Обжаловать представление прокурора

Полная информация в статье на тему: "Обжаловать представление прокурора" с объяснением от специалистов. По всем вопросам обращайтесь к дежурному специалисту.

Примерная форма заявления о признании недействительным представления прокурора (арбитражный суд) (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

В [ наименование арбитражного суда,
в который подается заявление ]

Заявитель: [ наименование юридического лица ]
адрес: [ вписать нужное ]
телефон/факс: [ вписать нужное ]
адрес электронной почты: [ вписать нужное ]

Лицо, принявшее оспариваемое представление: [ вписать нужное ]

Заявление
о признании недействительным представления прокурора (арбитражный суд)

В прокуратуру [ наименование органа прокуратуры ] поступило обращение [ наименование/Ф. И. О. ], в котором указанное лицо просит [ вписать нужное ].

В ходе проверки прокуратурой установлено, что [ вписать нужное ].

По результатам проведенной проверки [ указать фамилию, имя, отчество и должность прокурора, вынесшего оспариваемое представление ] (далее — должностное лицо прокуратуры) [ наименование юридического лица ] (далее — заявитель) внесено представление от [ число, месяц, год ] N [ значение ], из которого следует, что [ вписать нужное ].

Заявитель полагает, что оспариваемое представление является недействительным, нарушает права и законные интересы заявителя, а именно:

Представление об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение прокурорского надзора, порождающее правовые последствия для конкретных юридических лиц (организаций). Представление прокурора может быть вынесено только в случае установления факта нарушения закона. Невыполнение в срок законного требований прокурора, вытекающих из его полномочий, является основанием для привлечения к административной ответственности (статья 17.7 КоАП РФ).

Следовательно, представление прокурора, вынесенное в рамках осуществления прокурорского надзора должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.

Согласно оспариваемому представлению, выданному заявителю, должностное лицо прокуратуры требует: [ вписать нужное ].

В качестве нарушения заявителю вменяется то, что [ вписать нужное ].

[ Указать сведения о правах, свободах и законных интересах заявителя, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым представлением, а также нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое представление ].

Таким образом, вывод должностного лица прокуратуры о нарушении заявителем действующего законодательства, выразившимся в [ вписать нужное ], противоречит требования действующего законодательства, в частности, [ вписать нужное ].

В силу статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17.7 КоАП РФ в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015, указано, что представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ. Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ (ответ на вопрос N 19).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 199 АПК РФ,

1. Признать недействительным представление [ указать фамилию, имя, отчество и должность прокурора, вынесшего оспариваемое представление ] от [ число, месяц, год ] N [ значение ] об устранении нарушений закона.

1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

3) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;

4) выписка из единого государственного реестра юридических лиц;

5) копия представления от [ число, месяц, год ] N [ значение ];

6) документ, подтверждающий полномочия на подписание заявления;

7) [ иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования ].

[ должность, подпись, инициалы, фамилия ]

[ число, месяц, год ]

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма заявления о признании недействительным представления прокурора (арбитражный суд)

Разработана: Компания «Гарант», октябрь 2019 г.

Где судиться с прокурором?

Наша фирма получила представление прокурора района, которое мы считаем незаконным. Федеральный закон от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (далее — Закон № 2202-1) ничего не говорит о порядке обжалования таких представлений. Можем ли мы оспорить этот документ и если да, то в каком порядке?

ЗАО «Строительная корпорация», Казань

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций вносит представление об устранении таких нарушений (п. 3 ст. 22 Закона № 2202-1).

Оно направляется в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом (например, советом директоров) прокурору сообщается о дне заседания (ст. 24 Закона № 2202-1).

Как видим, в Законе использована весьма категоричная формулировка: организацией «должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона». То есть представление прокурора подлежит обязательному исполнению. О порядке (и даже о самой возможности) его обжалования в Законе № 2202-1 ничего не говорится.

В то же время Конституция РФ гарантирует каждому право на судебную защиту. Из этого следует, что обжалование представления прокурора все-таки возможно.

Однако определение суда, которому подведомственна такая жалоба, представляет собой существенную проблему.

Дело в том, что арбитражные суды, рассматривая заявления организаций о признании требований прокуроров незаконными, как правило, исходят из того, что эта категория споров им не подведомственна. При этом они нередко ссылаются на то, что оспариваемое представление было вынесено в отношении не всей организации, а лишь ее исполнительного органа, например генерального директора. Из этого делается вывод о том, что такое представление не затрагивает права организации в предпринимательской сфере (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.04.2007 № А33-20281/06-Ф02-1854/07 по делу № А33-20281/06, ФАС Дальневосточного округа от 23.01.2007, 30.01.2007 № Ф03-А73/06-1/5075 по делу № А73-87/2006-63, ФАС Западно-Сибирского округа от 21.04.2003 № Ф04/1774-470/А27-2003 по делу № А27-11242/2002-5).

Читайте так же:  Изменение цены в договоре

С другой стороны, имеются примеры (хотя и немногочисленные), когда арбитражные суды принимали заявление организаций к производству и рассматривали по существу (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.06.2003 № Ф04/2616-677/А46-2003).

Таким образом, не исключено, что организации, которая подаст в арбитражный суд заявление о признании прокурорского представления недействительным, откажут в рассмотрении дела и предложат обратиться в суд общей юрисдикции.

В таком случае оспаривать представление прокурора придется уже лично руководителю организации (или иному лицу, которому адресовано представление) на основании Закона РФ от 27.04.93 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (далее — Закон № 4866-1).

Статья 3 этого Закона указывает на то, что в соответствии с ним суды общей юрисдикции рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:

· действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ;

· действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Прокурорское представление в этот перечень не входит. Следовательно, его можно обжаловать в порядке ст. 4 Закона № 4866-1: непосредственно в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу власти, должностному лицу, государственному служащему (в данном случае — вышестоящему прокурору).

В заключение отметим, что на практике возможна ситуация, когда руководитель организации, получивший представление, которое он считает незаконным, даже не подавая жалобу в суд, получит возможность добиться признания вынесенного прокурором представления не соответствующим законодательству.

Дело в том, что ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом (в том числе за неисполнение направленного в организацию представления), предусмотрена ст. 17.7 КоАП РФ (для должностных лиц штраф от 2 тыс. до 3 тыс. руб.). Причем штраф по данной статье вправе наложить только судья (ст. 23.1 КоАП РФ).

Таким образом, если руководитель не исполнил представление в установленный срок, прокурор должен обратиться в суд, чтобы привлечь его к ответственности. В таком случае в суде руководитель сможет поднять вопрос о законности полученного им представления.

Обжалование действий прокурора

УПК РФ Статья 221. Решение прокурора по уголовному делу

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;

3) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

1.1. В случае сложности или большого объема уголовного дела срок, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен по мотивированному ходатайству прокурора вышестоящим прокурором до 30 суток.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

2. Установив, что следователь нарушил требования части пятой статьи 109 настоящего Кодекса, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор отменяет данную меру пресечения.

2.1. Установив, что срок запрета определенных действий, предусмотренного пунктом 1 части шестой статьи 105.1 настоящего Кодекса, срок домашнего ареста или срок содержания под стражей оказывается недостаточным для принятия решения в порядке, установленном настоящей статьей, либо для выполнения судом требований, предусмотренных частью третьей статьи 227 настоящего Кодекса, прокурор при наличии оснований возбуждает перед судом ходатайство о продлении срока указанных мер пресечения.

(часть 2.1 в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 72-ФЗ)

Как обжаловать действия прокуратуры

текст в предыдущей )

3. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части первой настоящей статьи, прокурор выносит мотивированное постановление.

4. Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им в течение 72 часов с момента поступления к нему уголовного дела с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением — Генеральному прокурору Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). Вышестоящий прокурор в течение 10 суток с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений:

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя;

2) об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.

5. Обжалование решения прокурора, указанного в пункте 2 части первой настоящей статьи, в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи, приостанавливает его исполнение.

Ст. 221 УПК РФ. Решение прокурора по уголовному делу

Как обжаловать прокурора

Обжалование прокурором приговоров и иных судебных решений

После вынесения судом приговора по рассмотренному делу прокурор может реализовать свою вторую основную функцию — проверку законности приговоров, определе­ний илипостановлений суда, не вступивших в законную силу. Правовой основой такой проверки является п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре и ст. 354 УПК РФ. Эта функция в дан­ном случае реализуется путем внесения представления на незаконный необоснованный приговор, постановление или определение суда, не вступившие в законную силу.

Согласно п. 1. ст. 36 Закона о прокуратуре и ч. 4 ст. 354 УПК государственный обвинитель, в пределах своей ком­петенции, приносит в вышестоящий суд кассационное пред­ставление на незаконный или необоснованный приговор, определение или постановление суда.

В ст. 354 УПК подчеркивается, что прокурор вправе об­жаловать вынесенные судом решения. Однако, так как каж­дый приговор согласно ст. 297 УК должен быть законным, обоснованным и справедливым, то нарушение этих требо­ваний влечет для прокурора не только право, но и обязан­ность обжаловать каждый такой приговор. В случаях из­менения мнения прокурора о необходимости обжалования приговора, определения или постановления он может ото­звать представление до начала рассмотрения его в выше­стоящем суде (ч. 3 ст. 359 УПК).

В кассационном порядке могут быть обжалованы приго­воры любого суда, включая приговоры Судебных коллегий по уголовным и военным делам Верховного Суда РФ. По­следние могут быть обжалованы в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ (ч. 3 ст. 355 УПК).

[1]

При осуществлении рассматриваемой деятельности про­курора важное значение имеет соблюдение установленного для кассационного обжалования срока. Статья 356 УПК устанавливает, что представление на незаконный или нео­боснованный приговор может быть принесено в течение 10 суток со дня провозглашения приговора. Если указанный срок прокурором пропущен, то представление рассмотрению не подлежит и возвращается прокурору. В исключительных случаях, при наличии уважительных причин, прокурор мо­жет заявить в суд, рассмотревший дело, ходатайство о вос­становлении пропущенного срока. Суд может согласиться с доводами прокурора и восстановить пропущенный срок или отклонить ходатайство. В последнем случае постанов­ление судьи может быть обжаловано в вышестоящий суд.

Читайте так же:  Как получить больничный лист из-за недомогания, вызванного давлением

Представление на незаконный или необоснованный приговор приносится прокурором в суд, рассматривавший уголовное дело.

В представлении прокурора должно быть указано наи­менование и состав суда, рассматривавшего дело, место и время его рассмотрения, номер дела и фамилии подсу­димых, в чем обвинялись подсудимые и квалификация их деяний, резолютивная часть приговора суда, основания признанной прокурором незаконности или необоснованно­сти приговора. Эта часть протеста должна быть изложена особенно тщательно. По существу, в ней излагаются осно­вания принесения представления и полной или частич­ной отмены приговора. Такими основаниями могут быть: а) несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела; б) существенное нару­шение уголовно-процессуального закона; в) неправильное применение уголовного закона; г) несправедливость на­значенного судом наказания. В заключение представления прокурор излагает свои предложения об отмене или изме­нении приговора.

Определения и постановления суда по уголовному делу опротестовывается прокурором при наличии оснований и в порядке, предусмотренным ст. 355 УПК.

Видео (кликните для воспроизведения).

По истечении установленного законом кассационного срока суд, в который было принесено представление, на­правляет его вместе с делом в кассационную инстанцию. Участие прокурора в рассмотрении вышестоящим судом принесенного представления регламентировано уголовно-процессуальным законодательством. В соответствии со ст. 377 УПК прокурор в кассационной инстанции обосно­вывает изложенные в представлении доводы или высказывает возражения по поводу принесенной кассационной жалобы.

В соответствии со ст. 377 УПК после открытия судебно­го заседания и доклада дела одним из членов суда, прокурор обосновывает принесенное представление и излагает свое мнение относительно приговора.

Обжалование решения прокурора вышестоящему должностному лицу

Если дело в кассационной инстанции рассматривается в связи с подачей кассационной жалобы, то прокурор после выступления представителя осужденного, потерпевшего или иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, высказывает свое мнение относитель­но обоснованности жалобы.

В процессе участия в кассационном рассмотрении дела прокурор имеет право знакомиться с дополнительными ма­териалами, представленными суду, заявлять ходатайства, представлять дополнительные материалы в обоснование представления.

Определение кассационной инстанции по рассмотренно­му делу окончательно. В случае несогласия прокурора оно может быть обжаловано лишь в порядке надзора.

Оспаривание приговоров, определений и постановле­ний, вступивших в законную силу.Правовой основой дея­тельности прокурора по оспариванию вступивших в силу приговоров, определений и постановлений суда по уголов­ному делу является п. 2 ст. 36 Закона о прокуратуре. В со­ответствии с этой нормой прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции принести надзорное представление.

Исключительность надзорного обжалования подчерки­вается и ст. 405 УПК, в соответствии с ее требованиями о недопустимости поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора, за исключением случаев, указанных в законе (ч. 2, ст. 405 УПК РФ).

Приказ Генерального прокурора РФ от 11 февраля 2003 г. N 10 «Об участии прокуроров в надзорной стадии уголовного судопроизводства» регламентирует полномочия и организацию деятельности прокуроров.

При рассмотрении дела в надзорной инстанции прокурор поддерживает представление.В президиуме суда субъекта РФ это делает прокурор субъекта РФ, в судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ — Генеральный прокурор РФ или его заместитель, в Президиуме Верхов­ного Суда РФ — Генеральный прокурор РФ. В результате рассмотрения дела представление прокурора может быть удовлетворено или отклонено. Определения или поста­новления президиумов судов субъектов РФ или Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ могут быть обжалованы в порядке надзора в указанном выше по­рядке.

Постановление Президиума Верховного Суда РФ окончательно и обжалованию не подлежит, за исключением случаев выявления вновь открывшихся обстоятельств.

Тема 15. Участие прокурора в гражданском и арбитражном процессе.

Дата добавления: 2015-10-06; просмотров: 5954 | Нарушение авторских прав

Участие прокурора при пересмотре постановлений в суде кассационной инстанции. Кассационное представление прокурора

На судебное постановление, вступившее в законную силу, за исключением судебных постановлений ВС РФ, прокурором, участвовавшим в деле, в течение шести месяцев со дня вступления постановления в законную силу, при условии, что уже были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу (апелляционное обжалование), может быть подано кассационное представление (ст. 376 ГПК РФ).

С представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного постановления вправе обратиться Генеральный прокурор РФ и его заместители – в любой суд кассационной инстанции, а прокурор областного уровня, военного округа (флота) – соответственно в президиум областного и приравненного к нему суда, окружного (флотского) военного суда (ч. 3 ст. 377 ГПК РФ).

Кассационное представление прокурора подается с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле (к которым, как мы знаем, согласно ст. 34 ГПК РФ относятся стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений), непосредственно в суд кассационной инстанции и должно содержать:

  • 1) наименование суда, в который оно подается;
  • 2) наименование прокуратуры, должность, классный чин, фамилию, имя, отчество прокурора, подающего представление;
  • 3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  • 4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  • 5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  • 6) указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;
  • 7) просьбу лица, подающего представление (ст. 378 ГПК РФ).

К кассационному представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

В связи с тем, что прокурор согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ не несет обязанности по уплате судебных расходов, кассационное представление прокурора, также, как и апелляционное представление, государственной пошлиной не оплачивается.

Как справедливо отмечает О. В. Николайченко, в настоящий момент отсутствует легальное определение существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что такие нарушения являются следствием неправильного применения и толкования норм материального права или норм процессуального права судами и, как следствие этого, – приводящие к неправильному разрешению дела [1] .

Кассационное представление прокурора согласно ст. 377 ГПК РФ подается:

  • 1) в президиум областного и приравненного к нему суда – на апелляционные определения областных и приравненных к ним судов; на апелляционные определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей;
  • 2) в президиум окружного (флотского) военного суда – на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов;
  • 3) в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ, Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ – на постановления президиумов областных и приравненных к ним судов; на апелляционные определения областных и приравненных к ним судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум областного и приравненного к нему суда;
  • 4) в Военную коллегию ВС РФ – на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда.
Читайте так же:  Алименты на ребенка если отец не работает

В случае если прокурор ходатайствует об отзыве кассационного представления, то согласно ст. 379.1 ГПК РФ оно должно быть возвращено без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня поступления в суд кассационной инстанции.

В суде кассационной инстанции, по общему правилу, кассационное представление рассматривается в срок, не превышающий одного месяца, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий двух месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в суд кассационной инстанции.

В ВС РФ кассационное представление рассматривается в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ. Кроме того, Председатель ВС РФ, его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения кассационного представления, по не более чем на два месяца (ст. 382 ГПК РФ).

В случае истребования дела судья вправе вынести определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной инстанции при наличии просьбы об этом в кассационном представлении или ином ходатайстве (ч. 1 ст. 381 ГПК РФ).

Суд кассационной инстанции направляет прокурору, а также иным лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче кассационного представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и копии кассационного представления. Время рассмотрения кассационного представления с делом в судебном заседании суда кассационной инстанции назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться на заседание. Неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения кассационного представления с делом, не препятствует их рассмотрению (ст. 385 ГПК РФ).

В судебном заседании суда кассационной инстанции принимают участие прокурор, подавший кассационное представление, лица, участвующие в деле, их представители, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. Первым объяснение дает лицо, подавшее кассационные жалобу, представление.

Если прокурор участвует в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, то непосредственно в судебном заседании согласно ч. 4 ст. 386 ГПК РФ принимает участие:

  • 1) в президиуме областного и приравненного к нему суда, окружного (флотского) военного суда – прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель;
  • 2) в Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и Военной коллегии ВС РФ – должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ.

При рассмотрении кассационного представления с делом в кассационном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, кассационное представление считается отклоненным (ч. 8 ст. 386 ГПК РФ).

[2]

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГИК РФ).

При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационного представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело (ч. 2–3 ст. 390 ГПК РФ).

Согласно ст. 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационное представление с делом, вправе:

  • 1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационное представление без удовлетворения;
  • 2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела па новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
  • 3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  • 4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  • 5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
  • 6) оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 379.1 ГПК РФ.

Обжалование представления прокурора

По закону прокурор не имеет права нарушать свои полномочия. Он должен следить за законностью судебного процесса. Но бывает всякое, иногда прокурор выносит представление на одну из сторон дела, преследуя при этом свои личные интересы.

В статье расскажем, можно ли обжаловать представление прокурора и как это сделать.

Что такое представление прокурора?

Прокурор присутствует на каждом судебном процессе в качестве государственного обвинителя.
  1. Внимательно слушает судью и обвиняемых.
  2. Следит за тем, чтобы права сторон и законодательные нормы не были нарушены.
  3. Если прокурор заметил, что во время процесса нарушили закон — он реагирует на это и выносит представление.
Читайте так же:  Образец расписки в получении денежных средств

Как сказано в Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», представление — это акт реагирования прокурора на несоблюдение закона. Причём не только со стороны обвиняемого, но и со стороны судьи. Бывает, что представление обвинителя смягчает или вовсе отменяет наказание.

Требования к акту об устранении нарушений закона

В представлении обязательно должны быть вводная, описательная и резолютивная часть. На принятие конкретных мер по ходатайству обвинителя дают месяц со дня вынесения документа.

За это время должны устранить допущенные нарушения закона, выяснить их причины и условия возникновения. О результатах прокурора извещают в письменной форме.

Кассационное и апелляционное представление прокуратуры

В кассационном представлении нужно подробно описать нарушения уголовно-процессуальных норм, если их допустили на начальных этапах рассмотрения дела.

Обязательно указать конкретные статьи, которые применили неверно из-за чего нарушили права одной из сторон дела. В кассационном представлении должен быть также правильный вариант применения кодекса.

Кассационное представление подают на решение любого суда, кроме мирового.

Кассацию нужно успеть подать в течение десяти дней с момента вынесения приговора. Если обвинитель не успел, можно ходатайствовать о восстановление периода, который пропустили.

Апелляция — это обжалование судебного решения, которое ещё не вступило в законную силу.

Если в суде не представили доказательства, которые относятся к делу, если не вызвали заявленных свидетелей или отклонили значимые ходатайства — прокурор может подать обжалование.

Суть дела при этом не имеет значения, замечания прокурора направлены на нарушение уголовно-процессуальных норм закона.

Доказательства или свидетелей могут принять только если они были заявлены ранее в суде первой инстанции, но не были приняты.

Обвинитель вправе подать апелляцию на приговоры любых судов, в том числе Судебной коллегии по уголовным делам и Верховного суда России.

Если прокурор после вынес представление, а потом решил от него отказаться, он имеет на это право — документ можно отозвать.

Можно ли обжаловать акт?

Представление прокурора по делам, которые касаются физлиц или юрлиц можно обжаловать несколькими способами.

Ранее осуждённый человек имеет полное право пожаловаться на прокурора, даже если последний в своём представлении ходатайствует об ужесточении меры наказания или повышении штрафа.

Кассационный и апелляционный суды будут обязаны её принять. Кроме того, обжалованием может заняться вышестоящий прокурор.

Как обжаловать?

Нужно подать в один из судов заявление, в котором необходимо описать, почему заявитель считает, что представление прокурора нарушает его личные права. Документ можно подать и через официальный сайт суда, если у заявителя если электронная подпись.

Согласно «Кодексу административного судопроизводства» РФ от 08.03.2015 №21-ФЗ в исковом заявлении нужно указать данные о суде и заявителе, данные прокурора, наименование, номер и дату принятия решения, которое хотят оспорить.

Также нужно подробно указать причины, по которым заявитель решил, что действие нужно оспорить, какие гражданские права нарушил прокурор и нормативные акты, по которым можно проверить законность или незаконность представления прокурора.

Если к заявлению будут приложены дополнительные документы или если жалобу уже подавали в другие инстанции, это тоже надо зафиксировать в тексте.

Как оспорить вышестоящему прокурору?

Важно учитывать, представление какого по рангу прокурора подлежит обжалованию. Это поможет выяснить куда подавать обжалование.

То есть над сотрудником районный прокураторы, вышестоящий орган — прокуратура субъекта. Последняя, в свою очередь подчиняется Генпрокуратуре. Если нужно обжаловать полномочия генерального прокурора, документ нужно направлять президенту.

По структуре эта жалоба ничем не отличается от жалобы в суд. В документе обязательно нужно указать: суть жалобы, положения, которые были нарушены, данные заявителя, наименование органа-адресата жалобы, список прилагаемых документов и дату.

В какой срок необходимо оспорить?

Обжалование ходатайства обвинителя нужно успеть направить в суд в течение трёх месяцев, с момента, когда стало известно, что прокурор нарушил права и свободы.

  • Представление прокурора — это реакция в виде жалобы на нарушение прав одной из сторон судебного процесса.
  • Представления бывают двух видов: кассация (её можно подавать во все суды кроме мировых) и апелляция (разрешено подавать во все суды).
  • На жалобу прокурора тоже можно пожаловаться. Важно грамотно и подробно написать заявление в суд или вышестоящую прокуратуру.

Апелляционное представление прокурора на решение и представление на определение суда первой инстанции.

Прокурор в случаях, предусмотренных законом (ст. 34, 45, ч. 2 ст. 320, ч. 1 ст. 327, ч. 1 ст. 331 ГПК), вправе инициировать возбуждение производства в суде апелляционной инстанции, а также вступить в дело, рассматриваемое по жалобам сторон или других лиц, участвующих в деле.

Апелляционное представление – это акт прокурорского реагирования на принятое по гражданскому делу и не вступившее в законную силу решение суда первой инстанции, вносимый в суд апелляционной инстанции через суд, постановивший решение, в целях отмены или изменения (полностью или в части) данного судебного постановления.

Представление на определение суда первой инстанции – это акт реагирования прокурора на принятое по гражданскому делу и не вступившее в законную силу определение суда первой инстанции, вносимый в суд апелляционной инстанции, через суд, постановивший определение, в целях отмены (полностью или в части) данного судебного определения.

[3]

Прокурор вправе принести представление на судебное постановление в суд апелляционной инстанции лишь в случае, если он участвует в деле (ч. 2 ст. 320, ч. 1 ст. 331 ГПК). В п. 10.1 приказа Генпрокурора РФ со ссылкой на ст. 320 ГПК подчеркивается, что право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле. В п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» отражено, что по смыслу положений ст. 34, 35 и 45 ГПК прокурором, участвующим в деле, является прокурор, который обратился в суд первой инстанции с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или вступил в процесс для дачи заключения по делам, по которым его участие предусмотрено ГПК и другими федеральными законами. При этом прокурор обладает правом на принесение апелляционного представления независимо от его личного присутствия в судебном заседании суда первой инстанции.

Прокурор также вправе принести представление в случае, когда он не был привлечен судом первой инстанции к участию в деле, в котором его участие является обязательным в силу закона.

Основания для принесения представлений аналогичны основаниям для отмены или изменения решения (определения) суда первой инстанции в апелляционном порядке.

Участвующие в деле прокуроры обязаны своевременно реагировать на допущенные судом ошибки, приносить апелляционные представления и представления на определения суда первой инстанции. С этой целью они должны систематически проверять законность и обоснованность судебных постановлений по гражданским делам, подлежащим рассмотрению с участием прокурора, даже если решения (определения), вынесенные судом, соответствуют его заключению. Проверка судебных постановлений осуществляется в срок, установленный для апелляционного обжалования.

Читайте так же:  Федеральное автономное учреждение

Гражданские дела, по каким-либо причинам рассмотренные без участия прокурора, изучаются более тщательно и в полном объеме. Начинать изучение рекомендуется с иска (заявления), обращая внимание на требования истца (заявителя), предмет спора, характер правоотношений сторон, доказательства, представленные ими в подтверждение своих требований и возражений. Такой способ изучения дела позволяет еще до ознакомления с судебным решением сформировать собственное мнение относительно того, каким оно должно быть.

Проверку можно начать и с прочтения решения (определения) суда, после чего изучить апелляционные или частные жалобы (если они поступили), исковое заявление или заявление в зависимости от характера дела. Затем перейти к ознакомлению с материалами дела в той последовательности, в какой они расположены. Следует помнить, что способность прокурора выявить допущенные судом ошибки напрямую зависит от уровня его профессиональной подготовки, знания действующего федерального законодательства, других нормативных правовых актов, постановлений Пленума ВС РФ, судебной практики.

В процессе ознакомления с материалами гражданского дела прокурор должен выяснить: 1) характер правоотношений сторон; 2) соблюдены ли судом правила подведомственности и подсудности спора (ст. 22–33 ГПК); 3) надлежащий ли ответчик по делу; 4) нет ли обстоятельств, влекущих оставление иска (заявления) без рассмотрения либо прекращение производства по делу (ст. 220, 222 ГПК); 5) все ли заинтересованные лица привлечены к участию в деле; 6) не допущены ли судом нарушения норм процессуального права, влекущие безусловную отмену решения (ч. 4 ст. 330 ГПК); 7) правильно ли определены судом обстоятельства, имеющие значение для дела; 8) подтверждены ли надлежащими доказательствами (ст. 55, 59, 60, 61 ГПК) обстоятельства, имеющие значение для дела, которые суд считает установленными; 9) соответствуют ли выводы суда, изложенные в решении, обстоятельствам дела; 10) правильно ли применил суд нормы материального и процессуального права.

Несмотря на особый статус прокурора в гражданском процессе, отсутствие у него материально-правовой заинтересованности в исходе дела, его апелляционное представление (представление на определение суда), по сути, равнозначно апелляционной (частной) жалобе лица, участвующего в деле. Требования, предъявляемые к их содержанию и оформлению, идентичны.

В структуре апелляционного представления можно выделить четыре части: вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную.

Во вводной части указываются: 1) наименование суда, которому адресовано представление; 2) наименование должностного лица органов прокуратуры, внесшего представление, его местонахождение; 3) наименования других лиц, участвующих в деле, их процессуальное положение, место жительства или местонахождение; 4) дата принятия и название решения суда (дополнительное, заочное), о пересмотре которого ставится вопрос; 5) данные о том, каким судом и по какому гражданскому делу оно вынесено.

В описательной части: 1) кратко излагается существо дела; указывается содержание принятого судом первой инстанции решения; доказательства, на которых основаны выводы суда, доводы, по которым суд отклонил те или иные доказательства, а также законодательные акты, на которые суд сослался в решении; 2) если апелляционное представление приносится на дополнительное решение суда, излагается также краткое содержание основного решения суда, с указанием даты его принятия.

В мотивировочной части апелляционного представления дается его правовое обоснование, которое должно согласовываться с основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке. Это самая важная часть представления, являющаяся объективным анализом всех обстоятельств дела.

Все доводы прокурора должны иметь надлежащую правовую аргументацию. В зависимости от вида нарушения можно дать анализ той или иной статьи закона, сослаться на постановления Пленума ВС РФ, материалы официально опубликованных ВС РФ обзоров судебной практики и ответов на возникшие у судов вопросы. Так, например, исходя из конкретных норм права, необходимо объяснить, почему закон, в соответствии с которым суд постановил решение, не подлежал применению и указать, какой закон должен был быть применен. Ссылка на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допустима только в случае обоснования невозможности их представления в названный суд.

В представлении следует указывать на все допущенные по делу нарушения, как влекущие отмену или изменение решения, так и те, которые сами по себе не служат основанием к пересмотру решения, но в совокупности с другими влияют на решение вопроса о его законности и обоснованности.

При подготовке представления важно соблюдать последовательность и логичность изложения, обращать внимание на грамотность, точность формулировок, общую и юридическую культуру написания документа. Неуместны в представлении упреки и замечания в адрес суда, постановившего обжалуемое решение, по поводу его необъективности, предвзятости и т.д.

Резолютивная часть представления должна логически следовать из положений, составляющих содержание его мотивировочной части. Прокурор четко, в соответствии с полномочиями суда апелляционной инстанции формулирует обращенную к нему просьбу, указывая: 1) подлежит решение отмене или изменению полностью или в части (если в части, то какой); 2) как надлежит поступить суду апелляционной инстанции после отмены (изменения) решения (принять новое решение, прекратить производство по делу, оставить заявление без рассмотрения).

Представление подписывается прокурором, имеющим право на его принесение. К представлению прилагаются: 1) новые доказательства по делу (если таковые имеются); 2) копии представления и приложенных к нему письменных доказательств – по числу лиц, участвующих в деле.

Представление на определение суда первой инстанции имеет ту же структуру и содержание, что и апелляционное представление.

В случаях пропуска по уважительной причине срока для принесения апелляционного представления (представления на определение суда) прокурор должен обратиться в суд первой инстанции с мотивированным заявлением о его восстановлении (ст. 112 ГПК). К этому заявлению (выполняется на бланке прокуратуры и подписывается полномочным на принесение представления должностным лицом) прилагается соответствующее представление.

Видео (кликните для воспроизведения).

С учетом позиций Европейского Суда по правам человека о необходимости соблюдения принципа правовой определенности прокурорам надлежит принимать меры к тому, чтобы судебные ошибки исправлялись до вступления в силу соответствующих судебных постановлений.

Источники


  1. Яковлев, Я.М. Половые преступления; Душанбе: Ирфон, 2013. — 450 c.

  2. Скуратовский, М. Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции / М.Л. Скуратовский. — М.: Wolters Kluwer, 2018. — 200 c.

  3. Чернявский, А. Г. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие / А.Г. Чернявский. — М.: КноРус, 2016. — 112 c.
  4. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.
Обжаловать представление прокурора
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here