Какими способами невозможно осуществить многолотовую закупку

Полная информация в статье на тему: "Какими способами невозможно осуществить многолотовую закупку" с объяснением от специалистов. По всем вопросам обращайтесь к дежурному специалисту.

Что ждет лоты в электронных закупках

    On 01.05.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, Статьи, ФАС, Электронные закупки, Электронный аукцион

Продолжаем рассказывать о том, какие изменения ждут сферу госзаказа в связи с переходом к электронным закупкам. В прошлой статье мы рассказали об этапах перехода, едином порядке заключения контрактов и тех новшествах, которые ждут популярные процедуры. Сегодня речь пойдет о том, что нового вводится в отношении лотов.

Поправки, которые вносятся в 44-ФЗ для перевода торгов в электронной формат, утверждены законом № 504-ФЗ от 31 декабря 2017 года. Этот закон не водит какого-либо нового определения понятия лот, однако серьезно изменяет сферу его применения.

Что подразумевается под лотом

Надо сказать, что закон 44-ФЗ не дает четкого описание лоту, поэтому принято ориентироваться на практику закупок по 223-ФЗ. С учетом этого, под лотом подразумевается обособленная часть потребностей заказчика, характеризующаяся следующими признаками:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • она имеет собственные правила описания;
  • в ее отношении участники подают отдельные предложения;
  • в ее отношении заключается самостоятельный контракт.

Выделение лотов до 1 июля

Сейчас разрешено выделять лоты в конкурентных процедурах, которые проводятся в виде конкурсов и закрытых аукционов. Подразумеваются все типы конкурсов — открытый, двухэтапный, с ограниченным участием, а также закрытый конкурс. Об этом сказано в части 6 статьи 24 закона 44-ФЗ.

Выделение лотов после вступления в силу изменений

В новой редакции части 6 статьи 24 сказано, что выделять лоты можно в конкурентных закупках, за исключением запросов котировок и предложений, электронных процедур и закрытых электронных процедур. По сути, это означает, что лоты остаются только для «бумажных» процедур, а таких в итоге будет проводиться совсем немного. Таким образом, в большинстве случаев те потребности, которые раньше можно было удовлетворить через одну закупку, придется разбивать на разные процедуры.

Требования к лотам

В том случае, если все-таки будут формироваться лоты, должны исполняться следующие требования:

  • для каждого лота должна быть рассчитана и обоснована НМЦК, установлены сроки и иные условия поставки;
  • обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта устанавливается заказчиком в документации для каждого лота отдельно;
  • ТЗ составляется отдельно на каждый лот;
  • по одному лоту поставщик подает одну заявку, также по одному лоту заключается один контракт;
  • отказ от проведения закупки, признание ее несостоявшейся допустимо по каждому лоту;
  • контролирующие органы или суд могут признать недействительной закупку отдельного лота;
  • жалоба в ФАС или суд подается по одному лоту.

Отдельно поясним про обжалование в отношении лота. Предположим, участник подал жалобу на техническое задание закупки, в которой выделяются лоты. В этом случае, как было указано выше, ТЗ составляется по каждому лоту отдельно. Далее возможны 2 варианта:

  1. Если жалоба будет касаться только положений документации, относящихся к этому лоту, при наличии оснований процедура закупки будет приостановлена лишь по нему. Это значит, что закупка остальных лотов будет продолжена.
  2. Если будет подана жалоба по каким-то общим требованиям, относящимся ко всем лотам, будет остановлена вся процедура. В данном случае лоты будут рассматриваться как одно целое.

Что ожидается на практике

Надо признать, что в отличие от закупок по 223-ФЗ, лотирование в госзакупках не получило тотального распространения. Поэтому по большому счету после вступления в силу новой редакции 44-ФЗ в части выделения лотов на практике много изменений не ожидается.

[1]

Заказчику же стоит запомнить, что если после 1 июля 2018 года он все-таки выходит на проведение процедуры в бумажном виде, то имеет возможность выделять в закупке лоты. Однако следует учесть требования для их формирования, приведенные нами выше.

Дробление закупок: когда можно, а когда запрещено

    On 07.07.2018 0 Комментарии 44-ФЗ, Закупки у единственного поставщика, Конкурс, Нарушения в закупках, ФАС

Дроблением закупки называют искусственное разделение одного контракта на несколько более дешевых таким образом, чтобы их можно было заключить без конкурентной процедуры. Например, вместо одного контракта стоимостью 600 тыс. рублей заказчик решает заключить 6 контрактов по 100 тыс. Каждый из контрактов укладывается в рамки малой закупки и заключается напрямую с поставщиком.

Зачем заказчики дробят закупки

Преимущества заключения контрактов напрямую очевидны. Их несколько:

  • не нужно готовить закупочные документы, что существенно экономит время и снижает трудозатраты при подготовке к заключению контракта;
  • не нужно выжидать положенные по процедуре сроки;
  • можно заключить контракты с удобным поставщиком.

Например, заказчику требуются какие-то товары для обеспечения работы офиса — бытовая химия, канцелярские принадлежности и так далее. Если он будет проводить аукцион, то нужно будет подготовить документацию, обосновать начальную цену, рассчитать сроки, когда процедура может быть проведена, а после заключения контракта отчитаться об этом. То есть процедура предстоит довольно серьезная и длительная. В противовес этому заключение контракта с единственным поставщиком не требует всего перечисленного выше. Даже обосновывать цену придется лишь том случае, если у проверяющих возникнут вопросы.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

[3]

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

К тому же потребность в товарах, как правило, часто возникает не сразу. Так почему бы заказчику не приобретать их по мере надобности? Те же канцелярские принадлежности он может закупать ежемесячно, а не запасаться ими сразу на весь год.

Закон 44-ФЗ не содержит формального запрета на такой подход. То есть заказчик может заключить несколько контрактов с одним и тем же поставщиком на схожий объект закупки. Но это должно быть обосновано.

Надо отметить, что нередко заказчики прибегают к искусственному разделению одного контракта на несколько мелких, чтобы упростить себе жизнь. Это считается злоупотреблением, ведь закон о госзакупках ставит во главу угла конкуренцию и экономию. Весьма вероятно, что при приобретении крупной партии товара путем аукциона или конкурса вместо заключения нескольких мелких контрактов с одним поставщиком заказчик мог бы получить более выгодные цены. Поэтому у проверяющих могут возникнуть претензии.

Читайте так же:  Полотенцесушитель это общедомовое имущество

Как контролеры делают вывод о дроблении

С большой долей вероятности подозрение вызовут закупки малого объема, которые имеют такие признакам:

  • контракты заключены с одним поставщиком;
  • между датами их заключения прошло непродолжительное время;
  • все контракты предполагают поставку одного и того же объекта закупки.

Однако даже если все условия выполняются, это не значит, что дробление было искусственным. Возможно, на это у заказчика были весомые причины. Главное — грамотно пояснить проверяющим, почему было заключено несколько контрактов.

В качестве обоснования можно сослаться, например, на отсутствие подходящих помещений для хранения большой партии товара. В особенности если ему требуются определенные условия — температура воздуха, влажность и так далее. Поэтому заказчик решил приобретать товар по мере возникновения потребности и тут же его использовать.

Ответственность

Если все же проверяющие решат, что заказчик неправомерно раздробил закупку и ушел таким образом от конкурентной процедуры, не избежать ответственности. Причем это не только штраф в рамках КоАП РФ за неправильный выбор способа определения поставщика. Виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности.

Например, контрактный управляющий вместо проведения аукциона решил разделить большой контракт на мелкие и заключил их с одним поставщиком. Контролеры могут заподозрить, что этот специалист имел личную заинтересованность в том, чтобы заключить контракты с конкретным исполнителем. Такое преступление может быть квалифицировано как злоупотребление в сфере закупок или превышение должностных полномочий.

В одном из прошлых материалов мы подробно рассказали о мерах уголовной ответственности за нарушения в сфере госзаказа. Рекомендуем ее прочитать очень внимательно. Здесь лишь упомянем, что в зависимости от тяжести преступления нарушителю грозит крупный денежный штраф, исправительные работы или лишение свободы. Также виновное лицо может быть лишено права занимать определенные должности.

Риски для поставщика

Если речь о сговоре и подкупе представителя заказчика, то не избежит ответственности и поставщик. Виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности и также рискует получить немалый срок.

Но даже если поставщик не замешан в сговоре с заказчиком, дробление закупки для него все же несет риск. Заключается он в том, что исполнителю могут попросту не заплатить. Ряд мелких одноплановых закупок привлечет внимание контролирующего органа, последует проверка, в результате которой действия заказчика могут быть признаны неправомерными. Это придет к тому, что заключенные контракты могут быть признаны недействительными, и выплаты по ним произведены не будут.

Случаи из практики судов

Как наивысшая подтверждается судебной практикой. Есть определение Верховного суда от 7 ноября 2017 года № 308-ЭС17-15 799. В котором УЗИ признают ничтожными контракты, заражен заключенные с нарушениями закона 44-ФЗ.

Суть в следующем. Орган муниципальной власти заключил несколько контрактов с единственным поставщиком на выполнение проектных работ. Поскольку поставщик не получил оплату в срок, то вынужден был подать иск. Суд первой инстанции обязал муниципалитет оплатить проделанную работу, однако заказчик с этим не согласился. Дело пошло в вышестоящие инстанции. В итоге судьи пришли к выводу, что заказчик неправомерно раздробил закупку, и контракты были признаны недействительными. В итоге исполнитель работу проделал, но остался без оплаты.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью, в конце которого приведен пример из практики ФАС, когда закупку признали раздробленной.

Форум
Института госзакупок
(Москва)

Перейти на сайт Института госзакупок

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Пользователи
  • Наша команда
  • Текущее время: 12 ноя 2019, 12:00
  • Часовой пояс: UTC+03:00

Многолотовые аукцион

Многолотовые аукцион

Сообщение Pawleek » 12 янв 2015, 14:34

Re: Многолотовые аукцион

Сообщение Konyasha » 12 янв 2015, 15:20

Re: Многолотовые аукцион

Сообщение SVG » 12 янв 2015, 16:54

Re: Многолотовые аукцион

Сообщение Сургутскова Ирина » 13 янв 2015, 11:06

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя

Способы определения поставщика по 44-ФЗ — сравнительная таблица

На федеральном уровне выделено сразу несколько методов ведения закупочной деятельности. Заказчик вправе использовать при определении контрагента конкурс, аукцион, запрос предложений или котировок. В отдельных случаях допускается заключение договора с единственным поставщиком. Законом 44-ФЗ предусмотрен ряд подвидов процедур. Каждый из способов обладает спецификой и регулируется отдельными нормами.

Получить полное представление о системе позволяет комплексная оценка правовых актов. Квалифицированные юристы подготовили сравнительную характеристику по базовым критериям.

Условия проведения процедуры

Право на выбор той или иной формы закупки принадлежит заказчику. Однако это не освобождает от необходимости придерживаться определенных правил. Для каждого из методов установлены основания:

Открытый конкурс

Его проводят без ограничений по начальной цене контракта. Исключения перечислены во второй части статьи 48 закона 44-ФЗ. Препятствием является необходимость организации конкурса с ограниченным участием, двухэтапной процедуры или электронного аукциона.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не допускается выбор поставщика в этой форме, если есть прямая ссылка на запрос котировок, предложений или применение одного из закрытых способов закупки.

Электронный аукцион

Ограничений не установлено. Обязанность выбрать метод появляется в случае приобретения продукции, услуг или работ, включенных в правительственный перечень 2019-р. Субъекты РФ также могут формировать свои списки.

Читайте так же:  Оформления гражданства ребёнку до 14 лет
Запрос котировок

Метод подходит для проведения закупок на сумму до 500 000 рублей. При этом стоимость контрактов не должна превышать 10 % от выделенного заказчику финансирования на отчетный период.

Запрос предложений

Перечень случаев использования способа четко определен статьей 83 закона 44-ФЗ. Запрос предложений возможен при приобретении спортивного оснащения для параолимпийских и олимпийских команд, лечении граждан за границей, признания конкурсной процедуры несостоявшейся, а также в прочих специфических случаях. Список, приведенный в законе, расширительному толкованию не подлежит.

Закупка у единственного поставщика

Способ применяют при сотрудничестве с естественными монополиями или выполнении мобилизационных работ. Договор в рамках статьи 93 закона 44-ФЗ заключают при наличии соответствующего распоряжения Правительства, Президента или иного уполномоченного органа России. Привлечение единственного поставщика возможно также в следующих случаях:

  • освоение небольших сумм – до 100 000 рублей;
  • выполнение специфических работ, право выполнения которых предоставлено конкретному лицу или организации;
  • покупка билетов культурных, зрелищных, театральных объединений;
  • прочее.

Перечень статьи включает 46 позиций.

Сроки закупочной процедуры

Другим важным критерием сравнительной характеристики стали временные рамки. Сроки исчисляются в календарных днях.

Открытый конкурс

Разместить сведения в единой информационной системе необходимо за 20 дней до фактического вскрытия конвертов (доступа к заявкам на виртуальной торговой площадке). Любые корректировки необходимо делать за 5 суток до перехода к следующему этапу. При этом вносить изменения в объем закупки или размер обеспечения нельзя.

Электронный аукцион

Требования закона мягкие. Заказчику предоставляется право публиковать извещение за 7 суток до открытия доступа к заявкам. Если сумма договора превышает 3 миллиона рублей, этот период увеличивают до 15 дней. Дополнения и корректировки в документацию вносят за 2 дня до изучения заявок, либо ранее. Организаторы аукциона обязаны соблюдать запрет на изменение объемов закупки, а также увеличение обеспечения.

Запрос котировок

Заказчику следует ориентироваться на стандартный недельный срок. Однако в некоторых случаях период сокращают до 4 суток. К таковым относят закупку средств оказания неотложной помощи (ст. 76 закона 44-ФЗ) или договоры с суммой до 250 000 рублей. Корректировки вносить можно во все пункты за исключением объекта закупки. Последние изменения могут быть внесены за 2 дня.


Запрос предложений

Способ предполагает минимальный срок. Извещение публикуют за 5 дней до оценки предложений. Возможность изменения документации не предусмотрена.

Закупка у единственного поставщика

Извещение размещают в ЕИС в установленных законом случаях. Информация должна появиться в единой базе за 5 дней до подписания соглашения. О внесении корректировок в законе не упоминается.

Парламентарии установили специфические требования к содержанию извещений. Правила разработки закупочной документации определены для каждого способа отдельно. Наиболее простым по этому критерию является сотрудничество с единственным поставщиком. Максимум правил и указаний адресовано организаторам открытого конкурса и аукциона.

Размер и порядок предоставления обеспечения

Третьим критерием сравнительной характеристики стала система гарантий. Юристы проанализировали требования к обеспечению заявок и контрактов.

Открытый конкурс

При подаче заявки участник обязан внести залог или предоставить банковскую гарантию на сумму от 0,5 до 5 % начальной стоимости заказа. Лица, отнесенные законом к льготным категориям, вправе ограничится обеспечением в 2 % (ст. 44 закона 44-ФЗ). Гарантия исполнения контракта устанавливается в рамках от 5 до 30 %.

Снижение в ходе торгов НМЦ на ¼ и более является основанием для увеличения обеспечения в 1,5 раза. При этом закон предусматривает повышенные ставки при заключении соглашений с крупным авансом или гонораром, превышающим 30 миллионов рублей.

Электронный аукцион

Если общая стоимость закупки находится в пределах 3 миллионов рублей, размер обеспечения заявки составляет 1 %. В остальных случаях применяется правило расчета, используемое при проведении открытого конкурса. Общие принципы распространяются и на установление обеспечения по контракту.

Запрос котировок

Подача заявки не требует предоставления каких-либо гарантий. Закупка до 500 000 рублей может производиться без условий об обеспечении, а вот превышение стоимостного лимита влечет необходимость применения общих принципов.

Запрос предложений

Правила об обеспечении заявок и контрактов не применяются. Исключением служит запрос предложений, проводимый в результате признания аукциона, либо конкурса несостоявшимися. В этом случае реализуют общий механизм. Потребовать гарантий надлежащего выполнения контракта необходимо, если заказ размещают повторно – после расторжения с недобросовестным исполнителем.

Закупка у единственного поставщика

Заявку принимают и рассматривают без каких-либо гарантий со стороны потенциального контрагента. Обеспечение договора не требуется в следующих ситуациях:

  • приобретение ценностей на сумму до 100 000 рублей;
  • заключение соглашения с образовательными и культурными организациями в пределах 400 000 рублей;
  • сотрудничество с коммунальными службами.

Полный перечень перечислен в статье 96 закона 44-ФЗ.

Сравнительная характеристика проведена по основным критериям. Дополнительно оценить способы выбора поставщика можно по правилам оценки заявок, порядку заключения договора или принципам определения победителя. В любом случае наиболее жесткими будут требования к проведению конкурсов и аукционов.

Связан такой подход с правовым значением процедур. Именно эти способы признаны ключевыми. Отказаться от их использования заказчик вправе лишь при наличии указанных в законе обстоятельств.

Что делать если закупка заточена под конкретного участника

Каждый в меру опытный поставщик по 44 ФЗ сталкивался с подобной ситуацией. Вы замечаете что хороший тендер, внезапно появившийся в реестре объявленных процедур, при всей своей привлекательности, проходит без снижения цены (0,5-1%), или вообще объявляется несостоявшимся по причине подачи единственной заявки. Казалось бы — вот она удача!

Видео (кликните для воспроизведения).

Любая неконкурентная процедура должна привлекать поставщиков как свет ночной лампы приманивает лохматых мотыльков.

Изучив техническое задание такого неконкурентного аукциона, неопытный поставщик, рассчитав закупочные цены и предполагаемую маржу, уже в предвкушении потирает руки, рассчитывая на хорошую сделку. Конечно, пару позиций из технического задания он найти пока не смог, ну да то ничего страшного — найдёт после подписания контракта.

Опытные поставщики, обросшие толстой шкурой исполненных контрактов, знают — есть закупки, где лучше не участвовать, потому что знают: не бывает неконкурентных закупок без подводных камней.

Читайте так же:  Разъяснение нового принципа начисления пенсионных выплат врачам и учителям

Речь в этой статье пойдет о том, что делать, если в аукционе появилась «закрывашка» — товар, который вы либо никогда не сможете найти, либо никогда не купите. «Закрывашки» являются необходимым элементом любого «прописанного» тендера, если речь идет о поставке товара или оказания услуги, требующей данного товара.

Если классическое «колдовство» над техническим заданием и крючкотворство в извещении, или тексте контракта призвано вышвыривать конкурентов на этапе подачи заявок, то документация «прописанных» аукционов весьма дружественна и откровенна. Вы, скорее всего, без труда сможете понять, что именно нужно предложить Заказчику, и обнаружите, что данного товара нет в свободной продаже.

Вам, возможно, дадут недвусмысленно понять, что не нужно участвовать в данной закупке.

Что же можно сделать несчастному поставщику без связей не привлекая большое количество средств и усилий, не нарушив при этом законодательства?

Почему же один поставщик?

1. Хозяин-барин.

Конкурс «готовил» сам производитель изделия. Возможно, у Заказчика уже имеются долгие отношения с производителем, и они делают все возможное, чтобы продолжать пользоваться хорошим и качественным товаром, при этом не рискуя получить при поставке некондицию из соседних государств, не поддержавших санкции в отношении России. В лучшем случае производитель даст вам завышенные цены , как раз чтобы вы смогли снизить на торгах 3-5 % от НМЦК.

Жаловаться в УФАС малоперспективно, поскольку Заказчик расскажет на заседании что у него есть целых 3 коммерческих предложения и, следовательно, конкуренция не ограничена.

Да и зачем портить жизнь производителю и Заказчику? Любое производство в России перманентно выживает и вряд ли стоит его душить, отбирая у него рынок сбыта.

Однако, если речь идет о хитрых заграничных дистрибьюторах, можно и нужно бороться.

Хороший вариант: лучше свяжитесь с производителем и договоритесь о том, чтобы быть его дистрибьютором. При достаточных переговорных навыках вам, возможно, удастся убедить производителя в том, что вы достойны предлагает его товар в других местах.

Плохой вариант: Вы подаёте заявку на участие, при этом заранее портите вторую часть заявки. Сильно снижаете на торгах цены (если ваш оппонент неопытный, вполне можно опустить НМЦК на 40-50%) но не чаще 2-х раз за квартал, дабы не получить штраф. Конкурент либо возненавидит вас всей душой, либо постарается предложить вам варианты сотрудничества. Возможно то и другое одновременно.

Опционально: немного «троллинга» и на следующих торгах конкурент перестанет снижать цену, разумно предполагая что ваша заявка будет отклонена на втором этапе. Теперь самое время подавать правильные заявки и брать тендер с высокой ценой. Данный вариант подходит только в том случае если у вас есть возможность найти требуемый товар хотя бы по розничным ценам и получить 10-20% НМЦК.

Эти варианты актуальны, если в тендере подавляющее количество товара одного производителя.

2. В каждой бочке — затычка.

Гораздо обиднее когда в тендере 1-10% товара, который невозможно достать. Такие аукционы, обычно, содержат в себе от 40 до 70% прибыльной составляющей и готовятся с особым усердием. Как правило в эту схему включен сам Заказчик, что добавляет остроты в ситуацию. На свой страх и риск вы можете поступить следующим образом:

Хороший вариант: грамотная работа с документацией и подача разъяснений перед аукционом может в, редких случаях, остудить интерес Заказчика к размещению «неконкурентного товара». Постарайтесь аргументировано заставить убрать жесткие требования ограничивающие конкуренцию, даже через обращение в УФАС. Естественно, если Заказчик пойдет на попятную и уберет «ограничения», закупка сразу же перейдет в разряд конкурентных и, следовательно, неприбыльных для поставщика.

Плохой вариант: выбирайте юридическое лицо, которое не боится попасть в РНП. Если в условиях контракта прописан короткий срок поставки товара, можно, предварительно перебив конкурента на торгах, используя вышеописанный метод «троллинга», поставить Заказчику 90-99% товара. Естественно, когда речь пойдет об оставшихся позициях ситуация может развиваться в разных направлениях. Самый хороший вариант, если Заказчик или приемная комиссия не связаны картельными схемами, можно предложить поставить улучшенный товар через доп. соглашение, если позволяют условия технического задания. Можно попытаться добиться расторжения контракта с частичным исполнением по соглашению сторон.

Если же Заказчик настроен решительно против вас, то приготовьтесь заплатить штраф и попасть в РНП — это вариант, при хороших прибылях, вполне рентабельный. На заседании в УФАС постарайтесь наиболее полно описать сложившуюся ситуацию, предоставив всевозможные доказательства ваших попыток найти товар и обоснования картельной составляющей.

Впрочем, лучше сразу быть готовым к РНП.

3. Взять на испуг.

Получив от менеджера производителя письмо с указанием на то, что конкурс «забронирован» или «авторизован» можно пригрозить обращением в УФАС.
Зачастую менеджеры даже не понимают что нарушают законодательство, поэтому без страха сообщают о том, что есть договоренности или «брони».

Пугайте их письменными обращениями с требованием дать вам отпускные цены.

Помните — все общение только на бумаге (экране): никаких истерик по телефону.

Иногда это срабатывает.

4. «Зиг-заг» удачи

Человеку свойственно ошибаться. Подавайте заявки на тот случай, если конкурент выходит на торги без «дублера» (аффилированного с ним участника).

Есть шанс, что его отклонят при рассмотрении первых или вторых частей заявок — от этого никто не застрахован. В случае вашей победы, можно достаточно бескровно договориться о поставке с небольшой прибылью. Вариант сработает только при наличии адекватных оппонентов.

5. Анализируй это.

При уверенности в том, что работает картель. Можно, собрав доказательную базу (список неконкурентных торгов, схемы взаимодействия участников, ценовую политику, обращения к производителям/дистрибьюторам, запросы разъяснений и обжалования в территориальных органах) обратиться в центральный аппарат УФАС России в отдел по борьбе с картелями. Территориальные управления, обычно, слабо подготовлены в вопросах борьбы с картелями, однако есть и исключения.

Вы не получите никакой прибыли, однако ваши действия, без лишнего пафоса, могут помочь оздоровлению экономики, ведь любой картель — это большая пиявка, постоянно повышающая аппетиты. Как это делать правильно — отдельная история.

Читайте так же:  Закрывающие документы для бухгалтерии

Любой картель можно использовать для разового (или многоразового) извлечения сверхприбыли не вступая во взаимодействие с его участниками. Это рискованно, но вполне оправдывает себя при правильном планировании и реализации. Впрочем, важно оценивать риски в том числе выходящие за рамки 44 ФЗ — все таки когда речь заходит о миллиардных оборотах гарантировать нельзя ничего.

Сотрудничая с картелями вы всегда рискуете оказаться в начале пищевой цепочки. Организаторы картеля могут в любой момент добровольно сознаться в преступном сговоре и для себя добиться полной амнистии в УФАС, повесив на остальных участников «схемы» оборотные штрафы.

Как разместить госзаказ для одного производителя и не нарушить 44-ФЗ?

Станислав Гаранжа

1. Производитель один? Не беда. Поставщики-то разные.

Госзаказчик провел электронный аукцион на поставку продуктов питания для беременных женщин и кормящих матерей. Один из участников аукциона оспорил результаты аукциона, указав, что под предъявленные ответчиком параметры подходят молочные смеси только одной голландской фирмы.

Рассматривая иск, судам трех инстанций предстояло ответить на вопрос: может ли госзаказчик формулировать такие параметры предполагаемого к поставке товара, которым соответствует товар только одного производителя. По мнению истца, такие действия недопустимы – они приводят к ограничению числа потенциальных участников аукциона. «Департамент существенно сузил параметры товаров, которые могут быть поставлены по результатам проведенных торгов, что привело к необоснованному ограничению числа возможных участников закупки и создало преимущество для победителя» — заявил в качестве довода проигравший участник аукциона.

В свою очередь суды единодушно посчитали такие действия госзаказчика правомерными. Они указали, что «соответствие техническим характеристикам, определенным заказчиком в техническом задании, продукции только одного производителя не является безусловным основанием, свидетельствующим об ограничении конкуренции». Товар с предложенными заказчиком параметрами, по мнению судов, «может быть поставлен неопределенным количеством поставщиков».

Логика судов проста. Не беда, что производитель один – поставить закупленный у него товар могут же разные поставщики. Однако вряд ли именно такой трактовки ожидали создатели контрактной системы в сфере госзакупок.

Кстати, факт того, что истец (проигравший участник аукциона) не являлся производителем закупаемого ответчиком товара, выступил еще одним аргументом для судов. «Истец не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товары, в том числе по характеристикам, предложенным ответчиком», — отметили суды (решение АС Кировской области от 13.05.14, постановление 2 ААС от 21.07.14, постановление АС Волго-Вятского округа от 20.11.14 по делу № А28-2624/2014).

2. При формулировке заявки не следует ориентироваться на количество производителей.

К таким же выводам, что и в рассмотренном выше деле, приходят суды и в других регионах. При этом появляются и новые, мягко говоря, спорные, аргументы.

Так, в региональное УФАС поступили жалобы относительно двух электронных аукционов на закупку детского питания. Доводы жалобы те же – параметры закупаемого товара соответствуют товару единственного производителя. Антимонопольное ведомство поддержало доводы жалобы и усмотрело в действиях госзаказчика ограничение числа участников аукциона. При этом региональное УФАС сослалось на письмо ФАС России от 26.12.2012 № АК/44401/12. В этом письме ФАС указал на недопустимость установления в документации о закупке требований, которым может соответствовать исключительно один производитель сухих молочных смесей.

[2]

АС Республики Саха (Якутия) с антимонопольным органом не согласился (дело № А58-5173/2014). По мнению суда, аукцион проводился именно на поставку товара, а не его производство (изготовление), следовательно, число потенциальных поставщиков неограниченно. «Поскольку предметом открытого аукциона является «поставка», а не “производство/изготовление”, то обстоятельство, что сухая кисломолочная смесь … является единственным товаром на рынке, отвечающим требованиям, установленным аукционной документацией, сам по себе не может рассматриваться как ограничение конкуренции, так как товар с установленными заказчиком параметрами может быть предложен к поставке неограниченным количеством поставщиков…», — указал суд первой инстанции в решении от 07.11.14.

Схожее дело рассмотрел и АС Республики Башкортостан (решение от 10.10.14 по делу № А07-9320/2014, в настоящее время обжаловано в 18 ААС). Как и в Якутии, региональное УФАС признало обоснованной жалобу участника электронного аукциона. По мнению ведомства, заказчик не обосновал установление конкретных параметров содержания веществ в белковой смеси (содержания белка в размере 40 г, жиров 20 г и 30 г углеводов), хотя соответствующий ГОСТ Р 53861-2010 устанавливает диапазон величин каждого компонента (белок – от 40 до 75 г, жиры – от 5 до 20 г, углеводы – от 10 до 30 г). Причем под установленные госзаказчиком конкретные параметры содержания веществ подходила белковая смесь только одного производителя.

Арбитражный суд, в свою очередь, признал недействительным решение УФАС, не усмотрев нарушений законодательства о контрактной системе. «Доводы о том … что конкретные показатели к продукции ограничивают конкуренцию, поскольку относятся только к одному виду производимой на территории Российской Федерации продукции… не могут вменяться в качестве нарушения антимонопольного законодательства, поскольку Федеральный Закон № 44-ФЗ не предусматривает обязанности заказчика при определении требований к объекту закупки руководствоваться количеством участников рынка, производителей (поставщиков, исполнителей)», — указал суд.

Решения судов первой инстанции в настоящее время не вступили в силу. Возможно, судьи вышестоящих судов иначе подойдут к решению дела, чем их коллеги в Волго-Вятском округе. Ведь необоснованное ограничение количества производителей закупаемого товара даже при неограниченном количестве поставщиков не способствует развитию конкуренции и не отвечает целям законодательства о контрактной системе в сфере госзакупок.

Искуственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ответственность

Перед заказчиком часто встает выбор: провести одну крупную закупку или разделить ее на несколько небольших. С одной стороны прямого нарушения законодательства в том, чтобы раздробить закупку, нет. Но на практике ФАС и судебные инстанции нередко усматривают в этом ограничение конкуренции. Как представителям контрактных служб, так и поставщикам будет не лишним разобраться в принципах и особенностях дробления, способах выявления таких закупок и ответственности, которую за это можно понести.

Читайте так же:  К чему снятся клещи во сне

Что такое искусственное дробление закупки

Искусственным дроблением закупки принято называть умышленное разбиение стоимости одного крупного заказа на несколько. Это справедливо как для 44-ФЗ, так и для 223-ФЗ. Дробление признается преднамеренным, если заказчику заранее известна полная потребность организации в данной продукции или услугах на плановый период и при этом отсутствуют какие-либо препятствия для приобретения их в рамках одного контракта.

В тексте 44-ФЗ и 223-ФЗ нет термина «дробление закупки», а, следовательно, нет прямого запрета на проведение такой манипуляции. Заказчикам же такой вариант приобретения товаров и услуг кажется наиболее удобным. Нет необходимости реализовывать конкурентные процедуры, размещать информацию в ЕИС и так далее. Можно заключить несколько контрактов с единственным поставщиком и полностью закрыть потребность предприятия. При этом нужно учитывать, что согласно действующему законодательству все закупки должны проводиться по принципу максимальной эффективности, экономности и результативности. При искуственном разделении закупки эти требования соблюсти удается не всегда.

Для чего проводится дробление закупки

Реализация торговой процедуры не всегда является наиболее эффективным способом приобретения товаров или услуг, особенно с точки зрения контрактной службы. Она требует больших временных затрат и при этом у заказчика нет никаких гарантий, что в тендере примет участие хотя бы одна компания.

При этом существует возможность заключать контракты на сумму не более 100 000 рублей и без проведения торгов. Все случаи, когда допустима закупка у единственного поставщика, приведены в 44-ФЗ. При этом 223-ФЗ вообще не регламентирует такие ситуации. Это наталкивает заказчиков на мысль, что целесообразно разбить одну крупную закупку на несколько небольших и заключить отдельные контракты.

Разукрупняя заказы, заказчики преследуют следующие цели:

  1. Ускорить поставку товаров или оказание услуг. К примеру, такие ситуации нередко случаются перед новым годом, когда организации просто не успевают закупить праздничные подарки.
  2. Упростить процедуру проведения закупки. Иногда у заказчика нет желания или времени готовить полный пакет необходимых документов, размещать всю информацию в ЕИС и выжидать положенное время после торгов для заключения контракта.
  3. Получить личную выгоду. Известно множество случаев, когда заказчики намеренно дробили заказы с целью получения «отката» от поставщика. Контрактный управляющий может намерено отказаться от проведения аукциона на сумму 500 000 рублей и заключить с конкретной фирмой 5 контрактов по 100 000 рублей каждый. При этом поставщик выплачивает заказчику вознаграждение.

Разукрупняя закупку, заказчик должен просчитать эффективность этой процедуры. В противном случае его действия могут быть признаны мошенническими.

Основные признаки искусственного дробления

Опознать разукрупнение заказа можно по следующим признакам:

  1. Заказчик заключает одновременно несколько договоров в один и тот же день.
  2. Несколько контрактов заключено с одним и тем же поставщиком.
  3. Договора предусматривают поставку одинакового товара либо выполнение идентичных работ для обеспечения одних и тех же хозяйственных целей.

При обнаружении подобных признаков контролирующие органы могут инициировать проверку действий заказчика.

Ответственность

При детальной проверке договоров, заключенных заказчиком по методике дробления, контролирующие органы могут усмотреть нарушение статьи 34 Бюджетного Кодекса России. Такие процедуры часто признаются неэффективным расходованием средств, выделенных из бюджета.

Если рассматривать разукрупнение закупки с точки зрения Гражданского Кодекса, можно усмотреть признаки притворной сделки. Заключение нескольких договоров рассматривается как прикрытие единой крупной сделки. Впоследствии такие сделки могут быть признаны недействительными.

Дробление закупки также нарушает и закон о защите конкуренции. Заключая несколько контрактов с единственным поставщиком, заказчик лишает другие компании возможности поучаствовать в тендере. Необоснованное ограничение конкуренции является прямым нарушением действующего законодательства.

При выявлении нарушений законодательства на заказчика может быть наложен штраф в соответствии с КоАП, За ограничение конкуренции придется заплатить до 50000 рублей. Нарушения правил выбора поставщика наказывается аналогичным штрафом.

Практика ФАС

Антимонопольной службой было рассмотрено и признано незаконным немалое количество закупок с искуственным дроблением. К примеру, один из заказчиков провёл закупку 12 отдельных модулей для автоматизированной информационной системы (АИС), а также 50 рабочих мест для сотрудников. В результате было заключено 62 отдельных контракта. Поставщиком по всем договорам выступала одна и та же компания.

ФАС инициировала подробную проверку действий заказчика, в ходе которой был сделан вывод о том, что изначально предметом закупки служила именно АИС, а не ее отдельные компоненты. Исходя из стоимости системы, заказчик не имел оснований на то, чтобы разделять заупку на несколько договоров. Необходимо было выбрать один из конкурентных способов приобретения товаров. В этой ситуации на заказчика было наложено взыскание за неправильный выбор способа определения поставщика.

Судебная практика

Окончательное решение о правомерности разукрупнения заказа может быть вынесено только в суде. Поэтому заказчикам, в отношении которых ФАС вынесло решение о наложении штрафа, рекомендуется обжаловать его в суде.

В судебной практике также немало дел, когда после рассмотрения всех обстоятельств было признано решение о признании действий заказчика незаконными. Например, на одно из дел, рассматриваемых в Уральском Арбитражном суде, было подано три апелляции. Все они были отклонены. На заказчика было наложено взыскание за намеренное ограничение конкуренции.

Дробление закупки в некоторых ситуациях может действительно принести существенную выгоду. Но перед тем как проводить подобные манипуляции, необходимо просчитать все возможные исходы событий. Велика вероятность того, что в ходе проверки все договора будут признании ничтожными и придется выплатить внушительный штраф.

Источники


  1. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.

  2. Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.

  3. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.
  4. Правоведение. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 400 c.
  5. Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.
Какими способами невозможно осуществить многолотовую закупку
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here