Отсрочка уплаты налога (ст.64 налогового кодекса)

Полная информация в статье на тему: "Отсрочка уплаты налога (ст.64 налогового кодекса)" с объяснением от специалистов. По всем вопросам обращайтесь к дежурному специалисту.

Отсрочка уплаты налога (ст.64 Налогового кодекса)

1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 08.03.2015 N 49-ФЗ.

2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

2.1. При наличии оснований, указанных в подпунктах 1, 3 — 6 пункта 2 настоящей статьи, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов.

3. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

4. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

5. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:

  • 1) — 2) утратили силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 240-ФЗ;
  • 3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
  • 4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;
  • 5) перечень контрагентов — дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами — дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
  • 6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
  • 7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.

5.1. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу — получателю бюджетных средств по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, прилагается документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, заинтересованному лицу, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.

Наличие основания, указанного в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 4 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание).

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, прилагается составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 процентов.

5.2. В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

Читайте так же:  Соистец в гражданском процессе

5.3. По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковская гарантия.

5.4. При обращении в уполномоченный орган физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога представление документов, указанных в подпункте 5 пункта 5 настоящей статьи, не требуется.

6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога принимается уполномоченным органом в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса.

7. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

9. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

11. Утратил силу. — Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.

12. Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов.

13. Правила настоящей статьи применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Отсрочка, рассрочка по уплате налогов

В условиях кризиса вопрос об экономии имеющихся у организаций денежных ресурсов особенно актуален. Поскольку налоговые платежи во многих случаях составляют существенную долю в бюджете налогоплательщика, вопрос об отсрочке и рассрочке уплаты налогов приобретает немаловажное значение.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Налоговые платежи могут быть перенесены и на более длительные сроки.

Во-первых , отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, от одного года до трех лет может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.

Во-вторых , отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов на срок, не превышающий пяти лет, может быть предоставлена по решению министра финансов Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 64.1 НК РФ (в частности, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 млрд руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий).

Рассчитывать на изменение сроков уплаты налогов могут не все налогоплательщики. В п. 1 ст. 62 НК РФ перечислены случаи, когда изменение сроков уплаты налога в отношении лица, претендующего на такое изменение, невозможно:

  • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  • проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;
  • имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляются по одному или нескольким налогам.

Согласно п. 5 ст. 61 НК РФ для получения отсрочки или рассрочки необходимо предоставить обеспечение — залог имущества либо оформить поручительство.

Имеются ограничения и по основаниям предоставления отсрочки (рассрочки), которые должны быть подтверждены документально (п. 2 ст. 64 НК РФ) (см. таблицу).

Основания предоставления
отсрочки, рассрочки

Процент за
пользование

Причинение лицу ущерба в
результате стихийного
бедствия, технологической
катастрофы или иных
обстоятельств
непреодолимой силы

Проценты не
начисляются

Документ, подтверждающий факт
наступления соответствующих
оснований;
справка о сумме нанесенного
ущерба, заверенная
уполномоченным органом

Задержка лицу
финансирования из бюджета
или оплаты выполненного
этим лицом
государственного заказа

Проценты не
начисляются

Документ, подтверждающий
наличие соответствующих
оснований (согласно Письму
Минфина России от 30.10.2007
N 03-05-05-01/44 —
гарантийные письма главных
распорядителей средств
федерального бюджета)

Угроза банкротства лица в
случае единовременной
выплаты им налога,
утверждение арбитражным
судом мирового соглашения
либо графика погашения
задолженности в ходе
процедуры финансового
оздоровления

1/2 ставки
рефинансирования
Банка России

Пояснительная записка
налогоплательщика о причинах
возникновения необходимости
единовременной уплаты налогов
с указанием их сумм;
сведения о расчетных,
валютных, депозитных счетах и
наличии средств на них по
состоянию на начало года, на
начало каждого квартала и дату
обращения за отсрочкой или
рассрочкой;
документы, подтверждающие
возможность наступления
банкротства в случае
единовременной уплаты сумм
налогов, утвержденные
уполномоченным на это органом;
копия определения арбитражного
суда об утверждении мирового
соглашения и копия
утвержденного арбитражным
судом мирового соглашения (в
случае обращения в связи с
утверждением арбитражным
судом мирового соглашения),
заверенные в установленном
порядке;
копия определения арбитражного
суда о введении процедуры
финансового оздоровления и
копия утвержденного
арбитражным судом графика
погашения задолженности в ходе
процедуры финансового
оздоровления (в случае
обращения в связи с
утверждением арбитражным
судом графика погашения
задолженности в ходе процедуры
финансового оздоровления),
заверенные в установленном
порядке

Читайте так же:  Ипотека при рождении 3 ребенка

Имущественное положение
физического лица
исключает возможность
единовременной уплаты
налога (Письмо Минфина
России от 23.01.2009
N 03-04-05-01/20)

1/2 ставки
рефинансирования
Банка России

[1]

Документы, подтверждающие
наличие соответствующих
оснований

Производство и (или)
реализация товаров, работ
или услуг лицом носит
сезонный характер

1/2 ставки
рефинансирования
Банка России

Документ, выданный
уполномоченным органом,
подтверждающий, что
организация осуществляет
деятельность, указанную в
Постановлении Правительства
Российской Федерации от
06.04.1999 N 382 «О перечнях
сезонных отраслей и видов
деятельности, применяемых для
целей налогообложения» (с изм.
и доп. от 17.10.2003)

Наличие оснований для
предоставления отсрочки
или рассрочки по уплате
налогов, подлежащих
уплате в связи с
перемещением товаров
через таможенную границу
Российской Федерации,
установленных ст. 334 ТК
РФ:
причинение лицу ущерба в
результате стихийного
бедствия, технологической
катастрофы или иных
обстоятельств
непреодолимой силы;
задержка лицу
финансирования из
федерального бюджета или
оплаты выполненного этим
лицом государственного
заказа;
товары, перемещаемые
через таможенную границу,
являются товарами,
подвергающимися быстрой
порче;
осуществление лицом
поставок по
межправительственным
соглашениям

Ставка
рефинансирования
Банка России

Документ, подтверждающий факт
наступления соответствующих
оснований

Помимо документов, подтверждающих наличие оснований для предоставления отсрочки, рассрочки по налоговым платежам, налогоплательщик в обязательном порядке должен представить еще ряд документов, указанных в Приказе ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/[email protected]:

  • заявление с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки;
  • справку налогового органа по месту учета налогоплательщика о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, взносам;
  • справку налогового органа по месту учета налогоплательщика о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в порядке реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;
  • обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки) соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты налога, сбора;
  • копию устава (учредительного договора, положения) организации и внесенных в него изменений;
  • баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства;
  • заверенную в установленном порядке копию договора поручительства либо документы об имуществе, которое может быть предметом залога, и проект договора залога, подписанный залогодателем.

В общем порядке решение о предоставлении отсрочки, рассрочки принимается по федеральным налогам — ФНС России, по региональным и местным — налоговыми органами по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В таком же порядке принимается решение о временном приостановлении уплаты сумм задолженности по налогам и сборам на период рассмотрения заявления налогоплательщика о предоставлении отсрочки или рассрочки.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается в течение одного месяца со дня получения заявления (п. 6 ст. 64 НК РФ).

[2]

Налогоплательщикам, претендующим на получение отсрочки, рассрочки в связи с причинением ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, а также задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа, необходимо знать, что налоговые органы могут им отказать только в случае наличия обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 62 НК РФ. При этом возмещение осуществляется в пределах сумм причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного государственного заказа (п. 7 ст. 64 НК РФ).

Подача заявления о предоставлении рассрочки, отсрочки не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.2009 N Ф04-7704/2008(17423-А67-37), ФАС Центрального округа от 14.03.2008 N А48-1849/07-13, ФАС Северо-Кавказского округа от 14.12.2005 N Ф08-5687/2005-2357А и пр.).

При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Единственное, на что может рассчитывать налогоплательщик, — это на приостановление уплаты суммы задолженности на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки. Такое решение принимается уполномоченным органом на основании ходатайства налогоплательщика.

Если налогоплательщик планирует получить отсрочку, рассрочку по местным и региональным налогам, то ему необходимо учитывать положения местного законодательства, которым могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки в отношении этих налогов (п. 12 ст. 64 НК РФ).

В частности, Законом г. Москвы от 09.02.2000 N 1 предусмотрены следующие дополнительные основания для предоставления отсрочки (рассрочки) по региональным и местным налогам:

  • направление средств в сроки, совпадающие с уплатой налогов, на реализацию собственных инвестиционных программ;
  • аккумуляция финансовых ресурсов для закупок сырья и материалов, необходимых для последующего наращивания производства и реализации продукции и увеличения на этой основе объемов налоговых поступлений;
  • принятие мотивированных решений Правительства Москвы в отношении поддержки предприятий и организаций отдельных отраслей народного хозяйства, являющихся приоритетными для города.

Во втором случае налогоплательщик должен в течение одного месяца после получения им соответствующего решения о прекращении рассрочки (отсрочки) уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно (п. п. 3, 4 ст. 68 НК РФ).

«Финансовая газета», 2009, N 20 А.Талаш К. э. н., член Палаты налоговых консультантов

Как получить отсрочку (рассрочку) по уплате налоговых платежей?

Логинова Е. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 4 марта действует новый порядок получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и страховых взносов. Он утвержден Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/[email protected] (далее – Приказ № ММВ-7-8/[email protected]). Одновременно признан утратившим силу предшественник названного документа – Приказ ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/[email protected] Необходимость внесения поправок обусловлена новым порядком администрирования страховых взносов.

В связи с этим регламент изменения срока уплаты налоговых платежей распространен на страховые взносы, кроме того, Приказом № ММВ-7-8/[email protected] обновлены требования к составу и содержанию документов, которые налогоплательщики должны представить в инспекцию для получения отсрочки (рассрочки) и (или) инвестиционного налогового кредита.

Общие правила изменения срока уплаты налоговых платежей

Изменением срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа признается перенос установленного срока уплаты (в том числе ненаступившего срока) на более позднее время. Указанный перенос осуществляется в соответствии с гл. 9 НК РФ. В частности, общие условия изменения срока уплаты налоговых платежей (пени и штрафов) установлены ст. 61 НК РФ. Так, п. 2 названной статьи предусматривает изменение срока уплаты в отношении всей подлежащей уплате в бюджет суммы либо ее части (суммы задолженности) с начислением процентов на сумму задолженности. Причем обозначенный перенос не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога (п. 4). Кроме того, данное изменение может быть обеспечено залогом имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ, поручительством либо банковской гарантией (п. 5).

Читайте так же:  Управление в состоянии наркотического опьянения

Изменение срока уплаты налога (а также сбора, страховых взносов, пени и штрафа) налоговые органы осуществляют в порядке, определяемом ведомственным приказом (п. 8 ст. 61 НК РФ). В настоящее время это Приказ № ММВ-7-8/[email protected]

Что такое отсрочка и рассрочка?

Напомним: в силу п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка (рассрочка) по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии установленных Налоговым кодексом оснований на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. При предоставлении отсрочки налог уплачивается единовременно, но в более поздний срок (п. 6 ст. 61 НК РФ), а при рассрочке – не только позднее, но и частями (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Отсрочка (рассрочка) по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, предоставляется на срок от одного года до трех лет. Она может быть предоставлена налогоплательщику по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 64 НК РФ). По налогам, уплачиваемым налоговыми агентами, отсрочка (рассрочка) не предоставляется (п. 9 ст. 61 НК РФ, Письмо Минфина России от 15.02.2016 № 03-02-07/1/8000).

Важный нюанс. Сумма, на которую предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате налоговых платежей, не может быть больше стоимости чистых активов организации (п. 2.1 ст. 64 НК РФ).

Кто вправе претендовать на получение отсрочки (рассрочки)?

Согласно п. 2 ст. 64 НК РФ правом на отсрочку (рассрочку) может воспользоваться заинтересованное лицо, финансовое положение которого не дает уплатить названный налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка.

В этой же норме приведен перечень оснований, когда заинтересованное лицо может претендовать на получение отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей:

причинение ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

[3]

задержка финансирования из бюджета либо задержка оплаты выполненного государственного заказа;

угроза его банкротства в случае единовременной выплаты им налога;

производство или реализация товаров, работ или услуг, носящих сезонный характер.

Итак, в соответствии с Налоговым кодексом организация вправе претендовать на отсрочку (рассрочку) по внесению налоговых платежей лишь в четырех случаях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Что касается таможенного НДС (подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ), получить отсрочку (рассрочку) в отношении данного налога организация может в случаях и в порядке, предусмотренных таможенным законодательством (пп. 6 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Правила получения отсрочки (рассрочки)

Как упоминалось выше, ФНС Приказом № ММВ-7-8/[email protected] утвердила новый Порядок изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа налоговыми органами (далее – Порядок). Данный документ (как, впрочем, и его предшественник) регламентирует процедуру предоставления налогоплательщику отсрочки (рассрочки), а также определяет требования к составу и содержанию документов, представляемых им в указанных целях.

Сразу скажем: каких-либо существенных изменений в процедуре получения отсрочки (рассрочки) не произошло. Процедура изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, установленная Порядком, мало чем отличается от предыдущих правил.

Как и прежде, решение об изменении срока или об отказе в изменении срока уплаты налоговых платежей уполномоченный орган должен принять в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления заинтересованного лица (п. 15 Порядка, п. 6 ст. 64 НК РФ). Копия такого решения должна быть направлена заинтересованному лицу не позднее 3 рабочих дней со дня принятия (п. 10 ст. 64 НК РФ).

Обратите внимание: решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога вступает в действие со дня, обозначенного в этом решении. Причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления решения в силу. Если отсрочка (рассрочка) предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Пунктом 17 Порядка, п. 1 ст. 63 НК РФ определены уполномоченные органы и сроки для предоставления отсрочки (рассрочки) по видам налогов. Для удобства эта информация приведена в таблице.

Вид налога

Уполномоченный орган, который принимает решение об отсрочке (рассрочке)*

Срок отсрочки (рассрочки)

Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в федеральный бюджет

Не более трех лет

Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в региональные и местные бюджеты

ФНС России по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований

Не более одного года

Не более одного года

Региональные и местные налоги

УФНС субъекта РФ, налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика

Не более одного года

* Заинтересованное лицо, претендующее на изменение срока уплаты федеральных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, обращается в ФНС России через управление ФНС по субъекту РФ по месту своего нахождения либо через межрегиональную инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

Важный нюанс. По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом (абз. 2 п. 2 Порядка). Копию такого решения заинтересованное лицо в пятидневный срок должно представить в налоговый орган по месту своего учета (абз. 2 п. 6 ст. 64 НК РФ).

Для получения отсрочки (рассрочки) заинтересованное лицо, помимо заявления, должно представить в уполномоченный орган определенный пакет документов, перечень которых приведен в п. 5 ст. 64 НК РФ. Обязательными документами являются:

справки банков об оборотах денежных средств по счетам за каждый из шести месяцев, предшествующих подаче указанного заявления, а также справки о наличии расчетных документов, помещенных в картотеку, либо об их отсутствии в этой картотеке;

Читайте так же:  Кому разрешается не платить за капитальный ремонт в этом году

справки банков об остатках денежных средств на всех счетах в банках;

перечень контрагентов-должников. Надо указать по каждому должнику цены договоров и сроки их исполнения, приложить копии этих договоров и первичных документов по ним (накладных, актов оказанных услуг (выполненных работ) и пр.);

обязательство о соблюдении условий отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый график погашения задолженности.

Кроме перечисленных документов, заинтересованное лицо дополнительно должно представить (п. 5.1 ст. 64 НК РФ):

заключение органа власти о факте стихийного бедствия (технологической катастрофы) и акт оценки причиненного ущерба – если поводом для обращения за отсрочкой (рассрочкой) стал ущерб, причиненный при чрезвычайных обстоятельствах;

информацию о неполученных суммах оплаты выполненного госзаказа (данный документ может быть составлен как распорядителем бюджетных средств, так и самим налогоплательщиком) – в случае неполучения средств из бюджета;

справку о том, что доля доходов от сезонных видов деятельности составляет не менее 50% всей выручки организации, – в случае осуществления организацией деятельности, носящей сезонный характер.

О залоге, поручительстве и банковской гарантии

Согласно п. 19 Порядка изменение срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов может быть обеспечено:

залогом имущества (ст. 73 НК РФ);

поручительством (ст. 74 НК РФ);

банковской гарантией (ст. 74.1 НК РФ).

При этом договор поручительства, договор залога, банковская гарантия подлежат регистрации в налоговом органе (п. 24 Порядка).

Для оформления договора поручительства либо договора залога заинтересованное лицо и поручитель (либо залогодатель) должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган (п. 20 Порядка). Рекомендуемые образцы заявлений приведены в приложениях 8 и 9 к Порядку.

О результатах рассмотрения заявлений о возможности заключения обозначенных договоров, а также о результатах рассмотрения банковской гарантии налоговый орган должен известить заинтересованное лицо (поручителей, залогодателей) в течение семи рабочих дней после получения соответствующих документов (п. 23 Порядка).

Основания для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки)

Непредставление вышеупомянутых документов является основанием для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей. Об этом сказано в п. 13 Порядка.

Кроме того, в п. 1 ст. 62 НК РФ назван еще ряд ситуаций, когда налогоплательщику однозначно откажут в изменении срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов. К примеру, едва ли организация может рассчитывать на положительное решение, если в отношении нее ведется производство по делу о налоговом правонарушении либо административном правонарушении в области налогов, сборов, страховых взносов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (пп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ).

Другими основаниями для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) являются следующие обстоятельства:

возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства;

есть достаточные основания полагать, что заинтересованное лицо просит отсрочки (рассрочки) в целях уклонения от взыскания налога;

не истекли три года с момента вынесения отказного решения по предыдущему заявлению застрахованного лица о предоставлении отсрочки (рассрочки).

О принятии уполномоченным органом отказного решения налогоплательщик должен быть извещен в течение трех дней (п. 2 ст. 62, п. 10 ст. 64 НК РФ). Такое решение может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе и затем в суде или сразу в суде (если принято ФНС России) (п. 2 ст. 62, п. 9 ст. 64, п. 2 ст. 138 НК РФ).

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Как получить отсрочку (рассрочку) по уплате налоговых платежей?

С 4 марта действует новый порядок получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и страховых взносов. Он утвержден Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/[email protected] (далее – Приказ № ММВ-7-8/[email protected]). Одновременно признан утратившим силу предшественник названного документа – Приказ ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/[email protected] Необходимость внесения поправок обусловлена новым порядком администрирования страховых взносов.

В связи с этим регламент изменения срока уплаты налоговых платежей распространен на страховые взносы, кроме того, Приказом № ММВ-7-8/[email protected] обновлены требования к составу и содержанию документов, которые налогоплательщики должны представить в инспекцию для получения отсрочки (рассрочки) и (или) инвестиционного налогового кредита.

Общие правила изменения срока уплаты налоговых платежей

Изменение срока уплаты налога (а также сбора, страховых взносов, пени и штрафа) налоговые органы осуществляют в порядке, определяемом ведомственным приказом (п. 8 ст. 61 НК РФ). В настоящее время это Приказ № ММВ-7-8/[email protected]

Что такое отсрочка и рассрочка?

Отсрочка (рассрочка) по уплате федеральных налогов в части,зачисляемой в федеральный бюджет, предоставляется на срок от одного года до трех лет. Она может быть предоставлена налогоплательщику по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 64 НК РФ). По налогам, уплачиваемым налоговыми агентами, отсрочка (рассрочка) не предоставляется (п. 9 ст. 61 НК РФ, Письмо Минфина России от 15.02.2016 № 03-02-07/1/8000).

Важный нюанс. Сумма, на которую предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате налоговых платежей, не может быть больше стоимости чистых активов организации (п. 2.1 ст. 64 НК РФ).

Кто вправе претендовать на получение отсрочки (рассрочки)?

В этой же норме приведен перечень оснований, когда заинтересованное лицо может претендовать на получение отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей:

  • причинение ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержка финансирования из бюджета либо задержка оплаты выполненного государственного заказа;
  • угроза его банкротства в случае единовременной выплаты им налога;
  • производство или реализация товаров, работ или услуг, носящих сезонный характер.

Итак, в соответствии с Налоговым кодексом организация вправе претендовать на отсрочку (рассрочку) по внесению налоговых платежей лишь в четырех случаях.

Что касается таможенного НДС (подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ), получить отсрочку (рассрочку) в отношении данного налога организация может в случаях и в порядке, предусмотренных таможенным законодательством (пп. 6 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Правила получения отсрочки (рассрочки)

Сразу скажем: каких-либо существенных изменений в процедуре получения отсрочки (рассрочки) не произошло. Процедура изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, установленная Порядком,мало чем отличается от предыдущих правил.

Как и прежде, решение об изменении срока или об отказе в изменении срока уплаты налоговых платежей уполномоченный орган должен принять в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления заинтересованного лица (п. 15 Порядка, п. 6 ст. 64 НК РФ). Копия такого решения должна быть направлена заинтересованному лицу не позднее 3 рабочих дней со дня принятия (п. 10 ст. 64 НК РФ).

Читайте так же:  Оформление опекунства над недееспособным родственником

Обратите внимание: решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога вступает в действие со дня, обозначенного в этом решении. Причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления решения в силу. Если отсрочка (рассрочка) предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Пунктом 17 Порядка, п. 1 ст. 63 НК РФ определены уполномоченные органы и сроки для предоставления отсрочки (рассрочки) по видам налогов. Для удобства эта информация приведена в таблице.

Уполномоченный орган, который принимает решение об отсрочке (рассрочке)*

Срок отсрочки (рассрочки)

Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в федеральный бюджет

Не более трех лет

Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в региональные и местные бюджеты

ФНС России по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований

Не более одного года

Не более одного года

Региональные и местные налоги

УФНС субъекта РФ, налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика

Не более одного года

Важный нюанс. По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом (абз. 2 п. 2 Порядка). Копию такого решения заинтересованное лицо в пятидневный срок должно представить в налоговый орган по месту своего учета (абз. 2 п. 6 ст. 64 НК РФ).

Для получения отсрочки (рассрочки) заинтересованное лицо, помимо заявления, должно представить в уполномоченный орган определенный пакет документов, перечень которых приведен в п. 5 ст. 64 НК РФ. Обязательными документами являются:

  • справки банков об оборотах денежных средств по счетам за каждый из шести месяцев, предшествующих подаче указанного заявления, а также справки о наличии расчетных документов, помещенных в картотеку, либо об их отсутствии в этой картотеке;
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах в банках;
  • перечень контрагентов-должников. Надо указать по каждому должнику цены договоров и сроки их исполнения, приложить копии этих договоров и первичных документов по ним (накладных, актов оказанных услуг (выполненных работ) и пр.);
  • обязательство о соблюдении условий отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый график погашения задолженности.

Кроме перечисленных документов, заинтересованное лицо дополнительнодолжно представить (п. 5.1 ст. 64 НК РФ):

  • заключение органа власти о факте стихийного бедствия (технологической катастрофы) и акт оценки причиненного ущерба – если поводом для обращения за отсрочкой (рассрочкой) стал ущерб, причиненный при чрезвычайных обстоятельствах;
  • информацию о неполученных суммах оплаты выполненного госзаказа (данный документ может быть составлен как распорядителем бюджетных средств, так и самим налогоплательщиком) – в случае неполучения средств из бюджета;
  • справку о том, что доля доходов от сезонных видов деятельности составляет не менее 50% всей выручки организации, – в случае осуществления организацией деятельности, носящей сезонный характер.

О залоге, поручительстве и банковской гарантии

Согласно п. 19 Порядка изменение срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов может быть обеспечено:

  • залогом имущества (ст. 73 НК РФ);
  • поручительством (ст. 74 НК РФ);
  • банковской гарантией (ст. 74.1 НК РФ).

При этом договор поручительства, договор залога, банковская гарантия подлежат регистрации в налоговом органе (п. 24 Порядка).

Для оформления договора поручительства либо договора залога заинтересованное лицо и поручитель (либо залогодатель) должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган (п. 20 Порядка). Рекомендуемые образцы заявлений приведены в приложениях 8 и 9 к Порядку.

О результатах рассмотрения заявлений о возможности заключения обозначенных договоров, а также о результатах рассмотрения банковской гарантии налоговый орган должен известить заинтересованное лицо (поручителей, залогодателей) в течение семи рабочих дней после получения соответствующих документов (п. 23 Порядка).

Основания для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки)

Кроме того, в п. 1 ст. 62 НК РФ назван еще ряд ситуаций, когда налогоплательщику однозначно откажут в изменении срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов. К примеру, едва ли организация может рассчитывать на положительное решение, если в отношении нее ведется производство по делу о налоговом правонарушении либо административном правонарушении в области налогов, сборов, страховых взносов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (пп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ).

Другими основаниями для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) являются следующие обстоятельства:

  • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства;
  • есть достаточные основания полагать, что заинтересованное лицо просит отсрочки (рассрочки) в целях уклонения от взыскания налога;
  • не истекли три года с момента вынесения отказного решения по предыдущему заявлению застрахованного лица о предоставлении отсрочки (рассрочки).

О принятии уполномоченным органом отказного решения налогоплательщик должен быть извещен в течение трех дней (п. 2 ст. 62, п. 10 ст. 64 НК РФ). Такое решение может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе и затем в суде или сразу в суде (если принято ФНС России) (п. 2 ст. 62, п. 9 ст. 64, п. 2 ст. 138 НК РФ).

Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом онлайн-курсе. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.

Источники


  1. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.

  2. Милантьев, В.П. История и методология физики / В.П. Милантьев. — М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. — 578 c.

  3. Малько, А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 1999. — 272 c.
  4. Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.
Отсрочка уплаты налога (ст.64 налогового кодекса)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here