Осмотр жилища может быть произведен

Полная информация в статье на тему: "Осмотр жилища может быть произведен" с объяснением от специалистов. По всем вопросам обращайтесь к дежурному специалисту.

Приложение 149. Постановление о производстве осмотра жилища в случаях, не терпящих отлагательства

к приказу Генеральной прокуратуры РФ

от 5 апреля 2002 г. N 15

>
Протокол осмотра жилища (помещения)
Содержание
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 апреля 2002 г. N 15 «О бланках процессуальных документов» (не действует)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Осмотр жилища может быть произведен

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Определение Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2013 г. № 2027-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Левченко Евгения Константиновича на нарушение его конституционных прав частью пятой статьи 165, статьями 176 и 177 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

[1]

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Е.К. Левченко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Е.К. Левченко утверждает, что в принадлежащем ему жилище вопреки его воле было проведено следственное действие — осмотр места происшествия, и просит признать часть пятую статьи 165 «Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия», статьи 176 «Основания производства осмотра» и 177 «Порядок производства осмотра» УПК Российской Федерации не соответствующими статье 25 Конституции Российской Федерации, поскольку, по мнению заявителя, эти нормы не обязывают следователя, производящего осмотр места происшествия в жилище без согласия и вопреки воле его собственника, обращаться в суд за разрешением на производство осмотра либо за решением по вопросу о его законности ни до, ни после проведения данного следственного действия.

[3]

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Статья 176 УПК Российской Федерации устанавливает, что осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (часть первая); осмотр места происшествия, предметов и документов может быть произведен до возбуждения уголовного дела (часть вторая). Эта статья не регламентирует основания и порядок получения разрешения суда на производство следственного действия, которые определены пунктом 4 части второй статьи 29 и статьей 165 того же Кодекса.

Часть пятая статьи 177 УПК Российской Федерации прямо предусматривает, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, а если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 того же Кодекса, которая допускает в случаях, не терпящих отлагательства, проведение данного следственного действия и без получения судебного решения, на основании постановления следователя или дознавателя с последующим уведомлением судьи и прокурора о его производстве.

Таким образом, оспариваемые нормы не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя. Разрешение же вопроса о соблюдении порядка осмотра жилища в его деле, равно как и оценка правильности составления протокола осмотра места происшествия в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, определенные статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не входят.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Левченко Евгения Константиновича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

Обзор документа

Оспаривался ряд норм, в т. ч. закрепляющих основания и порядок производства осмотра.

По мнению заявителя, положения неконституционны, поскольку они не обязывают следователя, производящего осмотр места происшествия в жилище без согласия (и вопреки воле) его собственника, обращаться в суд за разрешением на производство осмотра либо за решением по вопросу о его законности.

Как указал заявитель, такая обязанность не возлагается на следователя ни до, ни после проведения данного следственного действия.

КС РФ не согласился с такими доводами и разъяснил следующее.

УПК РФ устанавливает, что осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Осмотр места происшествия, предметов и документов может быть произведен до возбуждения дела.

Эти нормы не регламентируют основания и порядок получения разрешения суда на производство следственного действия. Они определены иными положениями данного кодекса.

При этом УПК РФ прямо предусматривает, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения.

Если же проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о его проведении.

В случаях, не терпящих отлагательства, данное следственное действие проводится без судебного решения.

В таком случае осмотр проводится на основании постановления следователя или дознавателя с последующим уведомлением судьи и прокурора о его производстве.

Читайте так же:  Ндс не облагается

Обыск и обследование – 5 важных отличий схожих контрольных мероприятий

Член Ассоциации Юристов, управляющий партнер, генеральный директор юридической компании «АВТ Консалтинг»

специально для ГАРАНТ.РУ

Право полицейских нанести визит компании в рамках обследования предусмотрено ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В соответствии с этой нормой, проверяющие могут проводить 15 оперативно-розыскных мероприятий, в том числе: обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, исследование предметов и документов, получение компьютерной информации. С обыском придут только в рамках возбужденного уголовного дела (ст. 182 Уголовно-процессуального кодекса).

Полицейские должны подтвердить полномочия в обоих случаях

Проверить полномочия полицейских важно с той точки зрения, что часто обыск маскируют под обследование с целью раздобыть больше информации о правонарушениях компании путем расширения своих полномочий.И при обыске, и при проведении обследования проверяющие обязаны предъявить свои служебные удостоверения и документ, на основании которого они проводят мероприятие.

В распоряжении о проведении обследования представителю компании нужно обратить внимание на следующую информацию: основание для проведения мероприятия, наименование юрлица и адрес, по которому проводится обследование, ФИО и должности сотрудников (форма утверждена приказом МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199). Копию распоряжения должны вручить под роспись уполномоченному представителю компании.

Обыск производится на основании постановления следователя (п. 2 ст. 182 УПК РФ). До начала обыска полицейские обязаны предъявить постановление о производстве обыска. Или судебное решение, разрешающее его производство (п. 4 ст. 182 УПК РФ). В нем указывается дата, номер уголовного дела, место проведения обыска и название организации. Все такие сведения должны быть указаны верно. Если, к примеру, в постановлении указан адрес (например, место его государственной регистрации), который отличается от фактического места, куда нагрянули полицейские, то обыск незаконный.

Распространяется ли на полицейские проверки трехлетний мораторий, предусмотренный для субъектов малого бизнеса? Обязаны ли полицейские предупреждать о своем визите заранее? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право» .

Таким образом, проверив такие документы, у компании должно быть четкое представление о том, какое мероприятие проводят полицейские – визуальный осмотр в рамках обследования или обыск в рамках возбужденного уголовного дела. От этого зависят дальнейшие действия проверяющих и представителей компании.

Если же посетители отказываются предоставить удостоверение, нужно незамедлительно звонить в службу «02» и сообщать о нарушении со стороны сотрудников полиции.

Когда компания вправе отказаться открывать двери, сейфы или замки

Как правило, цель полицейских – найти доказательства. Все важное и сокровенное у компаний обычно спрятано в сейфах и закрытых помещениях. Соответственно, цель проверяющих – получить доступ к информации. Если они это делают в рамках обыска, то сотрудники правоохранительных органов могут вскрывать запертые помещения, шкафы и сейфы. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества (п. 6 ст. 182 УПК РФ).

Если же у полицейских в наличии распоряжение на проведение обследования, то ломать замки и двери они не вправе. Компания может отказаться открывать запертые на ключ помещения, шкафы, столы и т. д.. В такой ситуации конкретным сотрудникам можно отвечать, что у них на это нет должностных полномочий, ключей и т.п. Кто конкретно – зависит от того, что хотят открыть. Если секретаря просят открыть тумбочку главбуха, то логично, что у него нет соответствующих полномочий. Или, к примеру, бухгалтера-кассира просят предоставить ключи и открыть дверь на складе. Отсутствие возможности сделать это также объясняется тем, что должностные обязанности не предусматривают наличие у работников бухгалтерии ключей от складских помещений.

То есть на прямой конфликт не идти, но и доступ полицейским не предоставлять. Ответственность за это не предусмотрено. Если же проверяющие в рамках обследования начнут сами пытаться открыть замки, то они превысят свои должностные полномочия. В том числе, если не обеспечат присутствие двух понятых.

При обыске сотрудникам могут запретить общаться и передвигаться по офису, при обследовании – нет

Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска (п. 8 ст. 182 УПК РФ). В случае проведения обследования полицейские не вправе запрещать сотрудникам общаться, передвигаться по офису и даже покидать его. Если же такое случилось, то спокойно спросите у сотрудника, на основании какой нормы закона, вы не вправе передвигаться и общаться с коллегами. Возможно, это напомнит полицейским, что в рамках обследования у них таких полномочий нет. Тогда эти нарушения позже будут являться одним из оснований для признания контрольного мероприятия незаконным. Так как оно было проведено с нарушением законной процедуры.

Личный обыск и изъятие личных вещей

Изымать личные вещи и обыскивать в рамках проведения обследования полицейские не вправе. В рамках обыска они могут это сделать на основании ч. 2 ст. 184 УПК РФ. В соответствии с этой нормой, при задержании лица по подозрению в совершении преступления его личный обыск проводится без вынесения соответствующего постановления. То есть получается, что, к примеру, генерального директора или главбуха могут обыскать с целью найти у них ключи, флэшки, ноутбуки и т.п. Также полицейские часто пытаются открыть автомобили руководящих лиц. Но если они при личном обыске ключи не найдут, то вскрывать машину путем ее повреждения полицейские не вправе.

И при обыске, и при обследовании общаться с полицейским необязательно

Любой сотрудник компании, в которой проходит обследование или обыск, вправе отказаться отвечать на вопросы сотрудников правоохранительных органов. Ответственности за это не установлено. Но не стоит пользоваться этой ситуацией с целью разозлить полицейских. Безопаснее отвечать спокойно примерно так: «Отказываюсь отвечать на поставленные вопросы на основании ст. 51 Конституции РФ». Эта норма говорит о том, что любой гражданин имеет право не свидетельствовать против себя, против своего супруга и своих близких родственников.

Еще совет: компания вправе вести видео- и аудиозапись действий сотрудников правоохранительных органов. Но наличие видеонаблюдения в офисе лучше не афишировать, если это возможно. Так как практика показывает, что в последнее время первое, что изымают полицейские в рамках обыска – это видеосистемы. Так как им невыгодно, чтобы их незаконные или противоправные действия были зафиксированы.

Следственные действия, производимые по решению суда

Осмотр жилища без согласия проживающих в нем лиц

Осмотр производится с участием понятых. Для участия в осмотре следователь может пригласить специалиста, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Если в осмотре участвуют подозреваемый, обвиняемый, то в нем вправе участвовать также их защитники и законные представители. Комиссаренко Е. С. Следственные действия в уголовном процессе России. Саратов, 2005.

Читайте так же:  Как пережить трагическую любовь

Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного действия. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.

Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра. По результатам любого осмотра составляется протокол с соблюдением общих требований установленных ст.ст. 166, 167 УПК РФ. В протоколе осмотра подробно описываются обстановка на месте осмотра, сам процесс производства этого следственного действия, где, в какой последовательности и какие именно были обнаружены вещественные доказательства, документы или иные следы. Кузнецов А. Н. Следственные и иные процессуальные действия как способ собирания доказательств в уголовном процессе. Воронеж, 2005.

К протоколу могут прилагаться чертежи, схемы, фотография, видеокассеты, дактилокарты, слепки и т. п.

Осмотр жилища производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Осмотр выражается в обозрении и изучении различных объектов и документов в целях обнаружения, сохранения и закрепления фактических данных, необходимых для обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Задачами осмотра являются:

  • · обнаружение следов преступления;
  • · обнаружение иных доказательств;
  • · выяснение обстановки преступления;

Доказательственное значение осмотра состоит в том, что составленный по его результатам протокол является одним из видов доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 74 и ст. 83 УПК РФ.

Осмотр жилища производится по общим правилам осмотра, но лишь с согласия проживающих в нем лиц. При отсутствии такого согласия следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со ст. 165 УПК РФ.

В исключительных случаях, когда производство осмотра в жилище не терпит отлагательства, он может быть произведен на основании постановления следователя без получения судебного решения (ч. 5 ст. 165 УПК РФ).

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 10 ст. 5 УПК РФ жилище — индивидуальный жилой дом входящими в него жилыми и нежилыми помещениями. Жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания.

Однако следует отметить, что здесь имеются противоречия, которые нередко ставят работников следственных органов в затруднительное положение. Так, ч. 1 ст. 176 УПК РФ устанавливает, что осмотр места происшествия, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. В соответствии с ч. 5 ст. 177 УПК РФ осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Следовательно, в случае возражений со стороны жильцов следователь, дознаватель, орган дознания не смогут осуществить осмотр места происшествия без судебного решения, которое, скорее всего, не будет дано до возбуждения уголовного дела.

А.Н. Сусликов описывает в своей статье следующий случай: судья Советского районного суда г. Казани 10.09.2004 года своим постановлением удовлетворил ходатайство старшего оперуполномоченного отдела МВД Республики Татарстан о производстве осмотра жилища — квартиры в г. Казани. Сусликов Н. А. Осмотр жилища при проверке сообщения о преступлении. Уголовный процесс. № 8. 2007 г.

Президиум Верховного суда Республики Татарстан постановление отменил и указал следующее. Удовлетворяя ходатайство сотрудника милиции — старшего уполномоченного и разрешая ему произвести осмотр жилища, судья руководствовался ст. 165 и 177 УПК РФ. При этом им не было учтено, что правом возбуждения такого ходатайства с согласия прокурора района наделен только следователь, тогда как порядок обращения с аналогичными ходатайствами сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, регулируется главой II Федерального Закона от 12.08.1995 г. №144 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Статьей 9 Федерального Закона от 12.08.1995 г. №144 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрено, что основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан (в том числе право на неприкосновенность жилища), является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Таким образом, судья рассмотрел ходатайство о получении разрешения на осмотр жилища, возбужденное неправомочным лицом, поскольку старший оперуполномоченный не относится к категории руководителей соответствующего органа.

Более того, в соответствии со ст. 8 указанного Закона проведение оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права гражданина на неприкосновенность жилища, допускаемся на основании судебного решения при наличии информации:

О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших подобное деяние.

Согласно материалам дела необходимость в осмотре жилища возникла в связи с получением оперативных данных о совершении неустановленным лицом деяний, имеющих признаки клеветы, т.е. состава преступления, предусмотренного ст. 129 УК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 150 УПК РФ производство предвари тельного следствия по преступлениям, предусмотренным ст. 129 УПК РФ, необязательно. Комментарий к УПК РФ / Отв. Ред. Д. Н. Козак и Е. Б. Мизулина.

Следовательно, законных оснований для обращения в суд с ходатайством о получении разрешения на осмотр жилища у сотрудников органов внутренних дел не было.

Осмотр жилища граждан в уголовном судопроизводстве

10 Февраль 2015 года

Порядок осмотра жилища граждан в ходе уголовного судопроизводства регламентирован ч. 5 ст. 1 77 Уголовно-процессуального Кодекса РФ. Указанной нормой закреплена правовая гарантия того, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Жилище может быть местом происшествия, в результате чего в нем остаются различные следы, подлежащие фиксации и изъятию. В связи с процессуальной важностью подобных осмотров необходимо обратить внимание на имеющиеся исключения из общего правила, регламентированные уголовно-процессуальным законом.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия, в том числе и жилища, может быть произведен до возбуждения уголовного дела. На основании ч. 5 ст. 165 УПК РФ, в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища не терпит отлагательства, данный осмотр может быть проведен на основании постановления следователя без получения судебного решения и согласия проживающих в нем лиц. В этом случае дознаватель или следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия должен уведомить судью и прокурора о его проведении.

Читайте так же:  Увеличить стаж для пенсии иногда помогает вторая трудовая книжка. в каких случаях

Перед проведением следственного действия следователь выясняет мнение о возможности проведения осмотра жилища у всех проживающих в нем лиц.

Под лицами, проживающими в жилище, подразумеваются совершеннолетние лица, постоянно или временно проживающие в подлежащем осмотру жилом помещении или владеющие им на праве частной собственности, независимо от факта их регистрации в этом жилище. В ситуации, когда жилище сдано в аренду, нет необходимости получать согласие на осмотр от собственника, достаточно истребовать согласие арендатора. Если в жилище проживают недееспособные граждане или несовершеннолетние, на проведение осмотра требуется согласие их законных представителей. Согласие не испрашивается у несовершеннолетнего ребенка, няни, домработницы или соседа и т.п.

В случае, если хотя бы один из проживающих в жилище возражает против производства осмотра в нем и следователь не считает, что проведение данного следственного действия не терпит отлагательства, действует судебный порядок получения разрешения на осмотр.

Собственник жилища вправе давать согласие на любых условиях: например, разрешить осмотр первого этажа дома и не разрешить — второго. Если же возникла необходимость осмотреть иные помещения, а проживающие в квартире лица возражают, следователь вправе вынести соответствующее постановление и провести осмотр. В такой ситуации следователь также в течение 24 часов с момента начала осмотра должен уведомить судью и прокурора о производстве следственного действия, приложив к уведомлению копии постановления о производстве осмотра жилища и протокола осмотра жилища.

Аналогичным образом вопрос проведения осмотра может быть решен и тогда, когда лица, проживающие в жилище, сначала дали согласие, но впоследствии изменили свое решение и возражают против продолжения осмотра.

В законе не указан порядок оформления согласия проживающих в жилище лиц на осмотр. По сложившейся практике такое согласие должно фиксироваться в протоколе следственного действия.

Осмотр жилища может быть произведен и при отсутствии проживающих в нем лиц. В таком случае для участия в осмотре должны быть приглашены представители местной администрации или той организации, в ведении которой находится жилое помещение (ЖЭУ, УК, ТСЖ и т.д.).

Поскольку необходимость производства осмотра жилища мотивируется в постановлении следователя, либо изложена в судебном решении, то в случае отказа жильцов добровольно предоставить следователю возможность для осмотра их жилища к ним могут быть применены меры принуждения.

Лица, отказывающиеся выполнить законное требование следователя, могут быть привлечены к административной (ст. 17.7 КоАП РФ) или уголовной (ч. 2 ст. 294 УК РФ) ответственности. Проживающим в жилище лицам следователем должна быть разъяснена предусмотренная законом ответственность.

Статья 177. Порядок производства осмотра

1. Утратила силу.

2. Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного действия, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

[2]

3. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью следователя на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.

4. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра.

5. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса.

6. Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.

Комментарий к Ст. 177 УПК РФ

1. Апробированный многолетней следственной практикой и детально регламентированный комментируемой статьей порядок производства следственного осмотра призван обеспечить достоверность протокольного описания наблюдаемого и обнаруженного, исключить подделку документа и споры по этому поводу в дальнейшем, а также подмену вещественных доказательств и не нарушить без действительной необходимости права и интересы лиц, оказавшихся участниками правоотношений, возникающих в связи с данным следственным действием. Тактике следственного осмотра отводится значительное и заслуженное место в науке криминалистике.

2. Если протокол следственного осмотра вызывает сомнения в своей точности и достоверности, а разрешить эти сомнения путем допроса участвовавших в производстве следственного действия лиц не представляется возможным, потому что ни понятые, ни другие лица к осмотру не привлекались, такой документ обречен на признание его недопустимым доказательством. А по делам о дорожно-транспортных происшествиях указанные недостатки протокола следственного осмотра влекут за собой еще и сомнения в достоверности выводов автотехнической экспертизы, для производства которой результаты осмотра дорожно-транспортного происшествия и транспортных средств, участвовавших в происшествии, имеют важнейшее исходное значение (см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 2. С. 25, 26).

3. Осмотр жилища без согласия проживающих в нем лиц (часть пятая комментируемой статьи) имеет аналог в виде негласного оперативно-розыскного мероприятия под названием «обследование помещений» (пункт 8 части первой статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Это мероприятие может проводиться как при наличии уголовного дела, так и до его возбуждения тоже только на основании судебного решения, только по мотивированному постановлению руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и только при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, а также о лицах, причастных к такому преступлению (пример из практики, отражающий позицию Верховного Суда РФ, см.: Постановление Президиума Верховного Суда Республики Татарстан от 11 мая 2005 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 1. С. 31, 32).

Статья 177 УПК РФ. Порядок производства осмотра (действующая редакция)

1. Утратил силу. — Федеральный закон от 04.03.2013 N 23-ФЗ.

2. Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного действия, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

3. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью следователя на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.

4. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра.

5. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса.

Читайте так же:  Документы на садовый участок

6. Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 177 УПК РФ

1. Об общих правилах производства следственных действий см. ком. к ст. 164.

2. Об участии понятых в осмотре см. ком. к ст. 170.

3. Специальная цель осмотра предметов — обеспечение их дальнейших исследований и подтверждение идентификации (тождества). По этой причине особое внимание закон уделяет изъятию, упаковке и удостоверению предметов (ч. 3 ст. 177). В протоколе должны быть указаны место обнаружения предметов, по возможности их индивидуальные признаки и во всяком случае — способы упаковки предметов и ее удостоверения. Из специальной цели осмотра предметов вытекает необходимость его производства до их экспертного исследования. В результате осмотра предмета дополнительно выясняется необходимость назначения экспертизы.

5. Должны быть приняты меры обеспечения присутствия при осмотре не только представителя администрации организации, владеющей осматриваемым помещением, но и владельца (его представителя) любого осматриваемого объекта.

Осмотр жилища может быть произведен

1. Осмотр производится с участием понятых, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 170 настоящего Кодекса.

2. Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного действия, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

3. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.

4. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра.

5. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса.

6. Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.

Комментарий к статье 177

1. Участие в осмотре понятых определяется общим назначением этого института в УСП: потребностью удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов. Исключение из правила об участии понятых при осмотре составляют случаи вынужденного отказа от их приглашения, вызванного двумя названными в законе экстремальными обстоятельствами (труднодоступностью местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также опасностью для жизни и здоровья людей). Отсутствие понятых, как правило, должно компенсироваться подробным фиксированием хода и результатов осмотра посредством технических средств (см. коммент. к ст. 170).

2. В целях создания целостного представления о месте происшествия, помещении или жилище во взаимосвязи всех деталей их обстановки предписывается осмотр следов преступления и обнаруженных предметов производить на месте производства следственного действия, кроме случаев, когда: а) для комплексного осмотра требуется продолжительное время; б) осмотр на месте затруднен. В силу оценочного содержания указанных исключений несоблюдение требований ч. 3 ст. 177 УПК само по себе не влечет признание результатов осмотра недопустимыми для использования в доказывании.

3. Предметы, не осмотренные на месте производства следственного действия, подлежат осмотру в рамках самостоятельного следственного действия, оформляемого отдельным протоколом. Для обеспечения сохранности предметов в неизменном виде закон категорически обязывает упаковать их по правилам криминалистической техники. Упакованные предметы подлежат изъятию, о чем делается отметка в протоколе с кратким описанием как изъятого (в пределах, необходимых для отождествления), так и собственно упаковки. Последующий осмотр предметов должен сопровождаться описанием в протоколе внешних признаков упаковки, включая печать и подписи.

4. Обязательной упаковке подвергаются только неосмотренные предметы. По отношению к остальным изымаемым объектам данное требование не является абсолютным: они упаковываются по возможности. Из закона не вытекает возможность признания осмотренных, но неупакованных вещественных доказательств недопустимыми по причине нарушения порядка обращения с ними.

5. Осмотр как следственное действие предполагает изъятие не только следов преступления в узком значении этого слова (следы рук, обуви), но и любых иных вещественных объектов. Однако непременным условием изъятия предметов (в первую очередь ценных) является их очевидная или в высокой степени вероятная относимость к делу.

6. Осмотр должен быть организован таким образом, чтобы понятые присутствовали при обнаружении следов преступления и иных значимых для дела объектов, непосредственно наблюдали обследуемую обстановку. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть обязательно предъявлено понятым и другим участникам следственного действия. По сложившемуся обыкновению понятые зачастую допрашиваются органами расследования и судами в качестве свидетелей в целях оценки достоверности и допустимости результатов осмотра.

7. О понятии жилища как объекта осмотра см. п. 10 ст. 5 УПК.

8. Согласие проживающих в жилище лиц на производство в нем осмотра испрашивается во всех случаях независимо от целей следственного действия, в том числе при наличии явных признаков совершенного в нем преступления. Нужно помнить, что норма Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции» (в ред. от 31.03.1999) (п. 18 ст. 11), предоставляющая милиции право входить беспрепятственно в жилые помещения и «осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление», регулирует не уголовно-процессуальные отношения, а преследует другие цели. Правомерное вхождение в жилище для иных целей не снимает со следователя (дознавателя) обязанность испросить согласие на его осмотр в уголовно-процессуальном порядке.

ВСНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503; СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1666.

9. Под проживающими в жилище лицами следует понимать его владельцев, основных квартиросъемщиков, зарегистрированных в нем (постоянно или временно) совершеннолетних лиц. Полагаем, что юридическое значение будет иметь также согласие на осмотр, исходящее от совершеннолетних родственников указанных лиц, которые фактически проживают в жилище или по сложившемуся укладу имеют в него доступ.

10. Порядок получения судебного решения на осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, а также вхождение в него в исключительных случаях по постановлению следователя предусмотрен ст. 12, ч. 2 ст. 164, ст. 165 УПК.

11. При вхождении в жилище следователь обязан объявить присутствующим, какое следственное действие будет производиться и его цель. Если осмотр проводится на основании судебного решения или по постановлению следователя, они объявляются владельцу или иному проживающему в жилище лицу под роспись.

Читайте так же:  Льготы инвалидам 3 группы

12. Закон не запрещает производство осмотра жилища в отсутствие проживающих в нем лиц. При этом в нем также не содержится требование приглашения посторонних, кроме понятых граждан.

13. Наличие оснований для производства осмотра места происшествия в жилище позволяет осуществить вхождение в него принудительно, в том числе с применением физической силы и вскрытием запертых дверей. В таких случаях целесообразно приглашение представителей жилищно-эксплуатационной организации. Вскрытие иных хранилищ в осматриваемом жилище в рамках процедуры осмотра не допускается.

14. Решение следователя об осмотре помещения организации обязательно для администрации или ее представителя. Осмотр производится, как правило, в их присутствии, в противном случае делается отметка в протоколе.

15. Общие правила производства следственных действий, применимые к осмотру, изложены в ст. 164 УПК.

Осмотр жилища может быть произведен

1. Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

Комментарий к статье 176

1. Осмотр — самостоятельное следственное действие. Осмотр состоит в непосредственном визуальном обследовании, с помощью всех органов чувств, соответствующих объектов в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.

2. По названным в законе объектам осмотра определяют его виды: осмотр места происшествия, местности и т.д. Статья 178 УПК предусматривает осмотр трупа. Из числа документов в качестве самостоятельного объекта может быть выделена почтово-телеграфная корреспонденция (ст. 185 УПК). Об осмотре помещений, не являющихся местом происшествия или жилищем, идет речь в ч. 6 ст. 177 УПК. Закон ничего не говорит об осмотре транспортных средств, а также животных, хотя потребность в этом имеется и такие осмотры допустимы. В целом перечень объектов осмотра нецелесообразно считать исчерпывающим. Непосредственное обследование (осмотр) живых лиц с учетом «специфики» объекта является самостоятельным следственным действием — освидетельствованием.

3. Закон содержит обобщенное указание на цели осмотра. Это обнаружение следов преступления и выяснение других значимых для дела обстоятельств. Примерами «других целей» могут служить: выявление обстановки происшествия или обстановки иного объекта, в т.ч. условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, получение образцов для сравнительного исследования (почвы, оттисков печатей), обнаружение орудий преступления на открытых участках местности. Множественность целей позволяет рассматривать осмотр как универсальное следственное действие. Понятие «следы преступления» недопустимо толковать расширительно, понимая под ними предметы и документы, поскольку их обнаружение является целью обыска. Обнаружение предметов и документов посредством осмотра допустимо при условии, что перед данным следственным действием одновременно ставится и другая цель — выяснение обстановки.

4. Понятие «обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела» по своему содержанию шире понятия «обстоятельства, подлежащие доказыванию» (ст. 73 УПК).

5. Основанием для производства осмотра местности, жилища или иного помещения является наличие сведений (фактических данных) о совершенном там преступлении или связанном с ним изменении обстановки, а также о значении обстановки на местности или в помещении для установления обстоятельств, имеющих значение для дела. Основание для осмотра предметов и документов — наличие у них признаков вещественных доказательств. В общую совокупность сведений, оцениваемую как достаточную для принятия решения о производстве осмотра, наряду с доказательствами могут войти результаты оперативно-розыскных мероприятий, в т.ч. (в зависимости от объекта осмотра) негласного характера. Осмотр жилища, кроме основания, предполагает наличие согласия проживающих в нем лиц (ч. 1 ст. 12 УПК).

6. При наличии оснований для осмотра следователь непосредственно производит данное действие, а при необходимости осмотра жилища помимо воли проживающих в нем лиц обращается за соответствующим разрешением в суд (ч. 1 ст. 12 УПК). Норма, обязывающая получить судебное разрешение, введена в действие с 1 января 2004 г. До этой даты решение принимал прокурор.

7. Решение о производстве осмотра не требует вынесения постановления, за исключением случаев осмотра жилища помимо воли проживающих в нем лиц.

8. Законность (обоснованность) осмотра жилища, произведенного без получения судебного решения, определяется в порядке судебного контроля (ч. 5 ст. 165 УПК) по наличию оснований вхождения в жилище на момент принятия решения следователем.

9. Под производством осмотра места происшествия до возбуждения уголовного дела следует понимать его проведение в целях проверки сообщения о преступлении как до вынесения постановления о возбуждении дела, так и после возвращении прокурором материалов для дополнительной проверки (ч. 4 ст. 146 УПК). Если сведения, указывающие на безотлагательность осмотра места происшествия, возникли в момент передачи постановления о возбуждении уголовного дела прокурору, то следователь проводит данное действие до получения согласия прокурора на его возбуждение.

10. Случаи, не терпящие отлагательства, предопределяются степенью опасности утраты следов преступления под воздействием определенных лиц или природных явлений (например, атмосферных осадков) и отсутствием возможности обеспечить их сохранность в неизменном виде путем ограничения доступа к месту происшествия граждан, животных, технических средств. Безотлагательность осмотра места происшествия может вызываться потребностью немедленного получения информации для установления лица, совершившего преступление. Неправильная оценка ситуации как не терпящей отлагательства и производство вследствие этого осмотра места происшествия до возбуждения уголовного дела при наличии оснований сами по себе не могут влечь признание результатов следственного действия недопустимыми.

11. При соблюдении требований ч. 3 ст. 177 УПК осмотр документов, предметов, трупа как самостоятельное действие до возбуждения уголовного дела возможен только в том случае, если эти предметы, документы, объекты были обнаружены при осмотре места происшествия либо «участвовали» в происшествии (например, автомобили), но его условия (ночное время, ненастье) не позволили это сделать тщательно. При определенных условиях допустим осмотр указанных объектов в ином месте в порядке продолжения следственного действия после перерыва.

Видео (кликните для воспроизведения).

12. Место происшествия не ограничивается только обстановкой совершения преступного деяния, им можно признать место сокрытия похищенного, обнаружения трупа, орудий преступления и т.п.

Источники


  1. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.

  2. Бегичев, А. В. Обеспечение доказательств нотариусами. Теория и практика / А.В. Бегичев. — М.: Логос, 2014. — 396 c.

  3. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.
  4. Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.
Осмотр жилища может быть произведен
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here