Содержание
- 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА «ОДНОИМЕННЫЙ ТОВАР»
- 2 Как определять одноименные товары при поставке для госнужд
- 3 Как правильно применять новую номенклатуру товаров, работ, услуг для госзаказа
- 4 Какие товары считаются однородными
- 5 Одноименные товары, работы, услуги
- 6 Одноименные товары, работы, услуги
- 7 ФАС допускает возможность «дробления» закупки одноименного товара контрактами до 100 тысяч
- 8 Одноименные товары с ценами отличающимися в 60 раз
- 9 Энциклопедия решений. Закупка одноименных (однородных) товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика
- 10 ОТНЕСЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ПРОЕКТОМ НОМЕНКЛАТУРЫ К ОДНОИМЕННЫМ ТОВАРАМ СПОРТИВНЫХ ТОВАРОВ РАЗЛИЧНОГО ВИДА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА «ОДНОИМЕННЫЙ ТОВАР»
До утверждения номенклатуры в целях отнесения товаров, работ, услуг к одноименным возможно придерживаться следующего определения: под одноименными понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми, сообщает сайт collusion.ru (http://collusion.ru/docs/374DBE73A335B5EAC32575010012B33E.html)
В соответствии с ч. 6.1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ »О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 24.07.2007 N 218-ФЗ) под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
Номенклатура товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в настоящее время дорабатывается и будет утверждена Минэкономразвития России после согласования с федеральными органами исполнительной власти, а также с субъектами Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
Как определять одноименные товары при поставке для госнужд
Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, позволяющая определить, одноименны ли поставляемые товары, утвержденная приказом Минэкономразвития России от 01.12.2010 № 601, не распространяется на отношения, возникшие из договоров, заключенных до ее утверждения (постановление Президиума ВАС РФ от 06.03.2012 № 13544/11).
Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) допускает возможность заключения договора без проведения торгов путем размещения заказа у единственного поставщика, когда осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке 100 000 руб. (Указание Банка России от 20.06.2007 № 1843-У). В таких же пределах можно размещать заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг.
Под одноименными понимаются товары (работы, услуги), относящиеся к одной группе в соответствии с номенклатурой товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (п. 6.1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ) — в настоящее время это Минэкономразвития России 1 .
Нарушение положений Закона № 94-ФЗ — основание для признания судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральных органов исполнительной власти (ФАС России 2 , Рособоронзаказ 3 ), органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.
Федеральное казенное учреждение заключило с индивидуальным предпринимателем в один день три договора, по каждому из которых поставлялась крупа определенного наименования на сумму меньше 100 000 руб. Прокурор области обратился с иском в суд о признании одного из договоров ничтожной сделкой. Он посчитал, что условия двух заключенных договоров идентичны, по ним поставляются одноименные товары и общая сумма этих договоров превышает 100 000 руб.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, поскольку на тот момент не была утверждена номенклатура товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, предусмотренная ч. 6.1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности и услуг (ОК 004—93), утвержденный постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17, на который ссылался прокурор, не является необходимой номенклатурой. Минэкономразвития России в письме от 11.05.2006 № 6552-АШ/Д07 разъяснило, что ОК 004—93 предназначен для использования в качестве единого языка общения производителей и потребителей всех видов продукции и услуг, а также для описания и регулирования национальной экономики РФ и не обязателен для применения при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 19 ст. 65 Закона № 94-ФЗ до утверждения Минэкономразвития России соответствующей номенклатуры под одноименными товарами (работами, услугами) понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары (работы, услуги), которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми. Истец не доказал, что товары, поставленные по спорному договору, являются одноименными. Апелляционный суд с этими выводами согласился.
Но кассационный суд отменил решения обоих судов, посчитав, что согласно классификатору ОК 004—93 спорный товар отнесен к продукции мукомольной промышленности (1531000). А номенклатурой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 01.12.2010 № 601, спорный товар отнесен к одной группе продукции — продукции мукомольно-крупяного производства, то есть к одноименному товару.
Основанием для передачи дела на рассмотрение в Президиум ВАС РФ послужило то обстоятельство, что при рассмотрении кассационной жалобы прокурора о пересмотре судебных актов, принятых по другому арбитражному делу между теми же лицами и о том же предмете, но в отношении третьего договора поставки, кассационный суд исходил из иной правовой позиции. А именно, что в спорный период не была утверждена необходимая номенклатура, предусмотренная ч. 6.1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ и позволяющая точно определить, является ли тот или иной товар одноименным. А приказ Минэкономразвития России от 01.12.2010 № 601, которым утверждена такая номенклатура, не распространяет свое действие на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В итоге Президиум ВАС РФ отменил решение кассационного суда и оставил в силе решения судов первой и апелляционной инстанций.
1 Пункт 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утверждено постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437.
2 Пункт 1 постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд».
3 Пункт 1 Положения о Федеральной службе по оборонному заказу, утверждено Указом Президента РФ от 19.09.2011 № 1206.
Как правильно применять новую номенклатуру товаров, работ, услуг для госзаказа
Да, с точки зрения размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд эти услуги будут одноименными.
Номенклатура, о которой идет речь, утверждена приказом Минэкономразвития России от 01.12.2010 № 601. Она сформирована на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 и включает все виды товаров, работ и услуг согласно ОКДП. Ее назначение заключается в группировке товаров, работ и услуг, включенных в ОКДП, по признаку одноименности.
Утверждена номенклатура в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ).
Когда нужна одноименность
Существование номенклатуры прямо оговорено в ч. 6.1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ. Согласно этой норме одноименные товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе, определяются номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, которая утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
Невзирая на то что это правило существует уже не первый год, номенклатуру утвердили совсем недавно. Действует она чуть более месяца — с 1 февраля 2011 г.
Напомним: определять, являются ли товары, работы, услуги одноименными, требуется:
— при размещении заказов на поставки таких товаров, работ, услуг путем проведения совместных торгов двумя и более заказчиками (ч. 6 ст. 10 Закона № 94-ФЗ);
— для проверки наличия у участников размещения заказа опыта выполнения работ по строительству, реконструкции, капремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ (ч. 2.1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ);
— при размещении заказа путем запроса котировок на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму не более чем 500 000 руб. в течение квартала (ч. 3 ст. 42 Закона № 94-ФЗ);
— при размещении заказа (путем заключения контрактов либо гражданско-правовых договоров на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) без торгов на сумму, не превышающую 100 000 руб. в течение квартала (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ).
Перегруппировка
До утверждения номенклатуры действовали переходные положения, которые давали определение одноименных товаров, работ, услуг. Под ними понимались аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми (ч. 19 ст. 65 Закона № 94-ФЗ).
В период действия указанного выше определения заказчики имели возможность, определяя самостоятельно одноименность, делить один заказ на несколько, в связи с чем его стоимость не превышала 100 000 руб. Это позволяло на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ заключать государственные контракты (договоры) с единственным контрагентом, без проведения торгов.
В ряде случаев это вызывало недовольство других претендентов на госзаказ либо нарекания органов прокуратуры. Споры доходили до арбитражных судов, которым приходилось разбираться в том, действительно ли товары, работы, услуги одноименные, и давать оценку правомерности заключения контрактов (договоров) напрямую.
Например, ФАС Центрального округа, разбирая дело о заключении государственных контрактов на поставку лекарственных средств без проведения торгов, указал следующее. С учетом критериев, данных в ч. 19 ст. 65 Закона № 94-ФЗ, само по себе отнесение определенных товаров к одной группе в классификаторе не свидетельствует об однородности товаров для целей применения Закона № 94-ФЗ (постановление от 27.09.2010 по делу № А08-1043/2010-32).
Теперь номенклатура исключает подобные споры и случаи необоснованного дробления заказов —в ней зафиксировали группы товаров (работ, услуг).
После вступления ее в силу возможности заказчиков принимать решения об отнесении тех или иных видов товаров, работ, услуг к одноименной или разноименной продукции в целях ухода от торгов ограничены номенклатурой.
Вывод
Таким образом, товары (работы, услуги), относящиеся к одной группе по номенклатуре, считаются одноименными. Следовательно, указанные в вопросе услуги являются одноименными, так как входят в одну группу в номенклатуре.
Какие товары считаются однородными
Современный рынок богат разнообразием товаров и услуг. Но на практике многие из них выполняют сходные функции, а какой из них выбрать, решает потребитель, исходя из тех или иных принципов. Для определения таможенной стоимости, а также при осуществлении госзакупок закон предписывает объединять товары в группы по их аналогичности: однородности либо идентичности и учитывать это при определении их стоимости.
Проанализируем, какие товары можно отнести к однородным, уточним их признаки, рассмотрим, как аналогичность отражается на таможенной стоимости однородных товаров.
Где учитывается однородность товаров
Отнесение товаров к однородным (или идентичным) имеет смысл и значение при выяснении рыночной цены для контролируемых сделок, то есть когда обе стороны взаимно зависят друг от друга. К ним относятся:
- сделки с иностранными юридическими или физическими лицами;
- внешняя биржевая торговля;
- сделки с оффшорными предпринимателями (компаниями);
- некоторые сделки между отечественными взаимозависимыми лицами (критерии приведены в п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
Понятие однородности (или идентичности) имеет значение для применения в следующих сферах предпринимательства:
- При системе контрактов: при определении начальной минимальной цены. Обоснование – ст. 22 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Методические рекомендации Министерства экономики и развития от 02 октября 2013 года №567.
- В налоговом законодательстве: при определении налоговой базы по доходам в контролируемых сделках. Обоснование – ст. 1005.9 НК РФ.
- В таможенном законодательстве: при использовании метода определения стоимости. Обоснование – Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №202 от 30 октября 2012 года.
- В Гражданском законодательстве : при регистрации товарных знаков. Обоснование – приказ Роспатента №198от 31 декабря 2009 года.
Какие товары называются однородными
В мире не найдется двух абсолютно одинаковых вещей. Однако в предпринимательстве товары выпускаются классами, группами, партиями и т.п. Для правильного определения стоимости нужно учитывать, к какой группе можно отнести тот или иной товар. Отдельные их объединения обладают настолько сходными свойствами, что могут рассматриваться как аналогичные.
Аналогичность товаров может быть выражена в двух формах:
- идентичность – товары, произведенные в одной и той же стране, одним и тем же производителем с одинаковыми основными характеристиками (функциональными, техническими, качественными и эксплуатационными), имеющими один товарный знак;
- однородность – товары, имеющие сопоставимые указанные характеристики, то есть состоящие из похожих элементов, могущие выполнять те же самые функции и заменять друг друга коммерчески и с точки зрения эксплуатации.
Для обозначения однородности нередко употребляются обозначения «заменители» или «аналоги».
СПРАВКА! Данный термин и определение однородности были введены Федеральным законом №147-ФЗ от 31 июля 1998 года, вводящим в силу Налоговый кодекс РФ. Вплоть до конца 2011 года однородность применялась только по отношению к товарам. С 1 января 2012 года понятие однородности используется в п. 7 ст. 38 НК РФ по отношению не только к товарам, но также к услугам и работам.
Примеры однородных товаров:
- минеральные воды различных производителей;
- детские растворимые молочные каши;
- подгузники одних и тех же эксплуатационных характеристик;
- медицинские препараты с одинаковым действующим веществом;
- напитки «Кока-кола» и «Пепси-Кола»;
- гелевые и шариковые ручки и др.
Многие спорят о принципе взаимозаменяемости как признаке однородных товаров, говоря о его излишней субъективности. Так, в некоторых случаях запрещено использовать другой цвет авторучки, кроме черного. Значит ли это, что синие и черные авторучки нельзя отнести к однородным товарам, поскольку одна из них не сможет заменить другую? Нет, поскольку речь идет о коммерческой взаимозаменяемости. Если использовать конкретизированный смысл взаимной замены, окажется, что однородных товаров вообще не может существовать на рынке.
Как определить однородность товаров
Чтобы объединить товары в группу как однородные, следует принять во внимание ряд общих (сходных) значимых характеристик:
- одни и те же либо аналогичные материалы в составе;
- равные показатели качества;
- та же самая страна, где они произведены;
- сходная рыночная репутация производителя;
- одинаковая сфера применения, то есть функции товаров;
- взаимная заменяемость с коммерческой точки зрения.
Товары не будут признаны однородными, если какая-либо из значимых характеристик была изменена после того, как товар поменял страну-производителя (например, был ввезен в РФ): сделано другое оформление, дизайн, конструкторские особенности и т.п.
Если нужно решить, рассматривать ли товары как однородные или нет, следует сравнить следующие параметры:
- размер;
- форму;
- метод производства;
- другие физические характеристики;
- материалы в составе товара;
- для каких целей применяется;
- возможность коммерческой взаимной замены.
Если все эти параметры совпадают, товары можно отнести к группе однородных.
Определение таможенной стоимости однородных товаров
Для вычисления размеров таможенных сборов, а также для статистического учета импорта законодательством предусмотрено определение таможенной стоимости товаров. Эту стоимость определяет тот, кто пишет декларацию, но таможенники в обязательном порядке контролируют ее величину.
В мировой практике применяется 6 методов определения таможенной стоимости, из них выбирают оптимальный в зависимости от особенностей товаров и самой сделки:
- Основной. Таможенная стоимость товара приравнивается к стоимости самой сделки плюс затраты, понесенные до достижения границы с Российской Федерацией: транспортировка, страховка, лицензирование и т.п.
- По сделке с идентичными товарами. Применяется тогда, когда основной метод применить невозможно. Товары, подлежащие оценке, сравниваются с уже оцененными идентичными, если:
- таковые ввезли на территорию России в одно и то же время или не позже 3 месяцев тому назад (по сравнению с временем оценки);
- и те, и другие планируется реализовать или применять в РФ;
- партии ввозимых товаров были примерно одинаковыми;
- одинаковые коммерческие условия ввоза.
Если все условия, кроме коммерческих, совпадают, допустимо произвести уточняющие расчеты и подтвердить их обоснованность с помощью соответствующих документов. Если сделок по идентичным товарам было несколько с разными ценами, то разрешается учесть самую низкую, то есть более отвечающую интересам декларанта:
- По сделке с однородными товарами. Метод используется аналогично второму, но оцениваемые товары сравниваются не с идентичными, а с однородными.
- Метод вычитания. За основу берется наибольшая партия однородных (идентичных) товаров, проданная в России за последнее время. Из ее стоимости вычитаются внутренние затраты: транспорт, местные пошлины и т.п. «Очищенная» цена считается таможенной стоимостью.
- Метод сложения. К сумме прибыли за реализацию однородных (идентичных) с оцениваемыми товаров прибавляются расходы на их производство, а также на саму реализацию.
- Резервный способ. Его разрешено использовать, только если все из 5 предыдущих методов оценки оказываются неприменимыми в сложившихся условиях. Он заключается в экспертизе и установлении стоимости путем соотнесения цен на такой товар в РФ в условиях конкуренции и при обычной реализации.
ВАЖНО! В первую очередь применяется основной способ. Если это невозможно, каждый следующий способ идет в ход, только если предыдущий доказал свою несостоятельность. Допустимо менять местами методы 3 и 4.
Одноименные товары, работы, услуги
|
Как учитывать одноименные товары, работы, услуги по 273 Приказу «об утверждении номенклатуры»

Вопрос: Как учитывать одноименные товары, работы, услуги по 273 Приказу «об утверждении номенклатуры» если ОКДП не включено ни в одну номенклатурную группу?
В соответствии с ч.6.1 ст. 10 Закона под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы,, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
Что делать, если продукция не попала в номенклатуру? По этому поводу есть мнение заместителя директора Института госзакупок РАНХиГС «Не смотря на увеличение количества групп в новой номенклатуре, все равно остались товары, работы, услуги, которые не вошли в эту редакцию номенклатуры. Например, в группе 220 «Жилищно-коммунальные услуги» написано «кроме кода 9314000 (услуги по ремонту жилищ). Однако данные виды услуг отсутствуют и в других группах номенклатуры.
Что делать в такой ситуации заказчику? Поступать так же, как рекомендовалось при прошлой редакции номенклатуры. Необходимо подробно изучить существующие в номенклатуре позиции и выбрать наиболее подходящие. Если же это сделать не удается, то следует по мнению автора, такую продукцию (всю не попавшую ни в одну группу) считать отдельной группой «прочие товары, работы, услуги» и применять к этой «виртуальной» группе общие правила одноименности».
Одноименные товары
В настоящее время в 94-ФЗ дано определение одноименных товаров, работ, услуг. Номенклатура товаров, работ, услуг на федеральном уровне не утверждена.
Значит, на данный момент заказчик вправе самостоятельно утверждать свою номенклатуру товаров, работ, услуг?

в принципе да, но нужно грамотно их рассматривать, т.к. все проверяющие органы трактуют тоже «на своё усмотрение».Поэтому лучше ориентироваться на функциональность товаров, услуг- т.е. есть мебель для сидения, есть корпусная мебель- разноимёные товары.При необходимости можно ориентироваться на описания в стандартах ГОСТ, ТУ.Услуги также можно трактовать двояко- отделочные работы на разных объектах считаем как разные работы, а отделочные работы на одном объекте, но разбитые по кварталам- «исскуственное дробление заказа»
Спасибо. Поняла, то есть все зависит от того насколько грамотно я докажу контролерам разноименность товаров, работ, услуг.
Вообще, речь идет об образовательных услугах для обучения граждан по профессиям: Мшинист по управлению башенными кранами, машинист автомобильного крана, машинист холодильных установок, водитель троллейбуса. Да профессии разные, но ведь это все услуги по обучению, следовательно одноименные?

Примерно месяц назад слушал лекцию специалистов из ГУ-ВШЭ им.Соловьёва- можно сказать, головная организация по обучению специалистов по закупкам-так не поверите, у них такие же проблемы стоят по поводу обучения! Хотя их позиция- разные специальности-разноимённые услуги.Можете сходить на их сайт
http://www.igz.ru

Посмотрите практику ФАС. Вам же нужно как Ваша документация будет рассматриваться вФАС при обжаловании? а не просто поболтать про теорию.
Цитирую спецов из ГУ — ВШЭ «Наука вещь консервативная. если есть устоявшаяся практика то мыее преподаем «.
Слевдвательно, принимая во внимание поправку на слово «устоявшаяся» преподавать они начнут лет так через двадцать.
Думаю тут помогут только коды ОКП. Более — ничего не надо выдумывать. :)))
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |

Или смотрите коды ОКДП и на их основании утверждайте собственную номенклатуру, или воспользуйтесь одним из федеральных проектов такой номенклатуры.
Источники
Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.
Теория государства и права. — М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 624 c.
Неустойка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 746 c.- Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.

Специализация: юриспруденция.
Образование: высшее.
Стаж работы: 12 лет.
