Надзорное производство в прокуратуре

Полная информация в статье на тему: "Надзорное производство в прокуратуре" с объяснением от специалистов. По всем вопросам обращайтесь к дежурному специалисту.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Генпрокуратуры РФ от 28.12.98 N 93 «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Наименование документ ПРИКАЗ Генпрокуратуры РФ от 28.12.98 N 93 «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа приказ, инструкция, перечень
Принявший орган генпрокуратура рф
Номер документа 93
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 28.12.1998
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

9.2.3. Формирование и оформление надзорных производств по обращениям, жалобам, уголовным, гражданским и арбитражным делам, спецдонесениям

9.2.3.1. Обращения, жалобы, принятые к производству, и другие связанные с ними документы группируются в надзорных производствах. В каждой прокуратуре заводится одно надзорное производство по одному и тому же делу или по одному и тому же вопросу. Документы в нем группируются в течение нескольких лет, пока ведется переписка по этому делу (вопросу).

9.2.3.2. Обращения, жалобы и иные документы подшиваются в мягкую обложку и располагаются в надзорном производстве в хронологическом порядке.

Личные документы заявителя возвращаются владельцу с ответом о результатах разрешения его жалобы. В случае, если по письменному решению должностного лица, подписывающего ответ, личные документы не возвращаются, они вкладываются в отдельный конверт, который подшивается в надзорное производство, а заявитель извещается об этом решении.

9.2.3.4. Запрещается подшивать в надзорные производства подлинники протоколов допроса обвиняемых, свидетелей, экспертов, поступившие в ходе следствия жалобы и принятые по ним решения, а также другие процессуальные документы, которые должны находиться только в следственном деле.

9.2.3.5. Законченные надзорные производства (примерно по 25 — 50 штук) хранятся в папках или коробках, на корешках которых указываются номера находящихся в них надзорных производств.

9.2.3.6. Карточки по законченным перепискам хранятся в надзорных производствах.

9.2.3.7. Сроки хранения надзорных производств проставляются оперативными работниками на обложках в соответствии с Перечнем документов органов прокуратуры Российской Федерации с указанием сроков хранения (М., 1997) при списании первых документов «В н/п».

9.2.3.8. Надзорные производства с временными сроками хранения могут включаться в одну опись с делами временного хранения при сдаче их на хранение в архив прокуратуры, при этом они размещаются в описи после дел.

Надзорное производство в прокуратуре

Я хочу ознакомиться с надзорным производством по моей жалобе в районную прокуратуру. К кому надо обратиться и есть ли ограничения по срокам.

Согласно пункту 1.10. Инструкции по делопроизводству

в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации

(утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2011 г. № 450) Каждому гражданину либо его представителю*(4) по письменному заявлению должна быть предоставлена возможность знакомиться с документами и материалами, надзорными и наблюдательными производствами, имеющимися в органах прокуратуры и затрагивающими его права и свободы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000 № 3-П).

Решение (письменное) о предоставлении гражданину для ознакомления документов принимает руководитель органа прокуратуры, структурного подразделения. Прокурорский работник, ознакомивший гражданина с документами, составляет соответствующую справку.

В случае отказа в удовлетворении просьбы гражданину руководителем органа прокуратуры, структурного подразделения дается мотивированное (письменное) разъяснение со ссылкой на статьи действующего законодательства, ограничивающего его право на ознакомление с указанными документами, материалами, надзорными и наблюдательными производствами.

Похожие вопросы

юрист Фомин Александр Николаевич:

На основании ФЗ о рассмотрении обращений, Вам ответят в 30-дневный срок (Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.

юрист Лигостаева Антонина Васильевна:

[b]Вопросов: 337 [/b] — Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, мы не занимаемся ничьим обучением и бесплатно, а консультацию нужно готовить!

юрист Евграфова Елена Алексеевна:

Здравствуйте. Вы вправе обжаловать данный ответ вышестоящему прокурору либо — в судебном порядке. Всего доброго. Спасибо, что выбрали наш сайт.

юрист Титова Анна Васильевна:

Здравствуйте Светлана Никакого подлога тут нет. Документы надо не отправлять, а ходатайствовать о приобщении их к делу. И что за надзорное производство в прокуратуре?

юрист Окулова Ирина Владимировна:

Настоящий ответ Вы вправе обжаловать вышестоящему прокурору или в суд. Можете в судебном порядке признать действия незаконными, а также применить ст.151 ГК РФ, если нарушены ваши права.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Генпрокуратуры РФ от 28.12.98 N 93 «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Наименование документ ПРИКАЗ Генпрокуратуры РФ от 28.12.98 N 93 «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа приказ, инструкция, перечень
Принявший орган генпрокуратура рф
Номер документа 93
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 28.12.1998
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

9.2. Формирование дел и надзорных производств

9.2.1.1. Формирование дел и надзорных производств возлагается на канцелярию.

В структурных подразделениях группируются в дела и надзорные производства документы, относящиеся к их компетенции, а в районной прокуратуре — в целом по прокуратуре.

9.2.1.2. Формирование и хранение дел и надзорных производств у исполнителей запрещается.

9.2.1.3. В дела и надзорные производства подшиваются только исполненные, правильно оформленные документы, относящиеся к разрешению одного вопроса, в хронологической последовательности. В каждое дело или надзорное производство подшивается не более 250 листов. Если документов больше, заводится второй том.

Приложения большого объема группируются в отдельные тома.

9.2.1.4. Документы подшиваются не позднее чем на третий день после их исполнения.

9.2.1.5. Надписи на обложках дел и надзорных производств делаются тушью или светостойкими чернилами.

Подлежат нумерации листы:

надзорных производств, передающихся на государственное хранение;

надзорных производств по уголовным делам, расследуемым данной прокуратурой, или по делам, за расследование которых она осуществляет непосредственный надзор; в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, например, подлежат нумерации листы в надзорных производствах, формируемых в управлениях по расследованию особо важных дел, по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и в отделе по надзору за расследованием особо важных дел.

Читайте так же:  Основания приобретения и прекращения права собственности

Руководители прокуратур и структурных подразделений Генеральной прокуратуры РФ имеют право расширить перечень надзорных производств, листы которых необходимо нумеровать.

Нумеруются листы графитным карандашом, причем каждый том отдельно. Запрещается нумеровать листы чернилами и цветными карандашами.

Во все дела и перечисленные надзорные производства включается внутренняя опись документов (приложение 35) и в конце составляется и подшивается заверительная надпись (приложение 36).

9.2.1.6. Дополнительные реквизиты при формировании секретных дел и надзорных производств регламентированы соответствующим Приложением о работе с секретными материалами, документами, делами.

9.2.2.1. Исполненные документы группируются в дела в соответствии с номенклатурой дел. В дела группируются документы одного года. Исключение составляют переходящие дела.

9.2.2.2. Документы постоянного и временного сроков хранения группируются в дела раздельно. В одном деле допускается группировать документы с разными сроками хранения, когда они относятся к решению одного вопроса; по окончании делопроизводственного года из документов формируются два дела: одно — из документов постоянного, другое — из документов временного хранения.

9.2.2.3. Приказы по общим вопросам группируются отдельно от приказов по личному составу.

9.2.2.4. Документы коллегии группируются в два дела: протоколы, решения (первые экземпляры); материалы к заседанию коллегии (повестки дня, доклады, справки, заключения, проекты решения коллегии и др.). Протоколы располагаются в деле по номерам.

9.2.2.5. Планы, отчеты, материалы к ним группируются в дела того года, к которому они по своему содержанию относятся (например, отчеты за 1993 г. должны быть отнесены к делам 1993 г., хотя они составлены в 1994 г.).

9.2.2.6. На обложках дел (приложение 30) обязательно указываются крайние даты.

Дела постоянного хранения заключаются в твердую обложку, прошиваются прочными нитками в четыре прокола.

Дела временного хранения подшиваются в мягкую обложку.

9.2.2.7. По окончании года на обложке каждого тома дела постоянного хранения указываются:

в заголовках номера приказов, указаний, протоколов; например: с N 1 по N 100 или с N 101 по N 205;

дата (число, месяц, год) начала и окончания дела;

оговорка по форме: «Имеются такие-то документы за такие-то годы» (если в деле отложились документы за более ранние годы).

9.2.2.8. По окончании года проводится отбор документов постоянного и временного хранения, подлежащих включению в опись (приложения 31, 32).

Опись дел постоянного хранения в вышестоящей прокуратуре составляется по структурным подразделениям в отдельности, в остальных прокуратурах — в целом по прокуратуре.

9.2.2.9. Опись ведется с единой порядковой нумерацией в течение нескольких лет и заканчивается по согласованию с Госархивом, в который прокуратурой передаются документы на хранение.

Каждому тому дела или надзорного производства присваивается свой номер согласно описи.

9.2.2.10. В годовом разделе описи дела, включающие организационно-распорядительные документы, располагаются в начале описи.

В годовой раздел описи вносятся и дела постоянного хранения, делопроизводство которых не было завершено в течение года. В этом случае в конце годовых разделов описи каждого следующего года, в течение которого продолжалось делопроизводство, указывается: «Документы по данному году см. также в разделе за ______ год N ______».

9.2.2.11. Годовые разделы описей (приложение 31) дел постоянного хранения составляются в четырех экземплярах, подписываются председателем ЦЭК или ЭК (после одобрения описи комиссией). Два экземпляра годового раздела описи направляются на утверждение в соответствующий госархив, после чего утверждаются руководителем прокуратуры. Первый экземпляр описи после утверждения остается в госархиве, второй возвращается в прокуратуру.

В соответствии с утвержденными годовыми разделами описи прокуратура обязана в установленные сроки сдать в госархив на хранение все дела, внесенные в опись.

9.2.2.12. Описи документов временного хранения (приложение 32) составляются в 2 экземплярах отдельно от описей документов постоянного хранения.

9.2.2.13. Каждое дело (том) по описи дел постоянного хранения имеет свой порядковый номер, систематизация дел устанавливается архивом прокуратуры. Порядковые номера описям структурных подразделений на дела постоянного срока хранения присваиваются архивом прокуратуры.

9.2.2.14. При передаче документов на хранение в Госархив описи должны иметь оглавление и заверительный лист.

9.2.3.1. Обращения, жалобы, принятые к производству, и другие связанные с ними документы группируются в надзорных производствах. В каждой прокуратуре заводится одно надзорное производство по одному и тому же делу или по одному и тому же вопросу. Документы в нем группируются в течение нескольких лет, пока ведется переписка по этому делу (вопросу).

9.2.3.2. Обращения, жалобы и иные документы подшиваются в мягкую обложку и располагаются в надзорном производстве в хронологическом порядке.

Личные документы заявителя возвращаются владельцу с ответом о результатах разрешения его жалобы. В случае, если по письменному решению должностного лица, подписывающего ответ, личные документы не возвращаются, они вкладываются в отдельный конверт, который подшивается в надзорное производство, а заявитель извещается об этом решении.

[2]

9.2.3.4. Запрещается подшивать в надзорные производства подлинники протоколов допроса обвиняемых, свидетелей, экспертов, поступившие в ходе следствия жалобы и принятые по ним решения, а также другие процессуальные документы, которые должны находиться только в следственном деле.

9.2.3.5. Законченные надзорные производства (примерно по 25 — 50 штук) хранятся в папках или коробках, на корешках которых указываются номера находящихся в них надзорных производств.

[1]

9.2.3.6. Карточки по законченным перепискам хранятся в надзорных производствах.

9.2.3.7. Сроки хранения надзорных производств проставляются оперативными работниками на обложках в соответствии с Перечнем документов органов прокуратуры Российской Федерации с указанием сроков хранения (М., 1997) при списании первых документов «В н/п».

9.2.3.8. Надзорные производства с временными сроками хранения могут включаться в одну опись с делами временного хранения при сдаче их на хранение в архив прокуратуры, при этом они размещаются в описи после дел.

Надзорное производство в уголовном процессе

Надзорное производство в уголовном процессе – исключительная компетенция Президиума Верховного суда РФ. Обращение с надзорной жалобой (для прокуратуры – представлением) – последняя возможность обжаловать судебное решение (приговор, определение или постановление). Если обжалуемый судебный акт будет оставлен в силе, то единственный шанс что-либо изменить – пересмотр уголовного дела по новым (вновь открывшимся) обстоятельствам. Правда, это уже совершенно другая процедура в сравнении с обжалованием судебных решений.

Какие решения пересматриваются в порядке надзора

Для начала необходимо сказать, что не позднее октября 2019 года в системе судов общей юрисдикции (СОЮ) появятся новые суды – апелляционные и кассационные. Это изменит перечень решений, которые могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом ВС РФ.

Читайте так же:  Одинокий пенсионер имеет право на льготы

В настоящее время надзорная инстанция в уголовном процессе пересматривает вступившие в силу:

  1. Судебные решения, принятые при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции судами регионального уровня (областными, краевыми и т.д.) и окружными военными судами, если такие решения прошли апелляционное рассмотрение в ВС РФ.
  2. Апелляционные решения профильных коллегий Верховного суда (апелляционной, военной и по уголовным делам).
  3. Кассационные решения профильных коллегий Верховного суда (военной и по уголовным делам).
  4. Постановления Президиума ВС РФ.

Как только в системе СОЮ появятся апелляционные и кассационные суды, в порядке надзора можно будет обжаловать только решения Апелляционной коллегии ВС РФ и постановления Президиума ВС РФ.

Порядок подготовки и подачи жалобы

Обратиться в надзор вправе:

  • осужденные и оправданные;
  • защитники и законные представители осужденного (оправданного);
  • потерпевшие и их представители;
  • частные обвинители (по делам частного обвинения) и их представители;
  • гражданские истцы, ответчики и их представители – только если решение оспаривается в части гражданского иска;
  • другие лица, если обжалуемое решение затрагивает их права и интересы;
  • генеральный прокурор, прокурор субъекта федерации, их заместители (обращаются в надзор с представлением).

Надзорная жалоба готовится и подается непосредственно в Верховный суд РФ.

В жалобе обязательно должны быть указаны:

  1. Адресат обращения – Президиум Верховного суда РФ.
  2. Данные заявителя – процессуальный статус, ФИО или название организации, место жительства (нахождения).
  3. Все суды, которые рассматривали уголовное дело в той или иной инстанции, и принятые ими решения.
  4. Нарушения УК РФ и (или) УПК РФ, которые повлияли на исход дела. Если основание для обращения в надзор – несоблюдение условий досудебного соглашения, указываются данные, которые об этом свидетельствуют. Если обращается лицо, которое не участвовало в уголовном деле, указываются, какие права и интересы нарушены обжалуемым судебным решением.
  5. Доводы о наличии нарушений и доказательства, подтверждающие их наличие.
  6. Просьба заявителя, которая должна соответствовать полномочиям надзорной инстанции, указанным в ст. 412.11 УПК РФ.
  7. Дата и подпись.
  8. Перечень приложений.

К жалобе обязательно прикладываются копии всех судебных решений, которые были приняты при рассмотрении уголовного дела (первая инстанция, апелляция, кассация). Копии должны быть заверены судом, принявшим соответствующий судебный акт.

Как правило, жалоба готовится по образцу – используется стандартная процессуальная форма документа или пример ранее подготовленной жалобы. Однако жалоба должна быть индивидуальна по содержанию, особенно в части перечисления нарушений и доказательств их наличия. Любой образец служит лишь ориентиром. Он помогает понять структуру жалобы, что за чем идет, на какие статьи УПК при подаче жалобы нужно ссылаться, а также помогает разобраться с оформлением документа.

В большинстве случаев надзорные жалобы по уголовным делам готовятся адвокатами со стороны потерпевшего или со стороны осужденного, которые уже участвовали в деле или привлечены впервые. Это обеспечивает юридически грамотную подготовку всех документов и практически исключает вероятность возврата жалобы из-за нарушения процессуальных требований.

Порядок надзорного производства

Видео (кликните для воспроизведения).

Надзорное производство состоит из нескольких этапов:
  1. Первично поступившая жалоба анализируется и оценивается на предмет наличия оснований для ее возврата или дальнейшего движения. На этот этап отводится 10 дней с момента поступления материалов в Верховный суд.

Жалоба возвращается заявителю, если:

  • не отвечает процессуальным требованиям к ее форме и содержанию;
  • подана на судебное решение, которое не может быть пересмотрено в порядке надзора;
  • подана лицом, которое не имеет право на обращение с надзорной жалобой;
  • подана с нарушением срока;
  • отозвана заявителем.
  1. На втором этапе жалоба и приложения к ней изучаются судьей Верховного суда РФ. Он вправе запросить и изучить материалы уголовного дела. По результатам принимается решение об отказе в передаче жалобы на рассмотрение Президиума или о направлении ее в Президиум.
  2. Если судьей ВС РФ принято решение об отказе в рассмотрении дела Президиумом ВС РФ, оно может быть оспорено заявителем или пересмотрено Председателем ВС РФ (его заместителем) по своей собственной инициативе. В случае принятия положительного решения дело передается на рассмотрение Президиуму ВС.
  3. Поступившая в Президиум ВС РФ жалоба рассматривается на специальном для этого назначенном заседании в течение 1 месяца с момента поступления материалов в ВС РФ, а если было затребовано уголовное дело – в течение 2 месяцев.
  4. На заседании первично выступает судья-докладчик, затем заслушиваются позиции участвующих в рассмотрении жалобы лиц. Обычно там присутствует сам заявитель и (или) его представитель, а также представитель от прокуратуры.

Решение надзорной инстанции

Президиум ВС РФ по итогам рассмотрения жалобы вправе:

  • Отказать в ее удовлетворении. Это автоматически оставляет все обжалуемые решения в силе.
  • Отменить все ранее принятые судами решения и прекратить уголовное дело.
  • Отменить все ранее принятые судами решения и передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.
  • Отменить все ранее принятые судами решения и вернуть уголовное дело в прокуратуру для исправления нарушений, допущенных при составлении обвинительного заключения (акта).
  • Отменить апелляционное решение и передать дело на новое рассмотрение в апелляцию.
  • Отменить кассационное решение и передать дело на новое рассмотрение в кассацию.
  • Внести изменения в судебное решение (приговор, определение или постановление).
  • Оставить жалобу без рассмотрения (при наличии оснований, которые предусмотрены для возврата надзорных жалоб).

Принятие Президиумом ВС РФ того или иного решения не ограничено доводами заявителя и указанными им основаниями для пересмотра. В надзоре уголовное дело может быть пересмотрено заново и в полном объеме. При рассмотрении дела Президиум должен проверить правильность применения УК и УПК РФ всеми судами, которые ранее рассматривали уголовное дело.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРОРА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ В СТАДИИ НАДЗОРА

Надзорное производство по гражданским делам, также как и в уголовно судопроизводстве, является стадией исключительной. Исправление ошибок судов первой инстанции должно происходить, как правило, в судах кассационной инстанции. Между тем в надзорном порядке пересматриваются куда более неправосудных решений, чем в кассационном порядке. Прокурорский надзор в стадии надзорного производства является одной из существенных гарантий успешного пересмотра в решений, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу.

Субъектами надзорного опротестования являются должностные лица органов прокуратуры. Прокурор, не обладающий правом принесения надзорного протеста, вносит соответствующее представление вышестоящему прокурору, правомочному это сделать. Полномочия по принесению протестов прокуроры используют в случае необходимости исправить ошибки судов первой инстанции, которые не были своевременно исправлены. Предметом опротестования могут быть также определения судов кассационной инстанции, когда необоснованно отменялись или изменялись законные и обоснованные решения.

Читайте так же:  Способы выйти раньше на пенсию при учёте советского стажа

Закон предоставляет прокурорам право принесения надзорного протеста, а также прокурорам районов и городов — право истребовать из суда гражданских дел для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора. Поводами для истребования и проверки дела могут быть жалобы сторон, третьих лиц, сообщения в печати, результаты проверки деятельности судов, а также усмотрение прокурора.

Каждая жалоба на решение, вступившее в законную силу, подлежит тщательной проверке. При этом не может быть без внимания оставлен ни один довод, приведённый в жалобе. В результате проверки жалобы и изучения материалов дела прокурор принимает решение об отказе в принесении протеста или о принесении протеста.

В случае отклонения жалобы прокурор составляет заключение. В нем указывается: содержание решения суда; наиболее существенные доводы, приводимые в жалобе; ссылка на доказательства опровергающие доводы жалобы, материальные и процессуальные основания, в силу которых решения суда признаются законными и обоснованными; решение об отказе в принесении жалобы. Заключение подписывается прокурором, от имени которого оно составлено, и утверждается прокурором, правомочным принести надзорный протест. После этого заключение приобретает силу процессуального документа.

В случае необходимости прокуроры вправе приостановить исполнение соответствующих решений, определений и постановлений до окончания производства в порядке надзора. Указание прокурора о приостановлении решения дается в письменном виде, и направляются в суд, принявший решение по делу.

На обязанности прокурора лежит также надзор за соблюдением закона и норм процесса, как составом суда надзорной инстанции, так и участниками процесса. Прокурор проверяет полномочия суда данного состава на рассмотрение конкретного дела. Если кто-то из судей неправомочен, участвовать в рассмотрении дела, прокурор заявляет ему отвод.

Деятельность прокурора в суде надзорной инстанции заканчивается его надзором за законностью и обоснованностью постановления или определения суда надзорной инстанции. Если оно является не законным или необоснованным, прокурор входит с представлением к вышестоящему прокурору на предмет его отмены или изменения.

Проверяя дело, прокурору надлежит иметь в виду особенности оснований к возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Этими основаниями являются:

существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта,

установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других лиц участвующих в деле;

отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления другого органа, послужившего основанием к вынесению данного решения, определения.

Установив новые обстоятельства, прокурор в течение трёх месяцев со дня их обнаружения подаёт заявление в суд, вынесший решение. В заявлении прокурор указывает конкретные обстоятельства, являющиеся новыми для заявителя. При этом он даёт обоснование их существенного значения по делу и указывает обстоятельства, в силу каких причин они не были известны заявителю.

Заявление прокурора о возобновлении дела суд рассматривает в судебном заседании с участием прокурора. Суд, рассмотрев заявление о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, вправе, удовлетворив заявление, отменить решение, определение или постановление, либо отказать в удовлетворении заявления, тем самым отказаться в пересмотре дела. Определение суда об удовлетворении заявления о пересмотре решения, определения или постановления обжалованию не подлежит.

В случае отмены решения, определения или постановления дело рассматривается в обычном порядке.

Надзорное производство в уголовно-процессуальном праве РФ

Понятие надзорного производства, его отличие от апелляционного и кассационного. Порядок рассмотрения дела судом надзорной инстанции. Основания к отмене или изменению вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений нижестоящих судов.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 21.05.2010
Размер файла 50,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Контрольная работа по дисциплине

«Уголовный процесс Российской Федерации»

Тема № 3. Надзорное производство

Подобные документы

Надзорное производство, как стадия уголовного процесса. Отличие от производства апелляционного и кассационного. Порядок рассмотрения дела судом надзорной инстанции. Недопустимость поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора.

контрольная работа [25,7 K], добавлен 06.03.2009

Понятие и сущность пересмотра решений суда в гражданском процессуальном праве. Сущность и значение стадии пересмотра судебных постановлений в порядке надзора; основания к пересмотру. Процессуальный порядок рассмотрения дела судом надзорной инстанции.

курсовая работа [48,3 K], добавлен 18.03.2010

Понятие и признаки пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений. Порядок производства по проверке. Понятие и виды оснований отмены или изменения приговоров. Ограничения полномочий суда запретом поворота к худшему.

курсовая работа [48,3 K], добавлен 16.05.2015

Понятие, виды и стадии гражданского процесса. Порядок рассмотрения дела в суде первой и второй инстанции. Особенности современной российской системы кассационного обжалования. Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу.

реферат [39,7 K], добавлен 05.01.2014

Апелляционный порядок обжалования приговоров и решений мирового суда, рассмотрение уголовного дела. Сущность, значение и признаки кассационного производства. Основания и порядок отмены и изменения судебных решений, не вступивших в законную силу.

дипломная работа [100,4 K], добавлен 21.06.2012

Сущность института обжалования судебных решений и определений, не вступивших в законную силу. Сущность права кассационного обжалования. Процессуальный порядок и сроки рассмотрения дел по кассационным жалобам (или протестам) судом второй инстанции.

дипломная работа [85,4 K], добавлен 27.07.2011

Понятие и особенности апелляционного производства в арбитражном суде первой инстанции. Право обжалования, форма и содержание жалобы. Проверка законности и не вступивших в законную силу решений судов путем повторного рассмотрения гражданского дела.

курсовая работа [30,0 K], добавлен 24.02.2011

Сущность кассационного обжалования, пересмотр решений, не вступивших в законную силу. Право кассационного обжалования судебных постановлений. Процессуальный порядок рассмотрения дел в кассационной инстанции. Обжалование определения кассационной инстанции.

курсовая работа [31,9 K], добавлен 22.02.2010

Обжалование и проверка судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора. Порядок и нормативно-правовая база, а также основания для отмены соответствующих решений, определений и постановлений. Анализ практики прокурорского надзора.

курсовая работа [36,1 K], добавлен 23.12.2014

Право надзорного обжалования и порядок его реализации. Полномочия суда надзорной инстанции и основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора. Рассмотрение основных теоретических и практических проблем надзорного производства.

Читайте так же:  Неправомерные платежи в квитанциях за ку

курсовая работа [38,7 K], добавлен 28.12.2014

Основы российского права

Надзорное производство

Предметом проверки дел в порядке надзора являются судебные решения, вступившие в законную силу, и опротестованные управомоченными на то законом должностными лицами.

Надзорное производство — это еще один барьер на пути вынесения незаконных и необоснованных приговоров, метод исправления судебных ошибок.

Кассационное и надзорное производство во многом сходны, но надзорное производство отличается более узким кругом опротестования уголовных дел. Такое право принадлежит соответствующему прокурору, председателю суда и их заместителям.

Надзорное производство начинается, как правило, с рассмотрения указанными должностными лицами жалоб, заявлений, писем или иных сообщений по поводу незаконности и необоснованности вступившего в законную силу приговора, а также просьб о принесении протеста на приговор. Если эти просьбы покажутся убедительными, должностное лицо приносит протест, если нет, просителю отказывается в просьбе. Дела в порядке надзора рассматривают:

  • президиумы судов субъектов Федерации;
  • Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ;
  • Президиум Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ и Генеральный прокурор РФ вправе приносить протест в порядке надзора во все суды, а их заместители — во все суды, кроме Президиума Верховного Суда РФ.

Дело в порядке надзора рассматривается с обязательным участием прокурора, который поддерживает принесенный им протест или дает заключение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя. В необходимых случаях для дачи объяснений могут быть приглашены участники процесса или их представители.

Слушание дела начинается докладом председателя суда или по его поручению члена президиума или суда. Если присутствуют участники процесса и их представители, то они вправе дать устные объяснения. Затем слово берет прокурор для поддержания протеста или дачи заключения по протесту, внесенному председателем суда или его заместителем.

После заключения протест ставится на голосование. Решение надзорной инстанции принимается большинством голосов. При равенстве голосов протест считается отклоненным.

Полномочия суда надзорной инстанции также ограничены действием запрета «поворота к худшему». Она может:

  • оставить протест без удовлетворения;
  • отменить приговор и все последующие судебные документы и прекратить дело производством либо передать на новое рассмотрение;
  • отменить кассационное определение и передать дело на новое кассационное рассмотрение;
  • отменить определения и постановления, вынесенные в порядке надзора, и оставить в силе с изменением или без изменения приговор.

Надзорное производство в прокуратуре

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

[3]

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Прокурорский надзор

Участие прокурора в стадии надзорного производства

В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда. Ходатайство прокурора именуется надзорным представлением.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 2007 г. № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» (с изменениями от 26 мая 2008 г.) требует обеспечить соблюдение законности при пересмотре приговоров, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу.

Прокуроры обязаны своевременно приносил» надзорные представления в целях отмены судебных решений но уголовным делам в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если в предшествующем разбирательстве допущены существенные (фундаментальные) нарушения закона, повлиявшие на исход дела.

Органы прокуратуры Российской Федерации в соответствии с их компетенцией принимают к рассмотрению жалобы, заявления и другие обращения на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов, в том числе на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу.

При рассмотрении жалоб, заявлений и других обращений на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов прокуроры обязаны руководствоваться требованиями Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, устанавливающей единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений.

В связи с тем, что поступившие в органы прокуратуры жалобы, заявления и другие обращения могут содержать информацию о нарушении прав не только обратившегося лица, но и прав других лиц, прокуроры обязаны рассматривать заявления и другие обращения как лиц, имеющих процессуальное право обжалования решения суда в соответствии со ст. 402 УПК РФ, так и иных лиц, заинтересованных в исходе уголовного дела.

При необходимости прокуроры предлагают заявителям представлять копии обжалуемых судебных решений, а также копии иных процессуальных документов, подтверждающих доводы, изложенные в жалобе, заявлении либо обращении. Если отсутствие указанных документов препятствует рассмотрению жалобы, заявления или иного обращения по существу, прокуратуры возвращают их заявителю с указанием причин, по которым доводы обращения не могут быть проверены.

В случае отсутствия в жалобе (заявлении либо обращении) сведений, достаточных для ее разрешения, они возвращают се заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

Читайте так же:  Отказ от явки с повинной

При проверке доводов жалобы, заявления либо обращения, помимо судебных решений, прокуроры вправе использовать имеющиеся в распоряжении прокуратуры копни иных процессуальных документов, при необходимости знакомиться с материалами дела в суде. По результатам проверки доводов жалобы, заявления либо обращения прокурорам в пределах их компетенции дано право приносить надзорное представление в соответствующий суд либо направлять представление вышестоящему прокурору о принесении надзорного представления в вышестоящий суд, а в случае отказа в принесении надзорного представления и оставления жалобы, заявления либо обращения без удовлетворения — выносить мотивированное заключение. О принятом решении прокуроры обязаны уведомлять заявителя.

Надзорные представления в президиум верховного суда республик. краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа на приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение верховного суда республик. краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа обязаны приносить соответствующий прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель.

Надзорные представления в президиум окружного (флотского) военного суда на приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда обязаны приносить военный прокурор округа (флота) и приравненный к нему военный прокурор или его заместители.

В связи с тем, что внесение повторных жалоб в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается, после принятия решения прокурором, правомочным приносить надзорное представление, им необходимо прекращать дальнейшее производство по жалобе, если отсутствуют основания для направления представления вышестоящему прокурору о принесении надзорного представления в вышестоящий суд.

В случае несогласия с решением прокурора субъекта Российской Федерации, военного прокурора округа (флота) и приравненного к нему военного прокурора, оставившего жалобу без удовлетворения, надзорное представление в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, президиум окружного (флотского) военного суда приносит Генеральный прокурор РФ или его заместитель.

Представление об отмене постановления судьи об отказе в удовлетворении надзорного представления приносится прокурором субъекта Российской Федерации или его заместителем председателю верховного суда республики, краевого, областного и приравненного к ним суда, а военным прокурором округа (флота) и приравненным к нему военным прокурором или его заместителем — председателю окружного (флотского) военного суда.

В случае принятия председателем соответствующего суда решения об отказе в удовлетворении представления прокуроры всех уровней обязаны ходатайствовать перед Генеральным прокурором РФ или его заместителем о внесении представления в Верховный Суд Российской Федерации.

При несогласии с постановлением президиума верховного суда республики, краевого, областного и приравненного к ним суда, окружного (флотского) военного суда прокурору субъекта Российской Федерации, военному прокурору округа (флота) и приравненному к нему военному прокурору или их заместителям необходимо направлять представления в Генеральную прокуратуру РФ или Главную военную прокуратуру о внесении надзорного представления в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации или Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Представление составляется в соответствии с требованиями ст. 375 УПК РФ. К представлению прилагаются копни судебных решений, а в необходимых случаях и иных процессуальных документов, подтверждающих доводы, изложенные в представлении.

Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель приносят надзорное представление:

  • в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации о пересмотре постановления президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, а также в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации о пересмотре постановления президиума окружного (флотского) военного суда, приговора, определения и постановления указанных судов, если эти судебные решения не были предметом рассмотрения в кассационном порядке Верховным Судом Российской Федерации;
  • в Президиум Верховного Суда Российской Федерации о пересмотре определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, приговора и определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, постановления судьи Верховного Суда Российской Федерации о назначении судебного заседания;
  • Председателю Верховного Суда Российской Федерации либо его заместителям о пересмотре постановления судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в удовлетворении надзорного представления.

Принять во внимание, что в соответствии сост. 407 УПК РФ участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции является обязательным как при рассмотрении надзорного представления, так и при рассмотрении надзорной жалобы.

Прокуроры до рассмотрения дела судом надзорной инстанции обязаны готовиться к судебному заседанию, знакомиться с материалами уголовного дела в суде, истребовавшем дело, по результатам ознакомления составлять заключение, всесторонне изучать законодательство, необходимое для правового обоснования своей позиции.

В заседании президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа принимает участие прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель, а в заседании президиума окружного (флотского) военного суда — военный прокурор округа (флота), приравненный к нему военный прокурор или его заместитель.

В заседании Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации принимают участие прокуроры Главного управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры РФ. а в заседании Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации — прокуроры управления обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры или по поручению заместителей Генерального прокурора Российской Федерации — иные прокуроры.

Видео (кликните для воспроизведения).

В заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимает участие только Генеральный прокурор РФ или его заместитель.

Источники


  1. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.

  2. Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 257 c.

  3. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.
  4. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 464 c.
Надзорное производство в прокуратуре
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here