Фз о электронной подписи

Полная информация в статье на тему: "Фз о электронной подписи" с объяснением от специалистов. По всем вопросам обращайтесь к дежурному специалисту.

Содержание

Статья 9. Закона РФ Об электронной подписи
Использование простой электронной подписи

1. Электронный документ считается подписанным простойэлектронной подписью при выполнении в том числе одного изследующих условий:

1) простая электронная подпись содержится в самом электронномдокументе;

2) ключ простой электронной подписи применяется всоответствии с правилами, установленными оператором информационнойсистемы, с использованием которой осуществляются создание и (или)отправка электронного документа, и в созданном и (или)отправленном электронном документе содержится информация,указывающая на лицо, от имени которого был создан и (или)отправлен электронный документ.

2. Нормативные правовые акты и (или) соглашения междуучастниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаипризнания электронных документов, подписанных простой электроннойподписью, равнозначными документам на бумажных носителях,подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать, вчастности:

1) правила определения лица, подписывающего электронныйдокумент, по его простой электронной подписи;

2) обязанность лица, создающего и (или) использующего ключпростой электронной подписи, соблюдать его конфиденциальность.

3. К отношениям, связанным с использованием простойэлектронной подписи, в том числе с созданием и использованиемключа простой электронной подписи, не применяются правила,установленные статьями 10-18 настоящего Федерального закона.

4. Использование простой электронной подписи для подписанияэлектронных документов, содержащих сведения, составляющиегосударственную тайну, или в информационной системе, содержащейсведения, составляющие государственную тайну, не допускается.

Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ Об электронной подписи (в редакции от 23.06.2016)

Еще документы:

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ
«Об электронной подписи»

С изменениями и дополнениями от:

1 июля 2011 г., 10 июля 2012 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 12 марта, 28 июня 2014 г., 30 декабря 2015 г., 23 июня 2016 г.

Принят Государственной Думой 25 марта 2011 года

Одобрен Советом Федерации 30 марта 2011 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

6 апреля 2011 г.

Статья 1. >>
Сфера действия настоящего Федерального закона
Содержание
Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 6. Закона РФ Об электронной подписи
Условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью

1. Информация в электронной форме, подписаннаяквалифицированной электронной подписью, признается электроннымдокументом, равнозначным документу на бумажном носителе,подписанному собственноручной подписью, кроме случая, еслифедеральными законами или принимаемыми в соответствии с ниминормативными правовыми актами установлено требование онеобходимости составления документа исключительно на бумажномносителе.

2. Информация в электронной форме, подписанная простойэлектронной подписью или неквалифицированной электронной подписью,признается электронным документом, равнозначным документу набумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, вслучаях, установленных федеральными законами, принимаемыми всоответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашениеммежду участниками электронного взаимодействия. Нормативныеправовые акты и соглашения между участниками электронноговзаимодействия, устанавливающие случаи признания электронныхдокументов, подписанных неквалифицированной электронной подписью,равнозначными документам на бумажных носителях, подписаннымсобственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверкиэлектронной подписи. Нормативные правовые акты и соглашения междуучастниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаипризнания электронных документов, подписанных простой электроннойподписью, равнозначными документам на бумажных носителях,подписанным собственноручной подписью, должны соответствоватьтребованиям статьи 9 настоящего Федерального закона.

3. Если в соответствии с федеральными законами, принимаемымив соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаемделового оборота документ должен быть заверен печатью, электронныйдокумент, подписанный усиленной электронной подписью ипризнаваемый равнозначным документу на бумажном носителе,подписанному собственноручной подписью, признается равнозначнымдокументу на бумажном носителе, подписанному собственноручнойподписью и заверенному печатью. Федеральными законами,принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актамиили соглашением между участниками электронного взаимодействиямогут быть предусмотрены дополнительные требования к электронномудокументу в целях признания его равнозначным документу на бумажномносителе, заверенному печатью.

4. Одной электронной подписью могут быть подписаны несколькосвязанных между собой электронных документов (пакет электронныхдокументов). При подписании электронной подписью пакета электронныхдокументов каждый из электронных документов, входящих в этот пакет,считается подписанным электронной подписью того вида, которойподписан пакет электронных документов.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ
«Об электронной подписи»

С изменениями и дополнениями от:

1 июля 2011 г., 10 июля 2012 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 12 марта, 28 июня 2014 г., 30 декабря 2015 г., 23 июня 2016 г.

Принят Государственной Думой 25 марта 2011 года

Одобрен Советом Федерации 30 марта 2011 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

6 апреля 2011 г.

Принят новый Закон об электронной подписи (далее — ЭП).

Читайте так же:  Если не платить транспортный налог что будет

Он расширяет сферу использования и допустимые виды ЭП. Напомним, что прежний закон разрешал применять только сертифицированные средства ЭП, а область ее использования ограничивалась гражданско-правовыми отношениями.

В новой редакции выделяются 2 вида ЭП: простая и усиленная. Последняя может быть квалифицированной либо неквалифицированной.

Простая ЭП подтверждает, что данное электронное сообщение отправлено конкретным лицом. Усиленная неквалифицированная ЭП позволяет не только однозначно идентифицировать отправителя, но и подтвердить, что с момента подписания документа его никто не изменял.

Сообщение с простой или неквалифицированной ЭП может быть приравнено к бумажному документу, подписанному собственноручно, если стороны заранее об этом договорились, а также в специально предусмотренных законом случаях.

Усиленная квалифицированная ЭП дополнительно подтверждается сертификатом, выданным аккредитованным удостоверяющим центром. Сообщение с такой ЭП во всех случаях приравнивается к бумажному документу с собственноручной подписью.

Уполномоченный в сфере ЭП орган определяет Правительство РФ. Он проводит аккредитацию удостоверяющих центров.

Закреплены требования к удостоверяющему центру. Так, стоимость его чистых активов должна составлять не менее 1 млн руб. Еще одно условие — наличие в штате квалифицированных сотрудников.

Максимальный срок аккредитации — 5 лет.

Предусмотрены механизмы признания иностранных ЭП.

Федеральный закон вступает в действие со дня официального опубликования. Прежний закон утрачивает силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 8 апреля 2011 г. N 75, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 15 ст. 2036, в «Парламентской газете» от 8 апреля 2011 г. N 17

[3]

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 445-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 184-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г., за исключением изменений в часть 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ
«Об электронной подписи»

С изменениями и дополнениями от:

1 июля 2011 г., 10 июля 2012 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 12 марта, 28 июня 2014 г., 30 декабря 2015 г., 23 июня 2016 г.

Принят Государственной Думой 25 марта 2011 года

Одобрен Советом Федерации 30 марта 2011 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

6 апреля 2011 г.

Принят новый Закон об электронной подписи (далее — ЭП).

Он расширяет сферу использования и допустимые виды ЭП. Напомним, что прежний закон разрешал применять только сертифицированные средства ЭП, а область ее использования ограничивалась гражданско-правовыми отношениями.

В новой редакции выделяются 2 вида ЭП: простая и усиленная. Последняя может быть квалифицированной либо неквалифицированной.

Простая ЭП подтверждает, что данное электронное сообщение отправлено конкретным лицом. Усиленная неквалифицированная ЭП позволяет не только однозначно идентифицировать отправителя, но и подтвердить, что с момента подписания документа его никто не изменял.

Сообщение с простой или неквалифицированной ЭП может быть приравнено к бумажному документу, подписанному собственноручно, если стороны заранее об этом договорились, а также в специально предусмотренных законом случаях.

Усиленная квалифицированная ЭП дополнительно подтверждается сертификатом, выданным аккредитованным удостоверяющим центром. Сообщение с такой ЭП во всех случаях приравнивается к бумажному документу с собственноручной подписью.

Уполномоченный в сфере ЭП орган определяет Правительство РФ. Он проводит аккредитацию удостоверяющих центров.

Закреплены требования к удостоверяющему центру. Так, стоимость его чистых активов должна составлять не менее 1 млн руб. Еще одно условие — наличие в штате квалифицированных сотрудников.

Максимальный срок аккредитации — 5 лет.

Предусмотрены механизмы признания иностранных ЭП.

Федеральный закон вступает в действие со дня официального опубликования. Прежний закон утрачивает силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 8 апреля 2011 г. N 75, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 15 ст. 2036, в «Парламентской газете» от 8 апреля 2011 г. N 17

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

[2]

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 445-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 184-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г., за исключением изменений в часть 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Читайте так же:  Размер пенсии никогда не работавшего человека

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ФЗ «Об электронной подписи» по-новому. Чего ждать от изменений законодательства?

Правительство РФ планирует внести поправки в ФЗ №63. Эксперты возмущены предлагаемыми изменениями. Какие «подводные камни» таит в себе новый законопроект и чем он опасен для участников рынка электронного документооборота, читайте далее.

Законопроект о внесении изменений в ФЗ ‎«Об электронной подписи», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» доступен на Федеральном портале нормативных правовых актов. В апреле с просьбой не принимать «сырой» закон к Минсвязи обратилась Ассоциация РОСЭУ. В официальном письме президент организации Юрий Малинин заявляет прямо: «Предложенные изменения содержат ряд существенных угроз для развития инфраструктуры цифровой экономики в России».

Игра в монополию

Первое, на что указывают большинство экспертов, – желание правительства либо навести порядок в выдаче сертификатов электронной подписи (ЭП), либо попросту монополизировать рынок. «Если коротко, то этот законопроект пытается ликвидировать все удостоверяющие центры страны, которых сейчас почти 500 штук, – поясняет СЕО компании Sign.Me Александр Кофанов. – При этом предлагается передать их функции государственному органу (на данный момент Минсвязи), а в качестве точек выдачи использовать МФЦ».

По его мнению, инициатива – в чистом виде убийство свободного рынка. Изменения приведут к отсутствию конкуренции, снижению качества услуг и, самое главное, к технологической стагнации в сфере применения электронной подписи. «Если этот законопроект будет принят, то на развитии ЭП в России можно ставить крест, государственная машина не сделает услугу более сквозной и удобной, чем бизнес, вынужденный конкурировать и искать все больше способов достучаться до клиента. И ей будут пользоваться только из необходимости, а не из-за того, что ЭП что-либо сможет упростить, на самом деле ее использование станет еще более сложным», – уверен Александр Кофанов.

Пример возможного усложнения действующих процессов – онлайн-регистрация ипотечных сделок в Сбербанке. Сейчас компания выпускает ЭП для клиента прямо в отделении, после чего сразу происходит подписание и отправка документов в Росреестр. Если же законопроект будет принят, то в регистрации сделки появится еще одно звено – МФЦ. Это существенно замедлит процесс и сведет на нет весь смысл онлайн-регистрации для конечного потребителя.

Минусы в предлагаемых изменениях на рынке ЭП видят и предприниматели. Исполнительный директор Сочинского отделения «ОПОРА РОССИИ» Татьяна Мананко утверждает, что монополизация услуг по выпуску сертификатов ЭП может привести к возникновению коррупционных факторов и рисков. А это в свою очередь больно ударит по карману малого и среднего бизнеса.

Более того, некоторые эксперты отмечают возможное увеличение стоимости сертификата электронной подписи. Затраты на перевод процедуры выдачи квалифицированной электронной подписи (КЭП) в госуслугу оценены более чем в 38 млрд рублей единоразово и 1,8 млрд рублей ежегодно, и повтор данного цикла через 5 лет. Вызывает вопрос утверждение окупаемости данных затрат путем взимания госпошлины. Ведь при рынке в 5 млн КЭП ее размер должен быть 7600 рублей, тогда как сейчас среднерыночная стоимость составляет 1400 рублей. То есть потенциально финансовая нагрузка на хозяйствующие субъекты может возрасти в 5 раз.

От УЦ к МФЦ

Генеральный директор Ассоциации удостоверяющих центров Валентин Панов уверяет: предлагаемый законопроект несет в себе разрушительные последствия для всей сложившейся в РФ системы электронного документооборота. Мало того, что из почти 500 УЦ останется только 3 – при Федеральном Казначействе, Минкомсвязи и ФНС, так еще и пострадают операторы ЭДО. Практически все они одновременно являются удостоверяющими центрами, а внедрение внешнего электронного документооборота связано и базируется на деятельности конкретных УЦ.

Есть у представителей коммерческих УЦ и опасения, что бюджетные организации не смогут справиться с их функционалом. «При всем уважении к государственным институтам, но с учетом сложившейся практики оказания госуслуг через МФЦ, можно ожидать сугубо формального, незаинтересованного подхода к клиентам, длинных очередей (до нескольких недель, т.к. запись в очередь в МФЦ для получения услуги производится по телефону или через интернет со сроком от нескольких дней до нескольких недель), – поясняет ECM-Journal Валентин Панов. – Также очевидно, что МФЦ не будут оказывать пользователям услуг технической поддержки, консультирования, никаких сопутствующих услуг».

Третий – не лишний?

Еще один повод усомниться в идее с передачей задач от УЦ к МФЦ – вопросы безопасности использования ЭП. Сегодня реальную законную техподдержку в сфере криптографии пользователю могут качественно оказать только сотрудники удостоверяющего центра, выпустившего сертификат, т.к. только они имеют право и возможность доступа к программно-аппаратным средствам удостоверяющего центра, только они в соответствии с лицензией ФСБ имеют право доступа на стороне клиента к средствам криптографической защиты информации, к которым относится и электронная подпись.

На этом фоне положительным кажется одно из предлагаемых изменений – усиление контроля за правомерностью использования ЭП в России. «Законопроект вводит новое понятие – доверенная третья сторона (ДТС), – отмечает системный аналитик Synerdocs Александр Евтушенко. – Это уполномоченный федеральный орган и (или) организация, уполномоченная осуществлять деятельность по проверке электронных подписей в электронных документах в фиксированный момент времени, а также осуществлять документальное подтверждение результатов такой проверки. Хотя четкого определения, кто именно будет выполнять эту роль, пока в документе нет».

Читайте так же:  Подписал повестку и не явился

Закон об электронной подписи 63-ФЗ

Зачем нужен ФЗ об электронной цифровой подписи

Когда дело касается обычных бумажных документов, то, чтобы идентифицировать личность человека, а также заверить достоверность сведений, которые указаны в них, ставится уникальная рукописная подпись.

Но что делать, если документ электронный? Внедрение электронного документооборота практически во все сферы деятельности сделало необходимым наличие цифрового аналога привычной росписи. Для этого создана электронная подпись (ЭЦП). Но чтобы она оказалась уникальной, а использование ее — безопасным, требуется законодательное регулирование.

Взамен ранее действовавшего ФЗ № 1-ФЗ от 10.01.2002 «Об электронной цифровой подписи» принят Федеральный закон 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — ЭП) от 06.04.2011, поскольку определение ЭЦП перестало соответствовать современной терминологии. Термин, введенный в 2002 году 1-ФЗ об ЭЦП, утратил силу. Выражение «63 федеральный закон об электронной цифровой подписи» становится некорректным.

63-ФЗ принят в целях регулирования отношений в следующих областях:

  • совершение гражданско-правовых сделок;
  • оказание государственных и муниципальных услуг;
  • исполнение государственных и муниципальных функций;
  • совершение иных юридически значимых действий.

Закон принят, чтобы обеспечить сохранение подлинности и достоверности электронных документов и информации, заверенных ЭП подписанта, при соблюдении требований, указанных в законе. Также обмен документами, которые подписаны электронно, позволяет одновременно решить проблему замедленного процесса документообмена в бумажном формате и утраты бумажного документа, потери его физических и информационных свойств с течением времени.

Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Ключевые положения

Закон о цифровой подписи включает 20 статей, раскрывающих следующие нормы:

  • основные термины и определения;
  • принципы и правила использования;
  • виды, особенности использования;
  • процедура выдачи сертификата в удостоверяющем центре;
  • обязанности человека, который использует ЭП;
  • деятельность и обязанности Удостоверяющих центров, которые имеют право на выпуск.

Итак, определение «электронная подпись» закон дает следующее: это информация в электронной форме, которая содержит уникальную последовательность символов (ключ) и присоединяется к цифровому документу, чтобы определить личность подписанта.

Функции по созданию и выдаче возложены на удостоверяющие центры, использующие в процессе своей деятельности специальные шифровальные, криптографические средства. Центры могут быть как государственными, так и иными юридическими лицами.

Ст. 5 указывает на три вида ЭП (правила определены Постановлением Правительства РФ от 25.06.2012 N 634):

  1. Простая.
  2. Неквалифицированная усиленная.
  3. Квалифицированная усиленная.

Простая генерируется с использованием кодов и паролей, и заверенный документ может быть приравнен к бумажному лишь по договоренности сторон. Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 № 33 утверждены правила ее использования при оказании государственных и муниципальных услуг.

Неквалифицированная усиленная создается в результате криптографического преобразования информации, по своей силе равна заверению документов печатью. Ее выдают неаккредитованые центры.

Квалифицированная усиленная обладает всеми свойствами неквалифицированной, но дополнительно имеет ключ проверки. Он указывается в сертификате, который выдается удостоверяющим центром, аккредитованным в Минкомсвязи. Для проверки достоверности используются средства, получившие подтверждение в соответствии федеральным требованиям, что говорит о большей защищенности подписи данного вида. Приказ ФСБ РФ от 27.12.2011 № 795 устанавливает форму квалифицированного сертификата ключа.

Работа с ЭП

В 63-ФЗ есть четкое описание и руководство к действию по получению, использованию и хранению цифровой подписи, а также ряд строгих запретов, в том числе: нельзя передавать неуполномоченным лицам, оставлять флеш-накопитель без присмотра, игнорировать правила хранения и защиты.

Также установлены требования к содержанию информации в сертификате ключа:

  • уникальный номер;
  • даты начала и окончания срока действия;
  • фамилия, имя и отчество — для физических лиц, наименование и место нахождения — для юридических лиц;
  • наименование используемого средства ЭП или стандарта, требованиям которых соответствует ключ;
  • наименование удостоверяющего центра;
  • иная информация (ИНН, СНИЛС и др. при квалифицированной ЭП).

Грядущие изменения 63-ФЗ

Подготовлена новая редакция 63-ФЗ № 13 от 23.06.2016, вступающая в силу с 31.12.2017.

В частности, она изменит полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере использования ЭП (к примеру, требования к форме квалифицированного сертификата должны согласовываться ФСБ с Минкомсвязью), расширяются функции удостоверяющих центров (помимо создания возложена функция по подтверждению владения заявителем ключа), ужесточаются условия их аккредитации.

Как изменится закон «Об электронной подписи»

Правительство поддержало законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи». Предлагаемые изменения вызвали бурную дискуссию: кто-то поддерживает нововведения, а кто-то видит в них препятствия для развития малого и среднего бизнеса. Что появится в 63-ФЗ?

Новые понятия

Документ вводит новые понятия, центральное из которых — «доверенная третья сторона». Это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по проверке электронной подписи в электронных документах для обеспечения доверия при обмене данными и электронными документами. В связи с этим появляются понятия: «средства доверенной третьей стороны» и «метка доверенного времени».

Международные подписи

Также законопроект признает юридическую силу на территории РФ электронных подписей, созданных по правовым нормам иностранного государства и с соблюдением международных стандартов, соответствующих признакам усиленной электронной подписи.

Идентификация заявителя

Облачная подпись

Аккредитованный удостоверяющий центр теперь сможет хранить ключ электронной подписи и использовать его по поручению владельца сертификата этой подписи.

Новые условия аккредитации

Подпись юридического лица

В законе появятся правила использования ЭП физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и государственными органами.

Например: для подписания электронных документов сертификат квалифицированной электронной подписи юридического лица должен содержать сведения о физическом лице, которое действует от его имени. Если КЭП применяется только для автоматизированных подписаний электронных документов и/или проверки подписей в документе, то будет достаточно КЭП оператора информационной системы.

Читайте так же:  Обстоятельства и лица, впускать в квартиру которых наша обязанность

Прочитать законопроект полностью можно здесь.

Читают сейчас

AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

Комментарии 16

Размер капитала удостоверяющего центра должен составлять не менее 1 миллиарда рублей

• Размер капитала удостоверяющего центра должен составлять не менее 1 миллиарда рублей либо 500 миллионов рублей при наличии филиалов или представительств в ¾ субъектов РФ.
• УЦ должен иметь не менее 100 миллионов рублей страхового обеспечения.
• Ряд ведомств наделяется исключительным правом на выдачу квалифицированных сертификатов юридическим лицам и их руководителям.

До свидания малый бизнес!

• Аккредитация УЦ будет предоставляться на 3 года.

А кто-нибудь задымывается как коррелируются такие сроки действия и как они отражаются на действительности подписи:

  • срок аккредитации — 3 года;
  • срок действия сертификата — 1 год 3 месяца
  • срок действия ключа
  • срок действия сертификата и ключа УЦ
  • срок действия сертификата и ключа сервере штампов времени (доверенная третья сторона)
  • а еще сертификат и ключ сервера OCSP.
    И если наложить их друг на друга получится очень интересная картина.

Представьте себе, что на вас создали левую подпись, переписали и продали квартиру. Хотите судиться с малым бизнесом с уставными капиталом 10 тысяч?

А у нас и крупный бизнес с таким же капиталом! И как с ними судиться: у сильного всегда бессильный виноват!

Сразу с ип нужно)

Интересно еще, что всё это видимо лоббируется всеми «любимой» КриптоПро. Они же уже давно реализовали облачную подпись, они же активно продвигают OCSP.
Вот, Фонд Содействия Инновациям, к примеру, требует от грантополучателей использование КриптоПро и подписи CadES-X Long Type 1, которая требует OCSP. Другие подписи не принимаются вопреки требованиям законодательства и заключенным соглашениям. Процедура подписания документов выглядит так — установите КриптоПро и КриптоПро плагин, зайдите на сайт нашего фонда в личный кабинет, нажмите кнопку подписать документы, к Вам автоматически загрузятся документы, подпишутся и отправятся к нам. Использовать другие криптопровайдеры не получится, использовать мелкие УЦ для получения сертификата не получится — они не поддерживают OCSP, потому что спроса на последнюю нет, узнать, что подписал не выйдет, пока не подпишешь, использовать нормальный активный криптотокен стало возможным совсем недавно, до этого КриптоПро не умел генерировать на токен, а генерировал ключи сам и записывал их в «защищенную» память. Есть ощущение полнейшего бардака, кажется, что скоро вполне может прокатиться волна крупных краж с использованием утекших ключевых пар.

Ну тут как бы еще и в программистов упирается. Если человек всю жизнь писал работу с ЭЦП под IE+Cades, то пока его сильно не пнёшь, VipNet CSP тот же самый он поддерживать не пошевелится.
Плюс тут всё дело усложняется тем, что я пока не встречал суперской универсальной библиотеки под все браузеры с поддержкой всех технологий и криптопровайдеров подписи ЭЦП…

ирония: А Вы пробовали отсылать людям документы в строгом соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010 в формате ODT?

63 ФЗ об электронной подписи: основные аспекты

На территории Российской Федерации допускается использование электронных подписей, которые в правовом поле приравниваются к обычным письменным. То есть, заверенный цифровым сертификатом документ обладает такой же юридической силой, как и бумажный. А 63 ФЗ об электронной подписи как раз и регулирует правила её использования, изготовления, регистрации и так далее. Какие положения включает в себя закон об электронной подписи, о каких его нюансах следует знать? Предусмотрена ли какая-то ответственность за неправомерное использование ЭЦП?

Читайте в статье

Общие положения ФЗ 63

Большую часть закона об электронной подписи ФЗ 63 занимает детальное пояснение всех терминов, используемых в использовании ЭВМ и прикладных программ для работы с ЭЦП.

  • разновидности ЭЦП, которые законно могут использоваться на территории РФ и признаются как легитимные;
  • положения о выдаче и регистрации цифровых сертификатов для удостоверения личности;
  • обязанности владельца электронной подписи;
  • функционал удостоверяющих центров и их обязанности;
  • общие принципы и правила использования цифровых подписей.

Дополнительно закон об электронной цифровой подписи дает детальные пояснения о том, какие электронные сертификаты могут использоваться для создания документов, обладающих юридической силой, а также каким образом выполняется проверка их подлинности. На текущий момент для этого используется сертифицированный программный комплекс КриптоПРО CSP.

Порядок присвоения электронной подписи

63 Федеральный Закон об электронной цифровой подписи ещё детально поясняет общий функционал, обязанности удостоверяющих центров, порядок их добавления в список верифицированных в Минкомсвязи. Большая часть положений – формальные пояснения, выше же указаны те пункты, которые рекомендуется знать и понимать каждому владельцу сертификата ЭЦП.

Виды электронных подписей

Действующий закон об ЭЦП поясняет, что представляет собой ЭЦП и какие именно сертификаты допускается использовать для электронного документооборота на территории Российской Федерации.

Можно выделить ключевые положения:

  1. ЭЦП – это электронный документ, являющийся сертификатом, который генерируется с применением криптошифрования и может использоваться для идентификации личности гражданина;
  2. На данный момент юридически признаются только два вида ЭЦП – усиленная неквалифицированная и квалифицированная (первые в будущем будут упразднены, выдавать их удостоверяющие центры не будут);
  3. Простые электронные подписи, которые применяются для идентификации пользователя – не имеют юридическую силу (но их использование – не запрещается).

Что касательно простых электронных подписей, то это – любой инструмент для быстрой идентификации личности без предоставления физического документа. В качестве примера можно привести связку логин/пароль, который пользователь вводит для доступа к личному аккаунту в социальных сетях или на любых других сайтах. К простым подписям можно отнести и коды, которые присылают в СМС-сообщении, опять же – для быстрой идентификации личности. Их использование допускается, но подобная идентификация не несет юридической силы, поэтому данный сертификат не может применяться для создания тех же электронных документов.

[1]

Ещё важный нюанс – квалифицированная подпись, согласно ФЗ 63 может использоваться для идентификации в любых ведомствах, которые поддерживают такой функционал.

То есть, достаточно всего один раз получить подпись и ею можно будет воспользоваться во всех поддерживаемых сферах.

  • портал Госуслуги;
  • электронные документы (для заверения, такие файлы могут использоваться в том числе для отчетности перед фискальными органами);
  • ФНС, Росреестр (идентификация на их сайте или подготовка электронных документов);
    банковские порталы (интернет-банкинг).
Читайте так же:  Налоговый вычет долевое строительство

На текущий момент сфер, где могут применяться электронные подписи – множество. Но чаще всего их используют именно для дистанционной работы с порталом Госуслуги, где можно, например, оплатить штрафы, записаться на прием к врачу, отправить финансовую отчетность в налоговую службу, отправить запрос в Росреестр на регистрацию права собственности или даже подать заявление на регистрацию брака.

В ФЗ 63 указано, что ЭЦП может применяться в:

  • гражданско-правовых сделках;
  • для получения государственных услуг и взаимодействия с федеральными органами;
  • для осуществления иных юридических действий.

По сути же, ЭЦП может использоваться точно так же, как и ручная подпись – для заверения своих действий.

Что хранит в себе электронная подпись

  1. ФИО владельца.
  2. Уникальный номер (по которому и регистрируется гражданин в реестре).
  3. Период действия (начальная и конечная дата, а не количество дней).
  4. Вариация используемой электронной подписи.
  5. Наименование удостоверяющего центра, а также адрес его регистрации (все остальные сведения включаются в корневой сертификат УЦ).
  6. ИНН, СНИЛС, другие данные, необходимые для идентификации личности владельца.

Также закон обобщенно описывает, какие обязанности возлагаются на владельца сертификата ЭЦП. К примеру, запрещается оставлять без присмотра или передавать третьим лицам носитель (флеш-накопитель, рутокен, компьютер, смартфон или любое другое устройство, которое используется для хранения сертификата) с ЭЦП – всю ответственность за их несанкционированное использование сертификата несет именно владелец (в том числе и в правовом поле).

Запрещено игнорировать правила хранения и защиты электронной подписи. Каких-либо штрафов за их нарушение не предусмотрено, но каждый подписанный документ или поданный запрос будет инициирован как от владельца сертификата.

Последние правки ФЗ 63

Последние крупные правки в ФЗ 63 вносились в конце 2015 года (некоторые пункты вступают в действие только с 1 января 2018 года).

В общем, законодательство об электронных подписях в РФ на текущий момент более чем функционально. Именно в России, среди всех стран бывшего СНГ, функционал выдачи, использования цифровых сертификатов для идентификации личности отлажен лучше всего (об этом нередко упоминают специалисты). Единственный минус – государство пока что никоим образом не занимается стимулированием самих граждан к использованию ЭЦП. А ведь это – отличный инструмент для разгрузки федеральных, муниципальных органов по обслуживанию населения и бизнеса. Но и это – вопрос времени.

Об электронной подписи

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в областииспользования электронных подписей при совершениигражданско-правовых сделок, оказании.

Для целей настоящего Федерального закона используютсяследующие основные понятия:

1) электронная подпись — информация в электронной форме,которая присоединена.

1. Отношения в области использования электронных подписейрегулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральнымизаконами, принимаемыми в соответствии с ними.

Принципами использования электронной подписи являются:

1) право участников электронного взаимодействия использоватьэлектронную подпись любого вида по своему.

1. Видами электронных подписей, отношения в областииспользования которых регулируются настоящим Федеральным законом,являются простая электронная подпись и усиленная.

1. Информация в электронной форме, подписаннаяквалифицированной электронной подписью, признается электроннымдокументом, равнозначным документу на бумажном.

1. Электронные подписи, созданные в соответствии с нормамиправа иностранного государства и международными стандартами, вРоссийской Федерации признаются электронными подписями.

1. Уполномоченный федеральный орган определяетсяПравительством Российской Федерации.

2. Уполномоченный федеральный орган:

1. Электронный документ считается подписанным простойэлектронной подписью при выполнении в том числе одного изследующих условий:

1) простая электронная.

При использовании усиленных электронных подписей участникиэлектронного взаимодействия обязаны:

1) обеспечивать конфиденциальность ключей электронныхподписей, в.

Квалифицированная электронная подпись признаетсядействительной до тех пор, пока решением суда не установлено иное,при одновременном соблюдении следующих условий:

1. Для создания и проверки электронной подписи, созданияключа электронной подписи и ключа проверки электронной подписидолжны использоваться средства электронной подписи, которые.

1. Удостоверяющий центр:

1) создает сертификаты ключей проверки электронных подписей ивыдает такие сертификаты лицам, обратившимся за их получением(заявителям);.

1. Удостоверяющий центр осуществляет создание и выдачусертификата ключа проверки электронной подписи на основаниисоглашения между удостоверяющим центром и заявителем.

1. Удостоверяющий центр, получивший аккредитацию, являетсяаккредитованным удостоверяющим центром. Аккредитованныйудостоверяющий центр обязан хранить следующую информацию.

1. Аккредитация удостоверяющих центров осуществляетсяуполномоченным федеральным органом в отношении удостоверяющихцентров, являющихся российскими или иностранными.

1. Квалифицированный сертификат подлежит созданию сиспользованием средств аккредитованного удостоверяющего центра.

2. Квалифицированный сертификат должен.

1. При выдаче квалифицированного сертификата аккредитованныйудостоверяющий центр обязан:

1) установить личность заявителя — физического лица,обратившегося к нему.

1. Сертификаты ключей подписей, выданные в соответствии сФедеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ «Об электроннойцифровой подписи», признаются квалифицированными.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня егоофициального опубликования.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Федеральный закон от 10 января 2002 года N 1-ФЗ»Об электронной.

Источники


  1. Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.

  2. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2013. — 784 c.

  3. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 226 c.
Фз о электронной подписи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here