Порядок изъятия земель

Полная информация в статье на тему: "Порядок изъятия земель" с объяснением от специалистов. По всем вопросам обращайтесь к дежурному специалисту.

Порядок изъятия земель

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок изъятия земельных участков органом местного самоуправления для государственных, муниципальных нужд?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

Ответ прошел контроль качества

————————————————————————-
*(1) Данное постановление касается вопроса изъятия жилых помещений для государственных и муниципальных нужд, но, как нам кажется, приведенное в нем разъяснение является универсальным.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд

При определенных обстоятельствах у государства возникает необходимость изъятия земельного участка, ранее предоставленного гражданам и организациям в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды. Эти обстоятельства включают различного рода публичные, общественные потребности, для удовлетворения которых требуется конкретный земельный участок либо часть земельного участка.

Для подобных случаев земельное и гражданское законодательство устанавливают способы, условия и процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Общие правила в этой области отношений установлены ст. 49 и 55 ЗК РФ, ст. 279–283 ГК РФ. Специальные правила, предусматривающие особые условия и процедуру изъятия, установлены ст. 6 Федерального закона от 08.05.2009 № 93-Φ3 «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран – участников форума “Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество” в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 15 Закона об Олимпийских играх, ст. 24 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Порядок изъятия земельных участков, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливается законодательством субъектов РФ.

Так как изъятие земельных участков связано с причинением неудобств, убытков и других негативных последствий для правообладателей, ЗК РФ строго регламентирует случаи, при которых допускается применение данной процедуры, путем определения перечня государственных или муниципальных нужд. В соответствии со ст. 49 ЗК РФ такие нужды включают:

  • 1) выполнение международных обязательств РФ;
  • 2) размещение следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
    • • объекты федеральных энергетических систем и энергетических систем регионального значения;
    • • объекты использования атомной энергии;
    • • объекты обороны и безопасности;
    • • объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
    • • объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
    • • объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ;
    • • линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
    • • объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения;
    • • автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального и местного значения;
  • 3) иные случаи, предусмотренные федеральными законами, либо законами субъектов РФ.

Примечательно, что при размещении объектов федерального и регионального значения изъятие земельных участков у собственников, владельцев, пользователей, арендаторов производится только в крайнем случае, если нет иных вариантов размещения объекта. Общее правило но этому поводу содержится в ст. 239 ГК РФ, которой предусмотрено, что требование в суд об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности па данное недвижимое имущество.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в отдельных случаях ограничивается, например, не могут изыматься земли, в том числе для государственных или муниципальных нужд, государственных природных заповедников. Земли заповедников образуют природно-заповедный фонд, изъятие которых на основании ст. 58 Закона об охране окружающей среды запрещено. В соответствии со ст. 9 ГрК РФ изъятие земельных участков в населенных пунктах производится на основании документов территориального планирования (генерального плана). При их отсутствии принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд не допускается.

Объектом прекращения прав на земельный участок в порядке их изъятия для государственных или муниципальных нужд являются право частной собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право безвозмездного срочного пользования, право пожизненного наследуемого владения земельным участком либо право аренды, если арендуемый земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности.

В случае если для государственных или муниципальных нужд требуется не весь, а часть земельного участка, то на основании решения об изъятии производится образование нового земельного участка путем раздела, выдела, объединения или перераспределения одного или нескольких прежних земельных участков.

[3]

Субъектами отношений по изъятию земельных участков выступают, с одной стороны, правообладатели земельных участков, а с другой – органы государственной власти или местного самоуправления. На федеральном уровне полномочиями по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд обладают различные федеральные и региональные ведомства, а также органы местного самоуправления соответственно. Так, вынесение решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков для строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения принимает Федеральное дорожное агентство [1] , а для размещения олимпийских объектов федерального значения – администрация Краснодарского края на основании заявления Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов [2] . На местном уровне решения по изъятию земель осуществляют департаменты строительства и архитектуры.

Читайте так же:  Льготные новости

Гражданское и земельное законодательство подробно определяют общий порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

По ст. 279 ГК РФ он включает:

  • 1) принятие решения государственного или муниципального органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; если необходимо – принятие решения о резервировании изымаемого земельного участка с соответствующим уведомлением; в соответствии с судебной практикой по смыслу ст. 49, 55, 63 ЗК РФ собственник изымаемого земельного участка должен быть также уведомлен о планируемом выкупе земельного участка;
  • 2) письменное уведомление собственника о принятом решении об изъятии;
  • 3) государственная регистрация решения об изъятии с извещением правообладателя о произведенной регистрации;
  • 4) в случае изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, – достижение соглашения о выкупе или обращение в суд с иском о выкупе земельного участка.

Принятие решения об изъятии земельного участка. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд является формой прекращения права на земельный участок, производимого по волеизъявлению одной стороны – соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. Волеизъявление государственного органа либо органа местного самоуправления оформляется административным актом в виде решения об изъятии. Принятое решение может быть оспорено в суд.

Уведомление правообладателя о принятом решении об изъятии. В соответствии со ст. 279 ГК РФ и ст. 63 ЗК РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы должны быть не позднее, чем за один год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельного участка до истечения года со дня получения уведомления собственником такого уведомления допускается только с согласия правообладателей изымаемых земельных участков. Также не допускается предъявление исков в арбитражный суд в срок ранее, чем по истечении одного года с момента принятия решения об изъятии и не позднее двух лет с момента направления такого уведомления [3] .

Государственная регистрация решения об изъятии. В соответствии со ст. 279 ГК РФ решение об изъятии такого земельного участка принимается соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления и подлежит государственной регистрации органом, осуществляющим регистрацию прав, – Росреестром в порядке, установленном Законом о регистрации прав на недвижимое имущество. В соответствии с п. 17 ст. 15 Закона об Олимпийских играх не требуется государственная регистрация решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам.

Выкуп земельного участка, находящегося в частной собственности. Прекращение иных прав на земельные участки. Изъятие земельного участка, находящегося в частной собственности граждан и организаций, для государственных и муниципальных нужд производится:

  • добровольно – в случае согласия собственника с решением об изъятии и достижения соглашения собственника с соответствующим органом о выкупной цене или других условий выкупа (ст.» 282 ГК РФ);
  • в порядке принудительного отчуждения – в случае отсутствия согласия собственника на изъятие либо недостижения соглашения о выкупной цене, по решению суда по иску государственного органа, принявшего решение об изъятии.

Статьей 63 ЗК РФ и ст. 281 ГК РФ допускается альтернатива в виде права собственника изымаемого земельного участка требовать предоставления равноценного земельного участка. Изъятие в этом случае осуществляется после бесплатного предоставления такого участка.

При изъятии земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на различных правах пользования, изъятие производится в общем порядке прекращения этих прав на основании решения о расторжении договоров безвозмездного срочного пользования или аренды в одностороннем порядке, выносимого соответствующим органом, без выкупа этого участка, но с возмещением убытков, связанных с прекращением прав. Также предусматривается альтернатива предоставления равноценного земельного участка по желанию лица, у которого изымается земельный участок. Решения соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

Специальными законами установлены сроки информирования правообладателей о прекращении договоров. В частности, в соответствии с Законом об Олимпийских играх о досрочном прекращении договоров правообладатели информируются в срок два дня с момента вынесения решения об изъятии. Действие соответствующих договоров прекращается в течение пяти дней со дня получения уведомления.

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд — с 2015 года

Разделы статьи:

Чем вызвана необходимость изъятия участков?

Необходимость изъятия земель у собственников возникает в случае, когда у государство и муниципалитеты приступают в строительстве крупных инфраструктурных объектов, а земельные участки граждан и компаний, попадают в зону их размещения. Наделы могут изыматься из собственности владеьцев, если иного способа решения задачи нет.

Так происходило, например, в Сочи при при строительстве олимпийских объектов. Так происходит при строительстве:

  • крупных автотранспортных магистралей
  • железнодорожных веток
  • газовой магистрали
  • нефтепроводов
  • водопроводов
  • линий электропередач

Такие объекты обеспечивают населённые пункты, их отдельные районы электричеством, газом, водой, современными автобанами, связывающими не только поселения или области, но и страны.

Земельные наделы на территории строительства объектов попадают в поле зрения органов, государственно-правового управления, ведущих российских архитекторов, земельных специалистов, экономистов, строителей задолго до начала процедуры изъятия.

На этапе проектрования объекта:

  • исследуется территория, где он будет размещаться
  • выявляются ситуации, при которых будут затронуты права собственности землепользователей
  • проводится оценка предстоящих финансовых вложения в строительство
  • уточняется время, требуемое для реализации проекта
  • оцениваются компенсации собственникам за изъятие земельных участков

Общий государственный анализ сложившегося положения дел в этом вопросе выявил необходимость доработки Земельного кодекса РФ, которая и была проведена. Появилась глава, описывающая новый порядок изъятия земель.

Федеральный закон №499-ФЗ, в соответствии с которым появились поправки в ЗК РФ, определил новый порядок:

  • изъятия ЗУ
  • принудительного отчуждения ЗУ

для государственных и муниципальных нужд

В статью 279 ГК РФ внесено уточнение:

  • изъятие ЗУ для государственных или муниципальных нужд осуществляется путём прекращения прав:
    • права собственности на ЗУ
    • права постоянного (бессрочного) пользования ЗУ
    • права пожизненного наследуемого владения участеом
Читайте так же:  Программа возмещение ндс при экспорте

«Сочинский синдром»

Изъятие земель — процесс всегда болезненный. Причина этого обстоятельста известна властям и собственникам участков. Это несправедливая цена, предлагаемая властями при выкупе земельного актива у владельцев наделов.

На памяти у многих огромная волна возмущений и недовольства, прокатившаяся при массовом изъятии участков при подготовке к Олимпиаде-2014.

Поэтому подготовка нового порядка решения задач госнужд, связанных с таким изъятием, вызвала бурную негативную реакцию общественности и ожесточённые споры.

Опасения собственников остаться без принадлежащих участков. получив за них ничтожную компенсацию, небезосновательны, ведь их многие «товарищи по беде» в Сочи, уже пережившие ударную волну, у которых были изъяты земли и дома, так и не смогли добиться вменяемого возмещения за свои потери.

Изъятие земель вызывает конфликт интересов:

  • инициатор изъятия оценивает имущество, стремясь снизить расходы
  • собственник пытается защитить свои права

Злоупотребления в спорах за землю могут быть при этом с обеих сторон.

Основные положения нового закона

  • cобственники земель, землепользователи, землевладельцы и арендаторы ЗУ объединены в одну группу — правообладатели
  • определены:
    • основания для изъятия ЗУ
    • содержание положения:
      1. о процедуре принятия решения
      2. о заключении соглашения об изъятии
  • установлено, что за изымаемый земельный участок правообладателю полагается возмещение (статья 279 Гражданского кодекса РФ, статья 56.8 Земельного кодекса РФ)

В размер возмещения включаются:

  • рыночная стоимость:
    • земельного участка
    • иных прав на ЗУ, прекращающихся в связи с его изъятием
  • убытки:
    • или причинённые изъятием земельного участки
    • или в связи с невозможностью исполнения правообладателем обязательств перед третьими лицами (например, по договору аренды)
  • упущенная выгода

Если на изымаемых участках расположен многоквартирный комплекс или иное здание, то правообладателям жилья предоставляется аналогичное помещение на основании договора социального найма.

Прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с госнуждами, будет внесено в кадастровый реестровый учёт.

Новый закон устанавливает:

  • единые, общефедеральные правила прекращения прав
  • порядок выплаты компенсаций

Предполагается, что положение закона позволит исключить ранее активную коррупционную составляющую процесса изъятия.

Как производится изъятие участков по новому порядку?

Изъятие земельных участков может производиться:

  • по заключённому соглашению об изъятии между органом власти и правообладателем надела
  • принудительно

Изъятие участка на основе соглашения

Правообладателю участка будет предложено заключить соглашение о выкупе участка, при этом в цену выкупа должны включаться:

  • рыночная стоимость земли
  • стоимость находящейся на ней недвижимости:
    • домов
    • надворных построек
    • гаража
    • других
  • связанные с таким поворотом событий:
    • убытки
    • упущенная выгода
    • затраты собственников на переезд и обустройство на новом месте

Непростой предмет переговоров — выкупная цена. Выкупать землю власти намереваются по рыночной цене, произведя по ней свою оценку. Но собственник, если не согласится с ней, может заказать свою экспертизу и назвать свою цену. В течение 3 месяцев стороны должны принять окнчательное решение.

После этого власти:

  • готовят проект соглашения, включающий:
    • размер цены
    • условия изъятия
  • отправляют проект соглашения правообладателю

Получив проект соглашения, правоблатель ЗУ должен рассмотреть его за 3 месяца.

О принятом решении об изъятии власти обязаны в письменной форме сообщить правообладателям. Уведомление направляется в течение 7 дней со дня принятия таких решений.

Изъятие участков и объектов недвижимости до истечения 3 месяцев со дня получения уведомления властей делается только с согласия правообладателей.

До принятия решения об изъятии власти:

  • ведут выявление собственников ЗУ
  • выполняют катастровые работы
  • проводят оценку:
    • планируемых к изъятию площадей
    • стоимости недвижимости
  • ведут первичные переговоры с правообладателями

Право на изъятие земли есть не только у органов власти. Им обладают также юридические лица в случае одобрения соответствующего ходатайства. Подать его могут компании, включённые в правительственный список (к примеру, компания «Газпром», прокладывающая газовые магистрали и действующая в рамках государственных программ газификации).

До получения уведомления о принятии решения об изъятии земли у правоблателей сохранется право:

[2]

недвижимым имуществом, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд, с отнесением на них возможных рисков

Процесс напоминает процедуру освоения ветхого жилого фонда, когда сделки по нему останавливаются заранее, чтобы предотвратить возможные спекуляции. Выселяющиеся получают компенсацию и освобождают свои прежни обжитые «земельные квартиры». Волнуют расчёты суммы полагающейся компенсации.

Принудительное изъятие

Принудительное изъятие земли происходит в том случае, когда власти и правообладатели не сумели договоритться о выкупе. Выполняется оно по решению суда.

В этом случае сумма выкупа земельной собственности и находящихся на ней построек будет определяться судом при условии предварительного и равноценного возмещения. Это означает то, что за участок власти заплатят по рыночной цене.

Иск в суд орган власти может подать только через 90 дней после того, как собственник или арендатор участка получит проект соглашения о его изъятии.

Трёх месяцев на то, чтобы успеть оформить свою недвижимость по закону, может ведь и не хватить, а вот за самострой никакого возмещения не полагается.

Законом конкретизированы объекты, не подлежащие учёту при установлении размера возмещения. Правообладатель участка не сможет получить:

  • возмещение за строение на земельном участке, если оно не соответствует разрешённому использованию надела
  • за убытки, возникшие в связи с невозможностью исполнения договора аренды земли, если такой договор был заключён после получения уведомления об изъятии (пункт 8 статьи 56.8 Земельного кодекса РФ)

Основания для изъятия земельных участков

Видео (кликните для воспроизведения).

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд связано со следующми обстоятельствами (статья 49 ЗК РФ):

  • выполнение международных договоров Российской Федерации
  • строительство, реконструкция объектов:
    • государственного значения:
    • федерального значения
    • регионального значения
    • местного значения
  • федеральных и региональных энергетических систем
  • использования атомной энергии
  • обороны страны и безопасности государства:
    • инженерно-технические сооружения
    • линии связи и коммуникации, предназначенные для защиты и охраны Государственной границы РФ
  • федерального транспорта
  • связи федерального и региональгного значения
  • транспорта
  • инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования
  • космической деятельности
  • линейные объекты субъектов естественных монополий
  • систем:
    • электроснабжения
    • газоснабжения
    • теплоснабжения
  • централизованных систем:
    • горячего водоснабжения
    • водоснабжения
    • водоотведения
  • автомобильные дороги

Есть надежда, что разработанный механизм изъятия земель будет справедливым для всех сторон этого процесса.

Полезно ознакомиться и с этим

ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться здесь.

С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться здесь.

Читайте так же:  В каких случаях подаренная квартира подлежит возврату

Порядок изъятия земельных участков

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд является предметом регулирования федерального законодательства (земельного и гражданского).

Положениями Земельного кодекса РФ (пп. 4 п. 1 ст. 9, п. 3 ст. 55) и Гражданского кодекса РФ (п. 2 ст. 279) устанавливается, что именно на федеральном уровне подлежат регулированию:

порядок подготовки и принятия решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

порядок выкупа земельного участка у его собственника;

порядок определения выкупной цены земельного участка;

порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком;

иные вопросы порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

В связи с этим субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе регулировать данные вопросы своим законодательством.

Предусмотренная действующим законодательством процедура изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд состоит из следующих элементов:

1. Подготовка и принятие решения об изъятии земельного участка, при этом органы местного самоуправления обязаны информировать лиц, у которых земельные участки могут быть изъяты в связи с их намечаемым предоставлением для строительства, о возможном изъятии.

В решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд включаются данные:

— позволяющие установить изымаемый земельный участок (местонахождение, площадь, кадастровый номер участка и т.д.), при этом прилагается кадастровая карта (плана) земельного участка;

— конкретизирующие цель предстоящего изъятия, срок, в течение которого предстоит осуществить изъятие;

— указывающие лицо, у которого производится изъятие участка, и правовые основания, по которым ему принадлежит земельный участок;

— поручения соответствующим органам (службам) об извещении указанного лица о принятом решении, об обеспечении государственной регистрации решения в установленном порядке и извещении указанного лица о произведенной регистрации;

— указание на права лица в связи с предстоящим изъятием;

— поручения о подготовке проекта соглашения с лицом, у которого изымается земельный участок;

При необходимости в решение об изъятии могут быть включены и другие данные.

2. Информирование собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя, арендатора земельного участка о предстоящем изъятии земельного участка.

Законодательство предусматривает трехкратное предоставление собственнику, землевладельцу, землепользователю, арендатору земельного участка информации, связанной с изъятием земельного участка:

— до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка для строительства, указанным лицам должна предоставляться информация о возможном изъятии земельного участка (п. 4 ст. 31 ЗК РФ). В этих случаях допускается информация через СМИ;

— после принятия решения об изъятии земельного участка лицо, у которого земельный участок изымается, должно быть уведомлено органом, принявшим такое решение, о предстоящем изъятии не позднее, чем за один год до этого (ст. 63 ЗК РФ, п. 3 ст. 279 ГК РФ). Данное правило является обязательным — без предоставления данной информации изъятие невозможно;

— собственник земельного участка, подлежащего изъятию, а также лицо, использующее земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, должны быть извещены о произведенной государственной регистрации решения об изъятии земельного участка, с указанием даты регистрации (п. 4 ст. 279, ст. 283 ГК РФ); данный вид информирования также обязателен, однако он имеет отношение уже к следующему этапу процедуры изъятия земельного участка.

3. Государственная регистрация решения об изъятии земельного участка.

Обязательность государственной регистрации решения об изъятии земельного участка предусмотрена лишь Гражданским кодексом РФ (п. 4 ст. 279).

Государственная регистрация решений об изъятии земельных участков осуществляется в Управлении Федеральной Регистрационной службы, органом, осуществляющим изъятие.

[1]

Правовые последствия государственной регистрации решений об изъятии земельных участков заключаются в том, что с момента регистрации лицо, у которого изымается земельный участок, несет риск отнесения на него расходов, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на данном участке, проведением на нем иных мероприятий, существенно повышающих стоимость земли.

4. Заключение соглашения с собственником или обладателем иного права на земельный участок, подлежащий изъятию.Данный этап наступает при согласии правообладателя с предстоящим изъятием у него земельного участка и при отсутствии спора об условиях изъятия.

Основная цель соглашения — определить выкупную цену изымаемого земельного участка (или размер убытков — при изъятии участков у землевладельцев, землепользователей, арендаторов, т.е. лиц, не являющихся собственниками участка), сроки выплаты выкупной цены или возмещения убытков, другие условия изъятия.

Соглашение заключается в свободной форме, с соблюдением положений гражданского законодательства о правилах совершения сделок. При изъятии земельного участка у собственника в качестве обязательного условия соглашение должно включать обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (в зависимости от того, кем производится изъятие) уплатить выкупную цену земельного участка (п. 1 ст. 281 ГК РФ).

Соглашение может быть заключено в любое время, в том числе до истечения одного года с момента уведомления правообладателя о принятии решения об изъятии земельного участка.

5. Предъявление иска в суд об изъятии земельного участка.

Данный этап имеет место при необходимости принудительного изъятия земельного участка, т.е. в случаях, когда обладатель прав на участок не согласен с его изъятием либо с условиями изъятия (с размером выкупной цены и т.д.).

При рассмотрении судом иска о выкупе земельного участка у собственника или о принудительном прекращении иного права на земельный участок, бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для решения об изъятии земельного участка (обоснование государственной или муниципальной нужды, необходимости ее удовлетворения с использованием именно данного земельного участка и т.д.) возлагается на орган, принявший решение об изъятии. Это вытекает, в частности, из установленного гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством правила о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (п. 1 ст. 56 ГПК РФ, п. 1 ст. 65 АПК РФ). Кроме того, в случае, если наряду с изъятием земельного участка требуется также принудительное прекращение права собственности на расположенные на нем объекты недвижимости, то в силу п. 1 ст. 239 ГК РФ соответствующий орган обязан доказать, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество. В противном случае суд обязан отказать в удовлетворении иска.

6. Государственная регистрация перехода права собственности, прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды.

Выдержки из Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. от 28.07.2012 №133-ФЗ)

пп. 4 п. 1 ст. 9: «К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:
установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд».

Читайте так же:  Черты характера по скулам

п. 4 ст. 31: «Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации».

п. 3 ст. 55: » Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством».

Выдержки из Гражданского кодекса Российской Федерации:

п. 2 ст. 8: «Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом».

п. 1 ст. 239: «В случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 — 282 и 284 — 286 настоящего Кодекса.
Требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество».

п. 2 ст. 279: «Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством».

п. 3 ст. 279: «Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника».

п. 4 ст. 279: «Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты».

п. 1 ст. 281: «Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок».

ст. 282: «Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса».

ст. 283: «В случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 279 — 282 настоящего Кодекса».

Выдержки из Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации:

п. 1 ст. 56: «Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом».

Выдержки из Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:

п. 1 ст. 65: «Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо».

Каковы нормативно-правовое регулирование и содержание процедуры изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд?

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд – это действия органов государственной власти или органов местного самоуправления, направленные на принудительное прекращение в судебном порядке и на возмездной основе права собственности граждан и юридических лиц, не вызванное совершением последними противоправных деяний и осуществляемое в исключительных случаях для удовлетворения публичных интересов. Данная процедура является фактической разновидностью национализации имущества, предусмотренной ст. 235 ГК РФ, действующей в условиях отсутствия специального федерального закона о национализации [1] .

Решение об изъятии – это публично-правовой акт, носящий волевой характер, на основании которого изъятие происходит независимо от волеизъявления другой стороны, в связи с чем его нельзя отождествлять с договором мены земельных участков [2] .

Правовое регулирование осуществления данной правовой процедуры предусмотрено ЗК РФ, ГК РФ и рядом иных федеральных законов. Данные нормативные акты предусматривают, что в зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Соответствующий орган публичной власти и принимает решение об изъятии земельного участка. Конкретный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

Читайте так же:  Как возможно использовать пенсионные накопления

Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом публичной власти, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период. Плата (выкупная цена) за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену. Сразу заметим, что на практике подобное положение не реализуется вообще или реализуется крайне редко, поскольку у исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований возникают сложности с определением земельного участка, который можно было бы предоставить взамен изъятого для государственных или муниципальных нужд [3] .

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в п. 3 ст. 279 ГК РФ.

В случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется в том же порядке.

ЗК РФ содержит ряд уточнений данной процедуры, устанавливая основания изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Такое изъятие может осуществляться лишь в исключительных случаях, связанных:

Согласно ст. 55 ЗК РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Ряд процедурных аспектов проведения изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд конкретизирован иными федеральными законами. Так, согласно ст. 6 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в ред. от 19.07.2011) в случае необходимости изменения целевого назначения земельного участка в связи с его изъятием, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд перевод этого земельного участка из состава земель одной категории в другую осуществляется после его изъятия, выкупа. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления до предоставления заинтересованным гражданину или юридическому лицу изъятого, в том числе путем выкупа, земельного участка обязаны осуществить его перевод из состава земель определенной категории в категорию, обеспечивающую разрешенное использование этого земельного участка по целевому назначению.

Вышеуказанные требования федеральных законов об основаниях и порядке изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд представляют собой общее правило и действуют на большей части территории РФ. Между тем законодатель предусматривает и ряд исключений из этих правил применительно к территориям отдельных субъектов РФ или муниципальных образований.

Рассмотрим некоторые такие исключения более подробно.

I. Федеральный закон от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что:

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, мы видим ряд изъятий из общего порядка, с одной стороны, серьезно ущемляющих права граждан (например, по обжалованию решений судов), и, с другой – наличие определенных льгот гражданам, у которых изымаются земельные участки, принадлежавшие им на праве землепользования или землевладения (взамен им могут быть предоставлены земельные участки на праве частной собственности).

Источники


  1. Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники: моногр. . — М.: Наука, 2011. — 264 c.

  2. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.

  3. Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия; Издательство МГУ — Москва, 2013. — 192 c.
  4. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.
Порядок изъятия земель
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here