Что принесет новая реформа работницам текстильной промышленности

Полная информация в статье на тему: "Что принесет новая реформа работницам текстильной промышленности" с объяснением от специалистов. По всем вопросам обращайтесь к дежурному специалисту.

Экономическая реформа 1965 года

Что этот Косыгин придумал? Какие реформы? Зачем они нужны? Кому это надо? Кто это понимает? Работать нужно лучше, вот и вся проблема.

Сразу после прихода к власти Брежнева перед ним встал острый вопрос – нужна была экономическая реформа, поскольку последние 5 лет деятельности Хрущева привели к ужасающим последствиям. Поэтому буквально все, начиная от простых граждан, и заканчивая руководителями ЦК, понимали – реформы нужны. Но почему экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть все нюансы проводимых изменений в сельском хозяйстве и в промышленности.

Экономическая реформа 1965 года делала главную ставку на модернизацию сельского хозяйства и промышленности. Занялся ей Косыгин, которого убрали после первых положительных результатов, после чего началось падение экономики СССР.

Аграрная реформа 1965 года и ее результаты

В марте 1965 года руководство СССР объявляется о начале реформы в аграрном секторе. Основные идеи данной реформы были следующими:

  • Государство повысило закупочные цены для совхозов и колхозов.
  • За перевыполнение плана выращивания сельхоз продукции государство устанавливало надбавку к закупочной стоимости +50%.
  • Закупочные цены утверждались на 10 лет, что давало аграриям гарантии.
  • Колхозникам теперь выплачивалось гарантированное жалование, а не трудодни, как то было раньше.
  • Государство направляло большие суммы денег на оснащение колхозов и совхозов материально-технической базой.
  • Снятие всех ограничений на ведение подсобного хозяйства.

Сами идеи реформы были здравыми, руководство партии хотело не просто улучшить положение сельского хозяйства, но и усилить контроль над ним со стороны Министерств. В результате получилось немного не то, о чем изначально говорил Брежнев. Достаточно посмотреть на список выше, чтобы понять, что там есть как положительные, так и отрицательные стороны, которые в дальнейшем проявились в полном объеме.

Положительные моменты аграрной реформы

Безусловно, увеличение закупочной стоимости, дополнительная плата за перевыполнение плана и длительные гарантии на закупку – это то, что колхозам было необходимо. Об этом мало говорят, но факт заключается в том, что все совхозы и колхозы были убыточными. У всех были долги. Не случайно ведь и реформы Хрущева и реформы Брежнева во главу угла ставили то, что долги с колхозов должны списываться. Откуда взялись эти долги? Главная причина в том, что долгие годы государство фактически обворовывало крестьян, выкупая их продукцию за бесценок. Начиная с 1965 года эта тенденция ломалась.

Отрицательные моменты аграрной реформы

Но было в аграрной реформе и то, что привело к «застою» — фиксированная оплата труда колхозникам. Раньше колхозник получал деньги за трудодни, а также имел доплаты за выполнение плана производства (выращивания). Например, человеку было нужно отработать 20 дней, собрать 250 килограмм картошки, а государство за это ему платило 50 рублей (цифры приведены только для примера). Теперь же картина менялась. Человек получал свои 50 рублей вне зависимости от того сколько он соберет картошки за 20 дней работы. Даже если он соберет не 250 килограмм, а 10 – он в любом случае получит свои 50 рублей. С одной стороны это давало гарантии и социальную обеспеченность колхозникам, но с другой стороны это напрочь убивало мотивацию работать и добиваться результатов.

Результаты экономической реформы в аграрном секторе

Главная ставка в экономическом развитии сельского хозяйства руководство страны сделало на полное обеспечение своей страны зерном и продуктами питания. Но сделать этого не удалось, более того остальные показатели были не менее «впечатлительными»:

  • Удалось повисеть рентабельность аграрного сектора. Для совхозов она стала 22%, а для колхозов – 34%.
  • Сокращение пахотных земель. Начиная с 1965 и о момента развала СССР пахотные земли сократились на 22 млн гектар.
  • Хозяйство велось крайне неэффективно. В некоторых областях потери продукции составляли до 40%. Минимальный порог – 20%. То есть 1/5 часть всей продукции просто пропадала.
  • Ошибки в руководстве привели к обострению экологических проблем внутри страны.

В итоге СССР, у которого было больше всех черноземных земель для пашни среди всех стран мира стал закупать зерно и продукцию питания за границей! Эти элементы начались при Хрущеве, а при Брежневе негативную тенденцию переломить не смогли.

Реформы в промышленности: замыслы и результаты

Предыдущие поколения коммунистов всегда выбирали для реформирования одно из дух направлений:

  • Совершенствование производства.
  • Стимулирование работников.

Правительство Брежнева решило поступить иначе, выбирая не один из пунктов, а оба. Сама реформа промышленности СССР началась в 1965 году и была обусловлена тем, что Хрущев и эту отрасль экономики довел до плачевного состояния. Экономическая реформа 1965 года в сфере промышленности имела гораздо более позитивные результаты, чем реформирование сельского хозяйства.

Ключевые аспекты реформы:

  • Поощрение предприятий. Для этого часть прибыли оставлялась на развитие самому предприятию. При этом деньги делились в 3 фонда: материальное стимулирование (выплата премий), социально-культурное развитие (путевки рабочим, билеты и так далее) и бытовое развитие (строительство жилья, объектов досуга).
  • Совнархозы заменены Министерствами. Решения в экономике должны были принимать отраслевые министерства. Они создавали планы, которые предприятия могли корректировать под свои возможности.
  • Изменение системы планирования производства. Во-первых, было существенно сокращено количество плановых показателей. Во-вторых, результат работы теперь мерялся не по производимой продукции, а по реализованной. То есть количество заменялось качеством.
  • Предприятия наделялись элементами самостоятельности. Кроме того, что им оставляли часть доходов, предприятия получали право производить хозрасчет между собой.
  • Увеличение премий работникам. Предприятия финансово мотивировали сотрудников увеличивать результаты.

Это ключевые аспекты реформы. Даже глядя на них очевидно, что экономическая реформа 1965 года была достаточно ограничена. Тем не менее она очень скоро дала положительный результат. Уже к 1970 году уровень промышленного производства вырос на 50%, было построено порядка 1900 новых предприятий. Но вместе с тем стало очевидно, что дальше улучшить эти показатели СССР не может. Более того экономика страны перешла к упадку, который лучше всего демонстрирует следующий график.

Возникает вопрос – почему все ключевые показатели развития экономики после 1970 года пошли на спад? Тут все просто – число трудоспособного населения снижалось с каждым годом, добыча полезных ископаемых становилась все дороже, оборудование устаревало физически и морально, увеличивались расходы на оборону.

Основная причина того, что экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов заключается в том, что экономическая модель СССР себя изжила. В основе этой модели лежало отрицание всего нового. Поэтому локальные результаты были неплохими, но на длительном временном интервале – отрицательными.

Почему экономические реформы 1965 г не дали ожидаемых результатов?

Есть целый комплекс причины, из-за которых это произошло:

  • Экономические основы изменены не были. Брежнев пытался поверхностными изменениями решить глобальные проблемы, но, увы, это невозможно.
  • Противоречия в партии. Для решения глобальных задач должно быть единство, но его не было и каждый тянул одеяло в с вою сторону.
  • Экономика для ЦК КПСС была менее важна, чем идеология. Даже когда стало очевидно, что экономика СССР в очень плачевном положении, все равно речь была примерно такой – как-нибудь проживем, главное не трогать постулаты социализма и партийной гегемонии.
  • Противоречия. Предприятия наделили элементами самостоятельности, но зачастую их самостоятельные решения шли в противоречие с мнением Министерств.

[2]

Одной из причин было то, что в СССР существовало (строилось) большое количество гигантских заводов. В результате они имели монопольное положение в стране. В следствии же того, что предприятиям давались экономические послабления, страдало качество продукции в виду отсутствия конкуренции. В ответ на это правительство ужесточило нормы проверки качества продукции. На первый взгляд это шаг абсолютно правильный, но на практике он привел к тому, что продукция подорожала, а также наступил ее дефицит. В итоге реформа развивалась, но результатов положительных не было. Более того ежегодно все большее число товаров привозились из заграницы, поскольку промышленность СССР не могла обеспечить граждан всем необходимым. Ведь не решалась одна из главных проблем – недостаток продукции массового потребления. Вот, что по этому поводу писал А.А. Громыко.

Многие члены Политбюро искренне убеждены, что монопольные предприятия, гигантские стройки и тяжелая промышленность требуют неоправданных затрат, в то время, как предприятия, работающие на массовое потребление, оказываются в изоляции.

Причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 1970-х – начале 1980-х гг

Причины этого отрыва понятны – в СССР делалось все для тяжелой промышленности и военной техники, по показателям развития которых страна была впереди своих западных «партнеров». Но делалось это за счет экономии на нуждах граждан, ведь в СССР был дефицит практически со всем. Все, кто жил в ту эпоху, рассказывает, что очереди были за товарами из Югославии, Чехословакии, Польши и других стран. Были и собственные товары, но их крайне не хватало. Это и есть явный признак перекоса экономики к тяжелой промышленности. У западных стран этого перекоса не было, поэтому они начали понемногу в этом отношении отставать от СССР.

Читайте так же:  Не корректная или некорректная

Кроме того был еще 1 момент, который затормозил развитие экономики СССР и привел к отставке Косыгина – увеличение цены на нефть и газ. Брежнев со своим окружением решили, что экономическая реформа 1965 года уже свое отжила, а дальше страна будет жить за счет продажи топлива. Косыгина убрали, кризис усилился. Поэтому причины того, что экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов следует искать в решениях ЦК, где си дели люди искренне убежденные, что реформы не нужны, что можно обойтись не реформированием, а небольшим косметическим ремонтом. Но они очень сильно ошибались…

Неприкосновенные люди труда: тяжелая работа осталась вне пенсионной реформы

Москва, 19 июня. Правительство предложило масштабную пенсионную реформу, направленную на продление трудоспособного возраста и повышение пенсий.

Логика проста: условия жизни и качество здравоохранения за последние десятилетия в стране заметно улучшились, в большинстве своем люди способны работать и зарабатывать и в 55, и в 60, и даже в 65 лет, если, конечно, это не тяжелый физический труд и не труд, связанный с прямой угрозой здоровью. А если тяжелый? А если связан? Для этих категорий трудящихся не меняется ровным счетом ничего — выходить на пенсию они будут в том же возрасте, что и при нынешней системе.

Кстати, системе этой скоро могло бы исполниться сто лет. Как известно, до конца 20-х годов прошлого века никакой пенсии в России не было вообще. А вводить их начали прежде всего для рабочих текстильной промышленности. Нужно ли объяснять, какими были тогда условия их труда? Как окрашивалась ткань, какими парами дышали люди?

Только 1929 году были введены пенсии для рабочих горной, металлургической и электро- промышленности, железнодорожного и водного транспорта. В 30-х годах к ним «подтянулись» рабочие других отраслей. Еще раз — рабочие! Да и средняя продолжительность жизни в стране составляла — страшно себе представить — 43 года. Хорошая цифра для тех, кто сегодня любит повторять миф про «до пенсии не доживаем».

Постепенно к рабочим профессиям добавлялись другие, и лишь в 1956 году пенсионная система сложилась примерно в том виде, в каком и дошла до наших дней: 60 лет — возраст выхода на пенсию для мужчин, 55 — для женщин. В сложные послевоенные годы!

Постепенно вводились и досрочные пенсии. Они как раз и полагаются тем, чья работа сопряжена с угрозой здоровья напрямую. Это не «белые воротнички», не «офисный планктон», это люди, которые работают прежде всего руками, а не языком. И не пальцами по клавиатуре.

Условия труда и качество жизни действительно изменились, современный 60-летний мужчина и уж тем более 55-летняя женщина — не те, какими были их родители. В этом плане повышение пенсионного возраста оправдано.

Как оправдано и то, что реформа не коснется целого ряда категорий «досрочников»: шахтеров, работников судов и горячих цехов, рабочих железнодорожного транспорта и метрополитена, водителей грузовиков на карьерах и в рудниках, ткачих, геологов, топографов, работников, занятых на обработке и добыче рыбы и морепродуктов, трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, водителей городских трамваев, автобусов и троллейбусов, спасателей, пилотов и инженерно-технический состав аэропортов. Ниже приводится полный список таких лиц.

«У граждан, которые работают на вредных производствах, там, где особо тяжелый и опасный труд, работоспособность с возрастом теряется больше, чем у граждан, которые заняты больше интеллектуальным трудом. С этой точки зрения все логично», — пояснил в интервью изданию «Взгляд» руководитель ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Михаил Дымочка.

Занятые на трудных производствах граждане станут по-прежнему выходить на пенсию раньше других — в том же самом возрасте, что и сейчас. В основном это 50-55 лет для мужчин и 45-50 лет для женщин. Что же для них изменится? Только размер пенсии, которая станет больше. По подсчетам правительства, рост пенсий благодаря реформе, наконец, станет ощутимым — каждый год их ежемесячный размер будет увеличиваться примерно на одну тысячу рублей в год. В годовом выражении это прибавка в 12 тысяч рублей.

Такое положение пенсионной реформы кроме прочего имеет важное социальное значение. Оно должно помочь экономическому росту страны и привести на заводы и на производство молодежь, которая сейчас массово работает в офисах и в сфере обслуживания продавцами, маркетологами и консультантами.

Читайте так же:  Выплата жилищной субсидии военнослужащим

Итак, вот полный список категорий, на которые не распространяется пенсионная реформа. Выражаясь официальным языком, это «граждане, работающие на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда, в пользу которых работодатель осуществляет уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, устанавливаемых по результатам специальной оценки условий труда, а именно»:

  • трактористы-машинисты в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (женщины);
  • рабочие, мастера на лесозаготовках и лесосплаве, вкл. обслуживание механизмов и оборудования (мужчины и женщины);
  • водители автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах (мужчины и женщины);
  • спасатели в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях (мужчины и женщины).

Что принесет новая реформа работницам текстильной промышленности

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 июня 1992 N 22

Министерства труда и занятости населения Российской Федерации

постановляет:

Утвердить согласованное с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации прилагаемое разъяснение «О порядке применения Списка производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1992 года N 130».

Первый заместитель министра
труда и занятости населения
Российской Федерации
В.Космарский

Разъяснение Минтруда России от 15.06.92 N 22 «О порядке применения Списка производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах . «

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Министерства
труда и занятости населения
Российской Федерации
от 15 июня 1992 года N 22

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 июня 1992 года N 6

Министерство труда и занятости населения Российской Федерации по согласованию с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации

Работницам производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает им право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет, в специальный стаж для назначения пенсий на льготных условиях включаются также периоды работы, когда их профессии имели другие наименования, согласно приложению.

Приложение. Перечень применявшихся до 1992 года наименований профессий, работа в которых дает работницам текстильных производств право на получение пенсии по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не .

Приложение
к разъяснению Министерства
труда и занятости населения
Российской Федерации
от 15 июня 1992 года N 6

Перечень
применявшихся до 1992 года наименований профессий, работа в которых дает работницам текстильных производств право на получение пенсии по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет

Хлопчатобумажное, ватное, льняное, шерстяное, шелковое, пенько-джутовое, трикотажное, текстильно-галантерейное и валяльно-войлочное производства; текстильные цехи (участки, отделения) в производствах искусственного и синтетического волокна.

Наименование профессий, предусмотренных в Списке

[3]

Наименование профессий по ранее действовавшим ТКС

Социально-экономическое развитие. Социальная политика в рассматриваемый период (1725–1762 гг.) носила крепостнический, продворянский характер

Социальная политика в рассматриваемый период (1725–1762 гг.) носила крепостнический, продворянский характер. Отличительной чертой социального развития России стало значительное расширение прав и привилегий дворянства. После 1725 г. социальные реформы были направлены на постепенное «освобождение» дворянства от обязательной государственной службы. Дворяне, занимая руководящие должности в армии и гражданской службе, активно содействовали верховной власти в осуществлении этого процесса.

В 1730 г. по требованию дворян петровский указ о единонаследии (1714) был отменен как ограничивающий помещиков в праве распоряжаться частной собственностью. Указ 1714 г. предписывал оставлять недвижимое имущество только одному наследнику, как правило − старшему сыну. Остальные могли получить движимое имущество и деньги. Указ преследовал две цели: хозяйственную и социальную. Предотвращалось дробление крупного землевладения, что обеспечивало его хозяйственную устойчивость. Оставшиеся без недвижимости дворяне должны были поступать на военную и гражданскую службу.

Одновременно с сокращением срока службы дворянство добивалось монопольного права владения крепостными крестьянами. В сословной иерархии крестьяне (крепостные и государственные)занимали самую низшую ступень. Крепостное право продолжало расширяться припиской и пожалованием. Приписка состояла в том, что люди, не относящиеся к основным сословиям общества, были «обязаны найти себе господина, записаться в подушный оклад за каким-либо лицом».

Таким образом, по второй и третьей ревизии (1742 и 1762 гг.) в крепостную зависимость попали мелкие разряды лиц, прежде свободных: незаконнорожденные, вольноотпущенники, бродяги, дети солдат, заштатные церковнослужители, пленные инородцы и т.п.

В интересах дворян по указу 1736 г. недворянам запрещалось приобретать деревни, в жертву приносились и потребности владельцев крупных мануфактур. В 40-х годах это право было возвращено владельцам привилегированных мануфактур. Вместе с тем, исходя из пожеланий родовитой аристократии, указам 1746, 1754, 1758 гг. предоставлялось право только потомственным дворянам покупать земли с крестьянами. Однако «личные» дворяне, сделавшие карьеру при Петре I благодаря своим заслугам в 1756 и 1760 годах, были лишены права иметь за собой деревни и относиться к дворянскому сословию. Это было уступкой родовой знати. Государство возвело социальный барьер между представителями родового дворянства и потомственной аристократии.

Итак, в период дворцовых переворотов дворянство получило ряд социальных привилегий (монопольное право на владение крестьянами и землей),, расширились судебно-полицейские полномочия помещиков по отношению к крепостным. Одновременно с усилением позиций в отношении крепостных крестьян дворянство консолидировалось в господствующее сословие Российской империи.

18 февраля 1762 г. император Петр III издал манифест «О вольности дворянства»
(разработанный генерал-прокурором А.И. Глебовым), имевший большое общественно-политическое значение. В соответствии с этим правовым актом дворянство освобождалось от обязательной государственной службы (военной и гражданской), существовавшей в России на протяжении длительного периода. Дворяне сами могли выбирать, служить им или нет, что определялось их личными возможностями к существованию. Указ способствовал оседанию их в поместьях и развитию крепостного хозяйства. Дворянам было позволено беспрепятственно выезжать за границу, за ними закреплялись командные должности в армии, центральной и местной администрации. Указ о вольности дворянства стал последним этапом в борьбе этого сословия за свои права. Дворянство постепенно эволюционизировало по пути превращения из служилого сословия в привилегированное.

В социальной политике 40–50-х годов заметны тенденции к некоторому облегчению податного гнета. В декабре 1741 г. императрица Елизавета Петровна простила крестьянам недоимки за период с 1719 по 1730 год и ликвидировала Доимочную комиссию при Сенате, безуспешно занимающуюся их «выколачиванием». В декабре 1752 г. были прощены и недоимки за время до 1747 г.

Читайте так же:  Ответственность школы за ученика

Вместе с тем жизнь крепостных определялась вотчинными инструкциями, регламентировавшими не только повинности крестьян, но и их хозяйственную инициативу, семейную и духовную жизнь.

Сельское хозяйство

. Определенный рост сельскохозяйственного производства в России был связан, прежде всего с колонизацией плодородных земель, а не с повышением производительности труда и использованием техники.

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако свободная колонизация была ограничена крепостным состоянием половины крестьянства и прикреплением к общине государственных, монастырских дворцовых крестьян. К середине XVIII в. ясно обозначилась географическая линия, отделявшая губернии с преобладанием разных типов феодальной ренты (доход собственника земли и рабочей силы по праву монопольного владения поместьями и крепостными) – барщины и оброка. В нечерноземных губерниях земля не давала высоких урожаев, поэтому крестьяне основную часть ренты зарабатывали промыслами, торговлей, работой в городах. В черноземных губерниях земля давала хорошие урожаи, и помещики использовали барщину.

С середины XVIII в. прослеживается тенденция увеличения оброчных платежей, а также времени и объемов крестьянской работы на помещичьем поле. Основным стимулом для повышения нормы эксплуатации стало втягивание дворян в товарно-денежные отношения посредством продажи зерна, в том числе на экспорт, создания вотчинных мануфактур, приобретения импортных товаров.

При посредничестве помещиков в крестьянское хозяйство внедрялись новые сельскохозяйственные культуры (картофель, помидоры). Дворяне, такие как А.Т. Болотов, впервые начали применять многопольный севооборот, более совершенные методы обработки земли.

Итак, середина XVIII в. ознаменовалась прогрессом в сельском хозяйстве, который обеспечивался вовлечением в хозяйственный оборот присоединенных к России южных и восточных территорий.

Промышленность

. К 1725 г. в России имелось 205 мануфактур, из которых половина принадлежала казне. Тридцать пять процентов мануфактур приходилось на металлургию; шестнадцать процентов – на текстильную промышленность. В период 1725–1762 гг. продолжается процесс создания мануфактур, постоянно увеличивается объем промышленной продукции. Особенно быстро растет чугунолитейное и медеплавильное производство. Если в 1730 г. работал 31 металлургический завод, то к середине XVIII в. их было около ста. Уже в 1730-е годы выплавка чугуна только на казенных уральских заводах увеличилась на 64,4 %, что позволило России превзойти уровень Англии по этому показателю. В 1740 г. в России уровень выплавки достиг 25 тыс. т, тогда как в Англии – 17,3 тыс. т.

В 1725–1762 гг. государство продолжало приватизацию казенных металлургических предприятий. Быстрыми темпами росла легкая промышленность, особенно текстильная. К середине XVIII в. страна полностью удовлетворяла свои потребности в изделиях легкой промышленности.

В России расширяются старые и появляются новые промышленные районы. Уральский металлургический район включил в себя Башкирию, которая стала центром медеплавильного производства. Центром текстильной промышленности была Москва, но в 40–50-е годы возникают новые мануфактуры по изготовлению сукна, шелка, полотна, парусины и канатов в Ярославле, Серпухове, Иркутске, Астрахани, Тамбове, Иванове.

В последующий период в сфере хозяйства и торговли наблюдался сдвиг в сторону развития купеческого и дворянского предпринимательства, сокращалось непосредственное участие государства в производстве товаров. Многочисленные мелкие мануфактуры появляются в помещичьих имениях. Дворяне получили монопольное право создавать винокурни. Получение прибыли от данного вида деятельности обеспечивалось не только высоким спросом на алкогольную продукцию, но и использованием дворянами сырья своих поместий и дешевого крепостного труда. Среди помещичьих крестьян появляются зажиточные слои, имевшие крупные капиталы (от 50 до 120 тыс. рублей). Эти «капиталистые» крестьяне занимались крупной торговлей, владели мануфактурами, которые записывались на помещиков, так как только они имели право на собственность. Значительная часть доходов крестьян шла в пользу помещиков в виде оброков.

Из-за господства крепостнических отношений в России практически отсутствовала свободная рабочая сила. Государство пошло по пути использования принудительного труда крестьян на казенных и частных мануфактурах. Рабочие кадры формировались из приписанных к заводам государственных крестьян, отрабатывавших оброк промышленным трудом, и купленных мануфактуристами крепостных крестьян. У крепостных работников мануфактур мотивацией к труду в основном являлось принуждение. Указом 1736 г. наемные пришлые работники с членами их семей объявлялись навечно прикрепленными к мануфактурам. Во время проведения в 1743–1747 гг. второй ревизии правительство вновь прибегло к закрепощению наемных работников с помощью таких традиционных форм, как покупка крестьян (посессионные рабочие), приписка государственных крестьян к заводам (приписные), ссылка на мануфактуры нищих, бродяг и каторжан. Таким образом, усилился процесс закрепощения наемных работников для пополнения рабочей силы на мануфактурах. Запрет 1762 г. покупать крестьян к заводам стимулировал применение на купеческих мануфактурах наемного труда оброчных крепостных крестьян. Лишившись дешевой рабочей силы и не располагая сырьем имений, купцы занялись техническим переоснащением мануфактур.

Торговля

. Петровское время ознаменовалось установлением многочисленных государственных монополий на продажу товаров с целью пополнения бюджета. К 1719 г. государство сократило количество монопольных товаров, и далее в эпоху дворцовых переворотов прослеживается тенденция к ликвидации монополий. Купцы имели возможность откупить монополию на экспорт товаров, на продажу водки, соли, на сбор внутренних таможенных пошлин. Откупная система была выгодна казне, поскольку казна получала средства в начале финансового года, и торговцам, так как они имели возможность продавить продукцию по монопольной цене. Сокращение удельного веса монополий и откупов можно было бы рассматривать как развитие рыночных отношений, но позднее государство вернулось к данной практике.

Преемники Петра I являлись сторонниками экономических воззрений меркантилистов, полагавших, что богатство народов образуется в сфере торговли. Отсюда их стремление больше экспортировать и меньше импортировать, чтобы иметь положительный торговый баланс.

Таможенная политика характеризовалась цикличными переходами от протекционизма к фритредерству.

Протекционизм – экономическая политика государства, финансовое поощрение отечественной промышленности за счет стимулирования экспорта, ограничения импорта.

Фритредерство – экономическая политика государства, основанная на свободе торговли.

Таможенные тарифы 1724–1757 гг. отличались жестким ограничением в отношении ввоза импортных товаров, аналоги которых производились в России, и предметов роскоши. Отдельные товары запрещались к ввозу, другие облагались 60–80-процентными пошлинами. В то же время ограничения не распространялись на импорт полуфабрикатов для российских мануфактур и товары, не имевшие аналогов в стране. Высокие пошлины давали казне значительный доход и помогали первоначальному развитию промышленности. Однако протекционизм имел и отрицательные последствия. Импортные товары становились весьма дорогостоящими, а ограждение отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции приводило к появлению дорогих товаров российского производства.

Несмотря на значительное повышение пошлины на ввозимые иностранные товары, объем внешней торговли в 1750-е годы вырос по сравнению с 1725 г. в два раза.

Фритредерский курс проводился в 30–50 годы. В его основе – таможенный тариф 1731 г. Он характеризовался снижением таможенных пошлин на импортные товары до 20 %. Это было выгодно дворянам – основным покупателям заграничной продукции. Либерализация внешней торговли не нанесла серьезного ущерба отечественной промышленности, статистика показывает постоянный рост объемов производства и экспорта в этот период.

Читайте так же:  Как получить офицера в полиции

Важнейшим мероприятием для развития внутренней торговли стала отмена внутренних российских таможен в 1754 г. Реформа П.И. Шувалова ликвидировала таможенные сборы и пошлины. Ликвидация внутренних таможен произошла в России раньше, чем во Франции и Германии. Увеличивается количество ярмарок и торжков. Крупные оптовые сделки совершались Макарьевской, Ирбитской, Свенской и Киевской ярмарками. Все это содействовало началу складывания в России единого экономического пространства, развитию всероссийского рынка.

Таможенная реформа П.И. Шувалова ликвидировала экономическую раздробленность России. Государственный бюджет компенсировал потери от внутренних сборов повышением сборов от экспортно-импортных операций (с 5 коп. до 13 коп. с рубля оборота).

К середине столетия российский бюджет, как и бюджет большинства европейских стран, стал формироваться, прежде всего, за счет косвенных налогов на вино и соль. Также применялась перечеканка серебряных копеек XVII века в легкие серебряные рубли. К 60-м годам XVIII в. содержание серебра в рубле снизилось с 25 до 18 граммов, что давало казне определенный доход, хотя его значимость несопоставима с доходами петровских времен.

В 1754 г. были образованы первые кредитные учреждения России – Дворянский и Купеческий банки. Дворянский банк выдавал помещикам выгодные долгосрочные ссуды под залог недвижимости из шести процентов годовых. Купеческий банк предоставлял краткосрочные ссуды по текущим операциям под залог товаров на тех же льготных условиях. В 1758 г. в Москве и Санкт-Петербурге были открыты конторы, предоставлявшие ссуды под векселя и делавшие некоторые денежные переводы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ РЕФОРМА СЕРЕДИНЫ 60-Х ГОДОВ: ЗАМЫСЛЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Октябрьский (1964) Пленум ЦК КПСС, осудивший субъективизм, волюнтаризм Н.С. Хрущева и сместивший его со всех занимаемых постов, ознаменовал начало нового витка советской истории. Вместе с Хрущевым ушли «участники похода за светлое будущее человечества», «солдаты партии», «бойцы», от которых еще веяло духом революции.

В высшем эшелоне управления окончательно обосновались представители «третьего поколения» советских руководителей. Новые руководящие работники сформировались уже внутри сталинской системы, многие из них начали свою карьеру в годы кровавой «кадровой революции» конца 30-х гг. Это были «исполнители», не приученные принимать решения и брать на себя ответственность; люди, для которых двойная мораль и интриги стали нормой бытия, а разрыв между словом и делом — условием выживания. Этим в значительной мере определялся половинчатый, зигзагообразный характер политики послехрущевского руководства. Во многом по той же причине в пору ответственных действий чрезвычайно возросла в составе высшего эшелона администрации роль первого лица. Им в результате сложной цепи закулисных маневров, интриг и компромиссов стал человек, с именем которого связывают «эпоху застоя».

Леонид Ильич Брежнев (1906-1982) родился в поселке Каменском (г. Днепродзержинск) в семье рабочего-металлурга. Он выдвинулся в годы массовых репрессий, начав карьеру советского и партийного работника с 1937 г. После войны, пройдя школу военной политработы, Брежнев возглавлял партийные организации Запорожья, Молдавии, Казахстана. Во многом благодаря показной преданности Хрущеву оказался на первых ролях в партии и государстве. Группа руководителей, сместивших Хрущева, считала Брежнева временной фигурой. Он не имел дара стратегического предвидения, творческого воображения, сколько-нибудь серьезного образования (в 1935 г. окончил Днепродзержинский металлургический институт). Однако Брежнев хорошо постиг технологию власти и значение благорасположения аппарата, особенно его руководящего ядра.

В противоположность импульсивному Хрущеву, Брежнев стремился создать себе имидж рассудительного «отца семейства», который и шагу не ступит без совета с товарищами. Довольно быстро он окружил себя верными соратниками по работе на Украине и в Молдавии (Тихонов, Черненко). Во многом такой стиль объяснялся еще и тем, что вследствие разделения после октябрьского 1964 г. Пленума ЦК КПСС высшего государственного и партийного постов Брежнев не имел абсолютной власти. Однако он искал обходные пути, добиваясь все новых обязанностей и постов (руководитель Комиссии по разработке новой Конституции, Председатель Совета Обороны), отодвигая от рычагов реальной власти ближайших соратников: Полянского Д.С., Кириленко А.П., Подгорного Н.В.

Новое руководство страны, насмотревшись на новации и кампании Хрущева, не хотело радикальных изменений и реформ. Брежнев, приняв колоссальную власть, не слишком задумывался о перспективах политического режима, ему претили крутые повороты и резкие подвижки. К тому же после неудач преобразовательной деятельности Хрущева в обществе возник своеобразный «синдром усталости» от перемен, появилось тяготение к более устойчивым формам жизни.

Однако игнорировать объективные требования относительно качественных структурных сдвигов в производительных силах и образе жизни людей, кардинального совершенствования хозяйственного механизма было уже нельзя. После нескольких месяцев заминки реформаторские усилия в сфере экономики были возобновлены.

Сложность и противоречивость решения экономических задач заключалась в том, что для достижения высоких конечных результатов — национального дохода — нужно было перевести производство на качественно иную технологию и сформировать нового работника. Но для перехода к такой технологии требовались крупные накопления, а для более высокого качества жизни- значительно больший фонд потребления. Увеличение же и того, и другого можно было получить только за счет существенного повышения эффективности социалистической экономики.

Еще с конца 50-х гг. среди экономистов велась острая дискуссия о том, как разорвать этот порочный круг. Высказывались интересные идеи о критериях и показателях эффективной социалистической экономики, о согласовании интересов общества и коллектива, о методах планирования и управления, о роли товарно-денежных отношений. Значительную работу в течение ряда лет проделала группа экономистов под руководством Е.Г. Либермана. Наряду с разработкой теоретических вопросов проводились эксперименты в ряде экономических районов страны: Татарской АССР, Белоруссии, Ленинграде, Донецком совнархозе и других.

Таким образом, к середине 60-х гг. были накопленные весьма разнообразные теоретические заделы, отражавшие назревшую необходимость перестройки системы планирования и управления, частично апробированные на практике в ходе экономических экспериментов в масштабе нескольких предприятий или регионов.

Большую роль в подготовке и проведении реформы сыграл А.Н. Косыгин, возглавивший с 1964 г. Совет Министров СССР. Еще в 1939 г. он стал наркомом текстильной промышленности, почти четверть века выполнял функции заместителя премьера, сумев не только пережить трудные времена, но и остаться одной из главных фигур в управлении экономикой.

В сентябре 1965 г. вопрос о хозяйственной реформе был вынесен на Пленум ЦК КПСС, который принял постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства». В октябре 1965 г. оно было конкретизировано в совместном постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства».

Суть реформы можно свести к трем основным направлениям:

Читайте так же:  Двойное гражданство в таджикистане

— изменение структуры управления народным хозяйством;

— коррекция системы планирования;

— совершенствование экономического стимулирования.

Сентябрьский 1965 г. Пленум ЦК КПСС принял решение ликвидировать территориальные советы народного хозяйства и осуществить переход на отраслевой принцип управления промышленностью. Были воссозданы ведомственные монополии в лице союзных и союзно-республиканских министерств, а вместе с ними начала разрастаться бюрократия. Если в 1957 г. в СССР действовали 37 министерств, то в 1974 г. их стало более 60, в 1977 — 80, а к началу 1987 г. — более 100 министерств и приравненных к ним ведомств.

Коррекция системы планирования предполагала ориентировку планов не на достижение роста объемов производства на базе валовой продукции, а на ее реализацию. Результаты хозяйственной деятельности предприятий должны были оцениваться по реализованной продукции, полученной прибыли (рентабельности) и выполнению поставок. Уменьшилось количество плановых показателей.

Совершенствование экономического стимулирования включало изменение системы ценообразования в пользу низкорентабельных производств и улучшение системы оплаты труда. Последняя должна была увязываться не только с результатами индивидуального труда, но и с общими итогами работы предприятий.

Большая роль отводилась развитию прямых связей изготовителей и потребителей, принципу взаимной материальной ответственности в экономических отношениях между предприятиями, заключению хозяйственных договоров.

Согласно реформе 1965 г. на предприятиях создавались три новых фонда:

— фонд материального поощрения, предназначавшийся для премирования работников, вознаграждения их за годовые итоги хозяйственной деятельности, а также для оказания единовременной помощи рабочим и служащим;

[1]

— фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, средства из которого должны были использоваться для улучшения жилищных условий трудовых коллективов (сверх централизованных ресурсов), на строительство и содержание детских учреждений, пионерских лагерей, домов отдыха и санаториев, на другие социальные нужды коллективов;

— фонд развития производства, предназначавшийся для финансирования капитальных вложений по внедрению новой техники, механизации и автоматизации, модернизации оборудования, обновлению основных фондов, совершенствованию организации производства и труда, а также на другие мероприятия, направленные на освоение новых видов изделий, рост производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции и повышение рентабельности производства. Он формировался за счет прибыли, части амортизационных отчислений и выручки от реализации излишних машин и оборудования. С этим фондом были связаны большие надежды на повышение технического уровня производства.

Наряду с реформированием предприятий предусматривалось развитие отдельных отраслей экономики в тех или иных районах, создание территориально-производственных комплексов. В середине 70-х гг. в СССР велась работа над 15 крупнейшими народнохозяйственными программами, в том числе по развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР, созданию Западно-Сибирского территориально-производственного комплекса, строительству БАМа и др.

Одновременно с реформой в сфере промышленности была предпринята попытка разработать эффективную аграрную политику. Мартовский 1965 г. Пленум ЦК КПСС наметил меры по перераспределению национального дохода в пользу сельского хозяйства, повышению закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, более активному решению социальных проблем села. Была подчеркнута необходимость перехода от административных методов управления сельским хозяйством к экономическим, а также широкого внедрения хозрасчета.

Хозяйственная реформа взяла старт в январе 1966 г. На новые условия работы были переведены первые 43 предприятия 17 отраслей промышленности, а к концу 8-й пятилетки свыше 90% всех предприятий в ведущих отраслях народного хозяйства были охвачены реформой.

Первые годы 8-й пятилетки (1966-1970) дали, казалось, обнадеживающие результаты. Динамика экономического роста несколько возросла, была достигнута известная сбалансированность народного хозяйства, улучшилось продовольственное снабжение населения.

С 1967 г. вводится государственная аттестация продукции с присвоением Знака качества.

Благодаря пересмотру оптовых цен с 1968 г. все отрасли промышленности стали рентабельными.

Предпринимались меры, направленные на повышение производительности труда и усиление заинтересованности коллективов предприятий в результатах своей работы.

Возник, в частности, знаменитый щекинский эксперимент. Сущность его заключалась в том, что Щекинскому химкомбинату был определен стабильный фонд заработной платы, а вся экономия этого фонда, полученная в результате повышения производительности труда за счет высвобождения значительной части работавших, поступала в распоряжение коллектива комбината.

И все-таки «достижения» 8-й пятилетки, которую долгое время считали «золотой» и «лучшей», нуждаются в определенном переосмыслении. Оживление трудовой активности во многом стало следствием своего рода «междуцарствования», когда совнархозы были уже ликвидированы, а министерства еще не набрали силу и власть. Среднегодовые темпы увеличения объемов промышленного производства за 1966-1970 гг. составили 8,5%, т.е. сохранились на уровне предыдущей пятилетки. Рост производительности труда получил некоторое ускорение: 5,7% против 4,5 в 1961-1965 гг. Наиболее существенный прирост — в 2,5 раза- был достигнут по прибыли, но это во многом стоит отнести за счет повышения оптовых цен.

Уже с первых шагов проведения реформы стало ясно, что она представляет собой набор разрозненных и противоречивых мер. Под предлогом соблюдения общегосударственных интересов все активнее вводились различные ограничения и регламентации. Фонды развития предприятий оказались под контролем вышестоящих органов. Поощрительные фонды не смогли должным образом стимулировать рабочую силу: предназначенные рабочим премии составляли всего 3% зарплаты. Реформа предприятия не была подкреплена изменениями центрального аппарата, который по-прежнему использовал административные методы руководства. Оценивая на ХХVI съезде КПСС результаты совершенствования хозяйственного механизма, Н.А. Тихонов свел их главным образом к расширению прав и функций министерств. После чехословацких событий 1968 г. стали подвергаться гонениям ученые, выступавшие за расширение использования закона стоимости, рыночные отношения, а само слово «реформа» оказалось под негласным запретом.

В итоге преобразования середины 60-х гг., половинчатые, непоследовательные, не затрагивающие основ существовавшей экономической системы, не связанные с преобразованием других сторон общественной жизни, оказались обреченными на неудачу. Руководство партии и страны во главе с Брежневым проявили полную неспособность принять вызов времени,. перестроить экономику и политику применительно к новому этапу НТР. Провозглашенный октябрьским 1964 г. Пленумом ЦК КПСС курс на научно-продуманное руководство экономикой с учетом действующих экономических законов на деле привел к консервации экономической модели, сложившейся в 30-40-е гг. Становилось ясно: для движения по пути прогресса необходимы не косметические меры, а демонтаж всей отжившей свой век хозяйственно-политической системы.

НАРАСТАНИЕ ЗАСТОЙНЫХ

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.

  2. Скуратовский, М. Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции / М.Л. Скуратовский. — М.: Wolters Kluwer, 2018. — 200 c.

  3. Арсеньев, К. К. Заметки о русской адвокатуре / К.К. Арсеньев. — М.: Автограф, 2015. — 560 c.
Что принесет новая реформа работницам текстильной промышленности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here