Одноименные товары

Полная информация в статье на тему: "Одноименные товары" с объяснением от специалистов. По всем вопросам обращайтесь к дежурному специалисту.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА «ОДНОИМЕННЫЙ ТОВАР»

До утверждения номенклатуры в целях отнесения товаров, работ, услуг к одноименным возможно придерживаться следующего определения: под одноименными понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми, сообщает сайт collusion.ru (http://collusion.ru/docs/374DBE73A335B5EAC32575010012B33E.html)

В соответствии с ч. 6.1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ »О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 24.07.2007 N 218-ФЗ) под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

Номенклатура товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в настоящее время дорабатывается и будет утверждена Минэкономразвития России после согласования с федеральными органами исполнительной власти, а также с субъектами Российской Федерации.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Как определять одноименные товары при поставке для госнужд

Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, позволяющая определить, одноименны ли поставляемые товары, утвержденная приказом Минэкономразвития России от 01.12.2010 № 601, не распространяется на отношения, возникшие из договоров, заключенных до ее утверждения (постановление Президиума ВАС РФ от 06.03.2012 № 13544/11).

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) допускает возможность заключения договора без проведения торгов путем размещения заказа у единственного поставщика, когда осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке 100 000 руб. (Указание Банка России от 20.06.2007 № 1843-У). В таких же пределах можно размещать заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг.

Под одноименными понимаются товары (работы, услуги), относящиеся к одной группе в соответствии с номенклатурой товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (п. 6.1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ) — в настоящее время это Минэкономразвития России 1 .

Нарушение положений Закона № 94-ФЗ — основание для признания судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральных органов исполнительной власти (ФАС России 2 , Рособоронзаказ 3 ), органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Федеральное казенное учреждение заключило с индивидуальным предпринимателем в один день три договора, по каждому из которых поставлялась крупа определенного наименования на сумму меньше 100 000 руб. Прокурор области обратился с иском в суд о признании одного из договоров ничтожной сделкой. Он посчитал, что условия двух заключенных договоров идентичны, по ним поставляются одноименные товары и общая сумма этих договоров превышает 100 000 руб.

Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, поскольку на тот момент не была утверждена номенклатура товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, предусмотренная ч. 6.1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности и услуг (ОК 004—93), утвержденный постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17, на который ссылался прокурор, не является необходимой номенклатурой. Минэкономразвития России в письме от 11.05.2006 № 6552-АШ/Д07 разъяснило, что ОК 004—93 предназначен для использования в качестве единого языка общения производителей и потребителей всех видов продукции и услуг, а также для описания и регулирования национальной экономики РФ и не обязателен для применения при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 19 ст. 65 Закона № 94-ФЗ до утверждения Минэкономразвития России соответствующей номенклатуры под одноименными товарами (работами, услугами) понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары (работы, услуги), которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми. Истец не доказал, что товары, поставленные по спорному договору, являются одноименными. Апелляционный суд с этими выводами согласился.

Но кассационный суд отменил решения обоих судов, посчитав, что согласно классификатору ОК 004—93 спорный товар отнесен к продукции мукомольной промышленности (1531000). А номенклатурой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 01.12.2010 № 601, спорный товар отнесен к одной группе продукции — продукции мукомольно-крупяного производства, то есть к одноименному товару.

Основанием для передачи дела на рассмотрение в Президиум ВАС РФ послужило то обстоятельство, что при рассмотрении кассационной жалобы прокурора о пересмотре судебных актов, принятых по другому арбитражному делу между теми же лицами и о том же предмете, но в отношении третьего договора поставки, кассационный суд исходил из иной правовой позиции. А именно, что в спорный период не была утверждена необходимая номенклатура, предусмотренная ч. 6.1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ и позволяющая точно определить, является ли тот или иной товар одноименным. А приказ Минэкономразвития России от 01.12.2010 № 601, которым утверждена такая номенклатура, не распространяет свое действие на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В итоге Президиум ВАС РФ отменил решение кассационного суда и оставил в силе решения судов первой и апелляционной инстанций.

Читайте так же:  Если не вписан в страховку какой штраф предусмотрен за нарушение

1 Пункт 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утверждено постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437.

2 Пункт 1 постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд».

3 Пункт 1 Положения о Федеральной службе по оборонному заказу, утверждено Указом Президента РФ от 19.09.2011 № 1206.

Как правильно применять новую номенклатуру товаров, работ, услуг для госзаказа

Да, с точки зрения размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд эти услуги будут одноименными.

Номенклатура, о которой идет речь, утверждена приказом Минэкономразвития России от 01.12.2010 № 601. Она сформирована на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 и включает все виды товаров, работ и услуг согласно ОКДП. Ее назначение заключается в группировке товаров, работ и услуг, включенных в ОКДП, по признаку одноименности.

Утверждена номенклатура в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ).

Когда нужна одноименность

Существование номенклатуры прямо оговорено в ч. 6.1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ. Согласно этой норме одноименные товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе, определяются номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, которая утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

Невзирая на то что это правило существует уже не первый год, номенклатуру утвердили совсем недавно. Действует она чуть более месяца — с 1 февраля 2011 г.

Напомним: определять, являются ли товары, работы, услуги одноименными, требуется:

— при размещении заказов на поставки таких товаров, работ, услуг путем проведения совместных торгов двумя и более заказчиками (ч. 6 ст. 10 Закона № 94-ФЗ);

— для проверки наличия у участников размещения заказа опыта выполнения работ по строительству, реконструкции, капремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ (ч. 2.1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ);

— при размещении заказа путем запроса котировок на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму не более чем 500 000 руб. в течение квартала (ч. 3 ст. 42 Закона № 94-ФЗ);

[1]

— при размещении заказа (путем заключения контрактов либо гражданско-правовых договоров на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) без торгов на сумму, не превышающую 100 000 руб. в течение квартала (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ).

Перегруппировка

До утверждения номенклатуры действовали переходные положения, которые давали определение одноименных товаров, работ, услуг. Под ними понимались аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми (ч. 19 ст. 65 Закона № 94-ФЗ).

В период действия указанного выше определения заказчики имели возможность, определяя самостоятельно одноименность, делить один заказ на несколько, в связи с чем его стоимость не превышала 100 000 руб. Это позволяло на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ заключать государственные контракты (договоры) с единственным контрагентом, без проведения торгов.

В ряде случаев это вызывало недовольство других претендентов на госзаказ либо нарекания органов прокуратуры. Споры доходили до арбитражных судов, которым приходилось разбираться в том, действительно ли товары, работы, услуги одноименные, и давать оценку правомерности заключения контрактов (договоров) напрямую.

Например, ФАС Центрального округа, разбирая дело о заключении государственных контрактов на поставку лекарственных средств без проведения торгов, указал следующее. С учетом критериев, данных в ч. 19 ст. 65 Закона № 94-ФЗ, само по себе отнесение определенных товаров к одной группе в классификаторе не свидетельствует об однородности товаров для целей применения Закона № 94-ФЗ (постановление от 27.09.2010 по делу № А08-1043/2010-32).

Теперь номенклатура исключает подобные споры и случаи необоснованного дробления заказов —в ней зафиксировали группы товаров (работ, услуг).

После вступления ее в силу возможности заказчиков принимать решения об отнесении тех или иных видов товаров, работ, услуг к одноименной или разноименной продукции в целях ухода от торгов ограничены номенклатурой.

Вывод

Таким образом, товары (работы, услуги), относящиеся к одной группе по номенклатуре, считаются одноименными. Следовательно, указанные в вопросе услуги являются одноименными, так как входят в одну группу в номенклатуре.

[3]

Какие товары считаются однородными

Современный рынок богат разнообразием товаров и услуг. Но на практике многие из них выполняют сходные функции, а какой из них выбрать, решает потребитель, исходя из тех или иных принципов. Для определения таможенной стоимости, а также при осуществлении госзакупок закон предписывает объединять товары в группы по их аналогичности: однородности либо идентичности и учитывать это при определении их стоимости.

Проанализируем, какие товары можно отнести к однородным, уточним их признаки, рассмотрим, как аналогичность отражается на таможенной стоимости однородных товаров.

Где учитывается однородность товаров

Отнесение товаров к однородным (или идентичным) имеет смысл и значение при выяснении рыночной цены для контролируемых сделок, то есть когда обе стороны взаимно зависят друг от друга. К ним относятся:

  • сделки с иностранными юридическими или физическими лицами;
  • внешняя биржевая торговля;
  • сделки с оффшорными предпринимателями (компаниями);
  • некоторые сделки между отечественными взаимозависимыми лицами (критерии приведены в п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
Читайте так же:  Хотите построить дом на чем можно сэкономить

Понятие однородности (или идентичности) имеет значение для применения в следующих сферах предпринимательства:

  1. При системе контрактов: при определении начальной минимальной цены. Обоснование – ст. 22 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Методические рекомендации Министерства экономики и развития от 02 октября 2013 года №567.
  2. В налоговом законодательстве: при определении налоговой базы по доходам в контролируемых сделках. Обоснование – ст. 1005.9 НК РФ.
  3. В таможенном законодательстве: при использовании метода определения стоимости. Обоснование – Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №202 от 30 октября 2012 года.
  4. В Гражданском законодательстве : при регистрации товарных знаков. Обоснование – приказ Роспатента №198от 31 декабря 2009 года.

Какие товары называются однородными

В мире не найдется двух абсолютно одинаковых вещей. Однако в предпринимательстве товары выпускаются классами, группами, партиями и т.п. Для правильного определения стоимости нужно учитывать, к какой группе можно отнести тот или иной товар. Отдельные их объединения обладают настолько сходными свойствами, что могут рассматриваться как аналогичные.

Аналогичность товаров может быть выражена в двух формах:

  • идентичность – товары, произведенные в одной и той же стране, одним и тем же производителем с одинаковыми основными характеристиками (функциональными, техническими, качественными и эксплуатационными), имеющими один товарный знак;
  • однородность – товары, имеющие сопоставимые указанные характеристики, то есть состоящие из похожих элементов, могущие выполнять те же самые функции и заменять друг друга коммерчески и с точки зрения эксплуатации.

Для обозначения однородности нередко употребляются обозначения «заменители» или «аналоги».

СПРАВКА! Данный термин и определение однородности были введены Федеральным законом №147-ФЗ от 31 июля 1998 года, вводящим в силу Налоговый кодекс РФ. Вплоть до конца 2011 года однородность применялась только по отношению к товарам. С 1 января 2012 года понятие однородности используется в п. 7 ст. 38 НК РФ по отношению не только к товарам, но также к услугам и работам.

Примеры однородных товаров:

  • минеральные воды различных производителей;
  • детские растворимые молочные каши;
  • подгузники одних и тех же эксплуатационных характеристик;
  • медицинские препараты с одинаковым действующим веществом;
  • напитки «Кока-кола» и «Пепси-Кола»;
  • гелевые и шариковые ручки и др.

Многие спорят о принципе взаимозаменяемости как признаке однородных товаров, говоря о его излишней субъективности. Так, в некоторых случаях запрещено использовать другой цвет авторучки, кроме черного. Значит ли это, что синие и черные авторучки нельзя отнести к однородным товарам, поскольку одна из них не сможет заменить другую? Нет, поскольку речь идет о коммерческой взаимозаменяемости. Если использовать конкретизированный смысл взаимной замены, окажется, что однородных товаров вообще не может существовать на рынке.

Как определить однородность товаров

Чтобы объединить товары в группу как однородные, следует принять во внимание ряд общих (сходных) значимых характеристик:

  • одни и те же либо аналогичные материалы в составе;
  • равные показатели качества;
  • та же самая страна, где они произведены;
  • сходная рыночная репутация производителя;
  • одинаковая сфера применения, то есть функции товаров;
  • взаимная заменяемость с коммерческой точки зрения.

Товары не будут признаны однородными, если какая-либо из значимых характеристик была изменена после того, как товар поменял страну-производителя (например, был ввезен в РФ): сделано другое оформление, дизайн, конструкторские особенности и т.п.

Если нужно решить, рассматривать ли товары как однородные или нет, следует сравнить следующие параметры:

  • размер;
  • форму;
  • метод производства;
  • другие физические характеристики;
  • материалы в составе товара;
  • для каких целей применяется;
  • возможность коммерческой взаимной замены.

Если все эти параметры совпадают, товары можно отнести к группе однородных.

Определение таможенной стоимости однородных товаров

Для вычисления размеров таможенных сборов, а также для статистического учета импорта законодательством предусмотрено определение таможенной стоимости товаров. Эту стоимость определяет тот, кто пишет декларацию, но таможенники в обязательном порядке контролируют ее величину.

В мировой практике применяется 6 методов определения таможенной стоимости, из них выбирают оптимальный в зависимости от особенностей товаров и самой сделки:

  1. Основной. Таможенная стоимость товара приравнивается к стоимости самой сделки плюс затраты, понесенные до достижения границы с Российской Федерацией: транспортировка, страховка, лицензирование и т.п.
  2. По сделке с идентичными товарами. Применяется тогда, когда основной метод применить невозможно. Товары, подлежащие оценке, сравниваются с уже оцененными идентичными, если:
    • таковые ввезли на территорию России в одно и то же время или не позже 3 месяцев тому назад (по сравнению с временем оценки);
    • и те, и другие планируется реализовать или применять в РФ;
    • партии ввозимых товаров были примерно одинаковыми;
    • одинаковые коммерческие условия ввоза.

Если все условия, кроме коммерческих, совпадают, допустимо произвести уточняющие расчеты и подтвердить их обоснованность с помощью соответствующих документов. Если сделок по идентичным товарам было несколько с разными ценами, то разрешается учесть самую низкую, то есть более отвечающую интересам декларанта:

  1. По сделке с однородными товарами. Метод используется аналогично второму, но оцениваемые товары сравниваются не с идентичными, а с однородными.
  2. Метод вычитания. За основу берется наибольшая партия однородных (идентичных) товаров, проданная в России за последнее время. Из ее стоимости вычитаются внутренние затраты: транспорт, местные пошлины и т.п. «Очищенная» цена считается таможенной стоимостью.
  3. Метод сложения. К сумме прибыли за реализацию однородных (идентичных) с оцениваемыми товаров прибавляются расходы на их производство, а также на саму реализацию.
  4. Резервный способ. Его разрешено использовать, только если все из 5 предыдущих методов оценки оказываются неприменимыми в сложившихся условиях. Он заключается в экспертизе и установлении стоимости путем соотнесения цен на такой товар в РФ в условиях конкуренции и при обычной реализации.
Читайте так же:  Договор частный детский сад

ВАЖНО! В первую очередь применяется основной способ. Если это невозможно, каждый следующий способ идет в ход, только если предыдущий доказал свою несостоятельность. Допустимо менять местами методы 3 и 4.

Одноименные товары, работы, услуги

Об определении одноименности товаров, работ, услуг при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд

от 23.03.2010
N Д22-296

О признании одноименными услугами при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд услуг связи по передаче данных, за исключением передачи голосовой информации, и услуг по предоставлению доступа к сети Интернет

от 20.01.2010
N Д22-35

Об определении одноименности товаров, работ, услуг при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд

от 02.12.2009
N Д22-1440

Об отнесении в соответствии с проектом номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд услуг по проведению семинаров по различной тематике к одноименным услугам по группе услуг в области образования для целей размещения государственных и муниципальных заказов

от 16.11.2009
N Д22-1308

Об отнесении в соответствии с проектом номенклатуры товаров к одноименным товарам спортивных товаров различного вида, а также предметов бытовой, офисной техники и электроники в целях применения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

от 13.10.2009
N Д22-989

Об отнесении проектом номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд к группе «Услуги в области образования» услуг в области дополнительного образования, не включенных в другие группировки

от 07.10.2009
N Д22-946

О праве заказчика осуществлять закупки одноименных товаров (работ, услуг) на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., раз в квартал

от 04.09.2009
N Д05-4329

О праве заказчика осуществлять размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в рамках применения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, а также о порядке размещения заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг

от 17.04.2009
N Д05-1930

О праве двух и более заказчиков при осуществлении поставки одноименных товаров, выполнении одноименных работ, оказании одноименных услуг в соответствии с Федеральным законом от 21.06.2005 N 94-ФЗ проводить совместные торги

от 03.03.2009
N Д05-1080

О размещении государственного (муниципального) заказа на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем запроса котировок и у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

от 16.10.2008 N Д05-4457

О признании одноименными услуг для государственных и муниципальных нужд по организации и проведению обучения на курсах повышения квалификации специалистов по различным образовательным программам

О разъяснении понятия одноименных товаров (работ, услуг) для целей применения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ

от 27.06.2008
N Д05-2568

О порядке применения нормы Гражданского кодекса РФ, устанавливающей понятие «квартал», при размещении заказов на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) для государственных (муниципальных) нужд у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

от 10.06.2008
N Д05-2333

О применении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в части порядка размещения государственного (муниципального) заказа на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) уполномоченным государственным (муниципальным) органом

Одноименные товары, работы, услуги

Одноиме́нные това́ры, рабо́ты, услу́ги. Cхожие по техническим и функциональным характеристикам и потребительским свойствам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями, не влияющими на качество и могут быть взаимозаменяемыми.

Минэкономразвития 07 июня 2011 года утвердило приказ № 273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков». С этого момента, Заказчики используют его в случаях необходимости установления одноименности товаров, работ, услуг при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг при проведении совместных торгов, при проверке опыта работы участника размещения заказа, при размещении заказа способом запроса котировок цен и при заключении договоров на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей.

ФАС допускает возможность «дробления» закупки одноименного товара контрактами до 100 тысяч

Администратор

Иных ограничений, в том числе по количеству контрактов и одноименности закупаемых товаров, работ или услуг, Закон N 44-ФЗ не предусматривает.

Полагаем, у ведомства не будет претензий к заказчикам, которые закупают одноименные товары на общую сумму свыше 100 тыс. руб. по нескольким контрактам с единственным поставщиком. При этом не должен быть превышен годовой лимит таких закупок.

Отметим, что в этой ситуации безопаснее использовать конкурентные способы, поскольку в практике судов встречается противоположная позиция по данному вопросу.

Одноименные товары с ценами отличающимися в 60 раз

Администратор

По ее словам, схожая ситуация наблюдается при определении федеральными органами власти стоимости услуг при формировании госзаказа для подведомственных им учреждений. Так, государственное регулирование цен на коммунальные услуги имеет диапазон в государственном задании по коэффициентам от 1 до 18,8 раза, по специализированной медицинской помощи — от 1 до 10.

У федеральных органов госвласти «не хватает мужества» для того, чтобы привести объемы финансирования подведомственных им учреждений к законодательно утвержденным нормативам, пояснила Татьяна Голикова.

Энциклопедия решений. Закупка одноименных (однородных) товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика

Закупка одноименных (однородных) товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ

Закон N 44-ФЗ не устанавливает требований к формированию предмета контракта. Он содержит только правила описания объекта закупки, изложенные в ст. 33 Закона N 44-ФЗ, из п. 1 ч. 1 которой, а также п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ следует, что под объектом закупки понимаются непосредственно товары, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом контракта. Вместе с тем ни одна из норм Закона N 44-ФЗ не требует, чтобы предметом контракта являлся только один объект закупки, и не устанавливает требования к совмещению разных объектов закупки в рамках предмета одного контракта.

Определенные ограничения такого совмещения вытекают только из ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», которой установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок. Однако запрета на разделение закупки связанных между собой товаров, работ, услуг на предметы нескольких контрактов законодательство не содержит.

Закон N 44-ФЗ также не содержит ограничений на приобретение одноименных товаров, работ, услуг, которые были введены в Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для предотвращения необоснованного дробления единого заказа на одноименные товары с целью ухода от обязанности проведения торгов (см. постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 2518/11). Ограничения на закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее — контрагент) в п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ установлены иным образом, ограничивая общую сумму закупки на основании этих пунктов, допускающих заключение контракта с единственным контрагентом в зависимости только от суммы. Отсюда можно сделать вывод, что заказчик может заключить и контракты на приобретение одноименных (однородных) товаров, работ, услуг с любым интервалом на сумму до 100 тысяч рублей каждый, если при этом будет выполняться лимит на совокупный годовой объем закупки, установленный п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Аналогичное мнение высказано в письме Минэкономразвития России от 12.02.2016 N Д28и-285.

Тем не менее, окончательно вопрос о «дроблении предмета закупки» в случае возникновения конфликта может быть решен только судом, исходя из конкретных обстоятельств дела. Представляется, что, например, контракты на выполнение одноименных (однородных) работ на разных объектах, на приобретение одноименных (однородных) товаров для комплектации или обеспечения работы различных единиц оборудования и тому подобные закупки, обуславливаемые технологическими условиями удовлетворения фактически сложившихся нужд заказчикам, не могут быть признаны притворными.

Также заметим, что из сказанного выше, по нашему мнению, прямо следует, что возникновение претензий со стороны контролирующих органов возможно только при закупке одноименных (однородных) или технологически и (или) функционально дополняющих друг друга товаров, работ, услуг без проведения торгов. Проведение торгов для закупки таких товаров, работ, услуг не может быть ограничено в принципе.

ОТНЕСЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ПРОЕКТОМ НОМЕНКЛАТУРЫ К ОДНОИМЕННЫМ ТОВАРАМ СПОРТИВНЫХ ТОВАРОВ РАЗЛИЧНОГО ВИДА

В соответствии с проектом номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, разрабатываемым в настоящее время, спортивный инвентарь и спортивные товары включены в группу »Музыкальные инструменты и товары для отдыха и спорта».

Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 16.11.2009 N Д22-1308.

Согласно ч. 6.1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ »О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон) под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

В настоящее время номенклатура товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд не утверждена и будет утверждаться Минэкономразвития России после согласования с федеральными органами исполнительной власти.

Частью 19 ст. 65 Закона (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2008 N 308-ФЗ) определено, что до утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере размещения заказов, номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.

В соответствии с проектом номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, разрабатываемым в настоящее время, спортивный инвентарь и спортивные товары включены в группу »Музыкальные инструменты и товары для отдыха и спорта», мониторы, прочие устройства для вычислительной техники, расходные материалы включены в группу »Бытовая техника, офисная техника и электроника», компьютеры стационарные, переносные компьютеры включены в группу »Вычислительная техника». Таким образом, по нашему мнению, тренажер, мяч, лыжи, клюшки относятся к одноименным товарам; материнская плата, жесткий диск, монитор также являются одноименными товарами, системный блок в сборе относится к группе »Вычислительная техника».

В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую указанного предельного размера.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

от 21.10.2011
N Д28-487

О применении норм Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ

от 21.10.2011
N Д28-446

О применении Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 № 273, для целей установления одноименности товаров, работ, услуг; об отсутствии оснований для отнесения в 2010 г. выполнения работ по нанесению горизонтальной разметки и по изготовлению и установке дорожных знаков к одноименным работам, в случае если такие работы не являются однородными и не могут быть взаимозаменяемыми

от 28.09.2011
N Д28-401

О распространении ограничений, предусмотренных ч. 3 ст. 42 , п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, по отношению к группам Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков (утв. Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 № 273), в том числе включающим законопроектные работы, на государственного или муниципального заказчика, являющегося юридическим лицом

от 27.09.2011
N Д02-7413

О необходимости заказчикам для определения одноименности товаров, работ, услуг при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд применять до 09.08.2011 Номенклатуру товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденную Приказом Минэкономразвития России от 01.12.2010 № 601, после 09.08.2011 — Номенклатуру товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденную Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 № 273

от 12.09.2011
N Д28-354

О применении Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 № 273, для целей определения одноименности товаров, работ, услуг, а также об отнесении товара к одной из групп указанной Номенклатуры

от 24.08.2011
N ОГ-Д28-1060

О неприменении Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 01.12.2010 № 601, в связи с принятием Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2011 № 273

от 15.08.2011
N Д28-249

О необходимости учета заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, в том числе одноименных, ограничений, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ, при формировании лотов

от 10.08.2011
N Д28-231

О применении Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 № 273, для целей установления одноименности товаров, работ, услуг

Видео (кликните для воспроизведения).

от 06.04.2011
N Д22-546

О применении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.

от 12.04.2011
N Д22-581

О применении положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при размещении заказчиком заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг

от 26.04.2010
№ Д22-495

Как учитывать одноименные товары, работы, услуги по 273 Приказу «об утверждении номенклатуры»

Вопрос: Как учитывать одноименные товары, работы, услуги по 273 Приказу «об утверждении номенклатуры» если ОКДП не включено ни в одну номенклатурную группу?

В соответствии с ч.6.1 ст. 10 Закона под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы,, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

Что делать, если продукция не попала в номенклатуру? По этому поводу есть мнение заместителя директора Института госзакупок РАНХиГС «Не смотря на увеличение количества групп в новой номенклатуре, все равно остались товары, работы, услуги, которые не вошли в эту редакцию номенклатуры. Например, в группе 220 «Жилищно-коммунальные услуги» написано «кроме кода 9314000 (услуги по ремонту жилищ). Однако данные виды услуг отсутствуют и в других группах номенклатуры.

Что делать в такой ситуации заказчику? Поступать так же, как рекомендовалось при прошлой редакции номенклатуры. Необходимо подробно изучить существующие в номенклатуре позиции и выбрать наиболее подходящие. Если же это сделать не удается, то следует по мнению автора, такую продукцию (всю не попавшую ни в одну группу) считать отдельной группой «прочие товары, работы, услуги» и применять к этой «виртуальной» группе общие правила одноименности».

Одноименные товары

В настоящее время в 94-ФЗ дано определение одноименных товаров, работ, услуг. Номенклатура товаров, работ, услуг на федеральном уровне не утверждена.
Значит, на данный момент заказчик вправе самостоятельно утверждать свою номенклатуру товаров, работ, услуг?

[2]

в принципе да, но нужно грамотно их рассматривать, т.к. все проверяющие органы трактуют тоже «на своё усмотрение».Поэтому лучше ориентироваться на функциональность товаров, услуг- т.е. есть мебель для сидения, есть корпусная мебель- разноимёные товары.При необходимости можно ориентироваться на описания в стандартах ГОСТ, ТУ.Услуги также можно трактовать двояко- отделочные работы на разных объектах считаем как разные работы, а отделочные работы на одном объекте, но разбитые по кварталам- «исскуственное дробление заказа»

Спасибо. Поняла, то есть все зависит от того насколько грамотно я докажу контролерам разноименность товаров, работ, услуг.
Вообще, речь идет об образовательных услугах для обучения граждан по профессиям: Мшинист по управлению башенными кранами, машинист автомобильного крана, машинист холодильных установок, водитель троллейбуса. Да профессии разные, но ведь это все услуги по обучению, следовательно одноименные?

Примерно месяц назад слушал лекцию специалистов из ГУ-ВШЭ им.Соловьёва- можно сказать, головная организация по обучению специалистов по закупкам-так не поверите, у них такие же проблемы стоят по поводу обучения! Хотя их позиция- разные специальности-разноимённые услуги.Можете сходить на их сайт
http://www.igz.ru

Посмотрите практику ФАС. Вам же нужно как Ваша документация будет рассматриваться вФАС при обжаловании? а не просто поболтать про теорию.
Цитирую спецов из ГУ — ВШЭ «Наука вещь консервативная. если есть устоявшаяся практика то мыее преподаем «.
Слевдвательно, принимая во внимание поправку на слово «устоявшаяся» преподавать они начнут лет так через двадцать.

Думаю тут помогут только коды ОКП. Более — ничего не надо выдумывать. :)))

Видео (кликните для воспроизведения).

Или смотрите коды ОКДП и на их основании утверждайте собственную номенклатуру, или воспользуйтесь одним из федеральных проектов такой номенклатуры.

Источники


  1. Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.

  2. Теория государства и права. — М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 624 c.

  3. Неустойка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 746 c.
  4. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.
Одноименные товары
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here