Как организовать общественную организацию

Полная информация в статье на тему: "Как организовать общественную организацию" с объяснением от специалистов. По всем вопросам обращайтесь к дежурному специалисту.

Создание общественной организации без регистрации

В предыдущем посте я писала о встрече с екатеринбургскими (и не только) общественниками на тему создания НКО. Одной из темой обсуждения было создание общественного объединения без регистрации. Опишу как создать такое объединение.

Сначала объясню, чем отличаются зарегистрированные и незарегистрированные общественные объединения (это разновидности некоммерческих организаций).

Реализовать свое право на объединение (ст. 30 Конституции РФ) граждане могут в трех формах.

Статус простого объединения граждан

Он возникает исходя из факта объединения граждан в какую-либо группу. То есть как только люди собрались и решили, что у них будет объединение с определенными целями, такое объединение уже появилось.

В качестве примера можно привести некоторые группы в социальных сетях (особенно с закрытым членством), например, группа Цивилистика – она объединяет людей, которым интересно гражданское право. Другой пример – Лига друзей Филармонии – это некое объединение слушателей филармонии, его члены имеют карточку, дающую право на скидки, также Филармония иногда собирает членов Лиги друзей для того, чтобы, например, рассказать о новом музыкальном сезоне или что-то обсудить.

Но надо помнить, что на такие объединения не распространяются нормы Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Статус общественного объединения без образования юридического лица

Статья 5 Закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимает «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».

Для того чтобы создать такое общественное объединение, необходимо:

— не менее трех участников;

— организовать общее собрание, на котором будет принято решение о создании объединения, при этом оформить протокол общего собрания, составить и утвердить устав.

Плюсы у этой формы перед простым объединением в том, что него будут распространяться все нормы законодательства об общественных объединениях (например, право иметь печать, бланки, символику, обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, быть учредителем СМИ и т.д.). При этом не надо будет тратить деньги и нервы на регистрацию, бухучет, налоговую отчетность и отчетность перед Министерством юстиции.

Такое объединение в этом случае уже приобретает статус субъекта права, особые права и обязанности, однако еще не имеет статуса субъекта гражданского права – к примеру, не может открывать счета и выступать в качестве субъекта имущественных отношений. Получается, если такое объединение и собирает деньги, то юридически все они принадлежат не ему как организации, а его членам, а имущество, приобретенное на данные средства, будет в общей долевой собственности его членов.

Дело в том, что, согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. Таким образом, перечень субъектов гражданского права исчерпывающий, никаких объединений в этом перечне нет (это распространяется и на первый вид объединения).

Статус общественного объединения как юридического лица

Для того чтобы объединение начало свое существование в качестве юридического лица, оно должен быть зарегистрировано в установленном порядке. Организационно-правовые формы такого юридического лица могут быть различными: общественный фонд, общественная организация и др.

В данном случае объединение признается полноправным субъектом гражданского права, а значит, может:

— организовать полный контроль поступающих денежных средств родителей и распределить их на нужды объединения;

— назначить ответственных, обеспечить бухгалтерский учет всех поступлений;

[3]

— открыть расчетный счет в банке;

— заключать договоры от имени объединения.

Создавать общественное объединение со статусом юридического лица имеет смысл лишь когда есть значительные поступления денежных средств или если вы собираетесь участвовать в конкурсе на получение гранта (многие грантодатели требуют регистрацию в качестве юридического лица). Иначе затраты сил и средств на создание будут нецелесообразны.

Этапы создания общественного объединения без регистрации

  1. Выбор организационно-правовой формы
  2. Определение названия, целей, задач
  3. Разработка устава
  4. Учреждение объединения на общем собрании, выбор органов и утверждение устава

С этого момента объединение создано!

Содержание устава общественного объединения (ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях»)

  • название
  • цели
  • Организационно-правовая форма
  • территория деятельности
  • структура, руководящие органы, их компетенция и порядок формирования
  • условия и порядок приобретения и утраты членства
  • права и обязанности членов
  • источники формирования денежных средств и иного имущества
  • права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав
  • порядок реорганизации и (или) ликвидации

Решение о создании должно содержать:

  • Собственно решение о создании такого-то объединения (указать полное название)
  • Решение об утверждении устава
  • Решение об утверждении руководящих и контрольно-ревизионных органов

В качестве образца могу предложить готовые формы устава и протокола о создании общественной организации (это один из видов общественного объединения):

Конечно, необходимо приспособить все это под свою организацию. Важно, чтобы в итоге остались обязательные сведения, которые нужно указывать в уставе (см. выше их перечень). Но даже если потом выясниться, что какие-то пункты устава вам не подходит или вы хотели бы добавить что-то еще, то порядок изменения устава предельно прост – нужно просто разработать новую редакцию и утвердить на общем собрании (кстати, можно предусмотреть какой-то другой порядок, например, утверждение не общим собранием, а правлением). И ничего не надо будет регистрировать.

Закон об общественных организациях Российской Федерации

Закон «Об общественных организациях РФ» регулирует отношения, касающиеся реализации людьми прав на формирование социальных институтов, осуществление в их рамках деятельности, их реорганизацию/ликвидацию. Для иностранных физлиц и лиц без гражданства устанавливаются такие же юридические возможности, кроме случаев, предусмотренных в нормативных актах.

Читайте так же:  Имеют ли право дпс останавливать ночью

Сфера действия

Закон «Об общественных организациях и объединениях» распространяется на все социальные институты, сформированные гражданами. Исключением выступают религиозные структуры. Также нормативный акт не регулирует деятельность коммерческих структур и образованных ими некоммерческих союзов и ассоциаций.

Права граждан

Физлица обладают юридической возможностью формировать на добровольной основе социальные институты (общественные объединения). Целью их образования выступает защита коллективного интереса и реализация единых задач. Право людей на объединение предполагает также возможность вступать в уже действующие институты или воздерживаться от этого, а также прекращать членство в них без всяких затруднений и препятствий. Формирование социальных институтов, таким образом, обеспечивает реализацию интересов и прав. Закон «О некоммерческих общественных организациях» допускает их образование без необходимости получать предварительное разрешение на это от государственных структур, местной власти. Граждане могут вступать в такие социальные институты при условии соблюдения уставов. Закон «О создании общественных организаций» не устанавливает обязательного требования для регистрации. Такие социальные институты могут действовать без приобретения прав юрлица. По выбору граждан, общественная организация может быть зарегистрирована в порядке, предусмотренном рассматриваемым законом.

Нормативная база

Права физлиц на объединение, их содержание, статус организаций, основные гарантии государства, порядок деятельности, образования, ликвидации/реорганизации регламентируются не только рассматриваемым законом, но и ГК, а также рядом других нормативных актов. Специфика формирования, функционирования, структурных преобразований отдельных типов социальных институтов может регулироваться специально принятыми правовыми документами. К таким организациям, например, относят профсоюзы, благотворительные фонды и пр. Принимаемые относительно них нормативные акты должны соответствовать рассматриваемому правовому документу. Указанные институты могут осуществлять свою деятельность до принятия соответствующих законов. В этом случае их функционирование регламентируется рассматриваемым документом.

Закон «Об общественных организациях» раскрывает определение социального института. В качестве него выступает самоуправляемое, добровольное формирование, образованное по инициативе граждан. Свою деятельность структура осуществляет на некоммерческой основе. Граждане формируют социальный институт в соответствии с едиными интересами и целями, которые указываются в уставе.

Закон «Об общественных организациях» устанавливает, что в качестве учредителей социального института могут выступать граждане и юрлица. Эти субъекты созывают съезд, на котором утверждают устав, формируют контрольно-ревизионный и руководящий аппарат. Учредители социального института, как юрлица, так и граждане, выполняют равные обязанности и наделяются равными правами. Члены общественной организации – общественные объединения (юридические лица) и физлица. Их заинтересованность проявляется в коллективном решении задач сформированного института на основании положений его устава. Она оформляется соответствующими документами (заявлениями), позволяющими учитывать число членов для обеспечения их равноправия как членов организации. Указанные субъекты также наделены равными юридическими возможностями и обязанностями. Члены социального института могут избираться и выбирать состав надзорно-ревизионной и руководящей структур. Они также вправе осуществлять контроль над деятельностью органов управления в соответствии с уставом. При неисполнении своих обязанностей, несоблюдении требований устава члены социального института могут быть исключены из него.

В качестве них Закон «Об общественных организациях» называет юрлиц и граждан, которые выражают поддержку целям сформированного института, конкретным акциям, проводимым им. Такие субъекты участвуют в деятельности структуры без необходимости обязательно оформлять условия своего содействия, если другое не предусматривается в уставе. Как и учредители, и члены, участники имеют равные обязанности и права.

Закон «Об общественных организациях» допускает формирование:

  1. Движений.
  2. Фондов.
  3. Организаций.
  4. Учреждений.
  5. Органов самодеятельности.
  6. Политических партий.

Общественная организация

Она основывается на членстве. Такая структура формируется для осуществления совместной деятельности. В качестве целей образования выступает обеспечение защиты интересов и реализация задач, предусмотренных в уставе. В качестве членов могут выступать юридические и физлица, если другое не устанавливает рассматриваемый Федеральный закон «Об общественных организациях». Высшей руководящей структурой социального института считается конференция (съезд) либо собрание. В качестве постоянно действующего аппарата управления выступает коллегиальный орган. Он подотчетен конференции или общему собранию. Социальный институт может пройти госрегистрацию. В этом случае действующий постоянно аппарат управления реализует права юрлица от имени организации и выполняет ее обязанности согласно уставу.

В качестве него Закон «Об общественных организациях Российской Федерации» признает институт, состоящий из участников не на основе членства. Эта структура отличается своей массовостью. Движение может преследовать политические, социальные или другие общественно полезные цели, которые поддерживаются его участниками. Высший руководящий аппарат – конференция/съезд или собрание. Действующим постоянно органом выступает выборная коллегиальная структура. Она подотчетна собранию либо съезду. При государственной регистрации движения его орган управления, действующий постоянно, выполняет обязанности и реализует права от имени института на основании положений устава.

Территориальное распространение

В настоящее время функционируют межрегиональные, общероссийские, региональные и местные организации. Под первыми следует понимать институт, деятельность которого осуществляется на основании уставных целей на территории, охватывающей меньше половины всех субъектов страны. В каждом районе при этом они имеют свои филиалы, представительства, отделения. Общероссийской организацией называют объединение, осуществляющее свою работу более чем в половине субъектов страны. Они также имеют свои подразделения в административно-территориальных единицах. Региональными объединениями именуют организации, действующие в пределах одного субъекта. Существуют также местные социальные институты. Они работают в пределах территории, подконтрольной органу самоуправления. Для более конкретного регулирования указанных институтов могут приниматься специальные нормативные документы. Например, закон «О региональных общественных организациях».

В рассматриваемом нормативном документе предусматривается, что:

  1. Общественные организации вне зависимости от их структурно-правовых форм равны перед законом.
  2. Работа социальных институтов базируется на принципах равноправия, добровольности, самоуправления.
  3. Общественные организации свободны при определении собственной внутренней структуры, форм, целей, методов функционирования.
  4. Работа институтов должна отличаться гласностью. При этом сведения о программных и учредительных документах должны быть общедоступны.
Читайте так же:  Что лучше завещание или дарственная на квартиру

Ограничения

В законодательстве сформулировано ряд запретов, касающихся создания и последующей деятельности общественных организаций. В частности, не допускается формирование и функционирование социальных институтов, цели или проводимые мероприятия которых характеризуются как экстремистские и направлены на разжигание межнациональной и иной розни. Данный запрет был введен 10 августа 2002 года. Общественная организация может включать в программную и учредительную документацию положения, касающиеся защиты идей о социальной справедливости. Формулирование таких концепций не может рассматриваться в качестве мероприятий, способствующих разжиганию социальной розни. Ограничения на формирование отдельных типов общественных объединений (организаций) могут формулироваться и утверждаться исключительно в рамках федерального законодательства.

Деятельность союзов общественных объединений регулируется положениями Федерального закона от 12 января 1996 года №7-фЗ «О некоммерческих организациях» и Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Предметом регулирования Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон №82-ФЗ) являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых Законом №82-ФЗ, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Действие Закона №82-ФЗ распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, на также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В соответствии со статьей 3 Закона №82-ФЗ, граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения.

Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются:

  • — Законом №82-ФЗ,
  • — Гражданским кодексом Российской Федерации,
  • — другими законами об отдельных видах общественных объединений.

Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений, например, профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, — регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии Законом №82-ФЗ.

Согласно статье 5 Закона №82-ФЗ:

«Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее — уставные цели).

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения» Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях»,с. 3.

В соответствии с положениями статьи 6 Закона №82-ФЗ учредителями общественного объединения являются:

  • — физические лица,
  • — юридические лица — общественные объединения.

Учредители общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются:

  • — физические лица,
  • — юридические лица — общественные объединения.

Члены общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

[1]

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие ни контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.

Члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.

Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения ин(или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.

Участники общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18нлет, и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено Законом №82-ФЗ, а также законами об отдельных видах общественных объединений.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях»,с. 2.

При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

При создании общественных объединений в иных организационно-правовых формах права ни обязанности учредителей таких объединений указываются в их уставах.

Статьей 7 Закона №82-ФЗ установлено, что общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

  • — общественная организация;
  • — общественное движение;
  • — общественный фонд;
  • — общественное учреждение;
  • — орган общественной самодеятельности;
  • — политическая партия.
Видео (кликните для воспроизведения).

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляются в порядке, предусмотренном Законом №82-ФЗ.

Читайте так же:  До какого возраста семья считается молодой

В комментариях к Закону №82-ФЗ указывается, что союзы (ассоциации) общественных объединений не являются самостоятельной организационно-правовой формой общественных объединений. Общественные объединения всех перечисленных в статье 7 Закона №82-ФЗ организационно-правовых форм могут образовывать союзы (ассоциации).

Вопрос определения статуса союза (ассоциаций) должен решаться совместно всеми участниками союза (ассоциаций) и закрепляться в их уставах. Так же, нв уставах союзов (ассоциаций) должно быть определено, являются ли структурные подразделения объединений, входящие в союз (ассоциацию), одновременно и структурными подразделениями союза (ассоциации) в целом. Если такая договоренность достигнута, то региональный статус определяется количеством таких структурных подразделений союза (ассоциации).

В Российской Федерации создаются и действуют:

  • — общероссийские,
  • -межрегиональные,
  • — региональные,
  • — местные общественные объединения.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

[2]

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Общероссийские общественные объединения могут использовать в своих названиях наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа.

Союзы (ассоциации) общественных объединений является некоммерческими организациями Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях»,с. 10.

Члены союза (ассоциации)- юридические лица, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Союз (ассоциация) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены союза (ассоциации) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренном учредительными документами союза (ассоциации).

Наименование союза (ассоциации) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз».

Союзы общественных объединений независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Их деятельность основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.

Союзы общественных объединений свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Деятельность союзов общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной.

Запрещаются создание ни деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Включение в учредительные и программные документы общественных объединений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

Ограничения на создание отдельных видов общественных объединений могут устанавливаться только федеральным законом.

Статья 17 Закона №82-ФЗ устанавливает, что не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность союзов общественных объединений, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.

В свою очередь, не допускается и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов союзов (ассоциаций) общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.

Как было уже отмечено, правоспособность союза общественных объединений как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.

Законом №82-ФЗнустановлено, что учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено данным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.

Согласно статье 19нЗакона №82-ФЗ не может быть учредителем, членом, участником союза (ассоциации) общественных объединений:

  • 1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  • 2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • 3) общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»);
  • 4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
  • 5) лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях»,с. 3.

Как создать организацию

  • Как создать организацию
  • Как создать государственное учреждение
  • Как создать профсоюзную организацию
  • Как зарегистрировать автономную некоммерческую организацию
  • — подтверждение внесения уставного капитала;
  • — решение учредителя или протокол общего собрания и договор, если их несколько, об учреждении ООО;
  • — заполненное заявление о регистрации;
  • — оплата госпошлины;
  • — гарантийное письмо от собственника помещения, на которое оформляется юридический адрес и нотариальная копия свидетельства о праве собственности на него.

Прежде чем приступать к формированию учредительных документов, стоит подобрать коды ОКВЭД для будущей организации. Для этого нужно воспользоваться справочником и выбрать все, наиболее подходящие по смыслу к характеристике вашей будущей деятельности.
Для малого и среднего бизнеса на первых порах предпочтительно упрощенная система налогообложения.

При выборе же объекта налогообложения следует учесть такие факторы, как удельный вес затрат на обеспечение деятельности в общей выручке компании, количество наемных работников и долю их зарплат в будущем обороте. Не будет лишним с учетом этих показателей рассчитать примерную налоговую нагрузку для каждого возможного варианта и остановиться на минимальной.

Читайте так же:  Уход с рабочего места

Внести уставной капитал (от 10 тыс. р.) вы можете деньгами или имуществом.

При первом варианте в банке открывается накопительный счет, на который вносится не меньше половины суммы. Остальные — в течение года после регистрации. В банке берется соответствующая справка.

При внесении имуществом учредители должны его оценить (если больше, чем на 20тыс. р., пригласить оценщика) и единогласно утвердить оценку. Затем нужно оформить акт оценки, который подписывается всеми учредителями, и акт приема-передачи имущества на баланс фирмы, подписываемый учредителем и генеральным директором.

Затем нужно подготовить учредительные документы: единоличное решение учредителя или протокол общего собрания, если их несколько, об учреждении ООО, составить его устав и при нескольких учредителях заключить договор об учреждении ООО.

Когда все документы готовы, нужно заполнить заявление о регистрации ООО, оплатить госпошлину и отнести все бумаги в налоговую.

Пошаговая инструкция по созданию общественной организации

Общественные организации могут создаваться для разных целей, но все они должны проходить обязательную государственную регистрацию согласно действующему российскому законодательству. Регистрация общественной организации представляет собой достаточно простой процесс, главное – знать его порядок и перечень документов, необходимых для предоставления государственным органам.

Перед тем, как приступать к регистрации общественной организации, следует принять решение об ее учреждении и провести подготовительную работу. Ключевыми вопросами, которые следует решить на данном этапе, являются выбор формы организации и ее названия.

Действующее законодательство РФ предусматривает довольно широкий перечень юридических форм общественных организаций.

Самыми распространенными из них являются следующие:

  • фонды;
  • религиозные организации;
  • общественные объединения;
  • ассоциации и союзы.

Выбор формы происходит на общем собрании учредителей. В самих учредительных документах обозначается, в чьих интересах будет действовать организация – в интересах определенного или неограниченного круга людей. Еще один важный вопрос, который решается на начальном этапе, – определение формы деятельности (на основе членства или без нее) и состава управления.

Сам процесс регистрации ОО состоит из трех ключевых этапов:

  • подготовки необходимой документации;
  • посещения госорганов и подачи документов;
  • получения документации, свидетельствующей о регистрации ОО.

Рассмотрим подробнее каждый из этих этапов.

Сбор и подготовка документов

Для регистрации ОО нужен пакет документов:

  • заявление об осуществлении регистрации ОО;
  • подготовленный устав общественной организации;
  • протокол собрания учредителей, в котором зафиксировано намерение о создании ОО (вместо протокола может быть предоставлен учредительный договор);
  • копии документов, подтверждающих личности учредителей ОО (их гражданских паспортов с первыми страницами и страницами с указанием мест проживания);
  • документ, подтверждающий закрепленное право на использование помещения, которое указано в заявлении как место расположения ОО (свидетельство о праве собственности или договор аренды);
  • квитанция об уплате госпошлины за осуществление регистрационных действий.

Все документы должны быть подготовлены в двух экземплярах. При их составлении нужно учитывать законодательные требования.

Так, в уставе ОО должна быть прописана ее форма и наименование, цели создания, руководящий состав, права и обязанности членов организации, порядок выхода из нее.

Кроме того, в уставе должен быть отражен перечень имущества, принадлежащего ОО, и порядок его формирования. Отдельно прописываются ситуации, при которых допускается изменение устава и причины ликвидации общества.

Рассмотрением документов занимается Минюст РФ и его территориальные подразделения.

Особенности составления заявления

Порядок составления заявления следует рассмотреть отдельно, поскольку оно имеет определенную форму и строгие правила заполнения. Форму бланка №Р11001 можно скачать на сайте госоргана, осуществляющего регистрацию ОО.

При заполнении формы следует проявить внимательность: любая допущенная ошибка может привести к отклонению всего пакета документов. Заполнять заявление можно вручную или на компьютере. Если используется компьютер или ноутбук, применяются исключительно заглавные буквы, это же правило действует, если документ заполняется от руки. Каждый символ вносится в отдельную ячейку. Бланк заполняется в двух экземплярах.

В документе указываются такие данные:

  • информация о полном и сокращенном названии ОО;
  • сведения об учредителях и руководящем составе;
  • описание видов предполагаемой деятельности.

Данные, вносимые из других документов, должны полностью с ними совпадать. При заполнении бланка следует избегать исправлений. При допущении ошибок нужно заполнять заявление заново. Прошивать заявление не обязательно – достаточно соединить его скрепками или степлером. В этом случае сотрудникам будет удобнее с ним работать.

Подписывается заявление непосредственно при его подаче.

Ознакомиться с другими особенностями заполнения заявки можно, прочитав требования к заполнению бланка Р11001, в котором учтены все важные моменты.

Порядок подачи документов

Собрав пакет документов, необходимо выбрать наиболее подходящий способ его подачи. Подать документы можно лично, через доверенное лицо или отправив их по почте. Проще всего посетить госорган лично: принести документы, подписать заявление и передать полный пакет ответственному сотруднику. В случае отправки документов по почте их необходимо заверять нотариально, чтобы исключить возможность подачи документации без ведома учредителей ОО.

Если документы передаются третьим лицом, кроме нотариального заверения, требуется оформление соответствующей доверенности.

Отказать в регистрации могут в том случае, если документация будет подана не в полном составе, либо если заявка будет заполнена некорректно. Получить отказ в оформлении можно и в том случае, если устав ОО составлен неправильно и не соответствует установленным требованиям.

Деятельность созданного образования должна соответствовать законодательству РФ и принципам работы некоммерческих организаций, иначе на его регистрацию также можно не рассчитывать.

Если вся документация в порядке, проводится госрегистрация с внесением сведений о компании в реестр некоммерческих структур. После этого получается свидетельство о регистрации.

Создание общественной организации: как начать процесс

1. Регистрировать общественную организацию при действующем законодательстве весьма сложно. Гораздо проще зарегистрировать ее как автономная некоммерческая (АНО). Регистрация займет не больше семи дней и проводится в соответствии с правилами регистрации ООО или ИП.

Читайте так же:  Какие проверки будут, если вы обратились за субсидией на оплату услуг жкх

2. Теперь нужно подобрать понятное название будущей организации. Следует его связать его с городом или обществом. Исходить из деятельности не стоит.

3. Определить, чем будет заниматься общественная организация. Следует из большого списка общественных проблем заняться тем, в чем вы больше всего разбираетесь. Наиболее важными для общества являются проблемы защиты прав граждан и индивидуальных предпринимателей, консультирование по управлению бизнесом и т.д.

4. Определив, на чем будет трудиться новая организация, пришло время прописать ее цели. Необходимо указать, какие задачи и с помощью чего будет выполнять, и какие при этом будут достигнуты цели.

5. Сотрудничество со средствами массовой информации – самая главная ступень в работе. Желательно составить базу данных по СМИ и информация о каждом событии, пусть и не значительном, сразу должна передаваться им в виде пресс-релиза.

6. Общественная организация с первого дня работы должна разработать собственный сайт. Каждый раздел ресурса – это проводимая деятельность в рамках этого раздела работ. Обязательными станут — «События»/«Новости» и раздел «Материалы для СМИ».

7. Как показывает практика, с проектом будут работать ваши единомышленники, которые хорошо понимающие и придерживаются разработанных проектов и программ. Однако вам придется набирать в штат работников — редакторов для веб сайта и юристов. Подыскать юриста для бесплатной консультации по электронной почте или в режиме реального времени будет не сложно. Для большинства, это превосходная возможность попрактиковаться и получить хорошую рекомендацию от вашей организации.

8. Теперь нужно продумать, как будет финансироваться ваша деятельность. Финансирование может быть из собственных средств или с привлечением инвестиций спонсоров. Самое важное в этом деле – подход. При правильном подходе в презентации организаций, финансирующих вашу работу, им будет весьма выгодно принимать участие в реализуемых вами проектах.

Создание общественных объединений в России

Общественное объединение – образование физических лиц, создаваемое с целью достижения общих интересов и осуществляющее свою деятельность на некоммерческой и добровольной основе. Управление производится в самостоятельном порядке. Формы общественных объединений включают организацию, движение, фонд, учреждение, политическую партию, профсоюз и орган общественной самодеятельности. Согласно ст. 30 Конституции РФ, каждый имеет право на объединение. При этом все необходимые сведения о том, как создать общественную организацию в России, содержатся в ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «О некоммерческих организациях» и иных правовых актах.

Процесс создания и регистрации общественного объединения

Основой для создания общественного объединения (далее по тексту ОО) является принятие его учредителями Устава и руководящего органа. Для наделения организации официальным статусом юридического лица её необходимо зарегистрировать в установленном законом порядке. Порядок регистрации общественных объединений предусматривает сбор необходимого пакета документов, регистрацию юридического адреса и уплату госпошлины.

Начать следует с того, кто регистрирует общественные организации в России. Это прерогатива Министерства юстиции РФ. Образование подобного ОО возможно при наличии 3-х лиц-учредителей. Функционирование ОО при этом базируется на членстве, а количество участников не ограничено.

Решение о государственной регистрации общественного объединения принимается непосредственно Минюстом после проведения экспертизы предоставленных документов. И в случае положительного решения, ФНС заносит новую организацию в ЕГРЮЛ.

Пакет регистрационных документов

В перечень документов, необходимых для предоставления в Минюст входят:

  • заявление от уполномоченного лица;
  • устав, принятый на учредительном собрании;
  • протокол учредительного собрания, в котором содержатся сведения о решении создать общественное объединение, об избранном руководящем составе и контрольно-ревизионном органе (при создании межрегиональной организации необходимо предоставить протоколы всех структурных подразделений);
  • данные об учредителях;
  • квитанция об уплате госпошлины (пошлина за регистрацию общественной организации составляет 6 500 руб., все сведения относительно размеров содержатся в ст. 333.33 НК РФ);
  • справка о юридическом адресе.

Итак, какие документы подаются на государственную регистрацию общественного объединения, выяснили. Здесь же стоит отметить, что в случае, если наименование организации содержит символические элементы, на которые в законодательном порядке распространяется защита, необходимо представить документы, удостоверяющие право ОО на их использование.

Если экспертиза документов прошла успешно, орган регистрации общественных объединений выносит положительное решение и ФНС заносит новое образование в ЕГРЮЛ. Никаких других действий от учредителей больше не требуется.

Все новые общественные объединения в РФ после регистрации в автоматическом порядке получают ИНН, а равно и ставятся на учёт в органах ПФР, ФСС и ФОМС. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется в течение 1,5 месяцев, необходимых для детальной экспертизы предоставленной документации.

Общественные объединения и организации функционируют на территории РФ в самостоятельном порядке, а свобода их деятельности гарантируется государством. Разумеется, при условии не противоречия действующему законодательству.

Видео (кликните для воспроизведения).

Разобравшись с вопросом, как зарегистрировать общественную организацию в России, стоит отметить, что данная процедура имеет много общего с регистрацией ассоциаций. Документы на государственную регистрацию общественного объединения такие же, как в случае с ассоциациями, срок рассмотрения и внесение сведений о новом образовании аналогичные.

Источники


  1. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.

  2. Рогожин Н. А. Арбитражный процесс; Юстицинформ — Москва, 2012. — 240 c.

  3. Скуратовский, М. Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции / М.Л. Скуратовский. — М.: Wolters Kluwer, 2018. — 200 c.
  4. Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.
Как организовать общественную организацию
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here