К какому структурному подразделению относится директор

Полная информация в статье на тему: "К какому структурному подразделению относится директор" с объяснением от специалистов. По всем вопросам обращайтесь к дежурному специалисту.

Содержание

Вопрос: Какой отдел надо оформлять таких работников, как исполнительный директор, финансовый директор, первый заместитель генерального директора? Какое структурное подразделение указать в трудовом договоре? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», июль 2017 г.)

Какой отдел надо оформлять таких работников, как исполнительный директор, финансовый директор, первый заместитель генерального директора? Какое структурное подразделение указать в трудовом договоре?

Нормами действующего законодательства не установлено правило, в соответствии с которым исполнительного директора, финансового директора, первого заместителя генерального директора необходимо оформлять в какое-либо определенное структурное подразделение организации. Указанных работников можно оформить, например, в такое структурное подразделение, как «руководство» или «администрация».

Согласно абз. 2 и абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

— место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

— трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте (абз. 2 ч. 4 ст. 57 ТК РФ).

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», июль 2017 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Prom-Nadzor.ru

Должностная инструкция директора обособленного подразделения юридического лица

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

[3]

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

Должностная инструкция
директора обособленного подразделения юридического лица (филиала, представительства) [наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Директор обособленного подразделения юридического лица относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность директора обособленного подразделения принимается лицо, имеющее высшее образование и стаж работы на руководящих должностях не менее [значение] лет.

1.3. Директор обособленного подразделения должен знать:

— нормативно-правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность обособленного подразделения, постановления федеральных, региональных и местных органов государственной власти и управления, определяющие приоритетные направления развития соответствующей отрасли;

— методические и нормативные материалы других органов, касающиеся деятельности обособленного подразделения;

— профиль, специализацию и особенности структуры организации в целом и обособленного подразделения в частности;

— перспективы технического, экономического и социального развития отрасли;

— кадровые ресурсы обособленного подразделения;

— налоговое, трудовое, гражданское законодательство;

— управление экономикой и финансами организации (предприятия);

— этику делового общения;

[2]

— психологию деловых отношений;

— принципы, методы управления персоналом;

— стратегические и маркетинговые аспекты управления;

— требования к составлению деловой документации;

— правила и нормы охраны труда.

2. Должностные обязанности

На директора обособленного подразделения возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществление руководства деятельностью обособленного подразделения.

2.2. Организация работы и взаимодействия структурных подразделений обособленного подразделения.

2.3. Организация деятельности обособленного подразделения на основе использования современной техники и передовых технологий, прогрессивных форм организации труда.

2.4. Обеспечение сохранности и использования имущества обособленного подразделения по назначению.

2.5. Принятие мер по обеспечению обособленного подразделения квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта.

2.6. Обеспечение выплаты работникам своевременной и в полном объеме заработной платы.

Читайте так же:  Как вернуть старый тариф

2.7. Принятие мер по обеспечению выполнения работниками обособленного подразделения своих должностных обязанностей.

2.8. Обеспечение соблюдения трудовой дисциплины, способствование развитию трудовой мотивации, инициативы и активности подчиненных.

2.9. Обеспечение правильного сочетания экономических и административных методов руководства, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива обособленного подразделения.

2.10. Представление и защита интересов обособленного подразделения в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления по доверенности.

2.11. Решение вопросов, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности обособленного подразделения.

2.12. Обеспечение и контроль выполнения правил по охране труда и пожарной безопасности.

2.13. Проведение деловых переговоров.

2.14. Участие в разработке стратегии развития организации в целом.

2.15. Составление установленной отчетности о проделанной работе.

2.16. [Другие должностные обязанности].

Директор обособленного подразделения имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Вносить предложения вышестоящему руководству по совершенствованию работы обособленного подразделения и организации в целом.

3.3. Самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции и организовывать их выполнение сотрудниками обособленного подразделения.

3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Совершать гражданско-правовые сделки и представлять интересы обособленного подразделения по доверенности.

3.6. Осуществлять взаимодействие с руководителями структурных подразделений организации, получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. Контролировать деятельность подчиненных ему работников.

3.8. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.10. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством.

Директор обособленного подразделения несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Вопрос: Я работаю заместителем директора, руководителем структурного подразделения в общеобразовательной школе. Меня назначили приказом директора с августа 2014 г. До настоящего времени я не обращала внимания на название своей должности, но сейчас с обсуждается проект школьного «Положения по оплате труда», в котором прописываются доплаты за коэффициент уровня управления, где заместители директора отнесены ко 2-му уровню с доплатой 80%, а руководитель структурного подразделения к 3-му уровню с доплатой 30%. К какому уровню руководителей относится должность руководитель структурного подразделения в общеобразовательной школе? Может ли моя. (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)

Я работаю заместителем директора, руководителем структурного подразделения в общеобразовательной школе. Меня назначили приказом директора с августа 2014 г. До настоящего времени я не обращала внимания на название своей должности, но сейчас с обсуждается проект школьного «Положения по оплате труда», в котором прописываются доплаты за коэффициент уровня управления, где заместители директора отнесены ко 2-му уровню с доплатой 80%, а руководитель структурного подразделения к 3-му уровню с доплатой 30%. К какому уровню руководителей относится должность руководитель структурного подразделения в общеобразовательной школе? Может ли моя должность звучать «Заместитель директора, руководитель структурного подразделения»?

Поскольку руководитель структурного подразделения руководит деятельностью только одного структурного подразделения образовательного учреждения: учебно-консультационным пунктом, отделением, отделом, секцией, лабораторией, кабинетом, учебной или учебно-производственной мастерской, интернатом при школе, общежитием, учебным хозяйством, производственной практикой и другими структурными подразделениями, а не координирует деятельность всего образовательного учреждения (школы), то, по нашему мнению, его следует отнести к 3-му уровню управления.

Однако, если в Положении об оплате труда школы будет уточнен порядок распределения должностей по уровням управления, то с учетом определенных критериев он может быть иным, чем описано нами выше.

Так как работодатель вправе самостоятельно определять наименования должностей, за исключением случаев, если выполнение работ по таким должностям будет связано с предоставление компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то Ваша должность может быть названа как «Заместитель директора, руководитель структурного подразделения».

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н, устанавливает должностные обязанности и требования к квалификации заместителя директора образовательного учреждения и руководителя структурного подразделения.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилю структурного подразделения образовательного учреждения, и стаж работы по специальности, соответствующей профилю структурного подразделения образовательного учреждения, не менее 3 лет.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Читайте так же:  Списали пенсию с карты в каких случаях банк имеет на это право

Согласно ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе условия о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Практика построения организационных структур местных администраций

Виды структурных подразделений местной администрации

В современной муниципальной практике типичными звеньями организационной структуры местной администрации являются:

  • — глава администрации;
  • — его заместители по сферам муниципальной деятельности, среди которых могут быть один или два первых заместителя;
  • — структурные подразделения различных типов, которые могут находиться в подчинении главы администрации, одного из его заместителей или в соподчинении между собой (например, отдел в составе управления);
  • — коллегиальные совещательные органы: коллегия администрации, экономический и другие советы;
  • — аппарат администрации.

Структурные подразделения администрации с точки зрения изложенного выше распределения задач и целей деятельности подразделяются на четыре группы.

К ведению отраслевых структурных подразделений относятся вопросы, связанные с управлением конкретными отраслями (сферами) муниципальной деятельности. Эти подразделения выполняют функции заказчика на выполнение работ и оказание муниципальных услуг. Их основная роль проявляется на этапе реализации целей и задач жизнеобеспечения и развития территории. Отраслевые структурные подразделения чаще всего линейно подчиняются одному из заместителей главы администрации.

Функциональные (штабные, общей компетенции) структурные подразделения выполняют определенные общие функции для всей администрации и ее самостоятельных структурных подразделений. Эти подразделения наделены правом регулирующих воздействий по отношению к другим структурным подразделениям, обычно правом согласования решений других структурных подразделений, например по соблюдению законности или возможности финансирования. По классификации целей муниципальной деятельности (см. главу 3) функциональные подразделения относятся к обеспечивающим. Они могут подчиняться непосредственно главе администрации, заместителю главы либо руководителю аппарата администрации.

Схема 5: Виды структурных подразделений местной администрации

Создание территориальных структурных подразделений (администраций районов, администраций округов и др.) связано с необходимостью приближения органов местного самоуправления к населению и позволяет сочетать централизацию важнейших функций на верхнем уровне муниципального управления с повышением оперативности при решении текущих вопросов.

Территориальные подразделения характерны для крупных и крупнейших городов, для муниципальных образований типа “город-район”, для городских муниципальных образований, в составе которых имеются обособленные поселки или сельские поселения. Наличие территориальных структурных подразделений, безусловно, усложняет структуру администрации. Их первые руководители подчиняются либо непосредственно главе администрации города, являясь его заместителями по соответствующим территориям, либо (реже) первому заместителю главы. Структурные подразделения территориальных администраций чаще всего имеют двойное подчинение — первому руководителю соответствующей территории (главе администрации городского района, округа и др.) и профильному структурному подразделению администрации города.

[1]

Вспомогательные подразделения (аппарат) не обладают собственной компетенцией по решению вопросов местного значения и выполняют функции обеспечения деятельности руководства администрации и ее структурных подразделений. Аппарат играет важную роль в организации работы администрации. Как ее подсистема, он выполняет ту же роль, что и муниципальная власть по отношению к другим подсистемам муниципального образования. В частности, аппарат обеспечивает:

  • — планирование и координацию работы всех структур администрации;
  • — работу с документацией (делопроизводство);
  • — подготовку и проведение совещаний, заседаний, коллегий, других мероприятий;
  • — связь со средствами массовой информации, проведение пресс-конференций;
  • — контроль за исполнением решений;
  • — организацию приема граждан, работу с жалобами и предложениями;
  • — материально-техническое, юридическое, кадровое, информационное, финансовое обеспечение деятельности администрации;
  • — взаимодействие администрации с представительным органом и зачастую его хозяйственное обслуживание.

Руководитель аппарата обычно по статусу приравнивается к заместителю главы администрации.[6]

В составе аппарата администрации могут быть такие службы, как общий отдел (работа с документацией), кадровая служба (иногда она подчиняется непосредственно главе администрации), приемная граждан, юридическая служба, информационная служба, хозяйственные службы, пресс-служба, собственная бухгалтерия, контрольный аппарат и т.п. Руководитель аппарата, как правило, непосредственно подчиняется главе администрации и иногда является его заместителем.

Глава администрации и его заместители могут иметь свой аппарат, в состав которого входят, в частности, секретари, помощники, референты, советники.

В теории менеджмента подобные организационные структуры получили название линейно-функциональных, поскольку они основаны на определенной системе взаимодействия линейных (отраслевых) и функциональных структурных подразделений и принятия решений линейными подразделениями по согласованию с функциональными. Достоинством линейно-функциональных структур является относительная простота построения и четкость взаимодействия. Однако такие структуры по своей природе консервативны, относятся к типу жестких структур и эффективны только при выполнении редко меняющихся однотипных функций.[2]

Читайте так же:  Срок погашения административного наказания

В соответствии с объемами и распределением задач и функций в составе администрации создаются конкретные организационные единицы — отделы, управления, комитеты, департаменты и т.д. Для решения управленческих задач крупные организационные единицы делятся на более мелкие, образующие новые уровни. На рис. 8.1.6 представлены наиболее распространенные варианты внутреннего организационного построения городской администрации.

Для крупных городов, имеющих большой аппарат управления, целесообразно как можно детальнее разграничивать функции управления, создавая специальные подразделения для их исполнения. Для небольших поселений наиболее приемлема схема, при которой выполняемые функции группируются, при этом в первую очередь должны объединяться функции отраслевых подразделений. Однако объединение функций подразделений, интересы которых противоречат друг другу, в рамках одного подразделения нежелательно.

Для выполнения функций, делегированных органами государственного управления, целесообразно использовать отдельные обособленные структурные подразделения. Это важно потому, что в части исполнения отдельных делегированных полномочий органы местного самоуправления финансируются из государственного бюджета и подконтрольны соответствующим органам государственной власти.

Коллегия — совещательный орган при главе администрации играет особую роль в работе администрации. Она принимает решения по важнейшим вопросам управления муниципальным образованием, за исключением решений, находящихся в компетенции представительного органа. Решения коллегии при необходимости оформляются постановлениями и распоряжениями главы администрации.

Структурные подразделения (органы) со статусом юридического лица. В составе многих администраций имеются структурные подразделения (органы) со статусом юридического лица. В соответствии с Федеральным законом 2003 г. перечень органов местной администрации, наделенных статусом юридического лица, устанавливается представительным органом муниципального образования, который выступает в качестве их учредителя и утверждает положения о них.

Федеральным законом установлено, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций.

Схема 6: Варианты внутреннего организайионного построения городской администрации

В ряде городов статус муниципального учреждения, не входящего в состав местной администрации, имеют органы управления жилищно-коммунальным хозяйством, здравоохранением, образованием и др. Эти органы выполняют функции заказчиков муниципальных услуг и распорядителей бюджетных средств, заключают от имени муниципального образования хозяйственные договоры на закупки материалов, выполнение работ и оказание услуг, имеют собственные бухгалтерии. Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании такого органа.

Подчиненность структурного подразделения

В данном пункте указывается, кому подчиняется структурное подразделение, то есть какое должностное лицо осуществляет функциональное руководство деятельностью подразделения. Как правило, технические подразделения подчиняются техническому директору (главному инженеру); производственные — заместителю директора по производственным вопросам; планово-экономические, маркетинговые, сбытовые подразделения — заместителю директора по коммерческим вопросам. При таком распределении ответственности между руководящими работниками непосредственно руководителю организации может подчиняться канцелярия, юридический отдел, отдел по связям с общественностью и иные административные подразделения. Если структурное подразделение входит в состав более крупного подразделения (например, отдел в составе управления), то в Положении указывается, кому (наименование должности) функционально подчиняется это подразделение.

Основополагающие документы, которыми руководствуется подразделение в своей деятельности

Помимо решений руководителя организации и общих локальных нормативных актов организации, в Положении перечисляются специальные локальные нормативные акты (например, для канцелярии — Инструкция по делопроизводству в организации, для отдела кадров — Положение о защите персональных данных работников), а также общеотраслевые и отраслевые законодательные акты (например, для бухгалтерии — Федеральный закон «О бухгалтерском учете», для отдела по защите информации — Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»).

Конструкция этого пункта Положения может быть следующей:

Структурное подразделение: определение, функции, руководство

Структурное подразделение — это структурная часть организации, которая выполняет определенные производственные или функциональные задачи в рамках устава и должностных инструкций работников.

Правовые аспекты работы структурных подразделений

Структурное подразделение не может быть рассмотрено в отдельности от предприятия, ведь оно не наделено юридической или экономической самостоятельностью. В соответствии с законодательством, можно выделить следующие особенности данных структурных единиц:

  • если руководство предприятия приняло решение о том, что необходимо создать структурное подразделение, то нет никакой надобности или обязательства сообщать об этом в регистрационные органы;
  • не требуется постановка на учет в налоговых органах, пенсионных и страховых фондах;
  • для структурного подразделения не ведется отдельных бухгалтерских документов, а его деятельность отражается в общем балансе организации;
  • для данного звена не назначается отдельный статистический код;
  • не допускается открытие отдельных банковских счетов для структурного подразделения.

Положение о подразделениях

Деятельность структурного подразделения осуществляется на основании специального положения, которое разрабатывается руководством предприятия в соответствии с установленными законодательными нормами. Документ содержит в себе следующие основные разделы:

  • общие положения, в которых производится описание самого предприятия, а также намерений о создании определенной организационной структуры;
  • обзор численности и состава персонала как в общем, так и по каждому подразделению;
  • функции, которые должно выполнять структурное звено;
  • определение целей его деятельности, а также постановка задач, которые обеспечат их достижение;
  • назначение руководства подразделений, а также определение круга их полномочий;
  • описание механизмов взаимодействия между структурными подразделениями, а также с руководящими органами;
  • определение ответственности подразделения в целом, а также руководителя и отдельных работников лично;
  • порядок ликвидации структурного звена с указанием процедуры, а также существенных причин.
Читайте так же:  Как узнать банкротство организации

Требования к структурным подразделениям

Чтобы обеспечивать непрерывную эффективную работу, структурное подразделение должно соответствовать ряду обязательных требований, а именно:

  • подчинение должно быть централизованным, то есть каждый из работников должен быть подотчетным непосредственно руководителю данного структурного звена, который, в свою очередь, регулярно предоставляет отчетность генеральному директору;
  • работа подразделения должна быть гибкой, с возможностью быстро реагировать на любые изменения как внутри организации, так и во внешней среде;
  • работа каждой структурной единицы должна быть строго специализированной (то есть звено должно отвечать за определенную сферу деятельности);
  • нагрузка на одного руководителя не должна быть слишком большой (не более 20 человек, если речь идет о среднем звене);
  • независимо от своего функционального предназначения, подразделение должно всячески обеспечивать экономию финансовых ресурсов.

Функции структурных подразделений

Каждое структурное подразделение организации призвано выполнять определенные функции, отраженные в соответствующем положении. Их содержание зависит от сферы и рода деятельности звена. При разработке функций руководство должно основываться на следующих требованиях:

  • формулировка функций подразумевает одновременную постановку задач для их достижения;
  • обозначение функций в документе осуществляется в убывающем порядке (от основных к побочным);
  • функции разных структурных подразделений не должны пересекаться между собой и повторяться;
  • если у звена есть определенные связи с другими структурными единицами, то их функции должны быть согласованы во избежание противоречий;
  • все функции подразделений должны иметь четкое числовое или временное выражение, чтобы обеспечить возможность оценки качества работы;
  • при разработке функций нужно обращать внимание на то, чтобы они не выходили за рамки полномочий или прав руководства.

Управление подразделениями

Как и предприятие в целом, все его звенья нуждаются в эффективном управлении. Непосредственную ответственность за выполнение этой задачи несет руководитель структурного подразделения. Стоит отметить, что методика и модели управления могут быть выбраны локальным начальством самостоятельно или же делегированы сверху.

В зависимости от сферы деятельности подразделения, а также рамок ответственности руководителя, последний имеет право делегировать некоторые полномочия своим подчиненным. При этом должна соблюдаться строгая система отчетности и контроля. Итоговая ответственность за результаты работы лежит исключительно на руководителе.

Деятельность должна быть организована следующим образом:

  • в начале периода руководитель осуществляет планирование, что закрепляется в соответствующих документах;
  • далее идет непрерывный мониторинг результатов работы, чтобы иметь возможность вовремя среагировать на отклонения;
  • в конце отчетного периода проводится проверка на соответствие результирующих показателей плановым.

Структурное подразделение организации — это ее основная рабочая ячейка, которая выполняет те или иные функции, регламентированные соответствующим положением. Стоит отметить, что такое структурное деление целесообразно только в рамках крупного предприятия, ведь в небольших фирмах полномочия могут быть распределены между отдельными работниками.

Важно организовать эффективное взаимодействие между различными структурными подразделениями. Их функции не должны дублироваться, а также противоречить друг другу. Особое внимание уделяется вопросу организации руководства. Начальство структурного звена хоть и имеет широкие полномочия касательно его управления, но тем не менее обязуется неукоснительно выполнять все распоряжения и требования генерального директора.

Администрация — структурное подразделение или нет

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

#1[24833] 29 июля 2008, 13:32
Добрый день коллеги. В рамках предприятия создано два производственных отдела. Директор, главный бухгалтер, юрисконсульт,зав. хозяйством относятся к администрации. Будет ли в данном случае администрация являться структурным подразделением?

#2[24871] 29 июля 2008, 15:31
Трудно представить администрацию во главе с директором 😉 как структурное подразделение, которое выдает законченный результат своей работы. Администрация осуществляет общее руководство, другими словами — это аппарат управления, но не структурное подразделение.

А создайте административно-хозяйственную службу. Туда еще и уборщики помещений, и электрики, и рабочие по обслуживанию зданий и сооружений пойдут. И Ваш зав. хозяйством.

Вот главный бухгалтер относится к бухгалтерской службе (бухгалтерия) — это структурное подразделение, даже если главный бухгалтер без подчиненных. Со всеми атрибутами. Номенклатура дел чего стоит!

В службах сейчас количество работников не ограничено ни с той, ни с другой стороны.
То же можно проделать и с юрисконсультом, чтоб не болтался с директором, создайте юридическую службу.
Но начальника такой службы можно вводить, выдержав нормы управляемости (гл. бух. не считается).
Нам так на семинаре говорили, по применению новой ЕТС.

И вот почитайте еще документ:

УТВЕРЖДЕНО
постановление Министерства
труда и социальной защиты
Республики Беларусь
от 9 марта 2004 г. N 25

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПРИМЕРНЫХ СТРУКТУР И ШТАТНЫХ НОРМАТИВОВ
ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИЙ
С ДОЛЕЙ СОБСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА В ИХ УСТАВНЫХ ФОНДАХ
БОЛЕЕ 50 ПРОЦЕНТОВ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ

Глава 3. РАЗРАБОТКА ПРИМЕРНОЙ СТРУКТУРЫ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ

Глава 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ШТАТНЫХ НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ
РАБОТНИКОВ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ

16. Численность работников аппарата управления рекомендуется устанавливать в размерах, не превышающих 15 процентов от общей среднесписочной численности работников организации. При этом представляется информация о численности работников в разрезе подотраслей и групп организаций согласно приложению.
Дифференциация указанного норматива по конкретным организациям осуществляется органом государственного управления, в подчинении которого находится организация.
17. На основании согласованного норматива рекомендуется разрабатывать и утверждать нормативы численности работников с учетом функций управления.

Структурное подразделение организации

Структурное подразделение организации – это определенная часть предприятия, которая сосредоточена на выполнении отдельных задач в соответствии с должностными инструкциями, уставом и иными локальными нормативными актами. О том, что такое структурное подразделение организации, зачем они необходимы и как обеспечивается их правовое регулирование, следует знать каждому работодателю и специалисту.
Читайте так же:  Материнский капитал в белоруссии

Что такое структурное подразделение организации – правовое регулирование

Понятие структурного подразделения предприятия определяет его в качестве отдельной единицы, объединяющей определенные рабочие места и занимающих их сотрудников, которое обладает определенной самостоятельностью в рамках организации. Разделение на структурные подразделения позволяет реализовать эффективное делегирование труда, упрощает управление персоналом и всем предприятием в целом. Именно поэтому без разделения на структурные подразделения эффективное ведение деятельности возможно только в организациях, относящихся к малому бизнесу.

Законодательство, в свою очередь, никак не регламентирует деятельность отдельных структурных подразделений, не выделяет особенности их и не предоставляет никаких правовых механизмов, связанных с данным аспектом трудовых взаимоотношений. Поэтому работодатели вправе самостоятельно организовывать разделение различных коллективов и структур в рамках предприятия, без излишних ограничений в нормативных и процессуальных вопросах.

Соответственно, структурные подразделения организации не могут обладать признаками самостоятельного субъекта хозяйствования. То есть, в их отношении должны соблюдаться определенные принципы:

  • О создании или расформировании структурных подразделений, их переформатировании, работодатель не должен извещать контролирующие органы или профсоюзы, пока не проводятся изменения в фактических рабочих местах.
  • Структурные подразделения не ставятся на учет в налоговых органах и страховых фондах.
  • Отдельная бухгалтерская отчетность в отношении структурных подразделений предприятия не ведётся. Также, им не присваиваются отдельные статистические коды. Деятельность структурных подразделений отражается в общем балансе предприятия.

Виды структурных подразделений организации

Так как понятие структурных подразделений организации не закреплено в законодательстве, вопросы названия, а также конкретных целей и задач, стоящих перед данными подразделениями, могут иметь различные ответы. Но в большинстве случаев в кадровом делопроизводстве используются устоявшиеся основные названия, что может значительно упростить создание эффективной системы распределения обязанностей и управления персоналом на предприятии. Так, примеры названий структурных подразделений организации вместе с их основными задачами и функциями могут выглядеть следующим образом:

Кроме этого, могут также выделяться и другие виды структурных подразделений в рамках предприятия. Так, для производств часто имеет место разделение на отдельные цеха. Также имеет место и разделение на секторы, участки и группы – данные структурные подразделения определяют конкретные работы и направления работ, равно как и зоны ответственности сотрудников.

Как создать структурное подразделение – порядок действий

Работодатель, как упоминалось ранее, самостоятельно принимает решение о внедрении различных структурных подразделений и о регулировании их деятельности. При этом основным документом, на основании которого будет функционировать данная система управления персоналом, является положение о структурном подразделении или иной аналогичный по смыслу внутренний документ. Содержание данного положения не регламентировано, но традиционно включает в себя:

  • Общие сведения о предприятии и о планируемых действиях, целях создания организационных структур.
  • Конкретные сведения о численности работников – как по предприятию в целом, так и по планируемым подразделениям.
  • Задачи и функции создаваемых структурных подразделений.
  • Непосредственное назначение руководства в них или же создание механизмов назначения руководства.
  • Порядок, по которому осуществляется взаимосвязь между различными подразделениями.
  • Определение коллективной ответственности и ответственности руководителей подразделений в рамках организации.
  • Порядок ликвидации, слияния и иных действий, изменяющих структурные подразделения.

Основной задачей работодателя при создании структурных подразделений на предприятии, является наиболее точное и четкое указание функций данной структуры. Так, при указании функций, следует обратить внимание на следующие нюансы:

  • Сформулированные функции должны четко устанавливать задачи для структурных подразделений.
  • Рекомендуется располагать функции в убывающем порядке по степени важности.
  • Необходимо крайне внимательно отслеживать повторение и дублирование функций в различных структурных подразделениях.
  • Все взаимосвязи с иными подразделениями должны быть в обязательном порядке согласованы.
  • Функции структурных подразделений не должны противоречить требованиям законодательства и трудовым договорам задействованных в них работников.
  • Функции должны иметь достаточно простой способ оценки качества их исполнения и иметь числовое или временное выражение.
Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы избежать самых распространенных ошибок, не лишним будет обратить внимание работодателей и на основные, предъявляемые к структурным подразделениям, требования:

  • Каждое подразделение должно иметь четко обозначенную иерархическую структуру, обеспечивающую субординацию на предприятии.
  • Правовые основания деятельности подразделения должны предоставлять данному подразделению возможность действовать гибко и не фиксироваться в жестких рамках – иначе никакого смысла от разделения труда не будет.
  • Размер подразделений должен соответствовать возможностям руководителя. При этом необходимо понимать, что оптимальным в большинстве случаев является размер структурных подразделений от 5 до 20 человек, но не больше, и не меньше.

Источники


  1. Косаренко Н. Н. Валютное право. Курс лекций; Wolters Kluwer — Москва, 2010. — 144 c.

  2. Павлов, Н. Е. Долг свидетеля / Н.Е. Павлов. — М.: Советская Россия, 2016. — 144 c.

  3. Юсуфов, А.Г. История и методология биологии. Учебное пособие для ВУЗов / А.Г. Юсуфов. — М.: Высшая школа, 2011. — 107 c.
  4. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.
К какому структурному подразделению относится директор
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here