Государственных служащих ждет повышение зарплаты

Полная информация в статье на тему: "Государственных служащих ждет повышение зарплаты" с объяснением от специалистов. По всем вопросам обращайтесь к дежурному специалисту.

Ради повышения зарплаты госслужащих начнут сокращать их численность

Как заявила первый замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко, с 2020 года в России начнутся масштабные изменения в государственном аппарате, которые коснутся практически всех чиновников страны. В частности, эти изменения предполагают увеличение заработной платы, но для этого придется уменьшить количество занятых на подобных должностях.

«Такой вопрос поставлен и будет решен в следующем году: 5% территориальные органы со следующего года (сокращение численности сотрудников ФОИВ), а через год еще 10%. Итого за два года территориальные органы — 15% (сокращение). Центральный аппарат — 10%», — сказала она, выступая на коллегии Казначейства во вторник. «Мы не можем на эту большую разросшуюся систему государственного управления распространить и принять решения еще и по увеличению уровня оплаты труда. А у нас стоит такое поручение — вывести систему отплаты труда на госслужбе на конкурентный уровень», — объяснила она.

В перспективе систему госуправления ждут и более значимые изменения. «Это будет только первый шаг. Впереди будет и второй шаг — рассмотрение структуры государственного управления. Мы сейчас готовим решения правительства со стороны министерства финансов — формировать реестр полномочий и функций государственных органов. Это чрезвычайно важный информационный ресурс, который поможет выявить дублирование функций, и второе, что очень сложно будет сделать — разделить полномочия, которыми наделены те или иные органы на два направления: административно-властные и гражданско-правовые», — сообщила Татьяна Нестеренко.

Начало реформам последних лет положил знаменитый указ президента РФ от N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», напоминает руководитель департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ, д.ю.н. Гульнара Ручкина. Начиная с 2000 года, несмотря на все проводимые реформы государственной службы, численность государственных служащих росло как на федеральном, так и на региональном уровнях государственной власти. То есть по факту реального сокращения госслужащих не происходит, напротив, происходит расширение бюрократического аппарата. На смену одним публичным структурам приходят другие.

Государственное управление постоянно развивается в сторону не сужения, а расширения полномочий, констатирует эксперт. Причиной тому является, в том числе усложнение системы госуправления, влекущее расширение полномочий публичной власти. Сокращение численности госслужащих — процесс субъективный, обусловленный стремлением сэкономить денежные средства на госаппарате. А содержание управления — процесс объективный и его невозможно сократить сокращением численности чиновников.

В среднем по России на 32 работающих приходится один государственный служащий. Количество чиновников (работники государственных органов и органов местного самоуправления по всем ветвям власти и уровням управления ) в России на 1 января 2018 года составило 2 172 900 человек. Такие сведения предоставлены Росстатом в начале 2018 года.

Если сравнивать с 2000 годом, количество чиновников увеличилось на 1 млн человек, приводит данные Гульнара Ручкина. Необходимо учитывать, добавляет она, что численность территориальных органов МВД стала включаться в статистику только с 2014 года. Максимальное количество госслужащих федерального уровня зафиксирован МИД — 3236, Минобороны — 2753, Минэкономразвития – 1710, Государственная дума -1796, администрация президента -1746, аппарат правительства -1437, Минфин – 1334.

Но понятно, что с нашими экономическими показателями изыскать дополнительные средства на реализацию задач по увеличению зарплат госслужащим, поставленных президентом, средств нет, а ставить систему повышения оплаты труда служащих на регулярную основу – тем более, говорит руководитель направления HR Consulting юридической компании «Прифинанс» Елена Сидоренко. Будет замечательно, если окажутся выделены средства на автоматизацию процессов, на повышение профессионального уровня служащих, а как следствие повышение производительности труда.

Сокращенные служащие выйдут на рынок труда, уверена эксперт. По закону они все могут встать на учет в центрах занятости и получать пособие. Кстати, центры занятости сейчас предлагают переобучение. Кто-то найдет работу в коммерческой отрасли сразу, кому-то придется пройти дополнительное обучение.

Вопросом остается то, насколько грамотно подойдут к сокращению количества служащих. Эта процедура, полагает Елена Сидоренко, может быть мотивационным инструментом, если применяется грамотно, на основании объективной оценки, и основной целью его применения является оставить в штате работников с хорошими показателями трудовой деятельности, постоянно повышающих свою квалификацию и т.д. Иногда качественные изменения профиля сотрудников можно инициировать только такими методами. Целью повышения производительности труда через автоматизацию бизнес-процессов, внедрения электронного документооборота, внедрения новых технологий всегда связано с повышением требований к квалификации работников.

Пока же вряд ли будет известно заранее, какие будут сокращать позиции, продолжает тему шеф-аналитик ГК ТелеТрейд Пётр Пушкарёв. Схематично очерчено — возможно, но скорее встанет вопрос оценки квалификации каждой конкретной «единицы». Личные симпатии роль играть могут, но как минимум формальным критерием, кто из чиновников останется — конечно, должна быть эффективность, то есть в сухом остатке скорость и качество работы. Поэтому стимул «чтобы не уволили», в данном случае, лучше всяких KPI и премий заставит, держась за своё рабочее место, а значит и за свой стабильный доход, добросовестнее относиться к делу и заботиться, чтобы меньше было и нареканий от начальства, и жалоб населения конкретно на то, как именно ты решаешь конкретный вопрос.

Повышение окладов может пройти неравномерно: не обязательно всем под одну гребёнку на 10%, полагает Пётр Пушкарёв. Но повышение зарплат, конечно, будет заметным, а не на 2%, как у пенсионеров, ведь общая сумма фондов оплаты труда не уменьшается, и деньги сокращаемых так или иначе распределят на остающихся. Да и иначе просто нету смысла данную реформу затевать. Смысл её — прежде всего не в экономии средств, а в том, чтобы наиболее способные кадры из числа чиновников низового, среднего звена не разбегались, чтобы у них было меньше стимулов подыскивать себе работу в частном секторе, где стабильности может быть и меньше, но зато зарплаты, конечно же, более конкурентные. А для этого и цифры в ведомостях на госслужбе обязательно должны быть выше средних зарплат по региону. Надо, чтобы в чиновники шли ведь не те, кого больше никуда не взяли, а чтобы там оставались действительно эффективные работники, способные принести обществу пользу, а не прикормившиеся и не имеющие уважения к другим людям граждане, которых взяли на должность по знакомству или же случайно.

Всем, кто останется на государственной службе, то есть подтвердившим свою профпригодность, будут повышены по замыслу оклады, при этом сокращена до 40% доля премии — и это правильно, чиновники тоже люди, цены-то растут для всех, говорит аналитик. Многим так называемым «рядовым» чиновникам, зарплата которых на самом деле не такая уж и высокая, как правило — в массе это даст гарантии, что государство их не бросает. И это не значит, что у них не будет стимула «биться» за оставшиеся 40% возможных премиальных, выполняя положенные нормативы эффективности.

На самом деле, считает Пётр Пушкарёв, повышение зарплаты госслужащим может быть и не решит в корне проблему крупных откатов, то есть проблему коррупции на действительно высоком уровне — но как минимум может заметно снизить искушения у чиновником низового и среднего звена скатываться к рутинным и ежедневным поборам. Это поможет если не убрать, то сильно снизить мелкую коррупционную составляющую, когда посетителям намекают, что не плохо бы «отстегнуть» за решение достаточно простых вопросов, но которые конкретный чиновник может решить быстро, а может бесконечно дело затягивать.

Читайте так же:  Самовольная реконструкция частного дома

«Человек слаб, и понятно, что когда он оказывается на должности, где от него хотя бы немного что-то зависит, а легальный его должностной оклад от государства даже вместе с премией не успевает при этом за фактической инфляцией, за ценами на самые обычные товары в магазинах, то искушение злоупотребить ради благосостояния своей семьи появляется даже у совестливых», – говорит эксперт.

Хотя и для высоко сидящих управленцев тема тоже актуальна, добавляет Пётр Пушкарёв. Люди, которые по факту много что решают, должны получать достойные своих должностей деньги, как бы многие этому ни завидовали: такие управленцы должны видеть и понимать, что государство по крайней мере даёт им все возможности обеспечивать себя честно, а не обкрадывать бизнес.

Какая зарплата госслужащих будет в 2019 — 2020 году (включая муниципальных служащих) повышение, индексация и размер — последние новости сегодня

Указом Президента РФ от 24.06.2019 N 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 — 2021 годы» прописана необходимость в 2020 и 2021 годах обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет. О механизмах повышения зарплаты госслужащих (включая муниципальных служащих) читайте ниже.

В рамках соответствующих поручений финансовому блоку Правительства Российской Федерации стало известно, что с 1 октября 2019 года индексация зарплат работников государственных организаций составит 4,3%. Соответствующее распоряжение подписал премьер России Дмитрий Медведев. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

«Федеральным государственным органам, федеральным государственным учреждениям — главным распорядителям средств федерального бюджета, в том числе в ведении которых находятся федеральные государственные учреждения, принять меры по увеличению с 1 октября 2019 г. на 4,3 процента обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений», — говорится в распоряжении правительства.

Рост оклада для госслужащих (муниципальных служащих) с 1 октября 2019 года сможет уменьшить влияние негативных экономических факторов на благосостояние россиян. Зарплаты тех работников, которые трудятся в частных организациях, тоже повысятся в 2019 году. Системы расчета заработных плат не регламентируются государством. Тем не менее, большинство компаний проводят индексацию и учитывают рост цен в стране. Зато размер оклада в финансируемых из бюджета РФ организациях и учреждениях контролируется на законодательном уровне.

Так, согласно статье 134 Трудового кодекса России, оплата работы обязана расти в соответствии с влиянием инфляции на цены товаров и услуг. В Государственную Думу ФС РФ был внесен проект федерального бюджета до 2021 года. Из документа стало известно, как изменятся заработные платы бюджетников не только в 2019 году, но и в последующих. Например, в 2020 году работникам государственных ведомств и учреждений следует ожидать повышение оклада на 5,5%, а в 2021 году — на 6,8%.

Минфин уже анонсировал программу повышения зарплат чиновникам. Правда, в ведомстве первого вице-премьера Антона Силуанова это называют реформой госслужбы, которая должна привести к сокращению количества чиновников.

В следующем, 2020 году, власти начнут масштабную реформу государственной службы, рассказала первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко, выступая на очередной коллегии казначейства. По ее словам, в 2020 году число сотрудников территориальных органов власти планируется сократить на 5%, а в 2021-м – еще на 10%. За этот же срок под сокращение подпадут 10% служащих центрального аппарата.

Вся реформа задумана для повышения зарплаты госслужащих, включая муниципальных служащих. «Это делается для того, чтобы в том числе найти ресурсы для изменения системы оплаты труда», – пояснила Нестеренко, подчеркнув, что размер фонда оплаты труда (ФОТ) при этом не изменится. Она заявила, что перед правительством стоит задача повысить зарплаты служащих до конкурентного уровня в экономике. По словам Нестеренко, планируется поднять постоянную часть оплаты труда госслужащих до 60% от ФОТ, снизив плавающую стимулирующую часть до 40%. Как отметила замминистра, «сейчас эта пирамида перевернута».

На фоне падающих пятый год подряд доходов населения, которым не помогли даже вливания бюджетникам в рамках реализации предыдущих майских указов президента Владимира Путина, и продления на пять лет пенсионного возраста, что власти объясняли трудностями с пополнением бюджета, планы повышения довольствия чиновников, мягко говоря, могут вызвать недоумение общественности.

Зарплаты чиновников резко ушли в отрыв от средних по экономике еще в начале нынешнего десятилетия. В 2013 году зарплата чиновников росла втрое быстрее, чем у остального населения, и таким образом разрыв в доходах госслужащих и среднего россиянина впервые стал почти трехкратным, сообщает «Независимая Газета».

При этом власти постоянно говорили о том, что повышение зарплат чиновникам будет сопровождаться сокращением их числа. Еще в 2002 году Владимир Путин говорил о необходимости создания «эффективного, компактного и работающего» госаппарата, в 2003 году стартовала административная реформа, тогда общее количество чиновников составляло 1,3 млн человек. Летом 2018 года Минфин сообщал, что впервые с 2014 года их количество выросло на 5,2 тыс. человек, но в стране опять около 1,3 млн сотрудников федеральных, региональных и муниципальных органов.

Процесс ускоренного повышения оплаты труда чиновников начался в 2012 году, а в 2014 году резко, до 250 тыс. руб., выросли зарплаты министров, депутатов Госдумы. Средняя зарплата гражданских служащих в федеральных органах власти в том году составила 109,1 тыс. руб.

С учетом того, что средняя зарплата по экономике в том году составляла 32,6 тыс. руб., получалось, что у чиновников зарплата в 3,3 раза больше. По данным Росстата за 2016 год, средняя зарплата федеральных служащих составила 115,7 тыс. руб., а региональных – 45 тыс. руб.

В сентябре 2018 года стало известно, что российским чиновникам опять резко повысят зарплату. По информации СМИ, в 2019 году на это предполагалось выделить 138,6 млрд руб., в 2020-м – 208,9 млрд, в 2021-м – 284,4 млрд. Ранее Центр стратегических разработок (ЦСР) предлагал до 2024 года сократить почти на треть госаппарат и расходы на него. По его расчетам, сейчас 148 чиновников обслуживают 10 тыс. населения, а стоимость госуправления составляет 2,8 тыс. руб. в год на гражданина.

Эксперты по-разному оценивают «конкурентоспособность» зарплат российских чиновников, и отношение к росту их благосостояния тоже практически диаметральное. От мнения сократить количество и, значит, бюджетные расходы на них в разы до необходимости рассмотреть западные образцы.

Ведущий научный сотрудник Центра технологий государственного управления ИПЭИ РАНХиГС Елена Добролюбова считает, что под конкурентным уровнем зарплат для чиновников подразумевается необходимость сопоставлять их с уровнем оплаты труда по аналогичным должностям в частном секторе. «Если сравнивать даже по группам должностей (руководители, специалисты, обеспечивающие специалисты), то в территориальных органах уровень оплаты труда госслужащих неконкурентоспособен, в центральных аппаратах средний уровень оплаты труда специалистов на госслужбе также ниже, чем для специалистов в Москве», – сказала она «НГ».

По данным Росстата, в 2018 году среднемесячная начисленная зарплата гражданских служащих в федеральных государственных органах составила 126,6 тыс. руб. (рост на 5,4% по сравнению с 2017 годом). Ведомство отмечает, что в 49 федеральных министерствах, службах, агентствах (73,1% от их общего числа) уровень зарплаты был ниже, чем в среднем по экономике города Москвы (105,0 тыс. руб.).

Читайте так же:  Как продолжать пользоваться жку при долгах

«По ряду позиций, допускающих возможность межстрановых сопоставлений зарплатных доходов, российская государственная служба проигрывает государственным бюрократиям развитых стран, – продолжает Добролюбова. – Например, в 2015 году в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) среднегодовая оплата труда таможенного инспектора превышала ВВП на душу населения в 1,6 раза, налоговых инспекторов – в 1,7 раза. Для России эти соотношения существенно ниже: 0,89 для служащих таможенных органов и 0,98 – налоговых органов».

«Мы здесь видим борьбу за качество людей, которые продолжат работу на чиновничьих должностях. Их уровень зарплат и должен быть выше среднего по региону, и если зарплату им постоянно не подтягивать, то у самых способных из чиновников и будет постоянно побудительный мотив сменить сферу деятельности – например, поискать работу в частной компании, где может быть стабильности меньше, но материальных перспектив больше», – поддерживает меру Минфина шеф-аналитик компании «TелеТрейд» Петр Пушкарев. По его мнению, повышение зарплаты госчиновникам – это гораздо более конкретный, чем митинги на улицах, путь борьбы если не с коррупцией в действительно крупных размерах, с откатами, то хотя бы с ежедневной рутинной, что называется, мелкой коррупционной составляющей, попыткой вымогать деньги или «подарки» у посетителей за решение сравнительно простых вопросов – чтобы «компенсировать» свои не успевающие за инфляцией легальные доходы, получаемые от государства.

Аналитик компании «Финам» Алексей Коренев, однако, считает, что сравнение зарплат наших чиновников с их коллегами в США и Западной Европе некорректно. «Тогда придется сравнивать и результаты их труда, причем выраженные в конкретных цифрах роста экономики и улучшения качества жизни населения», – сказал «НГ» Коренев. По его мнению, сокращение численности аппарата чиновников – мера полезная, но проводить ее надо гораздо радикальнее. «Сокращать надо бы не на 10%, а в разы (хотя бы по примеру тех же западных коллег, на зарплаты которых у нас так любят ссылаться законодатели). Но есть опасение, что сократят, как обычно, уборщиц и буфетчиц», – говорит эксперт.

Эксперты также оживленно обсуждают и «переворот» пирамиды «плавающей» и гарантированной части оплаты труда чиновников. На фоне введения коэффициентов эффективности и разговоров о необходимости внедрить проектные методы работы, переход на меньшие «плавающие» выплаты выглядит как нонсенс, ведь постоянную часть чиновник получает грубо говоря «за посещение офиса».

«Происходящее в кулуарах, комитетах и головах наших законодателей для меня полная загадка, – говорит в связи с этим Коренев. – Озвучиваются одни темы, затем другие, противоречащие первым, затем третьи, корректирующие две первых, затем начинается практическая реализация, не имеющая ничего общего с тем, что озвучивалось ранее и т.д. Создается ощущение, что какой-то строго выверенной и продуманной стратегии попросту нет – большинство решений принимается спонтанно, без согласования между собой, без оценки влияния последствий на различные сегменты экономики и разработки механизмов реализации. Трудно комментировать такие вещи».

Елена Добролюбова поясняет, что стимулирующая часть снижается не радикально. «Согласно исследованиям РАНХиГС, доля переменной части оплаты в территориальных органах федеральных ведомств составляет 38% ФОТ, а в центральных аппаратах – 48%. При этом до сих пор не издан единый нормативный акт о премировании и ином материальном стимулировании госслужащих. Порядок, объем, периодичность премирования и начисления стимулирующих выплат отнесены к дискреционным полномочиям федеральных государственных органов: каждое ведомство регулирует эти вопросы самостоятельно.

В большинстве органов власти (за исключением Федерального казначейства, ФНС России и некоторых других) отсутствует жесткая привязка размеров премий к показателям результативности деятельности. А недостижение целей и ожидаемых результатов деятельности органа не является поводом к снижению (или невыплате) премий для его служащих. Отсутствует и ограничение по размеру премий в законодательстве о государственной службе. Рост уровня гарантированной оплаты труда позволит снизить влияние усмотрения руководителей на уровень оплаты труда, сделает ее более прозрачной для госслужащих», – говорит Добролюбова.

Повышение зарплаты федеральным служащим в 2019 году

Вопреки пессимистичным прогнозам, можно рассчитывать на повышение зарплаты федеральным служащим, на что указывают последние новости 2019 года. Напомним, оклады таких специалистов не росли с 2014 года, когда был введен в действие мораторий на увеличение выплат, которые финансируются из государственного бюджета. Предполагалось, что он продлится только 2 года, после чего зарплаты служащих вырастут на 38%. Но таким планам не суждено было осуществиться: отмену моратория отложили до лучших времен, пока для этого не будут созданы соответствующие экономические условия. Но, учитывая высокий уровень инфляции, рост стоимости коммунальных услуг и всех групп товаров, было принято решение снять мораторий и проиндексировать заработные платы госслужащих на индекс инфляции.

Новый подход к расчету зарплат

Правительство анонсирует не только повышение зарплат федеральным госслужащим в 2019 году, но и планирует реализовать на практике принципиально новый порядок их начисления. За счет этого существенно изменится текущий размер окладов, так как при их расчете будут учитываться все виды дополнительных выплат, которые призваны стимулировать работников эффективнее выполнять свои должностные обязательства. Это поможет решить проблему безосновательной дифференциации зарплат госслужащих, что, судя по последним исследованиям, не соответствует реалиям трудового рынка.

Согласно информации, которая была опубликована на сайте Минэкономразвития, на протяжении 2019 года заработные платы чиновников вырастут на 8%. Для этого в государственном бюджете заложено около 450 млрд. руб., которые будут направлены на покрытие таких расходов. Но это произойдет только в том случае, если соответствующий законопроект будет утвержден Федеральным собранием до конца текущего года.

Впрочем, повышение коснется только окладов и не затронет других составляющих заработных плат чиновников. Более того, при детальном изучении вопроса становится очевидно, что индексация не поспособствует повышению реального уровня доходов госслужащих, так как такая манипуляция призвана решить другую задачу, что определено ее функционалом.

[3]

Минфин РФ также анонсировал на 2020 год масштабную реформу государственной службы, программу поддержки чиновничьего населения страны, согласно которой будет сокращено число сотрудников территориальных органов власти: в 2020 – на 5%, а в 2021 – на 10%. Целью реформы станет повышение заработной платы военнослужащим.

На сколько вырастут оклады

На протяжении следующего года зарплаты будут расти неравномерно, так как повышение будет осуществляться в несколько этапов. По данным экспертов и аналитиков, в 2019 году средняя заработная плата российского чиновника составит 137 8 тыс. руб., но это очень усредненный показатель с учетом всех надбавок, доплат и стимуляционных выплат, из-за чего нельзя будет адекватно оценить динамику роста. К тому же оплата труда назначается по тарифной сетке в зависимости от занимаемой должности, а значит озвученные 137,8 тыс. – это не тот показатель, на который стоит обращать внимание и учитывать в статистике. К примеру, если работник аппарата президента может получать до 200 тыс. руб., то ежемесячная зарплата чиновника первой категории редко превышает 26 тыс. руб. Именно такой разброс все чаще является причиной недовольства госслужащих, которые считают, что правительство неадекватно оценивает их труд.

В контексте вопроса, что ждет федеральных госслужащих в 2019 году, можно с уверенностью сказать, что им не стоит рассчитывать на реальное повышение своих доходов. Индексация нужна для того, чтобы «догнать» инфляцию, которая способствует удорожанию товаров и услуг. Но ключевая проблема состоит в том, что для осуществления такой операции будут использоваться официальные данные, которые, как правило, существенно отличаются от реальных.

Не исключалось, что анонсируемое повышение на 4% произойдет в первые 6 месяцев 2019 года. А второе повышение (тоже на 4%) стоит ждать не раньше октября 2019 года, хотя правительство может изменить этот порядок индексации заработных плат.

Другие выплаты

Но индексация окладов – это не единственная хорошая новость для госслужащих. В следующем году запланировано повышение еще одной составляющей их зарплат, что отразится на текущем уровне доходов.

Читайте так же:  К чему снятся черви во сне

В зависимости от того, какую должность занимает работник, он получает такие виды выплат:

  • оклад (согласно тарифной сетке и чину);
  • выслугу лет (может составлять 15%-30%);
  • доплаты для специалистов, которые работают в сложных условиях или секретных подразделениях (от 60% до 200%).

Согласно прогнозу экспертов, в следующем году правительство может повысить оклады чиновникам и пересмотреть масштаб других выплат. Предполагается, что они не будут назначаться «по умолчанию», а будут выплачиваться только тому, кто сумеет выполнить (перевыполнить) все нормативы, обозначенные трудовым договором. И это нужно будет доказать в индивидуальном порядке, после чего можно будет рассчитывать на получение стимуляционных выплат.

На дополнительное финансирование зарплат госслужащих правительство планирует выделить 380 млрд. руб., а уполномоченные ведомства уже приступили к разработке законодательных поправок, которые позволят реализовать такое нововведение. При этом особое внимание будет уделено зарплатам молодых специалистов, чтобы привлечь на государственную службу перспективных и квалифицированных работников. За счет этого будет достигнут рост компетенции кадрового состава, тем более что в следующем году может произойти сокращение штата госслужащих.

Повышение зарплаты госслужащим в 2020 году: будет ли?

Граждане РФ, работающие на тех или иных государственных постах – это особая прослойка населения с довольно специфическими обязанностями и условиями труда. Не удивительно, что даже способ начисления ежемесячных выплат для них отличается от стандартной схемы! Давайте выясним, кто в России относится к служащим на государственной основе, и определим, от чего зависит размер и порядок начисления их зарплат. А напоследок – проанализируем среднюю заработную плату госслужащих по регионам, разберемся с обещаниями правительства и выясним, кому в России в 2020 году будет повышение зарплаты.

Кто считается госслужащим?

Федеральный закон №79 подробно рассказывает о роли государственных служащих и людях, которые являются таковыми. Глава №10 статьи 50 озвучивает положение об оплате и условиях труда госслужащих. В статье №51 освещается специфика формирования начислений. У любого человека, который работает по трудовому договору, зарплата складывается из оклада и определенных надбавок. В то же время граждане на государственном обеспечении имеют основную ставку, на которую накладываются премии и компенсации.

Труд государственных служащих полностью оплачивается из бюджета. Размер оклада зависит от устава конкретного предприятия и от щедрости бюджетного финансирования в текущем году. Однако есть отдельные регионы, которые отличаются от других субъектов нашей страны. В 2019 году был принят закон, из-за которого большинство дополнительных выплат были сняты. Поскольку к 2020 году вряд ли можно рассчитывать на возвращение этих надбавок, речь о заметном повышении зарплат для госслужащих также не идет.

В целом, госслужащие делятся на несколько сфер, принадлежность к которым напрямую сказывается на их ежемесячных доходах:

  1. Гражданская служба;
  2. Военная служба;
  3. Служба в правоохранительных органах.

Войти в этот перечень не может человек без российского гражданства. Также устроиться в некоторые сферы не получится людям с судимостью и тем, кто не служил в армии.

Как формируется зарплата госслужащего?

Увеличение зарплат государственным работникам напрямую зависит от вливаний в бюджет, на которые рассчитывает правительство в 2020 году. Если экономика страны на подъеме, то и оклады индексируются. Во время кризиса финансирование сокращают, что мгновенно влияет на доход граждан, находящихся на государственной службе. Немалую роль играют и личные показатели, ведь существуют такие понятия, как надбавки и премии.

Есть стабильного рода надбавки, на которые не влияет экономическое положение страны на мировой арене. Например, это выслуга лет или доплата за воинское звание. Давайте рассмотрим основные составляющие, из которых складывается заработная плата большинства государственных служащих. Это:

  1. Окладная часть по должности;
  2. Окладная часть по чину;
  3. Различные виды надбавок и доплат.

Руководитель государственного предприятия может делать те или иные надбавки к зарплатам – например, за трудолюбие и ответственность. Если работа сдельная, то основная часть зарплаты формируется из расчета выполненного плана, и в этом случае окладная часть будет минимальной. Люди, не зависящие от плана, получают дополнительные выплаты за счет следующих факторов:

  • Выслуга лет;
  • Руководящая должность;
  • Чин, если это военный объект или правоохранительные органы;
  • Доплата за работу в опасном населенном пункте страны;
  • Квалификация специалиста;
  • Условия труда;
  • Место, где человек трудится;
  • Особенности региона;
  • Сфера деятельности;
  • Нюансы трудового договора.

Некоторые дополнительные выплаты могут варьироваться и составлять от 60% (это минимальный процент) до 200% от всего оклада. В последнем случае более 60% дополнительных выплат будут относиться в выслуге лет и занимаемой сотрудником должности. В уставе организации прописывается только оклад, а все, что выплачивается сверх него, определяется руководством. Если у человека небольшой опыт и он устроился на предприятие недавно, его премиальные будут минимальными – а значит, ни о каких больших зарплатах речь не идет.

Большую роль играет тот факт, в каком регионе работает гражданин. Зарплатная статистика по стране не всегда правдива, потому что складывается такая среднестатистическая цифра из просуммированных данных по мелким и крупным городам. На сегодняшний день этот показатель в разных точках РФ варьируется от 35 000 рублей до 56 000 рублей. Ведется учет следующих данных:

  1. Окладная часть в связи с занимаемой должностью;
  2. Коэффициент, который присвоен конкретному району при формировании бюджета;
  3. Дополнительные выплаты по индивидуальным показателям сотрудника;
  4. Доплата по классности занимаемой должности;
  5. Выслуга лет;
  6. Больничные листы и использование отпуска;
  7. Доплата в том случае, если гражданин допущен к данным с грифом «секретно»;
  8. Дополнительные выплаты за ученую степень, научные труды или преданность предприятию.

Справка: чтобы вывести окончательную сумму, достаточно сложить показатели, вычесть подоходный налог и штрафы, если таковые имеются.

Что известно о повышении зарплат госслужащих в 2020 году?

Повышать зарплату чиновникам будут поэтапно – все три года. Суммарно на эти цели пойдет 489 млрд. бюджетных денег. Причем речь идет не только о банальной прибавке к окладу, но и о внедрении мотивации по критериальному принципу. Что он подразумевает конкретно по статьям и в цифрах, пока прессе не сообщали, однако заверили, что эта мера принята с целью сделать работу в чиновничьем аппарате более привлекательной для молодых – способных куда оперативнее и эффективнее решать проблемы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не совсем, правда, понятно, куда уж больше повышать привлекательность… Как сообщают крупнейшие рекрутинговые агентства страны, по данным их консолидированных исследований, около 45% занятых поиском работы сегодня с удовольствием предпочли бы работу в госслужбе любой другой.

Это и неудивительно, ведь даже без готовящегося повышения и этой новой критериальной мотивации, еще недавно средняя зарплата госслужащего в России была на уровне 137,8 тыс. руб. Примечательно, что хоть все повышения и индексации на высшем уровне были отменены, этот показатель умудрился резко увеличиться с 2014, когда он демонстрировал нечто в районе 70 тысяч. Для справки, сейчас – еще по старым правилам — работникам правительственного аппарата, в среднем, в месяц начисляется более 227 тыс. руб. Место в Федеральном казначействе считается самым доходным из всех министерств и ведомств этого уровня – 160 тысяч. А работа в Совете Федерации принесет 180 тысяч рублей ежемесячно. Одновременно стоит отметить, что на местах специалист 1 категории получает, обычно, чистыми 26 тысяч рублей.

Читайте так же:  Возмещение ущерба причиненного преступлением

Индексация заработной платы госслужащих

С индексацией все просто. Напугав в тяжелых 2014-2015 гг. армию госслужащих тем, что «затягивание поясов» страной, в первую очередь, отразится именно на ней, и временно упразднив ежегодный механизм индексации, в прошлом году российское руководство (тоже, между прочим, формально – чиновники) пообещало с 2019 года практику приведения денежных вознаграждений за труд в соответствие с текущей инфляцией вернуть. И вернет. Одновременно с военными, 1 октября 2019-го чиновники обнаружат в зарплатной ведомости напротив своей фамилии цифру на 4,3% большую, нежели раньше.

В 2020 году, как ожидается, темпы инфляции слегка поутихнут, поэтому стоит ждать 3,8-4-процентного планового увеличения зарплат.

Напомним, к современному российскому чиновничьему аппарату можно отнести следующие службы, аппараты и администрации:

  • аппарат Президента;
  • ФНС;
  • Прокуратуру;
  • Пограничную службу;
  • Миграционную службу;
  • Роспотребнадзор (и все прочие «надзоры» при министерствах);
  • Россреестр;
  • Правительственный аппарат (с администрацией министерств);
  • Областные, республиканские, краевые и муниципальные администрации, Заксобрания, «Думы» и т.д.;
  • Таможенную службу и др.

Всего, суммарно, около 5,4 млн. человек.

Их зарплата состоит из должностного оклада, вознаграждения за чин, доплат за секретность или архисложную работу, выслугу лет. При этом разные доплаты отличаются разным своим процентом от оклада:

Путин повысил зарплаты госслужащим

Фото: Пресс-служба Президента РФ

Москва, 19 сентября — «Вести.Экономика». Президент РФ Владимир Путин подписал указ о повышении окладов федеральным чиновникам с 1 октября 2019 г.

Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Согласно тексту подписанного указа оклады федеральных госслужащих с 1 октября будут повышены на 4,3%. В тексте отдельно отмечается повышение окладов дипломатических работников и государственных гражданских служащих МИД.

«В соответствии с частью 11 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» постановляю:

Повысить с 1 октября 2019 г. в 1,043 раза:

а) размеры месячных окладов дипломатических работников Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов – представительств МИД РФ на территории РФ в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами;

б) размеры ежемесячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы».

В документе также отмечается, что при повышении окладов госслужащим «размеры месячных окладов, а также размеры ежемесячных и иных дополнительных выплат подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения».

Повышают зарплату госслужащим с 1 октября

Этой осенью работников бюджетной сферы ждет увеличение заработной платы. Повышение коснется всех федеральных организаций без исключения.

Кроме того, добавка положена и муниципальным сотрудникам, и региональным бюджетникам – например, работникам детских садов и яслей.

Еще в начале 2019 года Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений направила рекомендации поднять зарплаты как минимум на 4,3 процента. Власти на местах обязаны были предусмотреть повышение в бюджете и уже с первого октября начислять выплаты по-новому.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен, чтобы всегда быть в курсе событий.

Ваш идеальный документ

Скачайте пакет важнейших документов для работы отдела кадров

© 2011–2019 ООО «МЦФЭР»

Журнал «Справочник кадровика» — сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом.

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Справочник кадровика».

Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Справочник кадровика» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор),свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

Зарплата муниципальных служащих с 01.01.2020 и 01.04.2020 года в России: будет ли повышение и на сколько, размер индексации — последние важные новости

Указом Президента РФ от 24.06.2019 N 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 — 2021 годы» прописана необходимость в 2020 и 2021 годах обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет. В документе также обозначен срок — 1 апреля 2020 и 2021 года, когда ответственным федеральным органам исполнительной власти необходимо информировать Президента РФ о ходе выполнения настоящего Указа. В этой связи Бюджетом Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021-2022 гг. предусмотрено, что работникам государственных (муниципальных) ведомств и учреждений следует ожидать повышение оклада в среднем на 5,5%, а в 2021 году — на 6,8%.

[1]

Зарплату с 1 января 2020 года и по итогам первого квартала с 1 апреля 2020 года будут поэтапно повышать работникам казенных, бюджетных и автономных учреждений, госуправленцам, а также сотрудникам правоохранительных органов. В первую очередь, финансирование будет направлено на деятельность врачей (медиков), учителей (воспитателей детских садов), работников культуры и других представителей социальной сферы.

Прибавку к зарплате должны ощутить также инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование (инженеры, программисты, электромонтеры, слесари, сантехники, техники, уборщики служебных помещений), специалисты по соцработе, комплексной реабилитации, социальные психологи, бухгалтеры, юристы, кадровики. А также — спасатели, пожарные, океанологи, гидробиологи, метеорологи, работники селекционно-семеноводческих центров, лесники и прочие государственные (муниципальные) служащие.

Вместе с тем, повышение зарплат муниципальных служащих в 2020 году связано с запланированным масштабным сокращением госслужащих по всей вертикали государственной власти. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже.

На 2020 год в России действительно намечена реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА «Новости» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.

«Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — сказала Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.

Сначала — «автоматически»: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила Нестеренко.

Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».

Читайте так же:  Лицевые счета сотрудников

«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.

В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.

По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.

«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.

Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.

«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.

Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.

«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», ­– заявил Баширов.

Кто в списках на увольнение?

Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.

«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает. В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.

По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.

«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.

По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».

«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.

Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.

Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.

[2]

«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.

Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.

«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.

Куда пойдут сокращенные госслужащие?

Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».

Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.

Источники


  1. Конев, Д. В. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России. Сравнительно-правовой анализ / Д.В. Конев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 262 c.

  2. Хутыз, М.Х. Римское частное право; М.: Былина, 2011. — 170 c.

  3. Арсеньев, К. К. Заметки о русской адвокатуре / К.К. Арсеньев. — М.: Автограф, 2015. — 560 c.
Государственных служащих ждет повышение зарплаты
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here