увеличения можно оспорить в суде.

Срок давности истек

На практике бывают случаи, когда собственник может получить квитанцию со старым долгом или недоплатой. Но законом установлено, что спустя трех лет управляющая компания не имеет право взимать долг с собственника. Это также относится к гражданам, которые недавно вступили в наследство.

В этих случаях должник имеет право не платить и отстаивать свои права в суде.

За какую просроченную сумму могут выселить с квартиры

Произвести выселения должника можно только из муниципального жилья, если:

  • задолженность не оплачивается и накопляется в течение 6 месяцев;
  • если в ходе судебных разбирательств собственник не смог привести аргументы, по которым он не платил квартплату.

После выселения владельцу должны обязательно предоставить иное жилье, но уже меньшей площади.

Для начала выселения может послужить даже незначительная сумма, главным критерием задолженности служит временной показатель.

Минюстом России предложен порядок изъятия единственного жилья за долги

Согласно проекту взыскание на принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности единственное пригодное для постоянного проживания гражданина-должника и членов его семьи, проживающих совместно с ним, жилое помещение, не являющееся предметом ипотеки, допускается при наличии совокупности следующих условий:

размер такого жилого помещения превышает двукратную норму предоставления площади жилого помещения на гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в указанном жилом помещении, и составляет не менее 36 кв.м на одного человека;

стоимость такого жилого помещения превышает двукратную стоимость жилого помещения, по размеру соответствующего норме предоставления площади жилого помещения, на гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в указанном жилом помещении, рассчитанную с учетом среднего удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, в пределах которого находится такое имущество, на территории субъекта РФ, утвержденного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Предусматривается, что взыскание на указанное имущество гражданина-должника может быть обращено только на основании определения суда.

Проект содержит положения, устанавливающие порядок подачи заявления об обращении взыскания на жилое помещение и земельный участок, содержание этого заявления и перечень прилагаемых к нему документов, порядок рассмотрения заявления судом, круг лиц, участвующих в рассмотрении заявления, и перечень вопросов, которые должен разрешить суд при принятии определения по результатам рассмотрения заявления.

Установлена презумпция несоразмерности взыскания, которая может быть опровергнута взыскателем в судебном процессе. Если не доказано иное, предполагается, что размер требований явно несоразмерен стоимости соответствующего имущества в случае, если минимальная денежная сумма, предназначенная для приобретения иного пригодного для проживания гражданина-должника и членов его семьи жилого помещения, составляет более 50 процентов от стоимости соответствующего имущества или сумма не исполненных гражданином-должником обязательств, а также подлежащих возмещению за счет гражданина-должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора составляет менее 200 000 рублей.

Проектом предлагается дополнить Федеральный закон
‎»Об исполнительном производстве» статьей 78.1, определяющей порядок и условия обращения взыскания на единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение должника-гражданина в исполнительном производстве.

При этом устанавливается, что указанные нормы применяются только к отношениям, связанным с принудительным исполнением требований по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца и возмещению ущерба, причиненного преступлением, независимо от времени возникновения указанных требований.

Также предусматриваются поправки в Семейный кодекс РФ, в соответствии с которыми:

при отсутствии соглашения и при необходимости обеспечения несовершеннолетнего ребенка жилым помещением каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении соответствующих дополнительных расходов;

размер неустойки, уплачиваемой при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, может быть уменьшен судом с учетом материального и семейного положения лица, обязанного уплачивать алименты.

Верховный Суд РФ допускает возможность внеочередного предоставления жилья сироте после 23 лет

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Ирины (г. Таганрог)

Мне 26 лет, я сирота, за незнанием законов своевременно не обратилась в органы опеки для постановки на жилье. Сейчас обратилась и они говорят — делайте запросы в БТИ и Юстицию — нет ли у лишенных прав родителей жилья. Хотя за мной никакое жилье не числиться, я прописана в деревне в доме без документов и не пригодного для жилья. 1,5 года назад уехала в город с дочкой, работаю, снимаю жилье, дочка в сентябре пойдет в 1 класс. Могу ли я рассчитывать на помощь государства?

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Альфии (г. Самара)

Мой знакомый стал сиротой в 13 лет, а о том что ему положено предоставление жилья узнал в 27 лет. Он обратился в администрацию по месту прописки, где ему сказали собрать определенные документы. Однако, после того, как он привез все нужные документы, у него их принимать не стали, сославшись на возраст. Однако, когда он попросил их написать отказную, чтобы обратиться в прокуратуру, они не стали этого делать и сказали, что он должен был встать на рег. учет по месту рождения. Но я узнала, что если не имеется закрепленного за ним жилого помещения, то ему должны предоставить жилье по месту жительства. Посоветуйте, пожалуйста, что делать и куда обратиться?

Вопрос от читателя Клерк.Ру Сергей (г. Новосибирск)

Имею ли я право на получения жилья, как сирота в 26 лет? Я не знал, что только до 23 лет надо вставать на учет. Я в 24 года пришел и мне отказали! Я живу на койке место, но по праву, как сироте, мне должны предоставить отдельное жилье. Как мне быть?

Мне на почту приходят много писем от граждан, достигших возраста 23 года, которые своевременно не были обеспечены жилым помещением по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Читайте так же:  Продажа 1 2 дома

Разъясняю действующее законодательство и судебную практику.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон) четко определяет круг лиц, на которых распространяются дополнительные социальные гарантии. Это: дети-сироты (до 18 лет), дети, оставшиеся без попечения родителей (до 18 лет), лица из их числа (до 23 лет).

23 года – установленный законом пресекательный срок (возраст), после достижения которого социальные льготы не распространяются, а лицо, который мог на них рассчитывать до 23 лет, утрачивает право на дополнительные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения.

В противном случае указанный Федеральный закон четко бы содержал норму, что он распространяется на лиц, ранее относящимся к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые до 23 лет не успели воспользоваться своим правом на дополнительные гарантии по социальной защите.

Однако такой нормы в Федеральном законе нет, значит он не распространяется на лиц, достигших 23-летнего возраста.

Именно это является позицией самого авторитетного судебного органа России – Конституционного Суда Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2010 № 1282-О-О, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2010 № 1590-О-О).

[3]

В указанных определениях Конституционный Суд Российской Федерации указал следующее.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Абзац 4 статьи 1 Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.

Между тем Верховный Суд Российской Федерации предусматривает исключение из этого правила.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 год сказано, что достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации допускает возможность лиц, которые ранее относились к льготной категории граждан, реализовать свое право на внеочередное предоставление жилья после 23 лет, но при условии, если претенденты на жилье встали (были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилье до 23 лет.

В противном случае действует общая норма – претенденты лишаются нереализованного права.

Следует отметить, что практика некоторых судов общей юрисдикции, в том числе судов субъектов Российской Федерации (кассационная инстанция), сводится к том, что, если истец (претендент на жилье из числа бывших льготников) сумеет доказать незаконность действий (бездействия) со стороны органов публичной власти (органов опеки и попечительства, местных администраций и т.п.) в части непринятия ими мер по информированию, содействию детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по вопросам обеспечения жильем, и при этом сумеет доказать принятие самим истцом попыток встать на соответствующий учет в качестве нуждающегося в жилье, получить жилье (эти попытки должны быть сделаны до достижения 23-летнего возраста), то суд обязывает надлежащего ответчика обеспечить претендента жилым помещением по договору социального найма, не взирая на его возраст.

При этом, безусловно, такое лицо должно нуждаться в жилье на момент вынесения судебного решения и промежуток времени с момента достижения 23 лет и обращения в суд не слишком большой. В основе изложенной практики лежит, если честно, не нормы права (нормы закона), а некая «вселенская справедливость». Благо, что суд руководствуется не только законом, но и справедливостью.

Получить персональную консультацию Евгения Гаврилова в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом онлайн-курсе. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.

Источники


  1. Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.

  2. Веденин, Н.Н. Земельное право; М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2012. — 192 c.

  3. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.
  4. Макаров, Ю.Я. Рассмотрение мировыми судьями уголовных дел / Ю.Я. Макаров. — Москва: ИЛ, 2015. — 302 c.
После изменений в законодательстве, каждый гражданин российской федерации может лишиться жилья
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here