Чересполосица земельный кодекс

Полная информация в статье на тему: "Чересполосица земельный кодекс" с объяснением от специалистов. По всем вопросам обращайтесь к дежурному специалисту.

Земельный кодекс

(с изменениями от 30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 22 июля, 31 декабря 2005 г., 17 апреля, 3, 30 июня, 27 июля, 16 октября, 4, 18, 29 декабря 2006 г., 28 февраля, 10 мая, 19 июня, 24 июля, 30 октября, 8 ноября 2007 г., 13 мая, 14, 22, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 17, 24 июля, 25, 27 декабря 2009 г., 22 июля, 29 декабря 2010 г.)

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Юридическая консультация, помощь в Новокузнецке. Составление иска, претензии. Семейный, жилищный, юрист в суд.

Адвокат, страховой автоюрист ОСАГО, споры с застройщиками. Раздел имущества супругов, развод. Наследство.

ЧТО ТАКОЕ ЧЕРЕСПОЛОСИЦА?

Мы с сестрой решили поделить большой (28 соток) земельный участок, доставшийся в наследство от родителей. Наметили план раздела. Но наш юридически грамотный сосед его раскритиковал. Говорит, что получится чересполосица, поэтому право собственности нам не зарегистрируют. Что означает это слово и прав ли сосед?

■ Чересполосицей называют расположение нескольких земельных участков одного хозяйства вразброс, отдельными полосами или вперемежку с чужими земельными участками. Действительно, чересполосица весьма часто возникает в результате раздела земли между наследниками.

Ваш сосед прав, чересполосица не приветствуется. Наоборот,

закон запрещает ее наряду с вклиниванием, вкраплением и изломанностью границ земельных участков.

§ Ст. 11.9 Земельного кодекса РФ

Понравилась статья — поделитесь с друзьями, нажмите на кнопки

ПОЧИТАТЬ ПОХОЖИЕ ВОПРОСЫ

Консультация юриста по телефону
и в офисе

Земельный кодекс РФ 2019

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства
Статья 2. Земельное законодательство
Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством
Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации
Статья 5. Участники земельных отношений
Статья 6. Объекты земельных отношений
Статья 7. Состав земель в Российской Федерации
Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений
Статья 9.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений
Статья 10.1. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Статья 11.1. Утратила силу
Статья 11.2. Образование земельных участков
Статья 11.3. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Статья 11.4. Раздел земельного участка
Статья 11.5. Выдел земельного участка
Статья 11.6. Объединение земельных участков
Статья 11.7. Перераспределение земельных участков
Статья 11.8. Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки
Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

Статья 12. Цели охраны земель
Статья 13. Содержание охраны земель
Статья 14. Использование земель и земельных участков, подвергшихся загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами

Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц
Статья 16. Государственная собственность на землю
Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
Статья 18. Собственность на землю субъектов Российской Федерации
Статья 19. Муниципальная собственность на землю

Статья 20, статья 21. Утратили силу
Статья 22. Аренда земельных участков
Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
Статья 24. Безвозмездное пользование земельными участками

Статья 25. Основания возникновения прав на землю
Статья 26. Документы о правах на земельные участки
Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков
Статья 28, статья 29, статья 30, статья 30.1, статья 30.2, статья 31, статья 32, статья 33, статья 34. Утратили силу
Статья 35. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение
Статья 36. Утратила силу
Статья 37. Особенности купли-продажи земельных участков
Статья 38, статья 38.1, статья 38.2, статья 39. Утратили силу

Статья 39.21. Случаи обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
Статья 39.22. Условия договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

Статья 39.23. Основания для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Статья 39.24. Лица, заключающие соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Статья 39.25. Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Статья 39.26. Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.27. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой
Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности
Статья 39.29. Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

Статья 39.30. Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации
Статья 39.31. Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации
Статья 39.32. Основания и порядок прекращения прав третьих лиц на земельный участок, безвозмездно передаваемый из федеральной собственности

Читайте так же:  Сдать комнату в коммуналке

Статья 39.33. Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута
Статья 39.34. Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Статья 39.35. Обязанность лиц, использующих земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений
Статья 39.36. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации

Статья 40. Права собственников земельных участков на использование земельных участков
Статья 41. Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков
Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков
Статья 43. Осуществление прав на земельный участок

Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок
Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
Статья 46. Основания прекращения аренды земельного участка
Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного пользования земельным участком
Статья 48. Основания прекращения сервитута
Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Статья 50. Конфискация земельного участка
Статья 51. Реквизиция земельного участка
Статья 52. Условия и порядок отчуждения земельного участка
Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок
Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации
Статья 55. Утратила силу
Статья 56. Ограничение прав на землю
Статья 56.1. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд

Статья 57. Возмещение убытков при ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков
Статья 58. Утратила силу

Статья 59. Признание права на земельный участок
Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения
Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
Статья 62. Возмещение убытков
Статья 63. Утратила силу
Статья 64. Рассмотрение земельных споров

Статья 65. Платность использования земли
Статья 66. Оценка земли

Статья 67. Государственный мониторинг земель
Статья 68. Землеустройство
Статья 69. Организация и порядок проведения землеустройства
Статья 70. Государственный кадастровый учет земельных участков
Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Статья 71. Государственный земельный надзор
Статья 71.1. Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства
Статья 71.2. Административное обследование объектов земельных отношений
Статья 72. Муниципальный земельный контроль
Статья 72.1. Общественный земельный контроль
Статья 73. Утратила силу

Статья 74. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения
Статья 75. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
Статья 76. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями

Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения
Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий
Статья 80. Фонд перераспределения земель
Статья 81, статья 82. Утратили силу

Статья 83. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов
Статья 84. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов
Статья 85. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий
Статья 86. Утратила силу

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
Статья 88. Земли промышленности
Статья 89. Земли энергетики
Статья 90. Земли транспорта
Статья 91. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики
Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности
Статья 93. Земли обороны и безопасности

Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий
Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Статья 97. Земли природоохранного назначения
Статья 98. Земли рекреационного назначения
Статья 99. Земли историко-культурного назначения
Статья 100. Особо ценные земли

Статья 101. Земли лесного фонда
Статья 102. Земли водного фонда
Статья 103. Земли запаса

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Земельный адвокат Маковеев Сергей Иванович

С 2003 года я веду дела в судах, а с 2010 года по настоящее время специализируюсь на земельных спорах. Работаю по Москве, по Московской области и соседним областям. Мой телефон: +7 906 074 76 14 (только для записи на прием).

О дроблении земельных участков и образовании многоконтурных земельных участков при жилых домах

При разделе жилых домов и земельных участков, особенно в районах старой застройки, нередко расположение частей дома, выделяемых собственникам, не позволяет выделить каждому из них отдельный участок единым массивом. В таких случаях суды либо отказывают в разделе общих земельных участков, либо все-таки делят их и выделяют кому-то из собственников участки, состоящие из нескольких частей (контуров), так называемые многоконтурные земельные участки. Мне представляется, что выделение многоконтурных земельных участков при жилых домах не соответствует закону по следующим причинам.

Читайте так же:  Где в россии выплачивают самые высокие и самые низкие пенсии

Земельный кодекс РФ и Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не знают понятия многоконтурного земельного участка. Оно было дано в письме Минэкономразвития РФ от 16 января 2009 г. № 266-ИМ/Д23 «О многоконтурных земельных участках».

В данном письме Минэкономразвития РФ разъяснило вопросы выполнения кадастровых работ, осуществления государственного кадастрового учета и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков, границы которых представляют собой несколько контуров (многоконтурные земельные участки), принимая во внимание особую актуальность вопросов вовлечения в гражданский оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения и оформления прав на земельные участки организаций трубопроводного транспорта, организаций, эксплуатирующих линии электропередачи и линии связи, и иных организаций, эксплуатирующих линейные объекты.

При этом ведомство отметило, что действующим законодательством не предусмотрено присвоение земельным участкам наименования «многоконтурный земельный участок».

Как видим, понятие «многоконтурный земельный участок» введено для вовлечения в гражданский оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения и оформления прав на земельные участки организаций трубопроводного транспорта, организаций, эксплуатирующих линии электропередачи и линии связи, и иных организаций, эксплуатирующих линейные объекты.

В письме Минэкономразвития РФ от 22 декабря 2009 г. № 22409-ИМ/Д23 «Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, осуществления такого учета и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках» прописано более конкретно, что многоконтурным земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров.

В названном письме Минэкономразвития РФ также указано, что каждый контур границы многоконтурного земельного участка отделяется от других контуров его границы иными земельными участками или землями (т.е. контуры границы многоконтурного земельного участка не имеют общих характерных точек границ).

В письме подчеркивается, что образование многоконтурных земельных участков не нарушает требований п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ в части недопустимости чересполосицы при образовании земельных участков. Однако в сущности речь идет о чересполосице, под которой понимается расположение нескольких земельных участков одного хозяйства вразброс, отдельными полосами, вперемежку с чужими земельными участками. Очевидно, что такой чересполосицы не избежать при оформлении земельных участков под линейными объектами, например, под опорами линии электропередачи. Поэтому для подобных случаев и было введено понятие «многоконтурный земельный участок».

Вместе с тем нет никаких законных оснований излишне дробить земельный участок при жилом доме и выделять одному из собственников несколько чересполосных участков, называя их многоконтурным земельным участком. В соответствии с п. 6 ст. 11.9. ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.

Собственник, которому выделен многоконтурный земельный участок, как правило, не может нормально использовать все части (контуры) своего участка, без использования смежного участка другого собственника, например, для прохода от одного контура к другому. Поэтому правильнее было бы вести речь не о разделе, а об определении порядка пользования общим земельным участком при доме с выделением участков общего пользования (дорожек для прохода и т.п.).

Недопустимость выдела многоконтурных земельных участков при жилых домах поддерживается судами в большинстве случаев. Так, Московский областной суд по одному из дел указал: «Другие варианты раздела земельного участка N 1 — 4, 6 заключения экспертизы неприемлемы в силу того, что они определяют один из выделяемых земельных участков многоконтурным (варианты N 3, 4) или фактически делят один из выделяемых земельных участков на две части с проходом между ними (варианты N 1, 2, 6)».

По другому спору о разделе дома и земельного участка Московский областной суд указал следующее: «Истцами также были заявлены требования о выделе их доли земельного участка в натуре. Однако, суд отказал в удовлетворении данного требования, так как оба варианта, представленные экспертом, предполагают образование многоконтурных участков, площади которых менее нормы предоставления, установленного органом местного самоуправлении, с оставлением части участка в общей долевой собственности для прохода площадью 69 кв.м. …Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции».

Таким образом, выделение многоконтурных земельных участков при разделе общего участка при жилом доме не основано на законе. Если суды принимают такие варианты раздела, то скорее, для того, чтобы хоть как-то развести собственников по разные стороны границ их участков и снизить вероятность конфликтов в будущем.

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Российское законодательство определяет требования, предъявляемые к образуемым и измененным земельным участкам.

Законодательство, регламентирующее градостроительную деятельность, определяет основные требования, предъявляемые к новообразованным или другим способом измененным земельным участкам, которые достаточно конкретно описаны в градостроительных и других регламентах, определенных в земельном законодательстве.

Основные требования к образуемым и измененным участкам

На текущий момент для воплощения в жизнь устойчивого экономического развития всей территории страны государственная политика вынуждена эффективно использовать природные и, в частности, земельные ресурсы, то есть соблюдать предельный минимальный размер земельного участка и нормы предоставления участков, указанные в законодательстве.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, земля должна активно вовлекаться в гражданский оборот, а это неминуемо влечет за собой образование новых ее участков и их изменения.

Основным документом, оговаривающим земельные отношения, в этих вопросах является соответствующий Кодекс и требования к образуемым и претерпевшим изменения земельным участкам достаточно четко указаны в названном документе:

  • Главным из таких требований является четкое соблюдение максимальных и минимальных размеров, указанных в градостроительных регламентах и в государственных законах, в зависимости от области их действия.
  • Обязательно следить, чтобы при образовании или изменении участков отсутствовали пересечения их установленных границ с существующими линиями, ограничивающими территорию муниципальных образований или населенных пунктов.
  • Нельзя допускать появления таких участков земли, которые делают невозможными использование уже построенных на них строительных объектов в соответствии с видом их использования, определенного согласно закону.
  • Раздел или другое образование участков обязаны соответствовать ограничениям и обременениям, не разрешающим их целенаправленное использование, согласно установленному в законодательстве.
  • Не допустимо появление в результате образования или изменения участков недостатков, мешающих рациональному использованию земли или способствующих его невозможности: вклинивания, вкрапления, чересполосицы или чрезмерной изломанности границ, а также невозможности законных построек.

При образовании или изменении земли, относящейся к государственной или районной собственности, эти правила являются необходимыми требованиями, обязательными для соблюдения.

Предельные минимальные и максимальные размеры участков. Градостроительный регламент и предельные размеры участков, предназначенных для сельхозназначения.

Предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с Земельным кодексом России и могут включать в себя следующие параметры:

  • площадь минимальных или максимальных размеров участков;
  • отступы от их границ, для более конкретного определения места расположения зданий, построек и сооружений, которое допустимо с точки зрения техники безопасности при расположении нового объекта;
  • предельная высота таких объектов или максимально допустимое количество этажей;
  • ограничение размеров застройки в границах участка, которое определяется как отношение возможной для застройки площади на всем участке к его общей площади;
  • некоторые другие показатели.
Читайте так же:  Перерасчет пенсии после начисления, когда это возможно

Для каждой территориально ограниченной зоны градостроительный регламент устанавливает предельные параметры разрешенного капитального строительства объектов или их реконструкции.

Некоторые требования к архитектурным решениям тоже могут ограничивать строительство, например, по внешнему облику объекта, по цветовому решению или другим характеристикам архитектурно-стилистического характера.

В территориальных зонах могут быть выделены отдельные подзоны, где могут быть размещены земельные участки сходного разрешенного использования, но имеющие различные максимальные или минимальные размеры или другие предельные параметры самих участков или объектов разрешенного строительства, реконструкции или сочетания их с прочими параметрами.

В границах особых экономических зон использование земельных участков определяется особыми органами управления для таких регионов. Необходимо учитывать, что градостроительный регламент не может устанавливать предельные размеры для земель сельскохозяйственного предназначения.

Граничные пределы устанавливаются для таких участков исполнительными федеральными органами в соответствии с действующим законодательством.

Нормы предоставления земельных участков

Нормы предоставления земельных участков для пользования граждан, предоставляемых для крестьянских хозяйств, садоводства и огородничества, животноводства или строительства дач из земель, не относящихся к муниципальной или государственной собственности, устанавливаются в законах субъектов РФ для каждого отдельного органа местного самоуправления.

Максимальные нормы предоставления земельных участков, разрешенные для бесплатного пользования гражданами, установленного в перечисленных правилах для определенных целей, регламентированы в:

  • федеральных законах — из земли, находящейся в федеральной собственности;
  • законах субъектов РФ — из земель, принадлежащей этим субъектам;
  • нормативными актами местного самоуправления — из земель, отданным им в собственность.

Однако для целей, не указанных в специально отведенной для этого статье, земли отводятся согласно установленным для этого правилам: нормы предоставления земельных участков для таких случаев регламентированы в проектной, градостроительной или землеустроительной документации.

Невозможность пересечения границ муниципальных образований и населенных пунктов

Землями населенных пунктов принято считать земли, предназначенные для застройки и перспективного развития этих населенных пунктов. Границы таких пунктов отделяют их от земель, предназначенных для других категорий. Они не могут пересекаться с границами муниципальных образований и выходить за их пределы, а также пересекаться с земельными участками, предоставленными для пользования гражданами или же юридическими лицами.

Земли названной категории представляют собой лишь малую часть территории, принадлежащей РФ, но играют достаточно важную роль в социальном и экономическом развитии всего государства.

Для этих земель характерным является высокий уровень антропогенного воздействия и интенсивности использования. С ними связан целый ряд проблем, которые нуждаются в быстром и адекватном решении, а иначе они способны привести к значительному ухудшению качества жизни людей на этих территориях.

[2]

Вкрапливание и изломанность границ на таких землях приводят к неминуемому возникновению большого числа конфликтов самых различных по своей природе интересов, поэтому при образовании новых участков недопустимо разрешать такую оплошность.

Вкрапливание практически недопустимо для ограниченных территорий населенных пунктов, в которых достаточно быстро увеличивается количество транспорта, что вызывает экономические, эстетические, социальные и даже экологические конфликты между владельцами отдельных участков и населением в целом, особенно с учетом постоянно растущего количества персонального автомобильного парка, принадлежащего разным гражданам.

Для отечественного земельного права традиционным является отнесение земель, принадлежащим населенным пунктам, к отдельной категории. Формально федеральное законодательство не предусматривает при этом отдельного правового статуса для различных типов населенных пунктов, хотя для них установлены специальные правила для разграничения возможного использования земель.

Земельным законодательством определена невозможность разрешенного использования объектов недвижимости и земельного участка вследствие образования изломанности, вкрапливания или вклинивания или пересечения их границ с лесопарками, парками или другими территориальными зонами.

Нельзя забывать о том, что земельный участок в первую очередь рассматривается государством как объект государственного кадастрового учета, поэтому его следует рассматривать, как отвечающий задачам, поставленным государством, с учетом реализации административных реформ. Именно этим объясняется невозможность образования земельных участков, при которых будет иметь место вкрапливание или вклинивание или другая невозможность постройки и использования недвижимости с разрешенной для этого целью.

По сути земельным участком можно назвать часть поверхности планеты с определенными законодательным образом границами, соответствующими федеральным законам.

Требования, выдвигаемые к новым земельным участкам, таким образом, обязаны соответствовать этим законам, поэтому в них не могут быть узаконены такие изменения, как вкрапливание, вклинивание или другое уточнение, не допускающее законных возведений объектов недвижимости, которое было бы совершено для разрешенных по законодательству целей.

Требования к образуемым земельным участкам

Содержание:

Большинство законов РФ, осуществляют контроль над появлением новых городов, устанавливают определенные требования, согласно которым происходит формирование образований, разделение, выделение новых участков земли. Данные требования очень четко фиксирует регламент, который описан в законодательстве по распределению земли.

Что считается участком земли?

Это некоторая зона поверхности земли, с четко установленными действующим законом границами.

Как происходит формирование участков земли?

Участки земли формируются в результате раздела, объединения или пересечения общих участков земли. Также их получение осуществляется в результате выдела из общих земельных участков и распределении земли, формирования новых образований, расположенных в собственности у государства и муниципальных служб.

Таким образом, благодаря действующим российским законам все земли или их части становятся собственностью гражданина при оформлении на них права собственности. Исключением являются случаи, которые зафиксированы иными нормативными актами, действующими в России.

Целевым назначением или разрешением на использование данных участков является предусмотренное целевое назначение или разрешенное использование данных земельных участков, которые получились при разделе, выделе, в результате пересечения, объединения или перераспределения. Данное правило распространяется на основе Градостроительного кодекса РФ. Исключением являются иные законы, действующие на территории РФ.

Каким образом происходит образование земельных участков?

Они формируются на основе регламента и заранее оформленного в письменном виде согласия землепользователей, землевладельцев и людей, берущих земли в залог или аренду и установленного регламента.

Перечень земельных участков, которым не требуется написанное ранее заявление:

К этому списку относятся участки земли, расположенные в собственности у государства или муниципалитета. Также к ним можно отнести земли, которыми данные учреждения могут свободно пользоваться без регламента и передавать в собственность иным гражданам.

Как осуществляется образование земельного участка?

  • Если участок земли находится в собственности нескольких граждан, то между ними должно быть заключено специальное соглашение о процедуре использования данного участка земли. Исключением являются выделенные земли, находящиеся в доле от общей собственности. Это относится к землям, предназначенным для сельхозназначения. Порядок их раздела производится на основе закона РФ « об обороте земель сельхозназначения» и на основе регламента.
  • Формирование таких земельных участков происходит в ходе разбирательства в суде. В данном случае согласия собственников или людей, пользующимися землями не требуется.
  • В случае образования участков земли из пересечения тех участков, которые расположены на застроенной территории, на них распространяется Градостроительный кодекс РФ и заключен договор с собственником, имеющим право собственности на данную территорию.

Следует отметить, что все спорные вопросы по поводу формирования земли обязательно решаются только в ходе судебного разбирательства.

Основные требования к образуемым и измененным земельным участкам:

Читайте так же:  Справка об отсутствии запретов на отчуждение

Дополнительные требования к образуемым и измененным земельным участкам:

К образованию предельно допустимых размеров участка земли также применяются следующие нормы предоставления земельных участков:

  • Предельный минимальный размер земельного участка;
  • Возможность небольшого отступа от границ. Это необходимо для более точного определения границ различных сооружений, построек и зданий. Данное требование также основывается на параметрах безопасности и на основе положений Градостроительного кодекса;
  • Определение предельно допустимой высоты таких зданий и последующее выявление количества этажей в них;
  • Ограничение допустимого количества построек на земле. Данный регламент распространяется на основе общих параметров участка и сложенной вместе площади всех имеющихся застроек;
  • Другие важные нормы предоставления земельных участков, помогающие избежать такого неприятного явления как чересполосица.

Необходимо заметить, что обозначение и пересечение границ носит названием межевание. Межевание помогает избежать такого неприятного явления как чересполосица. Такое действие производится с помощью специальных служб. Для определения границ производится такое действие как геосъемка, полученные результаты согласуются с собственниками соседних территорий и только после этого осуществляется фиксация параметров участка. Только после открытия дела участку присваивается кадастровый номер, и он ставится на учет в Росеестр. Владельцу необходимо знать, что дальнейшее вклинивание, действие по смене границ участка должно происходить при четком соблюдении определенного регламента. Если он не соблюден, то на владельца может быть наложен штраф и даже земля может быть изъята.

Также максимальные значения предоставленных земельных участков, разрешенных для бесплатной застройки, регламентируются следующими законными актами:

  • Федеральными законами. Их действие распространяется на земельные участки, расположенные в собственности муниципальных служб;
  • Законами субъектов РФ. Они распространяются только на те земли, которые расположены в зоне действия этих субъектов;
  • Нормативными актами местного самоуправления. Данные законы осуществляют распоряжение теми землями, которые были отданы им в собственность.

Виды ограничений, использующихся к образуемым землям:

  • Изменение параметров земли не следует производить только в том случае, когда ограничения, фиксируемые на старой земле, могли препятствовать оптимальному возделыванию будущего участка в соответствии с его целевым пользованием;
  • Смена параметров не может препятствовать возведению на территории различных объектов недвижимости и их рациональному использованию;
  • Категорически запрещено возделывать земельные участки, расположенные в лесных массивах или заповедной, парковой зоне. Исключением считаются зоны, на которых проводятся геологические исследования почвы, разработка полезных ископаемых, обустройство промышленных и иных коммуникаций, комплексов, водохранилищ или искусственных водоемов.

Статья 11-9. Земельного кодекса РФ
Требования к образуемым иизмененным земельным участкам

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельныхучастков, в отношении которых в соответствии сзаконодательством оградостроительной деятельности устанавливаются градостроительныерегламенты,определяются такими градостроительными регламентами.

2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельныхучастков, на которые действие градостроительных регламентов нераспространяется или в отношении которых градостроительныерегламенты не устанавливаются, определяются в соответствии снастоящимКодексом, другими федеральными законами.

3. Границы земельных участков не должны пересекать границымуниципальныхобразований и (или) границы населенных пунктов.

4. Не допускается образование земельных участков, если ихобразование приводит к невозможности разрешенного использованиярасположенныхна таких земельных участках объектов недвижимости.

5. Не допускается раздел, перераспределение или выделземельных участков, если сохраняемые в отношении образуемыхземельных участков обременения (ограничения) не позволяютиспользовать указанные земельные участки в соответствии сразрешеннымиспользованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить квклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице,невозможности размещения объектов недвижимости и другимпрепятствующим рациональному использованию и охране земельнедостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящимКодексом,другими федеральными законами.

(Статья 11-9 введена Федеральным закономот 22 июля 2008 г. N141-ФЗ — Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2008, N30,ст. 3597)

Земельный кодекс РФ 2019

Глава 1.1. Образование земельных участков

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

Статья 11.1. Утратила силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Статья 11.2. Образование земельных участков

1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;
2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;
3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд;
4) образование земельных участков в связи с установлением границ вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, и военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее — военные городки).
(пп. 4 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ)

(п. 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
5. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
6. Утратил силу с 1 апреля 2015 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.
7. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
8. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

Статья 11.3. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

1. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

2. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
3. Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

Читайте так же:  Адвокат в новосибирске

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
Примечание:
С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ подпункт 2 пункта 3 статьи 11.3 излагается в новой редакции.
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ)

Примечание:
С 1 января 2035 года Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ пункт 4 статьи 11.3 признается утратившим силу.
4. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях их предоставления гражданам в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.
(п. 4 введен Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ)

Статья 11.4. Раздел земельного участка

1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(п. 7 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Примечание:
При выделе доли в натуре образуемые земельные участки должны иметь площадь не менее предельных минимальных размеров земельных участков соответствующего целевого назначения и вида целевого использования. См. Обзор судебной практики.
Статья 11.5. Выдел земельного участка

1. Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
2. При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.
3. Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Статья 11.6. Объединение земельных участков

Статья 11.7. Перераспределение земельных участков

1. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
(абзац введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
2. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.
3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
4. Утратил силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Статья 11.8. Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

[3]

Примечание:
О порядке согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, см. статью 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

[1]

15. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
Примечание:
До 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
16. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Источники


  1. Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.

  2. Правоведение. — М.: КноРус, 2010. — 472 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Статут, 2007. — 128 c.
Чересполосица земельный кодекс
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here