Конституция рф армия

Полная информация в статье на тему: "Конституция рф армия" с объяснением от специалистов. По всем вопросам обращайтесь к дежурному специалисту.

Конституция Российской Федерации 2019

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
Соединенные общей судьбой на своей земле,
Утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
Сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
Исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
Чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
Возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
Стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
Исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
Сознавая себя частью мирового сообщества,
Принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Ныне действующая Конституция была принята в 1993 году, когда образовалось новое государство под названием Российская Федерация. До этого она находилась в статусе союзной республики, входившей в Советский Союз (СССР). В 2008 и в 2014 годах в этот документ были внесены поправки. Изменились сроки избрания президента, а так же некоторые функции Госдумы и судебной системы. В остальном Конституция РФ сохранила свою неизменность с периода формирования нового государства.

Любая Конституция является базовым юридическим документом, на основе которого формируется вся правовая система страны. Базовый характер проявляется в декларации основных прав и свобод граждан, принципов устройства государства и отдельных его структур. Описать в одном документе все правовые механизмы реализации декларируемых норм невозможно, поэтому вся правовая система страны строится по принципу детализации системы защиты конституционных прав, свобод и обязанностей.

Конституция РФ делится на три части:

  • описание строя как принципиальной основы формирования общества;
  • устройство системы управления;
  • защищаемые властью права людей.

Российская Федерации и Россия – это равнозначные понятия, которые используются в любых официальных документах. Главным носителем власти в стране является население, которое реализует свои полномочия непосредственно (через выборы и референдум), а так же опосредованно, делегируя властные полномочия государственным и муниципальным органам.

Таким образом, Конституция создаётся для того, чтобы обозначить основные права и обязанности граждан. Обычно именно это считается главным. Однако не менее значимым является построение государственной системы, которая и должна защищать права граждан.

Что гарантировано гражданам России

Теме гарантий посвящена Глава вторая, состоящая из 47 статей. В каждой из них содержится перечень прав, которые принадлежат всем гражданам от их рождения при условии, что их реализация не нарушает конституционных прав других людей. На словосочетании «при условии» и построена юридическая система страны. Например, человек, лишивший жизни другого человека, теряет своё право на свободу или даже на жизнь.

Это «условное» наделение граждан правами отражается и в некоторых статьях Конституции. Например, статья 20 каждому человеку (гражданство не уточняется) гарантирует право на жизнь. Это означает, что все государственные структуры обязаны защищать каждого человека, находящегося в зоне юрисдикции России, от посягательств на его жизнь.

Однако это не касается тех, кто за лишение жизни другого человека приговорён к смертной казни. Выходит, что при определённых условиях государство намеренно не выполняет взятых на себя обязанностей. И хоть в России давно действует мораторий на смертную казнь, это не является основанием для отмены второй части статьи 20.

Аналогичное противоречие содержится и в ст. 22, дающей людям право на личную свободу. Однако, если кто-то по отношению к другим людям нарушил это право, то он может быть лишён свободы на 48 часов (без суда) или, если по решению суда, то на длительный срок.

Кроме того Конституция гарантирует людям права на:

  • личную тайну;
  • свободу слова как выражение мысли;
  • неприкосновенность своего жилища;
  • свободу передвижения;
  • произвольный выбор места проживания;
  • произвольный выбор вероисповедания и родного языка;
  • передачу информации, за исключением сведений, составляющих гостайну;
  • защиту от цензуры;
  • свободу экономической деятельности, не нарушающую антимонопольное законодательство;
  • частную собственность;
  • наследование имущества;
  • владение земельными участками;
  • труд в безопасных условиях;
  • отдых;
  • пенсии и соцобеспечение;
  • защиту материнства и детства;
  • собрания и шествия мирного характера;
  • жилище через предоставление квартир по договорам соцнайма;
  • охрану здоровья;
  • бесплатную медпомощь;
  • благоприятную среду;
  • участие в управлении обществом и государством;
  • возмещение вреда, нанесённого экологической среде;
  • информацию о состоянии экологической среды;
  • бесплатное образование на дошкольном, основном общем и среднем профессиональном уровне;
  • творческую самореализацию;
  • охрану интеллектуальной собственности;
  • защиту в суде.

Самостоятельно свои права люди могут осуществлять с 18 лет. До этого заботу об обеспечении конституционных гарантий берут на себя родители, опекуны и другие законные представители несовершеннолетних граждан.

Устройство общества и власти

Данной теме посвящены семь глав, в которых описываются:

  • основные принципы устройства общества;
  • структура и устройство страны;
  • основные нормы реализации президентской власти;
  • устройство властных структур;
  • принципы деятельности судебной власти;
  • основы местного самоуправления.

Россия декларируется как федеративное демократическое государство с республиканской формой правления. Страна состоит из 85 субъектов федерации. Среди ни 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа, 3 города. Главой государства считается президент.

Законодательная власть представлена Федеральным Собранием. Её исполнительная часть сконцентрирована в Правительстве, состоящем из Председателя, его заместителей и министров. Правосудие может быть реализовано только с помощью судов разных инстанций. На местном уровне управление обществом осуществляется органами самоуправления.

Конституцию можно сравнить с портретом страны, описанным в общих чертах, но с максимальной достоверностью. Существует ещё сравнение со скелетом организма. От формы и функций его структурных частей зависит и формирование всех остальных органов. Можно представить ещё немало образных определений, которые способны проиллюстрировать роль конституции в жизни страны. Однако достаточно только назвать этот документ основой все правовой системы страны.

Конституция РФ армия

Конституция и Федеральный Закон о воинской обязанности

Воинская обязанность — закрепленная Конституцией РФ и регулируемая нормами военного права обязанность граждан РФ нести военную службу в Вооруженных Силах РФ и других войсках и защищать Отечество. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных ФЗ случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Воинская обязанность регулируется ФЗ РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и другими нормативными актами. По действующему законодательству формами исполнения воинской обязанности являются: подготовительные (воинский учет, подготовка к военной службе, военное обучение в военное время); основные (поступление на военную службу, прохождение военной службы, прохождение альтернативной гражданской службы, пребывание в запасе); специальная — служба (работа) в качестве военных строителей. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами (военкоматами) по месту жительства (об основных формах исполнения В. о. см. Альтернативная служба. Военная служба).

Правовые основы военной службы регламенти рованы соответствующим законодательством. Оно представляет собой совокупность правовых норм по регулированию общественных отноше ний, возникающих в связи с исполнением воин ской обязанности гражданином Российской Феде рации. Это законодательство структурно состоит из конституционных норм, законов и иных нор мативных правовых актов. В целом оно представ ляет собой системное образование, имеющее общий предмет — правовое регулирование.

Читайте так же:  Договор займа между ооо

Основы правового регулирования обеспечения обороны страны и строительства Вооруженных Сил содержатся в Конституции Российской Феде рации. Значимость Конституции для нормальной жизнедеятельности государства, в том числе и для военной деятельности, состоит в том, что ее нормы и институты обладают высшей юридиче ской силой. Это означает, что все иные законы и правовые акты созданы на основе и в соответст вии с Конституцией и не могут ей противоречить.

Другими основными законодательными и нор мативными правовыми актами, регулирующими вопросы обороны и военного строительства, являются:

указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»;

закон «Об обороне»;

закон «О воинской обязанности и военной службе»;

закон «О статусе военнослужащих»;

закон «О государственной границе Российской Федерации»;

закон «О пенсионном обеспечении лиц, прохо дивших военную службу, службу в органах внут ренних дел и их семей»;

общевоинские уставы и др.

Вот что написано о воинской обязанности в Конституции РФ.

Статья 59 .

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Другими основными законодательными и нор мативными правовыми актами, регулирующими вопросы обороны и военного строительства, являются:

Указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»

После распада СССР перед независимой Россией вновь встал вопрос о формировании российских ВС. 7 мая 1992 г. Президент РФ издал Указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации», в котором подчеркивалось… «создавая собственные ВС Российской Федерации сохраняет и подтверждает преемственность лучших боевых традиций российской армии…». Отмечалась необходимость использования ВС только для защиты свободы и независимости России, обеспечения ее безопасности и суверенитета. Среди принципов строительства ВС РФ выделено создание многонациональной кадровой армии комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту и ряд других.

Федеральный закон «Об обороне»

Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом

1. Личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1) военнослужащими — путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу;

2) гражданским персоналом — путем добровольного поступления на работу.

3. Штатная численность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, а перечень воинских должностей, замещаемых гражданским персоналом, — министром обороны Российской Федерации.

4. Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации создается запас военнообученных людских ресурсов .

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

В марте 1998 г. был принят очередной, ныне действующий закон «О воинской обязанности и военной службе», определяющей порядок подготовки и прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ. Служить в ВС – служить Родине. Военнослужащий – защитник Отечества, на которого в современных условиях возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, именно поэтому он должен обладать рядом качеств .

Прежде всего, военнослужащий – патриот, который любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии, а потому, что это его Родина. Любовь к Родине – это проявление патриотизма, защита Отечества – это долг и обязанность патриота.

Военнослужащий ВС РФ – это человек, соблюдающий воинскую честь и достоинство, обладающий гуманностью, человеколюбием. Военнослужащий всегда должен быть готов в любых условиях соблюдать военную присягу и законы. Патриотизм, долг и честь солдата – это те морально-духовные качества, которые делают армию непобедимой.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

[2]

В этом законе определяется статус военнослужащих, права и обязанности, которые на них возлагаются. Вот как определяются основные обязанности в этом документе.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Федеральный

закон «О государственной границе Российской Федерации»

В законах и правовых актах представлены не только обязанности военнослужащих и вопросы их правовой и социальной защиты, которые касаются также сечей военнослужащих. Об этом говорится в следующих статьях:

Статья 39. Правовая защита военнослужащих, участвующих в защите Государственной границы, и членов их семей

Военнослужащие, непосредственно участвующие в защите Государственной границы, наделяются статусом военнослужащих, выполняющих специальные обязанности, установленным Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих». Они являются представителями федеральной исполнительной власти и находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Никто, кроме лиц, специально уполномоченных на то федеральным законом, не вправе вмешиваться в их деятельность.

Воспрепятствование исполнению военнослужащими обязанностей по защите Государственной границы, посягательство на жизнь, здоровье, честь и достоинство, имущество военнослужащего или членов его семьи в связи с выполнением им этих обязанностей влекут уголовную или административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 41. Социальная защита военнослужащих и других граждан, участвующих в защите Государственной границы

Социальная защита военнослужащих и других граждан, непосредственно участвующих в защите Государственной границы, гарантируется законодательством Российской Федерации.

Статья 42. Установление дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и другим гражданам, участвующим в защите Государственной границы

Военнослужащим и другим гражданам, участвующим в защите Государственной границы, законодательством Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти (в пределах их полномочий) могут быть установлены и иные, кроме предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации.

Федеральный закон «О пенсионном обеспечении лиц, прохо дивших военную службу, службу в органах внут ренних дел и их семей»

Статья 6. Реализация права на пенсионное обеспечение.

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.

Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается (абзац 2 введен Федеральным законом от 28.11.95 N 186-ФЗ).

Статья 7. Право выбора пенсии (в ред. Федерального закона от 28.11.95 N 186-ФЗ).

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору (с учетом исключения, установленного статьей 5 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»). Жены лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших в период Великой Отечественной войны, не вступившие в новый брак, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца за погибшего мужа независимо от получения ими другой пенсии.

Читайте так же:  Снятие с учета торговый сбор

Статья 8. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, которые подверглись радиационному воздействию, и их семей.

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц предоставляются дополнительно льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

В разделе II. «Военно-стратегические основы» Военной доктрины говорится:

16. Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового уничтожения всех разновидностей.

Одновременно Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечить осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

Приведем, к примеру, описание Устава внутренней службы вооруженных сил российской федерации утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года

Настоящий Устав определяет общие права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка.

Уставом внутренней службы руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений, предприятий, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования* Вооруженных Сил Российской Федерации. Положения Устава, в том числе и обязанности должностных лиц полка и его подразделений, в равной степени относятся к военнослужащим всех воинских частей, кораблей и подразделений. Обязанности должностных лиц, не указанных в Уставе, определяются соответствующими положениями, наставлениями и руководствами.

Действие Устава распространяется на военнослужащих пограничных войск, внутренних войск Министерства внутренних дел, железнодорожных войск, войск гражданской обороны, военнослужащих системы федеральных органов государственной безопасности. Главного управления охраны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних, дел и других министерств и ведомств Российской Федерации.

На кораблях внутренняя служба и обязанности должностных лиц дополнительно определяются Корабельным уставом Военно-Морского Флота.

В военное время в полевых условиях и в мирное время на учениях и занятиях по обучению военнослужащих действиям в бою внутренняя служба определяется боевыми уставами, наставлениями по обеспечению боевых действий, и также настоящим Уставом.

Статья 87 Конституции Российской Федерации

Видео (кликните для воспроизведения).

Последняя редакция Статьи 87 Конституции РФ гласит:

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Комментарий к Ст. 87 КРФ

1. Конституция предусматривает широкие полномочия Президента в сфере организации обороны государства, политического руководства вооруженными силами. Президент в соответствии с Конституцией является Верховным Главнокомандующим, формирует и возглавляет Совет Безопасности, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, присваивает высшие воинские звания, ведет переговоры и подписывает международные договоры о совместной обороне, по вопросам коллективной безопасности и разоружения, вводит военное положение.

Конкретные полномочия Президента в рассматриваемой сфере закреплены в федеральных законах «Об обороне» (СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750; с изм.), «О воинской обязанности и военной службе» (СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475; с изм.), «О статусе военнослужащих» (СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; с изм.). Президент определяет основные направления военной политики государства, утверждает военную доктрину РФ, осуществляет руководство войсками, воинскими формированиями и органами. В полномочия Президента входит утверждение концепций и планов строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, Мобилизационного плана, Плана применения Вооруженных Сил, планов создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, Плана гражданской обороны и Положения о территориальной обороне, планов размещения на территории России объектов с ядерными зарядами, утверждение федеральных государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса.

Президент принимает решения о дислокации и передислокации Вооруженных Сил, издает указы о призыве граждан на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы, утверждает общевоинские уставы, положения о порядке прохождения военной службы, о Министерстве обороны и федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями, осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией и законами.

[1]

Как Верховный Главнокомандующий Президент осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Правительство осуществляет полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией, законодательством РФ и указами Президента РФ. Управление Вооруженными Силами осуществляет министр обороны через Министерство обороны, руководство деятельностью которого осуществляет Президент (Указ от 16 августа 2004 г.//СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3538;с изм.).

Рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики РФ в области обеспечения национальной безопасности, подготовка проектов решений Президента по этим вопросам возложены на Совет Безопасности (Указ от 7 июня 2004 г. N 726//СЗ РФ. 2004. N 24. Ст. 2392; с изм.).

2. Президент в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

В указе Президента о введении военного положения определяются обстоятельства, послужившие основанием для его введения, дата и время, с которых начинает действовать военное положение, границы территории, на которой оно вводится. Указ незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации и подлежит незамедлительному обнародованию.

Президент осуществляет руководство организацией обеспечения режима военного положения, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, контролирует применение мер по обеспечению военного положения, вводит ограничения на осуществление ряда прав и свобод на период военного положения, проводит иные меры в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О военном положении» (СЗ РФ. 2005. N 5. Ст. 375).

Президент в случае введения военного положения принимает меры по уведомлению Генерального секретаря ООН и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлении Российской Федерации от своих обязательств по международным договорам, связанном с ограничением прав и свобод граждан.

Военное положение отменяется указом Президента после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем население оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения. Об отмене военного положения Президент информирует ООН и Совет Европы.

Читайте так же:  Переоформить квартиру на жену

Конституция допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина в исключительных случаях, в том числе когда это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Однако можно утверждать, по аналогии с нормами о режиме чрезвычайного положения, что в условиях военного положения не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46-54 Конституции (о праве на жизнь, неприкосновенность частной жизни, о свободе совести, о праве на судебную защиту и т.д.). Именно эти права не могут быть ограничены в силу ч. 3 ст. 56 Конституции даже в условиях введения чрезвычайного положения.

В период действия на всей территории России военного положения не подлежит роспуску Государственная Дума (ч. 5 ст. 109 Конституции).

3. Режим военного положения определен ФКЗ от 30 января 2002 г. «О военном положении» (СЗ РФ. 2005. N 5. Ст. 375).

Статья 59 Конституции Российской Федерации

Часть 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации: Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Табалов Алексей Викторович, директор Фонда поддержки гражданских свобод «Правовая миссия», руководитель проекта «Школа призывника».

Часть 1 статья 59 Конституции РФ гласит, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Удивительно, но такая трактовка почти полностью перекочевала в конституцию новой демократической России из ст. 62 и ст. 63 Конституции СССР, и, как говорят разработчики, стала уступкой ретроградам в торговле за весь текст основного закона в целом. Цену эту уступки мы, общество, ощущаем на себе и по сей день.

Понятия о «священном долге» и «почетной обязанности» могли появиться только в таком тоталитарном и идеологизированном государстве, каким был СССР, где права человека были нонсенсом. Все и вся там было подчинено только одной цели – всемирной победе коммунизма. А обеспечивать эту победу должна была многочисленная Советская Армия, в основе которой лежала всеобщая воинская повинность.

Стоит ли говорить, что с 1977 года, когда была принята Конституция СССР, изменилась не только политическая карта мира, перестала существовать коммунистическая империя, а новая Россия провозгласила курс, прежде считавшийся чуждым советскому человеку. Кончилась «холодная война», но в мире возникли новые, доселе неизвестные факторы нестабильности и угрозы. Армии многих государств реформировались и перешли на совершенно иные принципы комплектования и управления, приводя их в соответствие новым реалиям. Только российская армия так и осталась советской.

Сама главными изъянами положений 59 статьи российской Конституции, на мой взгляд, является узаконенное насилие и крепостничество в форме обязательного призыва на военную службу. Если гражданин попал в российскую армию, то априори считается, что он попадает во временное рабство, в зону правового отчуждения, где фактически не действуют права человека. Военнослужащий же до сих пор рассматривается как крепостной при армии, как всего лишь расходный материал, чьи права ничтожны перед политическими и идеологическими амбициями руководства страны. До сих пор у нас в массовом сознании нет даже и намека на то, что военнослужащий – это ровно такой же гражданин, как и обычные граждане, обладающий всеми правами и обязанностями, но всего лишь одетый в военную форму.

Наконец, пора осознать и то, что защита и оборона Отечества является вовсе не долгом, обязанностью или повинностью, а ровно такой же функцией или услугой, оказываемой гражданам со стороны государства, как и поддержание общественного порядка силами полиции или обеспечение медицинской помощью населения страны. Защита, оборона и безопасность от внешних угроз – это именно государственная услуга, которую мы, налогоплательщики и граждане России, заказываем нанятому нами государству, поскольку сами в одиночку не можем этого осуществить. И как заказчики этой услуги, мы вправе требовать от государства и качественного ее выполнения. Мы ожидаем, что как и любая иная услуга, она будет выполнена профессионалами, для которых служба в армии является не повинностью, а работой, работой сложной и опасной, за выполнение которой они несут ответственность и получают достойное социально-экономическое вознаграждение. Все это называется профессиональной армией, армией со специалистами высокого класса, способными управляться с самыми современными вооружениями, армией со взаимной ответственностью гражданина и государства, армией способной противостоять самым современным угрозам. Именно это и должно быть заложено в российской Конституции.

Майоров Игорь Иванович, Председатель Челябинского областного общественного движения «Объединение по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоугрозой».

Среди обязанностей гражданина, предусмотренных Конституцией РФ, особое значение имеет обязанность защищать свое Отечество.

«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации», — гласит статья Основного закона нашей страны. В ней сформулировано самое главное, без чего нация просто не сможет существовать, – это защита суверенитета государства.

Интересно, что это единственная норма Конституции, где фигурирует понятие «долг». И это не случайно, ведь «долг» — это обязанность. Обязанность перед обществом, в котором живешь, перед коллективом, в котором трудишься. Обязанность перед своей семьей и т.д.

Народное предание гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может, поскольку это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьет ее воду, любуется ее красотой.

В наш век потребительских настроений иногда слышишь с экрана телевизора, из уст знаменитостей шоу-бизнеса, как они с юмором рассказывают о том, как они «откосили» от армии. И это печально, ведь еще совсем недавно 15-20 лет назад молодым парням, которые призывались в армию, завидовали мальчишки, мечтающие о том, чтобы им быстрее исполнилось 18 лет.

Я помню себя 18-летним пацаном, стоящим в строю перед военкоматом, и меня переполняло чувство невероятной гордости, что мне, как настоящему мужчине, доверили защищать своих родных, своих друзей и свою Родину.

Коломейский Илья Анатольевич, заместитель руководителя ОГКУ «Аппарат Общественной палаты Челябинской области», член Общественной палаты города Челябинска, член Общественной молодежной палаты при Законодательном Собрании Челябинской области.

Мне было предложно поучаствовать в проекте Челябинской городской общественной организации «Правосознание», реализующей проект, посвященный 20-летнему юбилею со дня принятия Конституции Российской Федерации, и рассказать свою точку зрения на следующее положение основного закона страны: «Статья 59: Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Для начала предлагаю определиться с терминологической базой.

Согласно словарному значению, долг – это «специфическая, обязывающая форма предъявления нравственного требования». Очевидно, что под обязанностью в Конституции РФ понимается юридическая обязанность, то есть «установленная нормой права точная мера общественно необходимого поведения, направленного на удовлетворение интересов общества и личности».

Исполнение конституционной обязанности защиты Отечества предполагает личное участие в этом каждого гражданина России. Данную обязанность нельзя исчерпать единичным или даже многократным действием. Долг защищать Отечество существует постоянно, пока лицо является гражданином Российской Федерации.

[3]

Защита Отечества – это его оборона в случае нападения на него или на его союзников, объявления войны или всеобщей мобилизации. Защита Отечества означает защиту независимости страны, ее территории, населения, материальных и духовных ценностей. Участие в защите Отечества – это не только обязанность по закону, но и важнейшее нравственное требование, патриотический долг каждого гражданина. Осознание своего долга проявляется в поступках человека.

Читайте так же:  Пенсионные льготы текущего года

Примером исполнения такого долга можно считать то, как патриотическое чувство долга побудило миллионы людей встать на защиту своего Отечества в июне 1941 года, когда наши соотечественники целыми классами отправлялись в военкоматы, заявляя о желании добровольно вступить в армию. С просьбой отправить их на фронт обращались не только молодые, но и пожилые люди, которые по возрасту не обязаны были служить в армии, — и рабочие, и ученые, и музыканты, и артисты, и служащие. Те, кто не мог быть направлен на фронт, зачислялись в народное ополчение, ставшее резервом действующей армии.

Если же рассматривать косвенное толкование нормы Закона, то можно говорить о том, что одной из форм реализации обязанности по защите Отечества является воинская обязанность, и, как ее прямое следствие – служба в армии. Но защита Родины не сводится исключительно к несению военной службы. В отличие от конституционной обязанности по защите Отечества обязанность по несению военной службы имеет ограниченный характер по времени ее исполнения, она обусловлена возрастом, состоянием здоровья гражданина, полом и т.д.

Долг и обязанность защищать Отечество распространяется на любого гражданина России. Ведь участвовать в защите Отечества можно и трудясь на оборонном предприятии, работая в госпитале, изобретая новую военную технику, оказывая сопротивление врагу на захваченной им территории.

Для успешного ведения боевых действий нужны специально обученные регулярные войска. Слово «регулярный» здесь означает «имеющий правильную и постоянную организацию». Иными словами, регулярные войска – это войска постоянной армии.

В России регулярная армия была создана Петром I в начале XVIII века. Она комплектовалась на основе рекрутских наборов из крепостных крестьян (каждые 20 крестьянских дворов поставляли одного солдата для пожизненной службы). Основой армии стали полки с единообразным вооружением, снаряжением, обмундированием, единой системой комплектации. Был создан военно-морской флот.

Наличие регулярной армии и флота позволило одержать победу в Северной войне. Победы над турецкой армией в конце XVIII в., разгром Наполеона в начале XIX в., победоносные сражения Российского флота в конце XVIII и середине XIX в. – славные вехи истории русского оружия.

Новый этап в развитии вооруженных сил открыла военная реформа 1860 – первой половины 1870-х гг. Вместо рекрутчины была введена всеобщая воинская повинность. Она распространялась на все мужское население России, достигшее 20-летнего возраста. Был сокращен срок военной службы, что позволило в случае войны мобилизовать в армию тех, кто ранее отслужил свой срок и в результате имел необходимую военную подготовку. Поэтому армия в случае войны могла быстро возрасти в несколько раз.

Итак, менялись исторические эпохи – менялась армия. Принципы устройства армии должны соответствовать своему времени – состоянию экономики, международной обстановке, качеству вооружений и задачам, которые должны решать вооруженные силы страны.

В соответствии с Федеральным законом установлена воинская обязанность граждан России. Она означает обязанность граждан России нести военную службу в вооруженных силах РФ и защищать Отечество.

Если же говорить о состоянии современной армии, то проходить в ней службу захочется не каждому. На это повлияли и «дедовщина», и то разграбленное, согласно СМИ, состояние, в котором она передавалась ныне действующему командованию.

Служить в современной армии можно будет только тогда, когда командующий состав будет знать и соблюдать те статьи Конституции, в которых высшей ценностью объявлен человек.

В случае же нападения россияне пойдут защищать не абстрактное и во многом запятнанное Отечество, но своих родных и близких. И не по долгу и обязанности, а по велению сердца.

Статья 87 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Комментарий к Статье 87 Конституции РФ

1. Президент, являясь главой государства, определяет основные направления как внутренней, так и внешней политики. Его конституционной обязанностью является принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной безопасности. Кроме того, в ряде статей Конституции устанавливаются полномочия Президента в области обороны и военного строительства.

Все это обусловило возложение на Президента и обязанностей Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ. Необходимо отметить, что совмещение этих должностей широко распространено в международной практике.

Компетенция Президента как Главнокомандующего Вооруженными Силами закреплена непосредственно в Конституции. Кроме указанных выше в круг его полномочий входит: формирование и руководство Советом Безопасности; утверждение военной доктрины РФ; руководство деятельностью отдельных силовых министерств и ведомств; назначение и освобождение от должности высшего командования Вооруженных Сил; внесение законопроектов в Государственную Думу, в том числе по вопросам военного строительства; присвоение высших воинских званий.

Наиболее полно полномочия Президента закреплены в Федеральном законе «Об обороне». Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации. В целях обороны создаются Вооруженные Силы. Однако уже из самого законодательного определения понятия обороны вытекает, что оборона не исчерпывается только деятельностью Вооруженных Сил. К обороне привлекаются внутренние войска МВД России, войска гражданской обороны. Для выполнения отдельных задач обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, железнодорожные войска, Служба внешней разведки, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, органы мобилизационной подготовки и др.

Такое широкое содержание обороны предполагает закрепление целого ряда полномочий Президента как Главнокомандующего Вооруженными Силами в этой сфере. Основные полномочия получили регламентацию в Федеральном законе «Об обороне». К их числу относятся: определение основных направлений военной политики РФ; утверждение военной доктрины; руководство Вооруженными Силами, войсками, воинскими формированиями и органами; объявление в установленных случаях военного положения, объявление приказа Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил о ведении военных действий; принятие решения об использовании Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению; утверждение планов строительства и развития Вооруженных Сил, плана их применения, мобилизационного плана, плана перевода на работу в условиях военного времени, плана создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов. Он утверждает также федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует их проведение.

Читайте так же:  Документы для налогового вычета за лечение

Непосредственно в области военного строительства Президент как Верховный Главнокомандующий утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1-го ранга); присваивает высшие воинские звания; назначает военнослужащих на должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров и увольняет их с военной службы.

Как Верховный Главнокомандующий Президент утверждает структуру, состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах; принимает решения о дислокации и передислокации Вооруженных Сил от соединения и выше.

Президент утверждает общевоинские уставы, положения: о боевом знамени воинской части; Военно-морском флаге; порядке прохождения воинской службы; военных советах; военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности.

Он утверждает также положения о Минобороны России и федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных в области управления войсками; Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны; планы размещения на территории РФ объектов с ядерными зарядами и объектов по ликвидации оружия массового поражения и ядерных отходов.

Путем издания указов о призыве граждан на военную службу и военные сборы Президент определяет численность призываемых граждан и осуществляет их распределение между Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами. Президент издает указы об увольнении с воинской службы лиц, прошедших военную службу по призыву.

Полномочия Президента в области обороны и военного строительства содержатся и в иных актах: Законе о воинской обязанности, федеральных законах «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О статусе военнослужащих», «О государственном оборонном заказе» и др.

2. Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Военное положение вводится Президентом с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Указ Президента о введении военного положения подлежит незамедлительному опубликованию и обнародованию по каналам радио и телевидения. Указ незамедлительно поступает на утверждение в Совет Федерации, который в течение 48 часов с момента получения обязан рассмотреть вопрос о его утверждении. Решение об утверждении указа принимается простым большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением. Постановление оформляется и в том случае, если Совет Федерации не утвердил указ о введении военного положения. Указ Президента о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после принятия такого решения, о чем население оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

3. Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом «О военном положении». Под военным положением согласно этому Закону понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Президентом в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

В соответствии с общепризнанными нормами международного права агрессией против России признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН. Актами агрессии признаются: вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства на территорию РФ, любая военная оккупация и аннексия территории РФ или ее части с применением вооруженной силы; бомбардировка территории РФ или применение любого оружия иностранным государством; блокада портов или берегов РФ вооруженными силами иностранных государств; нападение на Вооруженные Силы РФ независимо от места их дислокации и др. Непосредственной угрозой агрессии против России могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление ей войны.

В период военного положения накладываются определенные ограничения и на некоторые другие права и свободы. В частности, может быть проведено изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества; вводятся запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства, запрещение или ограничение проведения митингов, собраний и т.д., запрещение забастовок; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; установление комендантского часа, проверка документов и личный досмотр граждан, их вещей и жилища, транспортных средств. По основаниям, установленным законом, — задержание граждан на срок не более 30 суток. Запрещение и изъятие в случаях, предусмотренных законом, оружия и боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ. В условиях военного положения вводится военная цензура; проводится интернирование (изоляция) граждан государства, воюющего с Российской Федерацией; прекращается деятельность иностранных и международных организаций, если они осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности РФ.

На территории, на которой введено военное положение, не проводятся референдумы и выборы в органы государственной власти и местного самоуправления. В указанный период могут быть введены меры временного ограничения экономической и финансовой деятельности и др.

Федеральный конституционный закон «О военном положении» определяет силы и средства для обеспечения режима военного положения; подробно регламентирует полномочия Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти и власти субъектов Федерации в области обеспечения режима военного положения.

Конституция в ч. 3 ст. 118 запрещает создание чрезвычайных судов. Поэтому даже в условиях военного времени на территории, на которой введено военное положение, действуют суды, установленные Основным Законом. Судопроизводство осуществляется также в соответствии с федеральными законами. Хотя, как показал опыт осуществления военного положения в годы Великой Отечественной войны, в это судопроизводство законодательно могут быть внесены определенные изменения.

Военное положение, введенное на территории РФ или в отдельных ее местностях, отменяется указом Президента после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем оповещается население.

Видео (кликните для воспроизведения).

В случае введения военного положения Президент принимает меры по уведомлению Генерального секретаря ООН (через него — всех участников Организации) и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлении Российской Федерации от своих обязательств по международным договорам, связанным с ограничением прав и свобод граждан.

Источники


  1. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, 2016. — 521 c.

  2. Ларин, А.М. Я — следователь; М.: Юридическая литература, 2011. — 192 c.

  3. Гонюхов, С.О.; Зинченко, В.И. Азбука милиционера; Красноярск: Горница, 2013. — 382 c.
  4. Пиголкин, Ю.И. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицина, 2015. — 392 c.
  5. История политических и правовых учений / Н.М. Азаркин и др. — М.: Норма, 2007. — 900 c.
Конституция рф армия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here